Борис Андреевич Успенский
о правом и левом в иконах, 1973;
Языковая ситуация и языковое сознание в Московской Руси: восприятие церковно-славянского
и русского языка, 1989;
Historia sub specie semioticae [при Петре]
Антиповедение в древней Руси.
Борис и Глеб: восприятие истории в древней Руси. М., 2000. 128 с.
История и семиотика
История русского литературного языка (XI-XVII вв.). М.:Аспект-пресс, 1992. 557 с.
Краткий очерк истории русского литературного языка (XI-XIX вв.). М.: Гнозис, 1994. 242 с.
Крестное знамение и сакральное пространство. Почему православные крестятся справа налево, а католики - слева направо? М.: Языки славянской культуры, 2004. 161 с.
Миф — имя — культура
О дуализме древнерусской культуре в связи с Афанасием Никитиным.
О "заветных сказках" Афанасьева.
Отзвуки концепции «Москва — Третий Рим» в идеологии Петра Первого
Раскол и культурный конфликт XVII века
Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)
Семиотика истории. Семиотика культуры (18 век) Cборник статей, расписаны и здесь. (Избранные труды. Т. 1.).
Солярно-лунарная символика в облике русского храма, 1987
Филологические разыскания в области славянских древностей.
Царь и император. Помазание на царство и семантика монарших титулов. М.: Языки русской культуры, 2000. 140 с.
Успенский Б. Царь и император: Помазание на царство и семантика монарших титулов. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 144 с.
Царь и патриарх: харизма власти в России. Византийская модель и ее русское переосмысление. М.: Языки русской культуры, 1998.
Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен
Царь и Бог. Семиотические аспекты сакрализации монарха в России
Успенский Б.А. Крест и круг: Из истории христианской символики. - М.: Языки славянских культур, 2006, 488 с.
*
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЫСКАНИЯ В ОБЛАСТИ СЛАВЯНСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ
Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей.
М., Изд-во Моск. ун-та, 1982, с. 248.
Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Московского университета.
Р е ц е н з е н т ы:
доктор филологических наук, профессор
Ю. М. Лотман;
доктор филологических наук, профессор
Н. И. Толстой
Монография посвящена исследованию — и в значительной степени реконструкции
— славянского язычества. Помимо собственно филологического материала (лингвистического
и фольклорного) широко привлекаются разнообразные данные из области этнографии,
иконографии, сравнительно-исторической мифологии, истории культуры. Специальное
внимание уделено анализу контаминации христианских и языческих представлений,
имевших место в процессе христианизации Руси, реликты которой сохранялись и в
более позднее время.
Для филологов, этнографов, историков русской культуры.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
ГЛАВА I. КУЛЬТ НИКОЛЫ НА РУСИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1. Особое почитание Николы
2. Культ Николы и иконопись
3. Христианские и языческие напластования: постановка проблемы
ГЛАВА II. НИКОЛА И АРХАНГЕЛ МИХАИЛ
1. Контаминация Николы и Михаила: отражение в форме
имени
2. Контаминация Николы и Михаила: отражение в иконах
2.1. Интерпретация деисусных изображений с Николой
на месте Предтечи
2.2. Интерпретация деисусных изображений с Николой на месте
Христа
3. Сходные функции Николы и Михаила
ГЛАВА III. НИКОЛА И ВОЛОС (ВЕЛЕС)
1. Основной миф и его восточнославянская реализация:
Перун и Волос как манифестации Громовержца и Змея и их христианские заместители
1.1. Никола и другие христианские заместители Волоса
1.2. Илья и Никола в их отношении к Перуну и Волосу
1.3. Георгий и Никола в их отношении к Перуну и Волосу
1.4. Бог и Никола в их отношении к Перуну и Волосу
1.5. “Николин батька” и Никола: их отношение к основному
мифу
2. Сельскохозяйственные функции Николы как отражение
функций Волоса
2.1. Никола как покровитель скота
2.1.1. Рефлексы контаминации Николы и Михаила:
св. Михаил как покровитель скота у русских
2.1.2. Рефлексы контаминации Николы и Михаила: св. Николай
как покровитель скота у западных славян
2.2. Никола как покровитель земледелия
2.3. Никола как народный святой
3. Связь с загробным миром и вытекающие отсюда функции
Волоса и Николы
3.1. Волос и загробный мир; золото как атрибут Волоса
3.1.1. Амбивалентные функции Волоса: связь со
смертью и рождением, болезнью и исцелением
3.2. Никола и загробный мир: связь с богатством,
обилием, плодородием, врачеванием
4. Волос — водяной — Никола
4.1. Никола как покровитель пчеловодства
5. Волос — леший (медведь) — Никола
5.1. Леший (медведь) как манифестация Волоса
5.2. Слепота и хромота как признаки, объединяющие Николу
я лешего (медведя)
5.3. Сходное восприятие Николы и лешего (медведя)
5.4. Никола и медвежий культ: связь с волосом и шерстью
5.4.1. Рефлексы контаминации Николы и Михаила:
св. Михаил и медведь
6. Иконы Николы и языческие идолы
6.1. Скульптурные изображения Николы
6.2. Наказание иконы Николы
7. Некоторые выводы
ЭКСКУРСЫ:
I. “Бог” как название иконы
II. “Русский бог”: к истории фразеологизма
III. “Письмо к св. Николаю” в иностранных сообщениях о России
IV. Никола и Петр: сходные черты
V. Власий, Василий, флор и Лавр как христианские заместители
Волоса~Велеса
VI. Почитание Пятницы и Недели в связи с культом Мокоши
VII. Никола и Георгий: сходные черты
VIII. Великий четверг: связь с культом Волоса
IX. Огненная река в связи с представлениями о том свете
X. “Ирий” как общее обозначение потустороннего мира: соотнесенность
потустороннего мира со змеями
XI. Деньги в похоронном обряде
XII. Функциональная многоплановость Волоса; Волос как “куриный
бог”
XIII. Пасхальные яйца в связи с культом Волоса
XIV. Христосование с мертвыми; Пасха мертвецов
XV. Колдовское выведение змея из яйца
XVI. “Медведь” и “медведица” как наименование участников свадебного
обряда
XVII. Волосы и шерсть в связи с культом Волоса
XVIII. Прядение, тканье, шитье и т. п. в связи с культом Волоса
XIX. Ногти в связи с культом Волоса; соотнесенность волос и
ногтей
XX. Наказание иконы и элементы язычества в народном отношении
к иконам
Цитируемая литература
Список сокращений
Тематический указатель
Ист.: http://www.cultinfo.ru |