Борис Успенский
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЫСКАНИЯ В ОБЛАСТИ СЛАВЯНСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ
(Реликты язычества в восточнославянском культе Николая
Мирликийского)
К оглавлению
XIII. ПАСХАЛЬНЫЕ ЯЙЦА В
СВЯЗИ С КУЛЬТОМ ВОЛОСА (к с. 73)
Мифологическая соотнесенность яйца с противником Бога Громовержца проявляется
и в отношении к пасхальным яйцам (см. вообще о связи пасхальных яиц с языческим
культом: Хагберг, 1906), ср. обычай умываться с пасхального яйца (Иваницкий, 1890,
с. 126; ср. вообще данные об умывании с яйца у Зеленина, 1914—1916, с. 216, 859;
Афанасьева, I, с. 538), что соответствует обыкновению умываться с золота (ср.
§ III.3.1 наст. работы), верования в целебную силу пасхального яйца (Соколова,
1979, с. 112; Максимов, XVII, с. 127; Сырку, 1913, с. 178) и особенно — представление
о том, что с помощью пасхального яйца можно потушить пожар, происшедший от грозы
(Афанасьев, I, с. 538; ср. § III.6.2 наст. работы), или вообще всякий пожар (Зеленин,
1914—1916, с. 142, 355, 1003; Максимов, XVII, с. 127; Соколова, 1979, с. 112;
П. Иванов, 1907, с. 91; Г. Виноградов, 1918, с. 39; Болонев, 1978, с. 130; Авдеева,
1841, с. 554; Авдеева, 1842, с. 140; Романов, V, с. 50).
Весьма характерно представление о том, что черти на перекрестках катают яйца
(Афанасьев, I, с. 533; ср. иначе у Максимова,
156
XVII, с. 120), что соответствует принятому вообще обыкновению катать яйца
на Пасху. Точно так же и русалки катают яйца на русалочью Пасху (Зеленин, 1916,
с. 170; Булгаковский, 1890, с. 190; о русалочьей Пасхе см. ниже, экскурс XIV).
Итак, представители нечистой силы делают то же, что делают люди на Святой неделе:
и то и другое восходит, очевидно, к одному и тому же языческому ритуалу.
Языческое происхождение обрядов с пасхальными яйцами обусловливает неодинаковое
к ним отношение: наряду с обычным почитанием пасхальных яиц, мы встречаем и другой
взгляд на обряды такого рода. Так, в 1659 г. священник Никита Добрынин обвинял
суздальского архиепископа Стефана в том, что тот, “собрав своей области всех попов
и дьяконов на поучение ... проклинал их [т. е. заклинал], чтоб на светлое тридневное
воскресение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа с яицы никому христианом
не целоватися и на завтреню в самую неделю Пасхи [т. е. на пасхальную заутреню]
с яицы отнюдь никово в церковь не пускали б, и сами бы також не целовалися с яицы;
и многие то ево учение приняли для ево проклинания” (Румянцев, 1916, приложения,
с. 24, ср. также с. 41, 44, 77). Опрошенные по этому поводу свидетели-священники
подтвердили это обвинение: “...говорил де им попом архиепископ на поученье о яйцах:
хто де придет ко кресту или к иконе с яйцом целоватца и молвит: „Христос воскресе",
а другой „воистинно", и теми де словами Христа продадим” (Румянцев, 1916, приложения,
с. 50). Сам Стефан в ответ на предъявленное ему обвинение сообщил: “а на светлое
воскресение Христово попом и дьяконом заказывал, чтоб мирскии люди в церкви яиц
не носили и с яйцами не целовались, потому что во уставе и в треоди не описано;
а велел яйца приносить в притворы; а священников и дьяконов и миръских людей за
то не проклинал, а окроме церквей с яицы целоватца не заказывал нигде” (Румянцев,
1916, приложения, с. 30, ср. также с. 66, 81). По свидетельству Павла Алеппского
(III, с. 199), русские в XVII в. спрашивали греческого архиерея, почему употребляются
красные яйца во время Пасхи и есть ли на это указание в Священном писании.
Монастырские наказы XVII в., наряду с другими суеверными обрядами, запрещают
крестьянам биться яйцами, расценивая это как дело, противное вере (Акты юридические,
1838, с. 357, № 334; Афанасьев, I, с. 537; Сумцов, 1890, с. 109); точно так же
в древнерусских епитимейниках мы встречаем такие вопросы, как: “Не бил ли ся яицы?”
или “Не потолкал ли еси красными яицы в зубы?” (Алмазов, III, с. 181; ср.: С.
Смирнов, 1913, приложения, с. 15, 69). Тем не менее еще в XVIII в. даже архиереи
могли биться яйцами, ср. в записках Семена Порошина описание поездки великого
князя Павла Петровича к митрополиту Платону на Пасху: “Там был архиерей Ростовской
и архимандрит Троицкой, яйцами бились” (Порошин, 1881, стб. 300). Вообще об обыкновении
157
биться пасхальными яйцами и катать яйца см.: Никифоровский, 1897, примеч.
318.
В “Памятной книжке Вятской губернии на 1901 год” было напечатано следующее
сообщение о старообрядцах этого края, заимствованное, очевидно, из официальных
отчетов миссионеров: “В 1899 году образовался [среди старообрядцев] новый толк
— „Яичников" из-за вопроса о том, можно ли класть пасхальные яйца на божницу к
иконам. После многих споров сектанты [имеются в виду старообрядцы] по этому вопросу
не пришли ни к какому соглашению; спорящие стороны взаимно отлучили себя от церковного
общения, и не позволяющие класть яйца в божницы составили толк „Яичников"” (Краткий
статистический очерк, 1900, отд. II, с. 98—99). Здесь очевидным образом проявляется
та же двойственность в отношении к пасхальным яйцам.
|