Борис Успенский
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЫСКАНИЯ В ОБЛАСТИ СЛАВЯНСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ
(Реликты язычества в восточнославянском культе Николая
Мирликийского)
К оглавлению
XV. КОЛДОВСКОЕ ВЫВЕДЕНИЕ ЗМЕЯ ИЗ ЯЙЦА
(к с. 74)
“На Руси существует поверье: если петух старше семи лет, то его
не годится держать в доме; иначе он снесет яйцо, из которого родится огненный
змей; колдун берет это яйцо, носит у себя за пазухой или закапывает в навоз; через
шесть недель вылупится из яйца змей и станет носить ему серебро и золото” (Афанасьев,
I, с. 532; ом. еще: Афанасьев, III, с. 789; Пузырев, 1897, с. 126—127; Шейн, III,
с. 302—303; Добровольский, I, с. 96— 97; Добровольский, 1914, с. 272; Максимов,
XV, с. 151; Максимов, XVIII, с. 232, примеч. 1; Богданович, 1895, с. 73—74; Магницкий,
1883, с. 57, № 461; Никифоровский, 1897, с. 172—173, № 1306; Балов и др., IV,
с. 98; Яворский, 1897, с. 105; Авдеева, 1841, с. 562; Авдеева, 1842, с. 148—149;
Богатырев, 1916, с. 46; Франко, 1898,с. 210; СРНГ, XI, с. 301). По объяснению
Пузырева, “петушиным” яйцом считается неразвившееся куриное, размером с голубиное;
согласно Максимову, это так называемый “спорышек”, т. е. яйцо с одним желтком,
без белка; ср. выше (§ III.3.1) о змее-деньгоносце.
Ср. сходное представление, относящееся к западнославянскому —
а также украинскому — демоническому существу, выступающему под именем Рарога
или Рарашека (Raroh, Raroch, Rarach и т. п.; сюда же, вероятно, относится
и Страх-Рах, упоминаемый в великорусских заговорах) и представляемому в
виде дракона или птицы, превращающихся в вихревой ветер или в огненный клуб: предполагается,
что Рарог ~ Рарашек получится от первого яйца от первой кладки черной курицы,
если его выходит под локтем человек, который должен для этого сидеть девять суток
на лечи, не молясь и не моясь (Иванов и Топоров, 1965, с. 140—141; Якобсон, 1970,
с. 615—616; ср.: Якобсон, 1959, с. 269).
Совершенно очевидно, что под “петушиным” яйцом в цитированном
поверье фактически понимается яйцо змеиное. Это не должно удивлять, если иметь
в виду вообще более или менее очевидную соотнесенность петуха со змеем. Так, домовой,
который часто мыслится в виде змеи, может так или иначе ассоциироваться с петухом.
В частности, “дворовый” домовой, живущий во дворе и опекающий скот, может представать
как непосредственно в виде змеи (Добровольский, 1914, с. 271; Цейтлин, 1912, с.
163; Зеленин, 1914—1916, с. 51; СРНГ, VII, с. 300), так и в виде змеи с петушиной
головой, ср. характерное описание: “Дворовик днем бывает как змея, у которой голова
как у петуха, с гребнем, а ночью он имеет вид и цвет волос как у хозяина дома”
(СРНГ, VII, с. 300). При этом, подобно домовому, присутствие петуха признается
необходимым для содержания скотины (без петуха скотина худеет, см.: Г. Завойко,
1914, с. 127). Как смерть
162
змеи, живущей в доме и олицетворяющей домового, так и смерть
петуха может предвещать смерть хозяина дома (Афанасьев, II, с. 106, 540). Ср.
также жертвоприношение домовому в виде петуха (см. выше, экскурс XII);
об ассоциации петуха с домовым см. также: Городцов, 1915, с. 61, 63 (при приглашении
домового на новый двор произносят заговор, держа в руках петуха; в новый дом входят
с хлебом-солью и с петухом). Петух выступает вообще как вещая птица, в ряде отношений
сопоставимая со змеем, и, соответственно, в ряде мест запрещается резать и есть
петуха (Афанасьев, I, с. 525; Подвысоцкий, 1885, с. 78; Харузин, 1889, с. 33,
44—45; ср.: Харузина, 1909, с. 225). Относительно участия петуха в мифических
похоронах противника Громовержца, а также в магическом обряде опахивания селения
см. § III.5.1 (примеч. 99) и § III.5.4 (примеч. 133) наст. работы.
|