Борис Успенский
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЫСКАНИЯ В ОБЛАСТИ СЛАВЯНСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ
(Реликты язычества в восточнославянском культе Николая
Мирликийского)
К оглавлению
VII. НИКОЛА И ГЕОРГИЙ:
СХОДНЫЕ ЧЕРТЫ (к с. 36)
Признаки, объединяющие Николу и Георгия, специально рассмотрены
Аничковым (1892, с. 37—41). В дополнение к собранным Аничковым фактам следует
подчеркнуть, что ассоциация Николы и Георгия проявляется в ряде поговорок, примет
и предписаний, где так или иначе соотносятся имена этих двух святых — ср., например:
“Егорий с теплом, а Никола с кормом”, “Егорий с водой, а Никола с травой”, “Егорий
с ношей, а Никола с возом”, “Святой Юрий запасает коров, а Никола коней” и т.
п. (Даль, I, с. 514; Даль, IV, с. 669; Каравелов, 1861, с. 216, 218— 219).
Возможность отождествления Николы и Георгия видна, в частности,
в следующей белорусской примете: “Нельзя „снуваць кросны" [работа при приготовлении
холста]: а) между Юрьем и Николиным днем: вблизи будут водиться волки, — и б)
в промежуток времени между праздником Благовещенья, православным и католическим:
в наступающее время будут плохие дожди” (Никифоровский, 1897, с. 100, № 689).
Знаменательно, что праздники Георгия и Николы оказываются здесь в том же отношении,
что православное и католическое Благовещения: в обоих случаях имеет место как
бы раздвоение одного образа. Следует иметь в виду вообще, что промежуток времени
между теми или иными православными и католическими праздниками считается в Белоруссии
специфическим неблагоприятным временем (ср., например, соответствующие представления
относительно промежутка времени между “руським и католицким Юррем”, зафиксированные
у Никифоровского, 1897, с. 126, 142, № 915, 1047). Однако в точности такое же
восприятие имеет место и по отношению к временному отрезку между Юрьевым и Николиным
днями, т. е. между 23 апреля и 9 мая (Никифоровский, 1897, с. 100, 247, № 689,
1953).
Отметим, что день св. Георгия может считаться “конским праздником”
(Сабурова, 1967, с. 41; Соколова, 1979, с. 163; Громыко, 1975, с. 85; Лооритс,
1955, с. 14, № 17, 18, ср. также № 16), что отвечает специальной связи Николы
с лошадьми, о которой
138
мы говорим в § III.2.1 наст. работы: как Никола, так и Георгий
может восприниматься как покровитель скотоводства вообще и коневодства в частности
(то же отмечалось выше относительно свв. Власия, Флора и Лавра как христианских
заместителей Волоса, см. экскурс V).
В Белоруссии “почитают Егорья в виде коня” (Каравелов, 1861, с. 215); ср. характерное
обращение к лошади в Приангарье: “Ах ты, Егорий храбрый” (Сабурова, 1967, с. 41);
в этой связи представляет интерес свидетельство дьякона Федора Иванова (второй
половины XVII в.) о том, что многие поселяне и даже священники и дьяконы, “живучи
по селамъ своимъ, ... лошадямъ покланяются” (Субботин, VI, с. 29).
Представление о Николе как обладателе ключей от неба (см. выше,
§ 11.3, а также § III.2.1.2) находит соответствие в представлении о Юрии, отпирающем
весной землю (Весновые песни, 1979, с. 158-160, 162, 166, 170, № 163, 166—169,
172—174, 182, 184, 189, ср. с. 161—165, № 170—171, 175—179; Каравелов, 1861, с.
217; Чубинский, III, с. 30).
Сходное восприятие Николы и Георгия проявляется, между прочим,
и в языковом отношении. В целом ряде случаев можно констатировать синонимичность
слов, образованных от имени того и другого святого. Так, например, одна и та же
рыба (разновидность леща) может в одних местах называться никольник ~ микольник,
в других — юровик ~ юрьевик (ср. серб.-хорв. jуревчан) (Усачева,
1977а, с. 9; Усачева, 1979, с. 82, 73). В русских говорах зафиксированы микулить
“понимать” (Словарь рус. говоров Ср. Урала, II, с. 132) и обмикулить “обмануть”
(Даль, II, с. 602); последнее слово соответствует по своему значению слову объегорить
“обмануть” (Даль, II, с. 635; Максимов, XV, с. 158— 161); вместе с тем рязанск.
абигорить “устроить, привести в порядок” (Диттель, 1898, с. 204) может
быть сопоставлено со словом волосить “управлять”, зафиксированным в том
же ареале (см. об этом слове в эскурсе XIX).
Точно так же сходное значение могут иметь и слова, образованные
от других собственных имен, — постольку, поскольку соответствующие святые соотносятся
с культом Волоса. Так, слово микулить “понимать” может быть соотнесено
со словом петрить с тем же значением, образованным от имени Петр (см. о
последнем слове: Топоров, 1977, с. 202); синонимичность этих слов обусловлена
сходным восприятием Николы и Петра как заместителей противника Бога Громовержца
(см. экскурс IV).
Вместе с тем слова обмикулить и объегорить соответствуют по значению
словам обмишулить “обмануть”, мишулить “обманывать” (Даль, II, с.
330, 601), образованным от имени Михаил; точно так же о(б)микулиться “ошибиться,
обмануться” совпадает в значении с обмишулиться, обмихнуться (Даль, II,
с. 601—602; Словарь 1852 г., с. 133, 141), ср. отсюда мишуля, михлюй “простофиля”
(Даль, II, с. 330). Это вполне закономерно, если иметь в виду рассмотренное в
главе II объединение Николы и св. Михаила.
139
Совершенно бездоказательны попытки Г. А. Ильинского (1915, с.
72, 76, 78) возвести формы мишулить(ся), махнуть(ся) к праславянским корням
(эти формы зафиксированы только в русском языке и не имеют никаких соответствий
в других славянских языках); ср.: Фасмер (II, с. 631), который связывает мишуля
и Михаил. Аналогичным образом объясняются, по-видимому, и обкузьмить,
подкузьмить “обмануть” (Мельников, IV, с. 225; Даль, III, с. 180; Максимов,
XV, с. 158—161); о возможности сближения свв. Кузьмы и Демьяна с Волосом будет
специально сказано ниже (экскурс XII).
Слова обмикулить, объегорить, обмишулить, подкузьмить
семантически соответствуют глаголу обволхвить “обмануть” (Добровольский,
1914, с. 497), а также укр. волшити “хитрить” (Буслаев, 1848, с. 23; Афанасьев,
III, с. 425), производному от волхв; при этом этимологическая связь между
именем Волоса ~ Велеса и славянским названием волхва (Якобсон, 1969, с. 595—596;
Иванов и Топоров, 1973, с. 50, 59; Иванов и Топоров, 1974, с. 54) позволяет рассматривать
волхва как жреца или шамана — служителя Волоса. В то же время эти глаголы могут
быть сопоставлены с глаголом свистеть “обманывать, лгать”. В народных верованиях
способность свистеть приписывается мифическому Змею, т. е. генетическому прототипу
Волоса (Афанасьев, I, с. 307; Афанасьев, II, с. 544, 751); одновременно свист
выступает как характерный акустический атрибут нечистой силы, и в первую очередь
лешего, представляющего собой, как показывается в § II 1.5.1, ипостась Волоса
(см. о свисте в этом плане: Афанасьев, II, с. 69, 329, 337, 341; Максимов, XVIII,
с. 78, 82, 83, 154; Ушаков, 1896, с. 158; Балов и др., IV, с. 87; Богатырев, 1916,
с. 49; Иваницкий, 1890, с. 126; Померанцева, 1975, с. 35).
|