Борис Успенский
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЫСКАНИЯ В ОБЛАСТИ СЛАВЯНСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ
(Реликты язычества в восточнославянском культе Николая
Мирликийского)
К оглавлению
IV. НИКОЛА И ПЕТР: СХОДНЫЕ
ЧЕРТЫ (к с. 32)
Никола и Петр обнаруживают вообще разительное сходство в целом
ряде отношений. Как Петр, так и Никола могут выступать, например, в функции привратника
рая (см. об этом экскурс III),
водителя душ (см. о Петре — П. Иванов, I, с. 143— 144; о Николе, а также о Михаиле
см. § 11.3 наст. работы) или в функции покровителя рыбаков (см. о Петре — Максимов,
XVII, с. 185; о Николе — Никифоровский, 1897, с. 257, № 2024; ср. также: Сыхта,
IV, с. 130, где в соответствующей функции выступают Петр, Никола и Михаил). В
одних местах не купаются до Николина дня (Чубинский, III, с. 184; Афанасьев, II,
с. 505; Сырку, 1913, с. 164), в других — до Петрова дня (Максимов, XVII, с. 185).
Ср. упоминание Николы и Петра в совершенно одинаковом контексте в украинских народных
песнях, где говорится о небесной церкви с тремя дверьми: согласно одной песне
(мы цитировали ее в § I.)), “одними ж дверцн сам Господь ходить, другими дверци
— Свята Пречиста, третими ж дверци — святый Николай” (Головацкий, II, с. 609,
№ 47), согласно другой — “у едных дверех иде сам Господь, у других дверех Матенка
Божя, у третих дверех... святый Петро” (Головацкпй, II, с. 7, № 9). Отметим вместе
с тем характерное объединение этих святых в ряде фольклорных сюжетов, где они
совершают те или иные неблаговидные поступки, например крадут коней или учатся
125
у черта гнать водку (Добровольский, I, с. 283—284, 290—291).
Весьма любопытна в этом плане украинская космогоническая легенда
о перемене имени: в ней рассказывается как у первых людей (их зовут Ева и Мария
— возможно, это переделка сочетания “дева Мария”) родился сын и ему дали имя Петр;
это имя не понравилось родителям, и оно было заменено на имя Николай (П. Иванов,
IV, с. 83—84). Аналогичный сюжет, между прочим, приводится у Чубинского (I, 1,
с. 170) и Минха (1890, с. 97), но здесь сначала дается имя Петра или Ильи, а затем
Христа; также у Кравченко (1911—1914, V, с. 19 первой пагинации, № 51), где сначала
дается имя Ильи, затем Петра и, наконец, Христа; несколько иная последовательность
имен представлена в тексте, цитируемом Зелениным (1914—1916, с. 1261), где сперва
ребенка называют Петром, потом Ильей и в конце концов Христом [близкий вариант
опубликован П. Ивановым (1907, с. 50), но вместо имени Петр здесь фигурирует Василий,
что также характерно ввиду соотнесенности св. Василия с Волосом — ср. экскурс V].
Нетрудно усмотреть в первом тексте ассоциацию Христа и Николы, особенно если предположить,
что “Ева и Мария” восходит к “дева Мария”.
Существенно также, что в украинских рождественских колядках Господь
спорит с Петром о том, что больше — земля или небо; это соответствует как антагонизму
Бога и Николы, так и специальной связи Николы с землей (см. § III. 1.4 и § III.2.2
наст. работы). Любопытно отметить, что Петр иногда выходит победителем в этом
споре:
Господь каже, що небо бiльше,
А Петро каже, що земля бiльше.
Як измiрали,
То повiрили:
Небо меньшеньке,
Бо все рiвненьке;
Земля бiльшенька —
Гори долини.
(Чубинский, III, с. 344, № 75-А; Головацкий, II, с. 32, № 44; ср.: Чубинский,
III, с. 307, № 38-Г)
Сходное восприятие Николы и Петра представляется вполне закономерным,
если принять во внимание, что Петр, п о д о б н о Н и к о л е, м о ж е т в ы с
т у п а т ь в к а ч е с т в е х р и с т и а н с к о г о з а м е с т и т е л я
п р о т и в н и к а Б о г а Г р о м о в е р ж ц а (см. о Петре: Топоров, 1977,
с. 202—207). Ср. характерное противопоставление Ильи и Петра в песне:
Я Ильюшечке попляшу,
А Петрушечке не хочу!
Ах и дай, Божа, два Ильюшки в году,
А Петрушки хуть и ни водныга [т. е. ни одного].
(Добровольский, 1901 а, с. 162, ср. также более полный текст у Добровольского,
1914, с. 297)
126
Комментируя этот текст, В. Н. Добровольский отмечает: “Пляска
в праздничные дни считается оказанием чести того святого память которого празднуется.
„Попляшу Богородице!" или „попляшу Илье!" — говорят крестьяне перед пляской”.
Знаменательно, что на Украине апостола Петра величают “св, Поныдилок”
и “поныдилкуют”, т. е. держат пост по понедельникам именно в честь Петра, чтобы
легко попасть в царство небесное, ключи от которого находятся у Петра (П. Иванов,
I, с. 143— 144; ср. также: Васильев, II, с. 161; Васильев, 1895, с. 126); вообще
об обычае “понедельничать” и о почитании понедельника см.: Балов, 1901. Отношение
Христа и Петра, поскольку оно реализуется в отношении воскресенья и понедельника,
может быть тем самым сопоставлено с отношением Бадняка и Божича, которое, в свою
очередь, отражает отношение Громовержца и его противника (ср. в этой связи § III.1.5
наст. работы). Вообще о почитании Петра на Украине см.: П. Иванов, I (с. 142—156),
II (с. 71— 94), III (с. 110—132); ср. вместе с тем украинскую легенду, где Петр
сравнивается с Иудой (П. Иванов, I, с. 154).
|