Борис Успенский
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЫСКАНИЯ В ОБЛАСТИ СЛАВЯНСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ
(Реликты язычества в восточнославянском культе Николая
Мирликийского)
К оглавлению
V. ВЛАСИЙ, ВАСИЛИЙ, ФЛОР И ЛАВР КАК ХРИСТИАНСКИЕ ЗАМЕСТИТЕЛИ ВОЛОСА ~ ВЕЛЕСА (к
с. 33)
О св. Власии как христианском заместителе Волоса ~ Велеса говорили
многие исследователи; из последних работ см. особенно: Иванов и Топоров, 1973,
с. 48 и сл.; Иванов и Топоров, 1974, с. 46, 56. В Новгороде, Киеве и Ярославле
уже в XI в. на месте языческого поклонения Волосу была поставлена церковь св.
Власия (см. относительно Новгорода — Макарий Миролюбов, I, с. 177; Глащинская,
1938, с. 127—128; относительно Киева — Н. Петров, 1897, с. 45; относительно Ярославля
— Лебедев, 1877, с. 10—11; Воронин, 1960, с. 92—93). Весьма знаменательно в этом
плане указание, что “малоруссы переносят день памяти Власия с 11 февраля на четверг
масленой недели” (Ал. Попов, 1883, с. 113; Ал. Попов, 1883а, с. 91; Калинский,
1877, с. 366); между тем в Слонимском уезде Гродненской губернии в этот день —
в четверг на масленой неделе — отмечали праздник “Волося” или “Волосье” (Крестьянин,
1907, с. 17; ср.: Шейн, I, 1, с. 122—124), явно связанный с почитанием Волоса
(см. наст. работу, § III.2.1, примеч. 29). Эти сведения можно сопоставить с сообщением
о том, что в Новгороде день св. Власия (11 февраля) был празднуем как день масленицы
(Андреев, 1871, с. 5—6; отметим в этой связи, что у сибирских “семейских” старообрядцев
масленица определялась не по Пасхе, а по Рождеству, т. е. отсчитывалась от даты
фиксированного, а не подвижного праздника, — Болонев, 1975, с. 145).
127
Связь Власия со скотом соответствует пониманию Волоса как “скотьего
бога” (см. § III.2.1 наст. работы). День св. Власия может называться “коровьим
праздником” (Даль, I, с. 167), сам святой именуется “коровьим богом” (Е. Марков,
1887, с. 6), а коровы или вообще скотина — “Власьевым родом”, “Власьевнами” и
т. п. (Иванов и Топоров, 1974, с. 58; Сабурова, 1967, с. 41; Громыко, 1975, с.
84; Д. Успенский, 1906, с. 79; Куликовский, 1898, с. 10; Майков, 1869, с. 535—536,
№ 285; Ефименко, II, с. 168). Образ св. Власия ставили в коровниках и хлевах (Максимов,
XVII, с. 57), ср. молитвы, обращенные к святому: “Св. Власий, дай счастья на гладких
телушек, на толстых бычков, чтобы со двора шли — играли, а с поля шли — скакали”
(там же, с. 56— 57); “Святый Власей (или Васса), дай здоровица теленочку (или
ягненочку)” (Макаренко, 1913, с. 57—58); “Угодник Божей Власей! Не оставь скотинку
в путе и в дороге, итить безо всякова препятствия. Ключ и замок — крепкия слова”
(там же, с. 58). Соответствующие функции Власия в принципе не ограничиваются только
рогатым скотом: так, в Белоруссии праздник Авласа (Власия) называется “конское
свято” и Власий выступает как патрон коневодства; в этот день объезжают молодых
лошадей, но не работают на лошадях, а также устраивают для лошадей особую трапезу
(Богданович, 1895, с. 98—99). Сами иконы св. Власия говорят о его понимании как
“скотьего бога”: Власий часто изображается с окружающим его скотом, рогатым или
разных мастей (Ал. Попов, 1883, с. 113; Ал. Попов, 1883а, с. 91; Иванов и Топоров,
1974, с. 46; Глащинская, 1938, с. 127 и сл.); любопытно, что на некоторых иконах
Власий изображается на коне в окружении лошадей, коров и овец (Терещенко, VI,
с. 39; Ал. Попов, 1883, с. 113; Ал. Попов, 1883а, с. 91). Достаточно показателен
и особый обычай, существовавший в новгородских и вологодских храмах св. Власия,
когда в день памяти этого святого хозяева приносили коровье масло (которое называется
при этом воложным) и клали его перед его образом. См. описание этого обычая
в церкви св. Власия в Новгороде у Калинского, 1877, с. 362; в церквах св. Власия
в Вольском уезде Вологодской губернии — у Терещенко, VI, с. 39; Снегирева, III,
с. 156—158; И. Сахарова, VII, с. 11. Ср. о некоторых других местных обычаях на
Власьев день: Максимов, XVII, с. 55—58; Афанасьев, I, с. 696; Ал. Попов,
1883, с. 113; Ал. Попов, 1883а, с. 91; Иванов и Топоров, 1973, с. 49, примеч.
8; Иванов и Топоров, 19736, с. 27. Сходные обычаи были отмечены у болгар (Шишманов,
1893, с. 526— 530; Маринов, 1914, с. 360—362; Каравелов, 1861, с. 184; ср.: Нидерле,
II, с. 113) и у сербов (Иванов и Топоров, 1974, с. 46).
Для нашей темы существенно указать, что почитание Власия в ряде
моментов сходно с почитанием Николы. Так, например, запрет работать в Власьев
день соответствует запрещению работать в Николин день; икона Власия при первом
выгоне скота или же при совершении обряда опахивания селения выступает
128
в той же функции, что и икона Николы; обычай праздновать Власию
в течение трех дней соответствует аналогичному чествованию Николы (см. о Власий:
Максимов, XVII, с. 56—57; о Николе см. наст. работу, § III.2.1, § III.2.2, § III.3.2,
§ III.5.4). В Белоруссии накануне Николина дня служат молебны Богородице, Спасителю,
Власию и Николе (Шейн, III, с. 184), т. е. Власий и Никола явно здесь объединяются.
Мысль о связи культа Волоса с народным почитанием св. Василия
Кесарийского высказывалась в свое время — без сколько-нибудь развернутой аргументации
— Зелениным (1906, с. 266) и В. Смирновым (1927, с. 19); отметим со своей стороны,
что такая связь может быть констатирована не только в отношении Василия Кесарийского,
но и в отношении других святых, носящих то же имя. Для связи св. Василия с Волосом
особенно показателен праздник “Волосся”, отмечаемый в Витебской губернии в Васильев
день (28 февраля), см. о нем: Никифоровский, 1897, с. 238 (№ 1871). Итак, если
в одних местах праздник “Волос(с)я” связывается со св. Власием (см. выше), то
в других он соотносится со св. Василием. В Воронежской губернии Васильев день
(1 января) считается “вторым скотным праздником”, следующим по значению после
Власьева дня (11 февраля) (М. Владимиров, 1851, с. 308; ср.: Зеленин, 1909, с.
263), что соответствует функции Волоса как “скотьего бога”; о скотоводческих ритуалах
в Васильев день см. также: Максимов, XVII, с. 43—44. Этот день обычно считается
“свиным праздником” (Зеленин, 1906, с. 28— 29; В. Смирнов, 1927, с. 19; Б. Яцимирский,
1912), а сам Василий Кесарийский может именоваться “свиным богом” (Румянцев, 1916,
приложения, с. 59, 70). Ритуальное угощение свининой в этот день, имеющее характер
коллективной трапезы (Зеленин, 1906, с. 28—29; Зеленин, 1914—1916, с. 257; Максимов,
XVII, с. 43—44; Чичеров, 1957, с. 78—79), по всей вероятности, восходит к жертвоприношению
Волосу. Вместе с тем в Белоруссии Васильев день — и, кажется, сам св. Василий?
— называется “св. Козлик” (Шейн, I, 1, с. 44—45); это наименование, по-видимому,
связано с белорусским обычаем водить ряженую “козу” (или “козла”) в Васильев вечер,
т. е. накануне Нового года (Шейн, I, 1, с. 89—98), где коза предстает как податель
обилия, плодородия (ср. также относительно вхождения 'козы в мифологическую схему
отношений Громовержца и его противника: Иванов и Топоров, 1974, с. 83—84, 102,
117, 128, 139, 187, 192, 214). Весьма характерны и запреты на прядение в дни св.
Василия, которые объясняются специальной связью Волоса с волосом и нитью (см.
об этом наст. работу, § III.5.4 и экскурсы XVII
и XVIII);
нарушение этого запрета может обусловить наказание со стороны духа, который называется
“Волосень” (Бондаренко, 1890, с. 120) и явно генетически связан с Волосом. Отметим
еще, что Васильев вечер (31 декабря) называется “богатым вечером” (СРНГ, III,
с. 45; Зеленин, 1914—1916, с. 278; Снегирев, I,
129
с. 166), васильевская коляда — “богатой колядой” (Снегирев, I,
с. 159; Снегирев, II, с. 29; Шейн, III, с. 377; Богданович, 1895, с. 84, 88),
а кутья накануне Нового года — “богатой кутьей” (Шейн, I, 1, с. 44; Петропавловский,
1908, с. 159), где слово богатый соотносится не только с богатством,
но и со словом бог (см. наст. работу, § III.5.4).
Наконец, знаменательным представляется соотнесение Ильи и Василия
в новогодних колядках, которое отвечает соотнесению основных героев исходного
мифа, т. е. Громовержца и его противника, ср.:
Ходит Илья
На Василья.
(Земцовский, 1970, с. 126, № 94; ср.: Терещенко, VII, с. 109—110;
Снегирев, I, с. 167; И. Сахаров, VII, с. 3; Афанасьев, I, с. 283; Чубинский, III,
с. 452, № 16; Бессонов, VI, с. 32—3.3; П. Иванов, 1907, с. 67; Георгиевский, 1929,
с. 31)
Еще нынее у нас
Страшные вечера
Да Васильевские.
Илею, Илею!
(Земцовский, 1970, с. 137, № 108; ср.: Мазо, 1975, с. 42, № 37,
где аналогичный текст относится к крещенским вечерам)
Для интерпретации последней песни следует иметь в виду, что выражение
“Илею петь” может связываться в народном сознании именно с Ильей-пророком (Зеленин,
1903, с. 63); ср. в этой связи припев vele, vele в славянских обрядовых песнях,
зафиксированный уже в западнославянских поучениях против язычества XV в., который
связан, возможно, с именем Велес (Нидерле, II, с. 114; Фишер, 1927, с.
46—47; Караман, 1933, с. 252—253). В этом же смысле может быть понято противопоставление
Ильи и свиньи, которая ассоциируется со св. Василием как “свиным богом”, в таких
поговорках, как “В людях Илья, а дома свинья” (Даль, IV, с. 149), “Ты Ильлей,
а iон свиньней” (Добровольский, 1914, с. 298) и т. п.: оппозиция “Перун — Волос”
преобразуется в оппозицию “Илья (заместитель Перуна) — Василий (заместитель Волоса)”
и в конечном счете в оппозицию “Илья — свинья”. Совершенно аналогично в пословице
“Бог не (вы) даст, свинья не съест” (Даль, IV, с. 149) это противопоставление
реализуется в противопоставлении Бога и свиньи — воплощением Громовержца предстает
в данном случае не Иль?г"пророк, а Бог (ср. наст. работу, § III.1.4).
Заслуживает внимания, что Мороз называется “Мороз Васильевич”
(см., например: Земцовский, 1970, с. 129—130, № 99): не останавливаясь на этом
специально, отметим, что Мороз как
130
мифологический персонаж также обнаруживает связь с противником Громовержца, ср.,
в частности, окличку Мороза в Великий четверг, аналогичную окличке скотины в этот
день (см. экскурс VIII),
а также традиционное приглашение Мороза есть кутью, т. е. поминальную еду (Шейн,
I, 1, с. 38, 47; Петропавловский, 1908, с. 161; Чубинскнй, III, с. 263; Анимелле
и др., 1854, с. 227; Афанасьев, I, с. 319; Зеленин, 1927, с. 375; Земцовский,
1970, с. 129—130, № 99), что соответствует связи противника Бога Грозы с загробным
миром (об этой связи мы говорим в § III.3.1 наст. работы); соотнесенность Мороза
(зимы) с противником Громовержца характерна вообще для индоевропейских народов
(Дюмезиль, 1976, с. 72).
Любопытно, что русскому названию василек соответствует
украинское волошка: может быть, в обоих названиях отразились одни и те
же мифологические представления, обусловившие общий растительный код основного
мифа (см. вообще о растительном коде: Топоров, 1977; ср. легенды о происхождении
названия василек у П. Иванова, III, с. 121—128); точно так же в русских
условных языках василек может означать “волос” (Бондалетов, 1974, с. 86).
Характерно также наименование болезни василием, наряду с такими названиями
болезни, как волос и т. п. (см. наст. работу, § III.3.1.1); в § III.5.1
наст. работы мы говорим о восприятии лешего как ипостаси Волоса в связи с Васильевым
днем. В этом же плане, возможно, может быть понято и обыкновение называть кота
“Василием” (ср. кот Васька), поскольку кот вписывается вообще в схему отношений
Громовержца с его противником Змеем, причем он может выступать и как Змееборец,
и как воплощение Змея (Иванов и Топоров, 1976, с. 112).
Если св. Власий выступает по преимуществу как покровитель рогатого
скота, а св. Василий — как покровитель свиноводства, то основная функция свв.
Флора и Лавра — покровительство коневодства. День памяти этих святых (18 августа)
может пониматься как “лошадиный праздник” (Максимов, XVII, с. 156— 162; Макаренко,
1913, с. 106; Романов, VIII, с. 276), а сами святые именуются “конскими богами”
(Макаренко, 1913, с. 106, примеч. 4; Скалозубов, 1901, с. 122) или, объединяясь
в одно лицо, могут пониматься как один “лошадиный бог” (Е. Марков, 1887, с. 6).
Подобно тому, как в коровниках или хлевах помещали икону Власия (см. выше), в
конюшнях принято было вешать образ Флора и Лавра, причем там нельзя было испражняться
(Максимов, XVII, с. 156, примеч. 1). В день Флора и Лавра лошадей приводили к
церкви для молебствия (“конной мольбы”), причем их кропили святой водой, освященной
в этот день (там же, с. 158— 160). Таким образом осуществляется дифференциация
и специализация функций Волоса как “скотьего бога”, когда разным святым, выступающим
в качестве его христианского заместителя, усваиваются те или иные специальные
функции. На иконах Флора и Лавра обычно изображались лошади; характерно, что
131
в XVIII в. такие изображения вызывают протест церковных властей.
Так, Димитрий Ростовский в своем известном “Розыске о Брынской вере”, написанном
в 1709 г., восстает против нелепого, с его точки зрения, обычая изображать “святыхъ
мученикъ Флора и Лавра с лошадми: яже суть небылица” (Димитрий Ростовский, 1755,
л. 159). Указом от 21 мая 1722 г. Синод запрещает “образ Флора и Лавра „с лошадьми
и конюхами", с надписанными над последними вымышленными именами” (Описание документов
Синода,II, 1, стб. 642, № 480).
Необходимо отметить, что день Флора и Лавра может рассматриваться
не только как специальный “лошадиный праздник”, но и как “скотный праздник” в
широком смысле (ср.: Балов и др., II, с. 83), что оправдывает включение рогатого
скота в соответствующие обряды. Весьма характерно, в частности, что в этот день
табун лошадей или стадо коров может прогоняться сквозь вырытый в горе туннель
или же теснину между гор (Кагаров, 1929, с. 63; Зеленин, 1914—1916, с. 1191; ср.:
Зеленин, 1927, с. 69—70; Бондаренко, 1890, с. 115), при этом в Самаре “священник
в полном облачении чрез костер зажженного перед ним огня, вытертого из дерева,
кропит святой водой табуны лошадей всего края, которые прогоняются сквозь эти
земляные ворота” (Зеленин, 1914—1916, с. 1191). (Вообще об этом обычае — безотносительно
к его временной приуроченности — см.: Зеленин, 1914— 1916, с. 252, 351, 355, 387,
542, 722, 752, 773, 1254; Зеленин, 1911, с. 9; Городцов и Броневский, 1897, с.
186; Кедров, 1865, с. 30— 31.) Ср. пропускание больного через хомут, сквозное
дупло, лестницу или специально изготавливаемый большой бублик при магическом врачевании
(Афанасьев, I, с. 673; Афанасьев, II, с. 304— 305; Афанасьев, III, с. 439, 802—803;
Зеленин, 1927, с. 257—258; Зеленин, 1914—1916, с. 1116; Герасимов, 1895, с. 124—125;
Герасимов, 1910, с. 73, 74; Скалозубов, 1904, с. 17; Бондаренко, 1890, с. 115—116),
которое, видимо, символизирует акт повторного рождения (и связанного с этим обновления
организма), т. е. соответствующее узкое отверстие имеет первоначально фаллический
смысл; см. между тем ниже о фаллических символах, функционирующих как изображение
“скотьего” или “куриного” бога, в основе которых лежит, видимо, представление
о Волосе (см. экскурс XII),
и вместе с тем о специальных функциях Волоса, связанных с рождением и исцелением
(см. наст. работу, § II 1.3.1.1). Специальной “фроловской просфорой” (ржаной)
в день Флора и Лавра кормили не только лошадей, но каждую дворовую скотину (Максимов,
XVII, с. 159, примеч. 1).
Заслуживает внимания обряд принесения быков в жертву Флору и
Лавру как покровителям домашнего скота — с последующей массовой трапезой, — который
отмечается главным образом у коми-пермяков (Михайлов, 1898, с. 443; см. также:
Максимов, XVIII, с. 161—162, где говорится о Пермской губернии, но, возможно,
имеются в виду также коми-пермяки); соответствующий
132
обряд связывался при этом с широко распространенной на русском
Севере легендой об олене, который некогда посылался Богом для заклания (ср.: Шаповалова,
1973). Любопытно, что у осетин свв. Флор и Лавр выступают как покровители овец
(Дюмезиль, 1976, с. 13, 140).
Именно в связи с культом Волоса можно понять связь Флора и Лавра
со слепотой и соответственно с исцелением от глазных болезней (Максимов, XVII,
с. 157—158); о соответствующем восприятии Волоса и связанных с ним мифологических
персонажей мы говорим в § III.5.2 наст. работы.
Почитание Флора и Лавра может тем или иным образом объединяться
с почитанием Николы. Весьма характерна в этом плане — ив общем вполне достоверна
— молитва Платона Каратаева в “Войне и мире” Толстого, где соединяются имена Николы,
Флора и Лавра: Платон “быстро начал креститься, приговаривая: — Господи, Иисус
Христос, Никола угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола угодник!
Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, помилуй и спаси нас!.. — Какую это ты молитву
читал? — спросил Пьер... — Читал что? Богу молился. А ты разве не молишься? —
Нет, и я молюсь, — сказал Пьер. — Но что ты говорил: Фрола и Лавра? — А как же?
— быстро отвечал Платон: — лошадиный праздник. И скота жалеть надо...” (Л. Толстой,
VII, с. 44; эта молитва уже служила предметом обсуждения в научной литературе,
см.: Н. Малицкий, 1932, с. 23). В день Флора и Лавра в некоторых местах совершается
завивание Миколиной бородки (К. Завойко, 1917, с. 16; об этом обряде мы говорим
в § III.2.2 наст. работы). Обряд опахивания селения, явно связанный с культом
Волоса, может совершаться как с иконой Власия или Николы (см. наст. работу, §
III.5.4), так и с иконой Флора и Лавра (Зеленин, 1914—1916, с. 744).
Мы уже упоминали, что коми-пермяки приносили быков в жертву Флору
и Лавру; при этом в дер. Кочах Чердынского уезда внутри часовни, в пользу которой
и жертвуется скот, “находится в особом футляре с стеклянными дверцами скульптурное
изображение, предмет особенного почитания богомольцев. Оно сделано из дерева и
облечено в какую-то странную одежду, вроде шали. Мы так и не дознались, кого оно
должно изображать: одни говорили — „Миколая батюшку", другие — Христа. Это изображение,
с приподнятою зачем-то правою рукою, наподобие отдания чести военными [ср. иконографический
образ Николы Можайского], в странной пестрой одежде, с грубо размалеванным монгольского
типа лицом, ничем не напоминает христианского изображения святых или Христа, и
можно думать, что оно осталось здесь от времен язычества, прикрепленный же над
головой его небольшой металлический ореол является дополнением уже позднейших
времен” (Михайлов, 1898, с. 443—444). Можно полагать, таким образом, что Никола
в сочетании с Флором и Лавром выступают здесь как покровители скотоводства.
133
Необходимо отметить, что восприятие Василия, Флора и Лавра как
покровителей скота преимущественно характерно для великорусских и отчасти для
белорусских областей и в меньшей степени для Украины. Украинцы могут считать,
например, что соответствующее восприятие и почитание Флора и Лавра присуще именно
“москалям”, ср.: “Бач, у москалiв Хрол i Лавер — який празник, празнують його
от як, а в хахлiв того нема. ,,Лошадиний празник", кажуть [москали]” (Дикарев,
1905, с. 138). Равным образом на Украине св. Василий может не восприниматься как
покровитель свиней и его заменяет в этом качестве св. Игнатий (Б. Яцимирский,
1912, с. 108).
Наряду с Власием, Василием, Флором и Лавром роль покровителя
скота может приписываться и другим святым, которые воспринимаются как бы в качестве
их дублеров; и в этом случае также может предполагаться генетическая связь с Волосом.
Так, в частности, покровителями скота являются свв. Спиридоний и Модест (Н. Малицкий,
1932, с. 27, 34; М. Смирнов, 1927, с. 57; Д. Успенский, 1906, с. 79—80, 85—86;
Ал. Попов, 1883, с. 133; Ал. Попов, 1883а, с. 111; Чичеров, 1957, с. 222; ср.:
Зеленин, 1914—1916, с. 744). Характерно, что в постановлении Синода от 25 октября
1723 г. специально предписывается, чтобы при иконном изображении св. Модеста “скотских
стад отнюдь не писать” (Д. Успенский, 1906, с. 85—86, примеч.). Соответствующее
отношение к св. Спиридонию, по-видимому, объясняется тем, что его память приходится
на 12 декабря, т. е. на время зимнего солнцеворота — поворота с зимы на лето,
который и называется “спиридоновским поворотом” (Глащинская, 1938, с. 130). Согласно
Чубинскому (III, с. 7), покровителем домашних животных на Украине является св.
Харлампий, память которому совпадает со днем св. Власия (Чубинский указывает 11
февраля как день памяти св. Харлампия, хотя в действительности Харлампиев день
предшествует Власьеву дню, т. е. отмечается 10 февраля). Можно предположить в
данном случае вторичную ассоциацию Волоса с Харлампием — через Власня (ср. о почитании
Власия как покровителя рогатого скота на Украине: Васильев, 1895, с. 127— 128).
Христианскими заместителями Волоса являются также свв. Кузьма
и Демьян, которые выступают в специальной животноводческой функции; но об этом
мы скажем ниже (экскурс XII).
|