Ко входуБиблиотека Якова КротоваПомощь
 

Яков Кротов

ЧЕЛОВЕК БЕЗ СВОЙСТВ

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие. - Раздвоенность (способность к размножению, удвоению, символизации) - Голова. - Волосы (лысина, тонзура). - Размышление. - Лицо. - Ухо. - Глаз. - Нос. - Рот: - Голос. - Тело - Кожа. - Зад, "задняя голова" - Руки. - Палец. - Ноги. - Колено. - Ступни. - Фига. - Сердце.

- Пространство - Правое и левое - Объем. - Время. - Динамичность. Прерывистость. - Люди-цветы. - Человек - чудо. Пограничники. Отпуск.

Старость.

История 30 серебреников.

Кладбище. Автомобиль. Еда, застолье, пиры.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Человек без свойств остаётся человеком, свойства без человека перестают быть даже свойствами. Самое же неприятное свойство человека - сводить другого к одной какой-то черте. Александр - Македонский. Иисус - Христос. Иуда - предатель.

Сводя другого человека к одной его черте, я теряю своё человеческое. После этого любое моё свойство может возобладать надо мною. Так и появляются люди, которые сужены до одного из своих качеств. О'Генри изобразил очаровательную женщину-плечо, которая добровольно стала Опорой, Помощницей - и только опорой, только помощницей - окружающим. Конечно, это юмор, и довольно легковесный.

К счастью, человек. посвятивший себя служению другим, не сужается - расширяется. К сожалению, человек, сосредоточившийся на разврате, действительно может стать развратником и более ничем. Свойства - они ведь разные: некоторые людоедствуют, но большинство делает человека больше.

"Характеры", "темпераменты", "типы личности", - обо всём не там, где о человеке, а там, где о свойствах человека. Нужно и можно сузить разнообразие людей до нескольких ячеек, но нужно и можно помнить, что вообще-то человек - единственное существо, каждая особь которого является особым подвидом, видом, родом, классом и даже отрядом, а ещё немножечко космосом.

*

Тойнби писал, что «реальности в мире человеческих деяний – это отдельные люди … Когда мы говорим: «Гарольд Вильсон сделал то-то и то-то», - мы используем язык на сто процентом реалистический». Если мы говорим: «Премьер-министр сделал то-то и то-то», наши ноги уже не столь твёрдо стоят на земле, потому что термин «премьер-министр» - это абстракция; титул этот истёрт, как костюм, побывавший в употреблении у нескольких людей по очереди, и реальностью являются те, кто его носил, а не их служебное облачение» («Мои встречи», с. 357).

Это не означает, что Вильсон – понятие более «простое», чем понятие «премьер-министр». Прямо наоборот. Реальность сложнее знака, обозначающего реальность. Поэтому человек бесконечно сложнее любых предметов и явлений, которые используются для обозначения человека. Поэтому вершина человеческого мышления в умении мыслить о конкретном человеке, а не о человеке «вообще». Мышление о конкретном человеке есть вершина абстрактного мышления.

 

ЧЕРНОВИК

Рука: ср. рукопожатность в свойствах "судепй". "Кусание руки" как замена сосанию вымени. Локоть.

 

Человек сидящий есть человек правящий. Сидящий выше стоящего. Сидящий демонстрирует уверенность в том, что стоящий побоится причинить ему зло. Может и лечь, хотя это совсем уж вызывающе. В древности учитель стоял, а ученики сидели. Ведь ученики приходили к учителю, добивались принятия и зачисления, а учитель превосходно мог и без учеников прожить. В очень, очень глубокой древности. Иоанн Златоуст сидел, его слушатели стояли. Стул для епископа - традиционная деталь православных и католических храмов, напоминающая о том, кто главный.

Современный учитель есть слуга ученика. Наёмный слуга. Такие отношения определились уже на заре Нового времени, в XII веке, когда профессора университета были, в сущности, наняты элитой для подготовки своей смены. Тут ученики сидят, а преподаватель стоит. Лишь изредка ученик подымается - когда он должен ответить, то есть, выполнить функцию подчинённого. Это ненадолго.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова