Андрей Петрович Богданов
Буганов В.И., Богданов А.П. Бунтари и правдоискатели в Русской Церкви. М.: Издательство политической литературы, 1991. Только с. 1-83, 371-525.
РУССКИЕ ПАТРИАРХИ: 1589- 1700 гг.
Богданов А.П. Русские патриархи (1589-1700): В 2 т. -- М.: ТЕРРА; Республика, 1999.
Первые три главы (по Смуту) опубликованы отдельно: Богданов А.П. Тайны московской патриархии. М.: Армада, 1998. 377 с. Внесена авторская правка. Например, в издании 1998 года говорится на с. 9. о выделении денег "на помин души царя-кровопийцы", а в издании 1999 г. слово "кропийцы" опущено.
Предисловие
Том 1. Учреждение патриаршества и патриарх Иов. 7-85. - Патриарх
Игнатий. С. 113-188. - Патриарх Гермоген. С. 199-247. -
Патриарх Филарет. С. 280-352. - Патриарх Иоасаф I. С. 362-370. - Патриарх
Иосиф. С. 371-386. - Патриарх Никон. С. 387-477.
Том 2. Патриархи Иоасаф II и Питирим. С. 7-36
Патриарх Иоаким: до воцарения Феодора Алексеевича. - Попытка
реформ. - С 1682 г.
Патриарх Адриан. С. 315-338
Заключение
Предисловие
Много лет назад, приступая к изучению жизни, деяний и личностей патриархов Московских и всея Руси, я полагал
свою задачу сравнительно легко осуществимой. В самом деле: заглянув в приложенную к тексту краткую библиографию,
вы убедитесь, что каждому архипастырю были посвящены специальные труды, а публикации охватили почти все важнейшие
исторические источники о самих патриархах и их эпохе.
Тем не менее задача оказалась труднейшей из всех, с какими мне когда-либо приходилось сталкиваться. Первые
же шаги исследования показали, что на старую литературу, даже самую солидную, опираться нельзя. Результаты исследования
источников с удивительным упорством противоречили тому, что было известно о таком крупнейшем событии, как основание
Московской патриархии в конце XVI в., не говоря уже о событиях жизни и тем более оценке мотивов деятельности
первого патриарха Иова.
В дальнейшем все, начиная с исторической обстановки в России и за ее пределами и кончая деяниями московских
архипастырей, приходилось анализировать по первоисточникам. Тем более что ряд сочинений, без тени сомнений приписанных
русским патриархам (скажем, воззвания Гермогена к патриотическим ополчениям), никогда не был ими написан — и,
напротив, важнейшим словам и мыслям предстоятелей Русской православной церкви не придавалось истинного значения
(если даже сами памятники были известны).
В этой книге вы прочтете о духовных пастырях Руси, каждый из которых был и человеком государственным. По зову
совести, в силу своего характера, обстоятельств и призвания патриархи оказывались на острие всех противоречий
в жизни России — и внутренних, и внешних. На долю первых патриархов Московских и всея Руси выпали трагические
испытания Великого разорения и Смуты — гражданской войны и интервенции начала XVII в. Их преемников ждало "бунташное
столетие" мощных народных восстаний, тяжких войн, стремительных жизненных перемен, укрепления и огромного
расширения государства, превратившегося в могучую мировую державу.
Читая книгу, вы не только узнаете тайные обстоятельства истории Русской церкви и государства. Вы увидите, что
многое в ней прямо противоречит тому, что вы когда-либо читали об этом ранее. Привычные для большинства из нас
представления об архипастырях Русской православной церкви частично объясняются живучестью исторических легенд,
а более всего тем, что фигуры предстоятелей Церкви оказались вырваны из реальной исторической среды. Патриарх
— первое духовное лицо государства, церковный руководитель, политик, мыслитель, писатель и оратор. Эти стороны
личности человека, вместе с чертами характера и взаимоотношениями с царями и вельможами, друзьями и врагами,
на мой взгляд, лишь в своем единстве составляют истину, которую мы ищем в истории. Как бы то ни было, история
— это человек, творящий ее и ведомый ею.
Задачей моей было, используя весь арсенал методов и средств исторической науки, добыть в море источников достоверные
сведения и восстановить истинную картину событий, в которых проявились черты личности героя: не только каков
сам по себе был глава Русской православной церкви, а в каких условиях и, если возможно узнать, руководствуясь
какими мотивами он жил и действовал.
Знакомство с одиннадцатью патриархами Московскими и всея Руси досинодального периода в первую очередь — ценный
личностный опыт. В то же время каждый из них синтезирует в себе суть важнейших церковных, государственных и
культурных процессов в непрерывно менявшейся и стремительно развивавшейся стране. Россия при каждом из патриархов
была иная, но всегда — мало напоминающая ту косную и патриархальную, темную Московию, чей образ навязан нам
легендой о Петре Великом, который якобы по необходимости с помощью дубины "просветил" дикую страну
светом с Запада (нанеся при этом жестокий удар по национальной экономике и культуре), а Русскую православную
церковь самыми варварскими мерами превратил в департамент военно-полицейского государства, желая сделать ее
служанкой полицейского ведомства.
Драма истории ярко проявилась в том, что Русская православная церковь, достигшая наибольшего расцвета, могущества,
блеска и богатства в период патриаршества, в то же самое время шаг за шагом, от патриарха к патриарху, независимо
от взглядов, положения и характера каждого из архипастырей неуклонно шла ко все более прочному слиянию с государством.
Разумеется, речь шла о Российском православном самодержавном царстве — формуле новой великой державы, принятой
на высшем государственном уровне при патриархе Иоакиме и царе Федоре Алексеевиче, в которой православие было
нераздельно слито с самодержавием.
Обеспечивая стремительно растущей державе моральное право на расширение "до концев Вселенной", воплощая
в сознании россиян идею уподобления родной страны земному царству Христа, Церковь, однако, даже в лице своих
архипастырей замечала опасность слияния с государством, углубления зависимости от него. Бурные, доходящие иногда
до прямого разрыва конфликты между высшими светскими и духовными властями показывают, что о гармонии "двух
мечей", о которой говорил Никон, на деле не было и речи.
Источником реальной власти патриарха все более явно становился государь. Даже Раскол и борьба со староверами
стали делом "меча" светского, тогда как "меч" духовный превращался в указку или — в самом
сильном случае — в розгу для тех, кто согласен был ее принять. Лишь светская власть могла прислать "караул",
чтобы патриарх имел возможность вразумить, например, какого-нибудь опасного мыслителя, утверждающего, что всякий
грамотный человек имеет право "рассуждать".
Безобразие и беззаконие, завершившие блистательный патриарший период, не могли быть естественным следствием
развития Русской церкви, но история патриархов сделала их возможными.
* * *
Очень осторожно и с оговорками адаптируя цитаты и приводя для пытливых лишь важнейшие ссылки, считаю необходимым
сопроводить свой рассказ подборками наиболее ценных и интересных источников. Литературное наследие патриархов
раскрывает внутренний мир и драму пастыря мятущегося стада. Указы и грамоты непосредственно отражают деяния,
намерения и отношения патриарха с паствой, архиереями и государством.
Андрей Богданов, доктор исторических наук, член-корреспондент Российской академии естественных наук Москва,
1990-1997 гг.
|