ТОЛКОВАНИЕ НА ПСАЛМЫ
Псалмы: 2; 3;
4; 5; 6;
7; 8; 9
[тут объединены 9 и 10 псалмы]; 10;
11; 12; 13;
14; 15; 16;
17; 18;
19; 20;
21; 22;
23; 24;
25; 26;
27; 28;
29; 30;
31-45; 46-60;
61-80; 81-100;
101-110; 111-117;
118; 119-148.
Можно также выйти на отдельные псалмы с указанием толкований
к ним непосредственно из текста Библии.
Оп.: Афанасий Великий. Творения в четырех томах.
Ч. 4. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. (Репринт: Валаамский
монастырь, 1994). С. 40-422. Страницы этого
издания в прямых скобках, номер страницы предшествует тексту на
ней.
Содержаниe: Давид полагает начало
пророчеству о Христе. Который имел родиться от него. Посему, прежде
всего ублажает уповающих на Него. Блаженными же называет тех,
которые не ходили на совет нечестивых, не стояли на
пути грешных, и не сидели на седалищи губителей. Ибо
у иудеев три рода людей восстали против Спасителя: книжники, фарисеи
и законники, и они справедливо названы нечестивыми, грешными и
губителями. А путем наименована жизнь, потому что рождаемых приводит
к концу.
(1). Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых.
Советом же нечестивых можно назвать собрание и сходбище
людей лукавых. И поелику вредно вступать в сношения с сборищами
нечестивых, то псалмопевец ублажает того, кто ни в чем не сходится
с ними. Таков был Иосиф Аримафейский, предавший погребению тело
Господа и Бога; ибо сказано о нем, что не бе пристал совету
предавших Иисуса (Лк. 23, 51). И на седа //41//
лищи губителей не седе. Под седалищем разумеет
учение, по сказанному: на Моисеове седалищи (Мф. 23, 2).
Посему, седалище губителей есть учение лукавых.
(2). Но в законе Господни воля его, и в законе
Его поучится день и нощь. В законе, конечно — ангельском.
Выражает и неослабную ревность; потому что не с нерадением должно
поучаться закону Господню и не так, чтобы иногда поучаться, а
иногда нет, но всегда и непрестанно надлежит быть прилеплену к
словесам Божиим. Ибо это выражает, сказав: день и нощь.
Прекрасна и награда за доброе дело. Ибо кто упражняется в изучении
Божия закона, тот напоевается его потоками. И Христос учение Свое
назвал водою, сказав: аще кто жаждет, да npиидет ко Мне и пиет
(Ин. 7, 37). Поучающийся в законе уподоблен древу при водах, всегда
цветущему и всегда изобилующему благовременными плодами. Ибо подвижники
добродетели, хотя плоды трудов своих принесут в будущем, однако
же и здесь как бы некиими листьями осеняются благою надеждою,
и тяжесть трудов прикрывают душевным услаждением. Таковой вся
успеет. Ибо не сделает ничего противного Божиим законам, кто
волю свою сообразует с волею закона. И Псалмопевец, воспретив
сперва все виды порока и показав совершенство божественных законов,
потом присовокупил; вся, елика аще творит.
(3). И будет яко древо насажденное при исходищах
вод. Христос в богодухновенном Писании изображается древом
иcпoведaния, по сказанному: древо живота есть всем держащимся
ея (Прит. 3, 18). Посему, Псалмопевец говорит, что уверовавшие
во Христа будут телом Его. Ибо преобразит тело смирения нашего,
яко быти сему сообразну телу славы Его (Флп. 3, 21). Исходищами
же вод //42//
называет божественные Писания, в которых повсюду
можно найти проповедуемого Христа. Христос — древо
жизни; Апостолы — ветви; кровь и вода из ребра Христова — плод,
и кровь в изображение страдания, а вода в изображения крещения;
словеса — листья. Еже плод свой даст во время свое. Под
плодом древа разумей правую веру, под листьями его — исполнение
заповедей. Плод — спасаемые: корень — крещение; земледелатель
— Отец. И лист его не отпадет, и вся, ялика аще творит, успеет,
потому что дело, совершаемое по Богу, не может быть бесполезно.
Время давать зависит от приемлющего.
(5). Сего ради не воскреснут нечестный на суд;
потому что не имеют корня, но подобны земному праху, возметаемому
ветром. Под ветром же разумей грозное Божие вещание: идите
от Мене проклятии во огнь вечный (Мф. 25, 41). Услышавшие
глас сей не постоят, но падут, потому что не утверждены во Христе,
Который есть опора и основание верующих. Ибо сказано: на суд,
а не на допрос. И Псалмопевец присовокупляет: в совет праведных,
потому что праведных отлучает от грешных.
(6). Яко весть Господь путь праведных. Сказано:
весть, вместо: чтит, как и Моисею говорит Бог: вем тя
паче всех (Исх. 33, 12), вместо предпочитаю тебя, и обрел
ты благодать у Меня.