ТОЛКОВАНИЕ НА ПСАЛМЫ
Оп.: Афанасий Великий. Творения в четырех томах.
Ч. 4. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. (Репринт: Валаамский
монастырь, 1994). С. 40-422. Страницы этого
издания в прямых скобках, номер страницы предшествует тексту на
ней.
К оглавлению.
14
Содержание: Давид воспевает этот псалом, научая,
что может привести человека к приобретению оного блаженного жребия.
Посему начинает так:
(1). Господи, кто обитает в жилищи
Твоем? Обитание есть временное пребывание, означающее жизнь
не неизменяемую, но преходящую, на уповании перехода к лучшему.
Ибо святому свойственно быть странником в жизни сей, возводиться
же к жизни иной. Посему и Давид о себе говорит: пресельник
аз есмь у Тебе и пришлец, якоже вси отцы мои (Пс. 38, 13).
Кто же будет достоин пребывать в тех небесных селениях? Или
кто //71//
вселится во святую гору Твою? Ибо кто сподобится
блаженного оного селения, тот бесконечные веки насладится блаженством.
(2). Ходяй непорочен и проч.
Учит, чем нам достигнуть того блаженного конца; и во-первых тем,
если пойдем путем непорочным, который есть Христос; а потом, если
будем делать правду; в-третьих, если сотворим сердце обителью
истины; в-четвертых, если не приобретем себе лукавого языка; в-пятых,
не сделаем зла ближнему; в-шестых, не осудим горделивого ближнего;
в-седьмых, не будем иметь лицеприятия; в-восьмых, не нарушим верности
в клятве; в-девятых, не будем брать лихвы; а в-десятых, что составляет
венец всякого добра, будем неподкупны. Кто научился преспеянию
в этом, тому будет постоянное даяние благ.