ТОЛКОВАНИЕ НА ПСАЛМЫ
Оп.: Афанасий Великий. Творения в четырех томах.
Ч. 4. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. (Репринт: Валаамский
монастырь, 1994). С. 40-422. Страницы этого
издания в прямых скобках, номер страницы предшествует тексту на
ней.
К оглавлению.
Содержание: Так гласит надписание, предпоставленное
псалму. Ибо псалом говорит о том, что лик пророков терпит гонение
от народа еврейского. Давид, толкуется вожделенный, а таков
лик пророков. А посему, как Авессалом замыслил возмущение против
отца своего, то есть, Давида; так и иудеи восставали против отцев
своих пророков, не приемля Божиих повелений, но противясь им.
(2). Господи, что ся умножиша стужающии ми? Речение
«что» употреблено вместо «весьма».
(3). Несть спасения ему в Бозе его, то есть,
Бог его не спасет его. Ибо смотрели только на соделанный им грех,
не зная покаяния его. А это ясно показывает, что псалом говорится
о Давиде. Ибо восставать собственно говорится о тех, которые прежде
были в подданстве, а потом предприняли войну.
(4). Ты же Господи заступник мой ecu. Слова
приличные вере пророка, который непоколебимо переносит столько
несчастий, и уповает, что не будет оставлен, напротив же того,
обретет себе помощь, вознесется и восприимет царство. Ибо это,
по толкованию некоторых, значит: возносяй главу. Посему,
слава праведника — Бог, на Которого уповал он; а кому слава —
Бог, тот вознесет главу. //47//
(5). Гласом моим ко Господу воззвах. Это
изречение учит, что в трудных обстоятельствах должно прибегать
не к кому иному, как только к Богу. — Сперва поместил молитву,
потом, после диапсалмы, благодарение за получение просимого. Теперь
же обращает лице к нам, повествует, как молился и был услышан,
и говорит: гласом моим ко Господу воззвах. Под гласом
разуметь должно мысленное прошение ума к Богу всяческих. Ибо говорит
не о вопиянии, а о молитве изрекаемой умом. Слова же: услыша
мя от горы — сказаны согласно с общепринятым образом представления.
Ибо думали, что Бог обитает в скинии, потому что оттуда даваемы
были пророчественные ответы иереям. Или: от горы святыя —
значит: с неба, каковой смысл имеют и выражения: в гору святую
Твою (Пс. 14, 1), и: приближитеся горам вечным (Мих.
2, 9). Гора Божия святая может означать ту гору, с которой внемлет
молящимся Бог, Единородный Божий, и о которой сказано: будет
в последняя дни явлена гора Господня (Ис. 2, 2); потому что
этим изречением означается явление Господа в пришествие Его при
скончании веков. Или: от горы святыя, с небеси. И гора
Божия святая есть сверхъестественное ведение Бога.
Диапсалмою называется или перемена музыкального
лада, или оборот в мысли и силе слова.
(6). Аз уснух и спах. Говорит о сне ума,
от которого впал и в грех. А сказанное: востах, значить:
сподобившись Божия пременения, стал я лучше от постигших меня
зол.
(8). Яко Ты поразил ecu вся враждующыя ми всуе.
Порази, сокруши, или поразишь. Молит Бога о скорейшем возстании
или отмщении врагам. Всуе имеет врагов, кто не подает повода
к ненависти. Зубами же грешников называет или крепость //48//
согрешающих против него, или злословие их и хулы.
Или зубы грешников суть неразумные помыслы, неестественно в нас
появляющиеся; потому что помыслами как зубами пользуясь, противники
нередко приближаются к нам, чтобы поядать плоти наши, то есть,
порождаемое плотию. Ибо явлена суть дела плотская, говорит
божественный Апостол (Гал. 5, 19). Говорит же Псалмопевец о зубах
в переносном смысле, взяв образ с зверей, у которых крепость состоит
наипаче в зубах, так что по сокрушении зубов делаются они неопасными.
Ибо и убийцы и кровопийцы хуже самых кровожадных зверей, или им
уподобляются.
(9). Господне есть спасение. Спаси мя, Господи,
говорит Давид. Но умоляю, чтобы простерлось это и на весь народ.
Должно же знать, что и весь псалом можно относить к человеческому
роду, согрешившему и за это самое преданному мысленным врагам,
но воззвавшему в скорби и услышанному Богом и спасенному воскресением
Его из мертвых и поражением враждующих нам демонов. Ибо Он есть
членовная львов сокрушивший Господь (Пс. 57, 7); Он, или
от Него, есть спасение. Не возлагаю надежды на человека, говорит
Давид, но от Тебя ожидаем спасения и я, и народ Твой, вместе со
мною боримый врагами.