ТОЛКОВАНИЕ НА ПСАЛМЫ
Оп.: Афанасий Великий. Творения в четырех томах.
Ч. 4. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. (Репринт: Валаамский
монастырь, 1994). С. 40-422. Страницы этого
издания в прямых скобках, номер страницы предшествует тексту на
ней.
К оглавлению.
10
Содержание: И этот псалом воспевает Давид по преодолении
врагов. И в нем представлена святолепная мысль.
(1). На Господа уповах, како речете души моей?
Для чего советуете мне бежать в горы, подобно птице, когда уповаю
на Бога? Превитай по горам, яко птица. Переселись, уходи,
беги в горы, то есть, в горы добродетели.
(2). Яко се грешницы налякоша лук, уготоваша
стрелы в туле. Этими словами побуждали к бегству, говоря:
если не убежишь, поразят тебя стрелами грешники. Итак, дает этим
знать, что лукавые помыслы суть стрелы лукавого. Состреляти
во мраце правыя сердцем. Во мраце, то есть, тайно; потому
что таковы стрелянии врагов мысленных.
(3). Зане яже Ты совершил ecu, они разрушиша,
то есть, враг вовлек в тление человека, созданного для нетления.
Или, враги на мне спешат разорить дела Твои. Ибо кого помазал
Ты Царем, того стараются обратить в ничто, вооружаясь против Твоего
приговора. И делают это, истребив в себе правые от природы понятия,
какие Ты совершил в них. Праведник же что сотвори?
Хотя так поступили враги, но Господь, Которому храм — небо, подвергнув
испытанию пра //66//
ведных и нечестивых, одним разделяет блага, а других
отсылает на вечные мученья. Господь во храме святем Своем.
(4). Очи Его на нищаго призираете. Показывает,
что пред Богом ничто не сокрыто. Очами же называет благодетельное
назирание. Вежди Его испытаете сыны человеческия. И веждями
именует Его Промысл, который судит и испытует всякое дело.