ЯЗЫЧНИКИ
См. катехизис.
НАРОДЫ ЯЗЫЧЕСКИЕ
Согласно ВЗ, ч-ский род делится на две части, для к-рых в библ. языке
имеются различные наименования. С одной стороны, - Израиль, народ
Божий ('ам = греч. λαός), на к-ром почиют
Избрание, союз-завет и обетования;
с другой стороны - остальные Н. (гойим = греч. 'έθνη).
Различие между ними не только этническое или политическое, оно прежде всего
религиозное; другими Н. называются и те, кто «не знают Ягве» (язычники),
и те, кто не участвуют в жизни Его Н. (иноплеменники). В НЗ понятие Н.
Божия развивается, расширяется, чтобы стать наконец Церковью, Телом Христовым. Но перед лицом этого нового
Н., открытого всем людям, ч-ство представляется по-прежнему разделенным
на-двое: на Иудеев и на Н.Я. (ср Рим 1.16; 15.7-12). Т. обр. ритм развития
истории спасения следует диалектике отношений между Израилем и остальными
Н. С одной стороны, замысел Божий включается в ч-скую историю благодаря
избранию и обособлению Израиля; с другой стороны, этот замысел всегда имеет
в виду спасение всего ч-ства. В силу этого, данная перспектива все время
колеблется между частным и вселенским, доколе Христос не придет соединить
Израиля и Н.Я. в одном новом Человеке (Еф 2.14 слл).
ВЗ
I. ТАЙНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ
В исходной точке ВЗ призыв Божий звучит в разделенном мире, в к-ром сталкиваются
племена, народы, культуры. В связи с этим историческим фактом возникает
ряд вопросов: была ли на это воля Божия? а если нет, то что было этому
причиной? В задачи Библии не входило давать на это ответы научного порядка,
но тем не менее эта изначальная тайна ч-ского общества в ней исследуется
в свете откр
1. Единство и разнообразие людей. - единство рода ч-ского само собой
подразумевается в схематических представлениях кн. Быт. От одного Бог произвел
весь род ч-ский (Деян 17.26 греч.). Речь идет не только об отвлеченном
тождестве ч-ской природы, но также и об единстве крови: все родословные
исходят от Адама и Евы; после Потопа они опять начинаются с Ноя (Быт
9.18 сл). Однако единство не означает единообразия, исключающего различия.
Люди должны размножаться и наполнять землю (Быт 1.28); это предполагает
возрастающее разнообразие народов и рас, к-рое рассматривается Писанием
как происходящее по воле Божией (Быт 10; Втор 32.8 сл).
2. Последствия греха для общества. - Все же нынешнее состояние
ч-ства не отвечает намерениям Божиим. В историю вторгся грех: Адам и Ева возмечтали стать «как боги» (Быт 3.5);
люди, собравшись в земле Сеннаар, захотели построить «башню высотою до
небес» (11.4). В обоих случаях сказывается кощунственное отсутствие чувства
меры и люди приходят к одинаковым результатам, открытым судом Божиим (3.14-24;
11,5-8). Практическим последствием этих греховных действий являются известные
нам по опыту условия человеческого существования. Вот почему многообразное
развитие нашего рода, протекающее в греховной атмосфере, приводит к кровавой
ненависти (Каин и Авель: 4.1-16)
и к потере духовного единства (смешение языков: 11.17 слл). Таковы условия,
в к-рых отдельные Н. возникают в ходе истории, неся на себе двойное клеймо
идолопоклонства, отлучающего их от Бога, и гордыни, возбуждающей
их один против другого. Таков фон картины, на к-ром выделяется призвание
Авраама: Бог избирает его среди Я.Н. (Ис Нов 24.2), чтобы сделать его отцом
нового Н., к-рый будет Н. Божиим, в к-ром в конце концов будут благословенны
все племена земные (Быт 12.1 слл).
II. ИЗРАИЛЬ И ЯЗЫЧЕСКИЕ НАРОДЫ В ИСТОРИИ
Израиль сознает свое природное родство с нек-рыми соседними Н. Родословные
праотцев подчеркивают это в отношении Измаила (Быт 16) и Мадиана (25.1-6),
Моава и Аммонитян (19.30-38), Арамеев (29.1-14) и Едома (36). В эпоху Маккавеев
Иудеи искали даже племенного родства со Спартанцами (1 Макк 12.7,21). Но
отношение Израиля к Я.Н. определяется побуждениями иного порядка - учением
Завета-Союза и замыслом о спасении.
1. Народы, противостоящие Богу. - В силу своего национального
призвания Израиль является носителем великих ценностей: знания истинного
Бога и поклонения Ему, содержащейся в Завете надежды на спасение и обетовании.
Я. же Н. представляют в отношении этого двойную угрозу: политического порабощения
с одной стороны, религиозного обольщения с другой.
а) Политическая угроза. - Редки те эпохи, когда существование
Израиля не находилось под угрозой. Гордыня и алчность движут народами;
идет борьба из-за престижа или обладания землями. Втянутый в превратности
международной политики, Израиль должен упорно отстаивать вверенный ему
залог. Он пережил рабство в Египте. Впоследствии в бранях Ягве он противостоит Хананеям,
Мадианитянам, Филистимлянам... При Давиде положение на нек-рое время изменяется
(ср 2 Цар 8) и израильское царство пользуется известным престижем. Но вскоре
положение ухудшается вследствие враждебности и алчности малых соседних
царств, воли к могуществу международных гигантов
- Египта, Ассирии, Вавилона... Эпоха царей изобилует кровавыми столкновениями,
за к-рыми порой проглядывает их подлинная сущность: как это было во время
Исхода (Исх 5-14), Н., обуянные гордыней и поклоняющиеся ложным богам,
противятся Богу живому (4 Цар 18.33 слл; 19.1-7,12-19). То же явление повторяется
снова в позднюю эпоху, когда Антиох Епифан предпринимает эллинизацию Иудеи
(1 Макк 1.29-42). Под этим углом зрения отношения, между Израилеи и Я.Н.
могут быть только враждебными.
б) Религиозное обольщение. - Перед лицом Н. Божия другие Н. представляют
также опасность язычества, то в форме обольщения, то в форме тирании. Израиль
- сам происшедший от предков-идолопоклонников (Ис Нов 24.2) - нередко склоняется
к подражанию им. Во времена Судей он впадает в ханаанское идолопоклонство (Суд 2. 11 слл). Соломон, строитель Храма,
воздвигает святилища и национальным богам соседних стран (3 Цар 11.5-8).
В последующие века к ханаанским культам прибавляются культы господствующей
Ассирийской державы (4 Цар 16.10-18; 21.3-7; Иез 8). В эпоху Маккавеев
таким же искушением является греческое язычество, сильное своим культурным
престижем, к-рое Антиох Епифан пытается навязать всей стране (1 Макк 1.43-61).
В этих условиях можно понять строгие предписания Второзакония: Израиль
должен решительно отмежеваться от чужих Н., чтобы не заразиться их язычеством
(Втор 7.1-8).
2. Языческие народы в замысле Божием. - Нельзя, однако, сводить
ВЗ-ное учение о Я.Н. только к этому отрицательному аспекту противопоставления
и отделения. Ягве - Бог всех народов; все они зависят от Него; и даже нек-рые
начатки из их среды уже включаются в Израиля, дабы воздавать подлинное
поклонение Богу.
а) Языческие народы перед лицом Ягве. - Промыслительный план Ягве
распространяется на все Н.: как Он вывел Израиля из Египта, так Он же вывел
Филистимлян из Кафтора и Арамеян из Кира (Ам 9.7). Эта очевидность должна
была бы исключить всякий религиозный национализм. Но, в свою очередь, все
эти народы должны знать, что они так же, как и Израиль, подлежат Суду единого Бога (Ам 1.3-2.3). Этими двумя косвенными путями
ВЗ уже утверждает универсальность спасительного замысла. Однако, участие
Я.Н. в его развитии остается эпизодическим: иногда они служат орудиями
Божия гнева для наказания Израиля (Ис 8. 6 сл; 10.5; Иер 27),
иногда на них, как, напр., на Кира, возлагается некая спасительная миссия
(Ис 41.1-5; 45.1-6). Не следует также пренебрегать теми ч-скими ценностями,
к-рыми обладают Я.Н.: сами по себе эти ценности - дары Божий. Следовательно,
Израиль может ими пользоваться на свое благо: при своем бегстве Евреи обобрали
Египтян (Исх 12.35 сл); завоевав Ханаан, они пользуются его культурой (Втор
6.10 сл); в каждую эпоху происходят новые заимствования у международной
культуры (ср 3 Цар 5.9-14; 7.13 сл).
6) Начатки народов. - Все эти случаи соучастия в замысле Божием
остаются, однако, явлениями внешнего порядка: Н.Я. не пользуются, как Израиль,
данными Богом преимуществами. Правда, и здесь существуют исключения. Нек-рые
из представителей Я.Н. приносят Богу праведное, угодное Ему поклонение,
как напр., Мелхиседек (Быт 14. 18 слл), Иофор (Исх 18.12), Нееман (4 Цар
5.17)... Нек-рые включаются в Н. Завета: Фамарь (Быт 38), Раав (Ис Нов
6.25) и Руфь (Руф 1.16), прародительницы Иисуса Христа (Мф 1.2-5), жители
Гаваона (Ис Нов 9.19-27), а также те пришельцы, постоянно живущие среди
Израильтян, к-рые принимают обрезание (Исх 12.48 сл; Числ 15.15 сл). Во
всем этом слышится отдаленное предвестие универсальности, к принятию к-рой
Бог в конце концов приведет Свой народ.
III. ИЗРАИЛЬ И ЯЗЫЧЕСКИЕ НАРОДЫ В ПРОРОЧЕСТВАХ
В пророчествах перспектива определяется не опытом текущего дня: пророки
предвещают идеальное осуществление замысла Божия в конце времен. В зависимости от представляемой каждым из них ценности,
Н. фигурируют в этой панораме или как подлежащие Суду Божию или как наследники Его спасения.
1. Суд над народами. - У всех пророков встречаются классические
изречения, направленные против Я.Н. (Ис 13-21; Иер 46-51; Иез 25-32). Они
приобретают особое значение в позднюю эпоху, когда поражение угнетателей-язычников
представляется необходимым условием освобождения Израиля. Когда придет
Его День, Бог сокрушит Гога, князя Магога, олицетворяющего всех этих кровожадных
тиранов (Иез 38-39). Он вступит в борьбу со всеми силами вражьими (Иоил
4.9-14; Зах 14.1-6, 12 слл), разрушит их города (Ис 24.7-13) и совершит
суд над их царями (Ис 24.21 сл). История Иудифи, представляющая собою пример
этого суда Божия, и «апокалипсис» Даниила построены на той же теме (ср
Дан 7; 11.21-45), к-рой Антиохово гонение придает трагическую актуальность.
2. Спасение народов. - Но есть и другая створка диптиха. Окончательное
спасение не будет исключительным делом Израиля. Хотя грех нарушил с самого
начала единство рода ч-ского, окончательное обращение Я.Н. позволит восстановить
это единство. Они придут в Иерусалим учиться Божию Закону, и это будет
возвращением ко всеобщему миру (Ис 2.2 слл). Они обратятся
к Богу живому (Ис 45.14-17,20-25) и примут участие в поклонении Ему (Ис
60.1-16; 25.6; Зах 14.16). Произойдет обращение Египта и Ассирии, и Израиль
послужит им связующим звеном (Ис 19.16-25). Прекращая Вавилонское рассеяние, Ягве соберет вокруг Себя все Н. и
все языки (Ис 66.18-21). Все они признают Его Царем, все присоединятся
к Н. Авраамову (Пс 46), все нарекут Сион Матерью (Пс 86). По отношению
к ним, как и по отношению к Израилю, Отрок Ягве выступит посредником (Ис
42.4,6). Так, в последний день должен вновь образоваться единый Н. Божий,
к-рый вновь обретет первоначальную универсальность. Если Закон и придавал
Израилю нек-рую видимость исключительности, то пророчества, как мы видим,
возвращаются к очень широким перспективам изначальной тайны.
IV. ПРЕДВОСХИЩЕНИЯ
Послепленное иудейство, унаследовавшее как Закон, так и пророков, колеблется
между этими двумя тенденциями, в основе к-рых лежат две противоположных
причины.
1. Иудейская исключительность. - Первая тенденция заключается
в том, чтобы замкнуться от язычества, поскольку причиной прошлых бедствий
было его пагубное влияние, зараза его духом и его культами. Поэтому восстановление
иудейства во времена Неемии и Ездры и происходит в атмосфере усиленной
обособленности (Езд 9-10; Неем 10; 13). В дальнейшем кругозор несколько
расширяется, но кризис эпохи Маккавеев вызывает новый прилив религиозного
национализма, к-рый еще через два столетия сохранился в сектах фарисеев
и ессеев.
2. Иудейский прозелитизм. - Но в ту же эпоху парадоксальным образом,
объясняющимся, однако, дополнительными требованиями иудейской веры, общество
Израиля, более чем когда-либо, становится открытым для язычников доброй
воли. Религиозный шовинизм порицается: злую карикатуру на него дает, напр.,
кн. прор. Ионы. Создается официальный статут для прозелитов, желающих присоединиться
к Израилю (Ис 56.1-8), и с одобрением упоминается о том, как это сделали
в прежние времена нек-рые из них - Руфь Моавитянка (Руф 1.16), Ахиор Аммонитянин
(Иф 5.5-6.20)... Александрийское иудейство выделяется в этом отношении
своей инициативностью. Из его среды выходят LXX толковников, переведших
Библию на греч. язык; в нем намечается определенная апологетика, образцы
к-рой сохранились в конце кн. Варуха (Послание Иеремии) и в кн. Премудрости
(Прем 13-15). Следовательно, Израиль осознал свое призвание Н. - Свидетеля, Н. - миссионера.
НЗ
I. ИИСУС И ЯЗЫЧЕСКИЕ НАРОДЫ
С пришествием Иисуса начинаются последние времена (Мк 1.15). Можно было
ожидать, что Он о самого начала Своего служения станет на путь универсализма,
к-рый Ему уже подготовили пророчества. Положение, однако, оказалось более
сложным.
1. Контрасты в словах и действиях
а) Проявления обособленности. - Даже во время пребывания на чужой
земле Иисус при возвещении Евангелия и совершении чудес не выходит за пределы
иудейства: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф 15.24);
«нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мк 7.27). Посылая Двенадцать
на проповедь, Он дает им то же указание: «На путь к язычникам не идите»
(Мф 10.5 сл).
б) Перспективы универсализма. - Однако, наталкиваясь на злую волю
этих «погибших овец» и в то же время находя великую веру в Него у нек-рых
иноземцев, Он исполняет их просьбы и ставит их в пример. Таковы случаи
с Капернаумским сотником (Мф 8.10 п), прокаженным Самарянином (Лк 17.17
слл), Хананеянкой (Мф 15.28)... В царстве Божием эти люди - начатки
из Я.Н. И при будущем развитии Царства число их будет возрастать: на эсхатологический
пир придут со всех сторон, тогда как Израильтяне - прирожденные члены Царства
- окажутся исключенными из него (Лк 13.28 сл п)... В этой удивительной
перспективе прежнее положение Иудеев и Я.Н. оказывается обратно пропорциональным
в отношении права на преимущества Завета: Божий виноградник будет отнят
у Израиля и доверен другим виноградарям (Мф 21.43).
2. Разрешение антиномии. - У Христа нет противоречия между обособленностью
и универсализмом. Но Он действует соответственно чередующимся фазам изменяющегося
положения. Вначале Он мекал обращения Израиля, чтобы сделать его посланником
Царства в перспективе всеобъемлющего универсализма. Потому Он и не выходил
за пределы Своего народа. Но ожесточение Иудеев противостояло такому намерению.
Тогда осуществление замысла о спасении приняло иное направление: отвергнутый
Своим народом, Иисус пролил Свою кровь «за многих, во оставление грехов»
(Мф 26.28), и это жертвоприношение, скрепляя эсхатологический Союз-Завет, открыло доступ в Царство всем людям. После
этого ч-ский род смог вновь обрести свое внутреннее единство, благодаря восстановлению
связи с Богом. Вот почему, когда жертвоприношение было завершено Его славным
воскресением, Иисус дал Двенадцати вселенскую миссию: возвещать Евангелие
всякой твари (Мк 16.15), научить все народы (Мф 28.19), быть Его свидетелями
до предела земли (Деян 1.8). В свете Христова Воскресения иудейская обособленность
была окончательно преодолена.
II. БЛАГОВЕСТИЕ НАРОДАМ
1. Первохристианская община и язычники
а) Постепенное расширение Церкви. - Несмотря на вселенское значение
Пятидесятницы, когда хвала Богу была возвещена на всех языках (Деян 2.8-11),
первохр-ская община сначала ограничилась проповедью Евангелия Израилю:
спасение должно было возвеститься в нем, а затем распространиться на весь
мир. Но под действием Духа Церковь постепенно выходит из этого замкнутого
круга: Филипп проповедует Евангелие в Самарии (Деян 8); Петр крестит сотника
Корнилия, прозелита, еще не присоединенного к Израилю через обрезание (Деян
10); в Антиохии, наконец, Господь Иисус возвещается Эллинам, к-рые обращаются
в большом числе (11.20 сл). Затем призвание Павла дает Церкви избранное
орудие, в к-ром она нуждалась для благовестия Я.Н. (9.15; 22.15,21; 26.17),
согласно пророчествам (13.47; ср Ис 49.6).
б) Собор в Иерусалиме. - Этим расширением Церкви ставится
основной вопрос: надо ли пришедших к вере язычников понуждать к соблюдению
иудейского 3акона? Во время собора в Иерусалиме Павел твердо стоит на том,
чтоб на них не налагали такого ярма (Деян 15.1-5; Гал 2); Петр его поддерживает
и Иаков объявляет обращение язычников согласным Писанию (Деян 15.7-19).
Итак, жизненный опыт помогает сделать окончательный логический вывод, к
к-рому вели размышления о крестной смерти и воскресении Иисуса: в Церкви
- новом народе Божием -
язычники занимают то же место, что и Израиль, и Павел утверждается в своем
особом призвании Апостола язычников (Гал 2.7 слл).
2. Павел - Апостол язычников. - В своей апостольской деятельности Павел, однако, считается с положением
вещей, имеющим корни в ВЗ: он всегда возвещает Евангелие в первую очередь
Иудеям; лишь встретив отказ с их стороны, он обращается к язычникам (Деян
13.45 слл; 18.5 сл; 19.8 слл; ср Рим 1.16; 2.10). Но в то же время он ясно
объясняет, каково положение Я.Н. в свете Евангелия.
а) Языческие народы и Евангелие. - На людей, происходящих из Л.Н.,
так же как и на Иудеев открывается гнев Божий за всякое нечестие (Рим 1.18). Бог я вил им Себя
через Свое творение (1.19 сл; Деян 14.17), а они не признали Его (Рим 1.21
сл); Он дал им познать Свой Закон посредством их совести (2.14 сл), а они
предались своим необузданным похотям, вследствие идолопоклонства (1.24-32).
Но ныне Богу угодно явить им Свое милосердие, как и Иудеям, если только
они уверуют в Евангелие (1.16; 3.21-31; 10.12). И тем, и другим вера приносит оправдание: согласно свидетельству Писания,
истинные сыны Авраамовы, 'наследники обетованного ему благословения, -
те, кто исповедуют веру (Гал 3.6-9). Народ, теперь облагодетельствованный
этим обетованием, включает в себя и обрезанных,
и необрезанных, и т. обр. Авраам становится отцом множества народов (Рим
4).
6) Иудеи и язычники в Церкви. - Итак, в Иисусе Христе единство
ч-ства восстановлено. Нет больше ни Эллина, ни Иудея (Гал 3.28); Иудеи
и язычники примирены с тех пор, как пала существовавшая между ними стена
ненависти. Они образуют одно новое
ч-ство, единое здание, в к-ром Христос - краеугольный камень, единое Тело,
к-рого Он - глава (Еф 2.11-22). Эта тайна единства осуществляется уже теперь
в Церкви, в ожидании своего небесного свершения. Однако, прежним разрывом
ч-ства на-двое по-прежнему определяется диалектика свящ. истории. В первый
период Бог отстранил ожесточившийся Израиль за исключением определенного
Остатка; это было для того, чтобы даровать спасение Я.Н.
путем их прививки на стволе Израиля (Рим 11.1-24) и чтобы возбудить у Израиля
ревность, к-рая может привести его к покаянию (11.11). Во второй период,
после того как полнота Л.Н. вступит в Церковь, весь Израиль будет спасен
в свою очередь (11.25-29). Пути Божий ведут к конечному спасению всех Н.,
соединенных с Израилем в народе Божием (15.7-12).
III. ХРИСТИАНСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О Я.Н.
1. Евангелия
а) Синоптики. - Собирая воспоминания о земной жизни Иисуса, три
первых евангелиста проявляют, каждый по-своему, интерес к спасению Я.Н.
У Марка исповедание веры сотника-язычника у подножия креста: «Воистину
этот человек был Сын Божий» (Мк 15.39) - является как бы кульминационным
пунктом повествования. У Матфея, подчеркивающего наличие женщин-язычниц
в родословной Иисуса (Мф 1.2-6), Христос уже с младенчества проявляет Себя
Царем всех народов (2.1-11); Свое служение Он начинает в «Галилее язычников»
(4.15 сл); Его последние слова являются повелением благовествовать Евангелие
всем народам (28.19). У Луки родословная Иисуса восходит к Адаму, отцу
всего рода ч-ского, спасти к-рый Он пришел (Лк 3.23-38); старец Симеон
славит Его как «свет во откровение язычникам и славу народа Твоего Израиля»
(2.32); как Еванг. от Луки, так и кн. Деян, служащая его продолжением,
показывают, что спасение, приобретенное в Иерусалиме жертвой Христа, распространяется оттуда «до предела
земли» (Деян 1.8).
б) Еванг. Иоанн в меньшей степени касается этой проблемы, потому
что он больше занят судьбой неверующих в Иисуса Иудеев (Ин 12.37-43). Из
народа Божия они, вследствие своего ожесточения, становятся народом подобным
другим (11. 48 слл; 18.35). Зато уже при жизни Иисуса мы видим людей, с
верою приближающихся к Нему и являющихся начатками из Я.Н. (4.53; 12.20-32).
Наконец, Его смерть осуществляет всеобщее примирение: Он умирает не только за Свой народ, но чтобы
собрать воедино всех рассеянных детей Божиих (11.50 слл).
2. Откровение Иоанна. - В Откр. Ин., как и в древних пророчествах,
уделяется большое внимание двойственному положению Я.Н. в отношении Божия
замысла.
а) Суд над враждебными народами. - Новый Н. Божий, как в прошлом
Израиль, встречается с враждебными ему Я.Н. (ср Откр 11.2). В этом смысле
надо понимать символы зверей, требующих от людей поклонения себе (13), и Вавилона, богохульной блудницы, упивающейся кровью мучеников
(17)... Эти силы и ведут против Христа эсхатологическую войну (17.13 сл; 19.19; 20.7 слл), ибо они - носительницы
власти Сатаны. Вот почему они будут судимы и уничтожены (14.6-11;
18); они падут в борьбе против Христа (17.14; 19.15,20 сл).
б) Спасение обращенных языческих народов. - Но лицом к
лицу с грешным ч-ством, идущим т. обр. к своей гибели, появляется новое
ч-ство, спасенное кровью Агнца: «великое множество людей из всех племен,
и колен, и народов, и языков» (7.9-17), славящее Бога как Царя народов
(15.3 сл), К-рый навеки будет обитать в новом Иерусалиме (21. 24 слл). НЗ заканчивается этим видением
преисполненным надежды, в к-ром искупленный род ч-ский наконец опять обретает
свое единство: «О Царю народов и их упование, камень краеугольный, Который
из двух творишь единое, - прииди и спаси людей, которых Ты сотворил из
праха!» (Литург. молитва предпраздн. Рожд. Христова в лат. обряде.)
JP & PG
Ср.: Апостолы II 2 - вера ВЗ III 3, IV
2, НЗ 3 о - Египет - единство - Израиль - Иудей I - культ ВЗ II, III - народ
- обрезание - отцы
и Отец II 2,3 - плен II 2 - покаяние ВЗ II 5, НЗ III
2 - посещение ВЗ 1 - Пятидесятница II 1,2 в, г - рассеяние - царь ВЗ I 4 - чужестранец -
|