З
ЗАБВЕНИЕ см.: опьянение 2 - память 2,3
ЗАБЛУЖДАТЬСЯ см.: искать - заблуждение - путь
ЗАВЕТ-СОЮЗ см.: Союз-Завет
ЗАВЕЩАНИЕ, ЗАВЕТ см.:Союз-Завет НЗ - наследство - прощение
ЗАВИСТЬ см.:Бог ВЗ III 3,4 - грех III 3 - любовь I - ненависть - огонь ВЗ I 3 - Сатана I - смерть ВЗ II 1 - Супруг / супруга ВЗ 1
ЗАКВАСКА см.:Пасха I 3, III 2
ЗАКЛАНИЕ см.:жертва, жертвоприношение - смерть
ЗАКЛЯТИЕ см.: анафема
Слово Тора имеет более широкое значение, чем узко юридическое греч. νόμος, к-рым оно передается в переводе LXX. Им обозначается «учение», данное Богом людям как руководство для их поведения. Оно применяется прежде всего к совокупности того законодательства, к-рое предание ВЗ связывало с Моисеем. Применяя слово 3. в этом смысле, ставшем классическим в иудействе, НЗ называет «Законом» все домостроительство, в к-ром это законодательство было главнейшим элементом (Рим 5.20), в противопоставлении домостроительству благодати, установленному Иисусом Христом (Рим 6.15; Ин 1.17); однако в НЗ говорится и о «Законе Христовом» (Гал 6.2). В связи с этим в богословском хр-ском языке также принято различать эти два Завета, под названиями «древний закон» и «новый закон». Чтобы объять историю спасения во всей ее совокупности, признается кроме того и домостроительство «естественного закона» (ср Рим 2.14 сл), относящегося ко всем людям, жившим и живущим за пределами этих двух 3. Т. обр., три основных стадии замысла Божия характеризуются одним и тем же словом, подчеркивающим и их этическую и институционную сторону. Эти стадии и послужат нам здесь путеводной нитью.
А. ДО МОИСЕЯ: ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЗАКОН
В Св. Писании нет термина «естественный закон», но обозначаемая этим словосочетанием реальность определенно содержится в нем, хотя и не в прямой и не всегда одинаковой форме.
1. Ветхий Завет. - Главы 1-11 кн. Бытия (и немногие параллельные тексты) дают образное представление о религ. строе, при к-ром люди жили до решающей стадии обетовании (Авраам и другие праотцы) и Закона (Моисей). С самого начала ч-к встречается с положительной заповедью, выражающей для него волю Божию (Быт 2.16 сл); именно в этом состоит испытание в Раю, и нарушение этой заповеди имеет последствием вторжение смерти в мир (3.17 слл; ср Прем 2.24; Рим 5.12). Но в дальнейшем становится очевидным, что ч-к не оставлен Богом без 3. Для него существует нравственное правило, о к-ром Бог напоминает Каину (Быт 4.7) и за нарушение к-рого посылает на землю потоп (6.5). Существуют также предписания религиозного порядка, данные Ною вместе с Божиим заветом (9.3-6), а также культовые установления, к-рые соблюдались тогдашними людьми (4.3 сл; 8.20). В зависимости от своего отношения к этому зачаточному 3., люди оказываются праведными (4.3; 5.24; 6.9) или неправедными (4.4; 6.5, 11 сл; 11.1-9; ср Прем 10.3 слл).
2. Новый Завет. - Изложение замысла о спасении у ап. Павла также имеет в виду и эту стадию свящ. истории, простирающуюся от Адама до Моисея (Рим 5.13 сл). Действительно, это тот же самый религиозный строй, к-рому подчиняются языч. народы, не получившие участия в призвании Израиля. Если Бог и предоставил им идти своими путями (Деян 4.16; ср Рим 1.24-31) и искать Его ощупью (Деян 17.27) во времена неведения (17.30), то это не значит, что у них не было знания Его воли: Его 3. открывался им через посредство их совести (Рим 2.14 сл). Под «законом» Павел здесь понимает в основном предписания нравственного порядка: Бог по ним судит язычников (1.18; 2.12); по ним же Он их и осуждает, ибо они знают праведный суд Божий над ч-скими преступлениями, но тем не менее их совершают (1.32; ср уже Ам 1.2-2.3). Источник же этих нравственных падений Павел видит во грехе в плане религиозном; именно в нем заключается истинная природа непослушания 3.: знать Бога и не воздавать Ему славы (Рим 1.21).
Б. МОИСЕЙ И ВЕТХИЙ ЗАКОН
Выделенный из языч. народов народ ВЗ был подчинен Богом иному домостроительству - домостроительству положительного закона, Самим Богом открытого, т.е. Моисеевой Торе.
I. МНОГООБРАЗНОСТЬ ЗАКОНА
1. Закон этот заключается исключительно в Пятикнижии Моисеевом. Свящ. история, излагающая замысел Божий от начала до смерти Моисея, неоднократно прерывается законодательными текстами. Обрамлением им служат повествование о сотворении мира (Быт 2.2 сл), союз-завет, заключенный с Ноем (9.1-9) и с Авраамом (17.9-14), Исход (Исх 12.1-28; 43-51), Синайский завет и пребывание в пустыне (Исх 20.1-17; 20.22-23.32; 25-31; 34. 10-28; 35-40; весь Лев; Числ 1.1-10.28; 15; 17-19; 26-30; 35; Втор почти целиком).
2. Такое обилие законодательных установлений содержит всевозможные материалы, т.к. Тора упорядочивает жизнь народа Божия во всех ее проявлениях. Предписания нравственного порядка, особенно четко выступающие в Десяти Заповедях (Исх 20.2-17; Втор 5.6-21), напоминают об основных требованиях ч-ской совести с такой точностью и уверенностью, каких далеко не всегда достигали философы языч. древности. Юридические предписания, рассеянные в нескольких сводах, определяют функционирование гражданских установлений (семейных, социальных, экономических, судебных). Наконец, постановления, относящиеся к богослужению, уточняют, каким оно должно быть у Израиля в том, что касается обрядов, священнослужителей и условий для совершения культа (правила о чистоте). Ничего не оставлено без внимания; и поскольку народ Божий представлен определенной нацией, на структуру к-рой он опирается, то и мирские установления этой нации относятся к положительному религиозному праву.
3. Та же многообразность видна в словесном изложении законов. Нек-рые статьи, имеющие казуистическую форму (напр. Исх 21.18...), принадлежат к типу, очень распространенному в законодательных сводах древнего Востока: они порождены судебными решениями. Другие (напр. Исх 21.17) напоминают проклятия, произносимые при обряде возобновления Завета и подтверждаемые народом (Втор 27.15...). Заповеди в категорической форме (напр. 10 заповедей) представляют собой прямые повеления, к-рыми Бог сообщает Свою волю народу Своему.
Наконец, некоторые предписания, с соответствующим обоснованием, приближаются к поучениям Мудрых (напр. Исх 22.25 сл). В целом, ведущий тон принадлежит заповедям. Т. обр. Тора Израиля четко отличается от других сводов законов, представляющих собою главным образом сборники судебных решений; она же представляется прежде всего как учение, преподанное в форме повелений именем Самого Бога.
4. Ввиду этого многообразия, 3-ну в ВЗ даются различные наименования: учение (Тора), Свидетельство, правило, заповедь, решение (или суд), слово, воля, путь Божий (ср Пс 18.8-11; 118 во многих местах)... Из этого видно, насколько он выходит за пределы ч-ских законодательств.
II. ЗНАЧЕНИЕ ЗАКОНА В ВЗ
1. Закон тесно связан с 3аветом. - Когда через Союз-Завет Бог делает Израиля Своим особым народом, к этому избранию Он добавляет обетования, осуществлению к-рых подчинена его дальнейшая история (Исх 23.22-33; Лев 26.3-13; Втор 28.1-14). Но Он ставит и определенные условия: Израиль должен будет повиноваться Его голосу и соблюдать Его заповеди, - иначе на него обрушатся Божий проклятия (Исх 23.21; Лев 26.14-45; Втор 28.15-68). Вот почему в обряд возобновления Завета входит обязательство соблюдать Божий Закон (Исх 19.7 сл; 24.7; ср Ис Нов 24.21-24; 4 Цар 23.3). Этот 3. составляет, следовательно, важнейший элемент в религиозном домостроительстве, подготавливающем Израиля к пришествию спасения. Даже его требования, какими бы строгими они ни казались, являются милостью, ибо их назначение - так воспитать Израиля, чтобы он стал по преимуществу (Втор 4.5-8) сопричастным воле Божией. Они представляют собой суровую школу, благодаря к-рой «народ жестоковыйный» обучается святости, ожидаемой от него Богом. Это касается прежде всего нравственных повелений, Десяти заповедей, составляющих основу Торы; но это верно и в отношении гражданских и богослужебных предписаний, передающих идеал конкретно в рамках израильских учреждений.
2. Этой связью 3. с Заветом объясняется тот факт, что у Израиля нет иного Закона, кроме Моисеева. Ибо Моисей - посредник Завета, на к-ром зиждется домостроительство ВЗ; тем самым он также посредник, через к-рого Бог сообщает Своему народу вытекающие отсюда требования (Пс 102.7). В текстах этот важнейший факт выражается двояким образом. Ни один ч-ческий законодатель, даже в эпоху Давида и Соломона, не пытается заменить или дополнить своим авторитетом авторитет Того, Кем народ создан (даже Иез 40-48, при всем Моисеевом характере своего вдохновения, не включается в Тору). С другой стороны, все законодательные тексты вложены в уста Моисею в рамках повествования о пребывании у Синая.
3. Это не значит, что Тора не развивалась с течением времени. Анализ текста позволяет вполне обоснованно различить в ней несколько литературных целых, отличающихся друг от друга по тону и по характеру. Это показывает, что наследие Моисея передавалось по разным каналам, соответствующим различным источникам Пятикнижия. Несколько раз оно подвергалось переработке, приспосабливалось к требованиям времени, дополнялось в некоторых подробностях. Так, Десять Заповедей (Исх 20.1-17) и Свод Завета (Исх 20.22-23.33) повторяются в расширенном виде во Второзаконии (Втор 5.2-21; 12-28), где любовь к Ягве показана как первая заповедь, к к-рой сводятся все остальные (6.4-9). В так называемом «своде святости» (Лев 17-26) можно видеть попытку другого синтеза - в нем красной нитью проходит мысль о подражании Богу Святому (19.2). В реформах, последовательно проводимых царями (3 Цар 15.12 слл; 4 Цар 18.3-6; 22.1-23.25), всегда принимается за основу Моисеева Тора, развиваемая и углубляемая. Заключительное дело Ездры, связанное, вероятно, с окончательным установлением текста Пятикнижия, только подтверждает торжественно ценность и авторитетность этого сохраненного преданием 3. (ср Езд 7.1-26; Неем 8), основы и главная направленность к-рого были установлены Моисеем.
III. ИЗРАИЛЬ И ЗАКОН
В истории ВЗ 3. присутствует везде: народ все время встречается с его требованиями; у священных писателей он все время является как бы фоном их мышления.
1. священники, в силу своего служения, - хранители и знатоки Торы (Ос 5.1; Иер 18.18; Иез 7.26): они обязаны передавать народу решения и повеления Ягве (Втор 33.10). Это учение, преподаваемое в святилище (Втор 31.10 сл), прежде всего относится к вопросам культа (Лев 10.10 сл; Иез 22.26; Агг 2.11 слл; Зах 7.3); но оно распространяется и на все, что касается правил жизни; в качестве толкователей свящ. наследия священники призваны передавать религиозную науку, знание путей Ягве (Ос 4.6; Иер 5.4 сл). Итак, они составляют законодательные компиляции; развитие Торы совершилось под сенью их авторитета.
2. пророки, мужи Слова, движимые Духом Божиим, признают авторитет той же Торы, иногда обвиняя даже священников в пренебрежении ею (ср Ос 4.6; Иез 22.26). Осия знает ее многочисленные предписания (Ос 8.12), и грехи, к-рые он обличает, являются прежде всего нарушениями Десяти Заповедей (4.1 сл). Иеремия проповедует послушание «словами Завета» (Иер 11.1-12), чтобы поддержать реформу, проводимую согласно Второзаконию (4 Цар 22). Иезекииль перечисляет грехи, список к-рых, по-видимому, заимствован из Свода святости (Иез 22.1-16,26). Итак, высокая нравственность, к-рую так почитают в пророках, есть только углубленное выполнение Моисеевой Торы.
3. Неудивительно, что историки Израиля проявляют то же умонастроение. Синайский завет составляет в глазах компиляторов древних преданий настоящую исходную точку существования народа. Что касается историков, связанных со Второзаконием (Втор, Суд, Цар), то они углубляются в смысл прошедших событий в свете критериев Втор. Священнический историк Пятикнижия поступает так же, следуя законодательной традиции своей священнической среды. Наконец, авторы Паралипоменон, переделывая по-своему историю израильской теократии, руководствуются идеалом, в то время уже окончательно зафиксированным в Пятикнижии. Так или иначе, люди прошлых времен порицаются или восхваляются в зависимости от их отношения к Торе. История, понимаемая т. обр., становится живой проповедью, побуждающей народ Божий к верности Ему.
4. У Мудрых учение той же Торы используется в новых формах: в форме изречений (в Притчах и у Сына Сирахова) или в форме назидательной биографии (в кн. Товита). Более того, Сын Сирахов заявляет прямо, что подлинная Премудрость - не что иное, как Закон (Сир 24.23...): она поставила шатер свой в Израиле тогда, когда Закон был дан Моисеем (24.8...). И в иудействе, ставшем наконец верным после испытания плена, псалмопевцы воспевают величие Божия Закона (Пс 18.8...), как высшего дара, какого Бог не дал ни одному другому народу (Пс 147.8 сл). Возвещая свою любовь к Закону (Пс 118), они этим выражают и любовь к своему Богу, ярко иллюстрируя сущность иудейского благочестия в ту эпоху.
5. После Ездры израильская община окончательно поставила Тору в средоточие своей жизни. Эта приверженность проявляется с особой силой при попытке Антиоха Епифана изменить священные времена и Закон (Дан 7.25; 1 Макк 1.41-51). Тогда любовь к Торе создает мучеников (1 Макк 1.57-63; 2.29-38; 2 Макк 6.18-28; 7.2...). Конечно, наряду с ними существуют и изменники, поддающиеся эллинизации; но восстание Маккавеев, возбужденное «ревностью о Законе» (1 Макк 2.27), восстанавливает наконец соответствующий Преданию порядок, больше не оспаривающийся в дальнейшем.
Истолкование Торы, в к-рой все видели единственное божественное правило жизни, было единственной проблемой, разделявшей тогда учителей на секты. Саддукеи придерживались только писаной Торы, считая священников ее единственными подлинными истолкователями; фарисеи признавали равно авторитетной устную Тору, т.е. предание предков, а Кумранская секта (вероятно ессейская) придавала особое значение почитанию Законодателя (т.е. Моисея), толковавшегося ими согласно особым критериям.
Эта привязанность к Закону составляет величие иудейства. Однако в ней таятся некоторые опасности. Первая - ставить на один уровень все предписания, религиозные и нравственные, гражданские и богослужебные, не располагая их в правильном порядке вокруг того, что всегда должно быть их средоточием (Втор 6.4...). Превращаемый в мелочное крючкотворство и предоставленный хитросплетениям казуистов культ 3. возлагает на людей слишком тяжелое бремя (Мф 23.4; Деян 15.10). Другая опасность, еще более глубокая, - в обосновании праведности ч-ка пред Богом не в Божией благодати, а в послушании заповедям и в совершении добрых дел, как если бы ч-к мог оправдать себя сам. Решение этих проблем принадлежит НЗ.
IV. ПЕРЕХОД К НОВОМУ ЗАКОНУ
По утверждению самого ВЗ, в последние времена, при НЗ, и сам 3. подвергнется глубокому преобразованию. Тора, к-рой Бог Израилев научит все народы на Своей святой горе (Ис 2.3), правило, к-рое Отрок Ягве принесет на землю (Ис 42.1,4), превзойдут по своей религиозной ценности то, что дано было Моисеем. Хотя в пророчествах нет прямых указаний на точное содержание 3. - только Иезекииль попытался дать его набросок, в самом традиционалистическом духе (Иез 40-48), но из него ясно видно, что отношение между людьми и 3. изменится. 3. будет уже не только внешним по отношению к ч-ку, написанным на каменных скрижалях: он будет написан в глубине сердец, так, чтобы у всех было знание Ягве (Иер 31.33), недостававшее ВЗ-ному народу (Ос 4.1). Ибо сердца тоже изменятся, и люди, под внутренним воздействием Духа Божия, будут наконец соблюдать Божий законы и повеления (Иез 36.26 сл). Таков будет новый 3., к-рый Христос принесет миру.
В. ИИСУС И НОВЫЙ ЗАКОН
I. ЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ ИИСУСА К ЗАКОНУ
1. Отношение Иисуса к древнему 3. определенно, но не узко. Он решительно противится преданию старцев, к-рого придерживаются книжники и фарисеи, но к самому 3. Он относится иначе. Предание Он отклоняет именно потому, что оно приводит людей к нарушению 3. и забвению Слова Божия (Мк 12.28-34 п). В царстве же Божием 3. должен быть не упразднен, но исполнен до последней йоты (Мф 5.17 слл), и Христос Сам соблюдает его (ср 8.4). В той мере, в какой книжники верны Моисею, их авторитет должен признаваться, если даже не следует подражать их поведению (23.2 сл). И все же, возвещая Евангелие Царства, Христос кладет начало в корне новому религиозному строю; период 3. и Пророков завершается Иоанном Крестителем (Лк 16.16 п); евангельское вино нельзя вливать в старые мехи строя, основанного на синайском 3. (Мк 2.21 сл). В чем же заключается исполнение 3., к-рое Иисус приносит на землю? Прежде всего - в приведении различных предписаний в правильный порядок. Последний сильно отличается от той иерархии ценностей, к-рую установили книжники, пренебрегая главным (справедливостью, милосердием, искренностью), чтобы сберечь второстепенное (Мф 23.16-26). Кроме того, несовершенства, еще имевшиеся в древнем 3. «по жестокосердию» ч-скому (19.8), должны исчезнуть в Царстве: правило поведения, к-рого в нем будут придерживаться, это - 3. совершенства, в подражание совершенству Божию (5.21-48). Идеал этот невыполним при теперешнем состоянии ч-ка (ср 19.10). Оттого Христос и дает, одновременно с этим Законом, пример, способный увлечь за собой, и внутреннюю силу для его соблюдения - силу Духа (Деян 1.8; Ин 16.13). Наконец итог 3. Царства дан в двойной заповеди, изреченной уже раньше и повелевавшей ч-ку любить Бога и любить своего ближнего, как самого себя (Мк 12.28-34 п); все располагается вокруг этого, все из этого вытекает. В отношениях людей между собою это золотое правило положительной любви содержит в себе и 3. и Пророков (Мф 7.12).
2. Принятием этих установок Иисус уже проявляет Себя в образе законодателя. Отнюдь не противореча Моисею, Он объясняет и продолжает его, совершенствует его учение, напр., говоря о превосходстве ч-ка над субботой (Мк 2.23-27 п; ср Ин 5.18; 7.21 слл). Иногда же, идя дальше буквы текстов, Он противопоставляет ей новые нормы; так, напр., Он ставит в обратном порядке требования свода правил о чистоте (Мк 7.15-23 п). Выступления такого рода удивляют Его слушателей, ибо находятся в резком противоречии с установками книжников и указывают на наличие у Него сознания необычайной власти (1.22 п). Люди должны слушать Его слово и применять его на деле (Мф 7.24 слл), ибо этим они будут творить волю Отца (7.21 слл). Моисей же как бы отходит на задний план; в Царстве есть уже только один Учитель (23.10). И как верные Иудеи, по выражению раввинов, принимали на себя иго 3., так теперь надо принять на себя иго Христово и научиться от Него (11.29). Более того - как вечная судьба людей определялась до тех пор их поведением в отношении 3., так отныне она определяется их поведением в отношении Иисуса (10.32 сл). Нет сомнения: здесь - больше Моисея; новый 3., предвозвещенный пророками, теперь провозглашен.
II. ПРОБЛЕМА ЗАКОНА В ПЕРВОХРИСТИАНСКИЕ ВРЕМЕНА
1. Иисус не осуждал соблюдение иудейского 3.; Он Сам соблюдал его в основном, как напр., в отношении налога в пользу Храма (Мф 17.24-27) или 3. о Пасхе (Мк 14.12 слл). Таким же было сначала и отношение апостольской общины, усердно посещавшей Храм (Деян 2.46), за что ее и «прославлял народ» (5.13). Хотя в ней и не всегда строго придерживались правил, по примеру Иисуса (9.43), предписания 3. в ней соблюдались, иногда даже с сверхдолжными проявлениями благочестия (18.18; 21.23 сл), и среди верных не было недостатка в ревностных приверженцах 3. (21.20).
2. Но возникла новая проблема, когда необрезанные язычники начали принимать веру, не проходя через иудаизм. Сам ап. Петр крестил сотника Корнилия, после того, как видение от Бога повелело ему считать чистыми тех, кого Бог очистил верою и даром Духа (Деян 10). Сопротивление ревнителей 3. (11.2 сл) пало перед очевидностью Божия веления (11.4-18). Но распря снова разгорелась в связи с массовым обращением Эллинов в Антиохии (11.20), получившим утверждение от Варнавы и Павла (11.22-26). Блюстители 3., прибывшие из Иерусалима, точнее из окружения ап. Иакова (Гал 2.12), хотели и этих новообращенных принудить к исполнению всех предписаний Торы (Деян 15.1 сл, 5). Петр при посещении Антиохийской Церкви держал себя довольно неопределенно (Гал 2.11 сл). Один Павел выступил с утверждением свободы обращенных язычников от налагаемых 3. обязательств (Гал 2.14-21). На общем собрании, состоявшемся в Иерусалиме, Петр и Иаков в конце концов признали его правоту (Деян 15.7-19): состоявшего при Павле Тита не принуждали даже к обрезанию и единственным условием, поставленным новой христианской общине, была милостыня в пользу Церкви-Матери (Гал 2.1-10). К этому было добавлено практическое правило, долженствовавшее облегчить пользование общим столом в Церквах Сирии (Деян 15.20 сл; 21.25). Это решение, освобождающее хр-н из язычников от соблюдения еврейских обычаев, оставило, однако, у ревнителей 3. глухое недовольство по отношению к Павлу (ср21.21).
III. УЧЕНИЕ АП. ПАВЛА
В своей апостольской деятельности в языч. землях Павел вскоре опять встретился со своими иудео-христианскими противниками, в частности в Галатии, где они, по его словам, организовали некое контр-миссионерство (Гал 1.6 сл; 4.17 сл). Это дало ему повод изложить свои мысли относительно 3.
1. Павел - проповедник единого Евангелия, согласно к-рому ч-к оправдан не делами 3., а только верою в Иисуса Христа (Гал 2.16; Рим 3.28). Значение этого принципа двойное. С одной стороны, Павел обличает бесполезность свойственных иудейству культовых обычаев - обрезания (Гал 6.12) и «соблюдения времен» (4.10); 3., так понимаемый, сводится к установлениям ВЗ. С другой стороны, Павел выступает против представления о домостроительстве спасения, согласно к-рому ч-к заслуживает оправдание своим соблюдением Божия 3., тогда как в действительности он оправдан даром жертвою Христа (Рим 3.21-26; 4.4 сл); здесь это касается даже и заповедей нравственного порядка.
2. Установив это, можно задать себе вопрос, в чем же заключается смысл существования этого 3. в замысле спасения? Неоспоримо, что он исходил от Бога, хотя и был дан людям через посредство ангелов, - что является признаком его подчиненного значения (Гал 3.19), - что он свят и духовен (Рим 7.12,14) и составляет одно из преимуществ Израиля (9.4). Но сам по себе он не может спасти плотского ч-ка, к-рый предан греху (7.14), ибо он дает лишь знание добра, но не силу делать добро (7.16 слл), знание греха (3.20; 7.7; 1 Тим 1-8), но не силу уклониться от греха. Иудеи, обладавшие 3. и искавшие в нем праведности (Рим 9.31), - такие же грешники, как и язычники (2.17-24; 3.1-20). Вместо того, чтобы освобождать людей от зла, он, можно сказать, еще больше их во зло погружает; он обрекает их на проклятие, избавить от к-рого их может только Христос, тем, что принимает это проклятие на Себя (Гал 3.10-14). Как детоводитель и опекун народа Божия во время его младенчества (3.23 сл; 4.1 слл), он вызывал в нем желание невозможной праведности, с тем, чтобы дать ему лучше понять абсолютную для него необходимость в единственном Спасителе.
3. Когда же Спаситель пришел, народ Божий перестал быть в подчинении детоводителю (Гал 3.25). Освобождая ч-ка от греха (Рим 6.1-19), Христос освобождает его от опеки 3. (7.1-6). Он снимает внутреннее противоречие, превращавшее ч-скую совесть в пленницу зла (7.14-25); тем самым Он прекращает временно существовавший порядок: Он - «конец Закона» (10.4), так как Он дает верующим доступ к праведности от веры (10.5-13). Означает ли это, что для верующих во Христа отныне не существует никакого конкретного правила поведения? Отнюдь нет. Верно, что юридические и культовые правила, относившиеся к установлениям в Израиле, устарели, но нравственный идеал заповедей остается; его итог дан в заповеди любви, являющейся свершением и полнотой 3. (13.8 слл). Но сам этот идеал перестает быть связанным с ветхим домостроительством. Он преображен присутствием Христа, осуществившего его в Своей жизни. Став «Законом Христовым» (Гал 6.2; ср 1 Кор 9.21), он уже не является внешним по отношению к ч-ку: Дух Божий запечатлевает его в наших сердцах, изливая в них любовь (Рим 5.5; ср 8.14 слл). Его осуществление в жизни - естественный плод Духа (Гал 5.16-23). В этой перспективе Павел и намечает нравственный идеал, обязательный для хр-на. Затем он перечисляет определенные правила поведения, требования к-рых столь строги, потому что их цель - хр-ская святость (Фес 4.3); иногда он пользуется казуистикой, обращаясь за разъяснением к словам Иисуса (1 Кор 7.10). Новый 3. отличен от древнего. Он осуществляет обетования Завета, написанного в сердцах (2 Кор 3.3).
IV. ДРУГИЕ АПОСТОЛЬСКИЕ ПИСАНИЯ
1. В Послании к Евреям 3., т.е. древнее домостроительство, рассматривается под углом зрения культа. Автор Послания знает, какие обряды совершаются согласно предписаниям 3. (Евр 7.5 сл; 8.4; 9.19,22; 10.8). Но он знает также, что этот 3. не мог достигнуть поставленной ему цели, т.е. освящения людей: 3. «ничего не довел до совершенства» (7.19). Действительно, в нем была только тень будущих благ (10.1), был только несовершенный образ жертвы Христа; новое же домостроительство содержит реальность этих благ, ставшую нам доступной в образе (10.1), передающем их в ощутимом выражении. Вот почему при замене временного священства священством Христа произошла и перемена 3. (7.12). Так осуществилось пророческое обетование 3., начертанного в сердцах (8.10; 10.16).
2. В Послании an. Иакова говорится о 3. только под углом зрения его нравственных предписаний, закрепленных учением Христа. Закон, так понимаемый, перестает быть составной частью древнего домостроительства, теперь упраздненного. Ныне это совершенный 3. свободы, к-рому мы остаемся подчиненными (Иак 1.25). Его вершина - царственный закон любви (2.8); но ни одно из его прочих предписаний не должно быть предано забвению, иначе мы станем его нарушителями и нас будут судить по нему (2.10-13; ср 4.11). По отношению к ч-ку новый 3. не менее требователен, чем древний.
3. В словоупотреблении an. Иоанна «Закон» означает всегда 3. Моисеев (Ин 1.17,45; 7.19,23), еврейский 3. (7.49,51; 12.34; 18.31; 19.7), «ваш Закон», как говорит Христос (8.17; 10.34). Этому слову, употребленному в неодобрительном смысле, противоставляется слово «заповедь». Сам Иисус получил от Отца заповеди и соблюл их, ибо они - жизнь вечная (12.49 сл). Он получил заповедь отдать Свою жизнь, и это - самая большая любовь (15.13); вместе с тем эта заповедь и есть знак любви к Нему Отца (10.17 сл). Подобно этому, хр-не должны в свою очередь соблюдать заповеди Божий (1 Ин 3.22). Заключаются эти заповеди в том, чтобы веровать во Христа (3.23) и жить в истине (2 Ин 4). Они не отличаются от заповедей Самого Христа, учение К-рого исходит от Отца (Ин 7.16 сл): послушание заповедям Божиим и соблюдение Свидетельства Христа - одно и то же (Откр 12.17; 14.12).
Оттого Иоанн и напоминает старательно о заповедях Самого Иисуса. Их надо соблюдать, чтобы познать Его во свете истинном (1 Ин 2.3 сл), чтобы иметь Его любовь в нас (2.5), чтобы пребывать в Его любви (Ин 14.15; 2 Ин 5), как Он соблюдает заповеди Отца Своего и пребывает в Его любви (Ин 15.10). Соблюдать заповеди - вот признак истинной любви (14.21; 1 Ин 5.2 сл; 2 Ин 6). Среди этих заповедей есть одна, являющаяся основной, одновременно и древней, и новой: это заповедь братской любви (Ин 13.34; 15.12; 1 Ин 2.7 сл), проистекающей из любви к Богу (1 Ин 4.21). Этим свидетельство Иоанна сходится со свидетельством Павла и других евангелистов. С упразднением 3., потерявшего обязательную силу, когда Иисус был осужден на основании его предписаний (Ин 18.31; 19.7), вошел в силу Новый 3.; он иной природы, исходит от Слова Иисуса и остается навеки правилом хр-ской жизни.
PG
Cм.: Благодать / милость 0 - вера НЗ III 1 - власть ВЗ I 2 - воля Божия 0, ВЗ I 1 - воспитание 0, I 2 а, III 1 - дела НЗ II 1 - добро и зло III 1 - Иудей II - книга II - Моисей 0,3 - мудрость ВЗ I 3 - обетование II 2 - оправдание II 1 - освобождение II 2 в - ответственность 2 - Откровение ВЗ II 1 а - Писание V - плоть II 2 а - послушание II 3, IV - правда - право ВЗ 1, НЗ - пророк ВЗ III 1 - путь I 2 - раб - свет и тьма ВЗ II 2,3 - свидетельство ВЗ II 2,3 - священство ВЗ II 2, НЗ I 1 - Слово Божие ВЗ II 1 а - смерть НЗ I 2 - совершенство ВЗ 3, НЗ 1 - совесть / сознание - Союз-Завет ВЗ I 2, НЗ II 1 - учить - фарисеи - чистый ВЗ I, НЗ I 1
ЗАКОННИЧЕСТВО см.: Закон - фарисеи - чистый НЗ I 1,2
ЗАКОНОУЧИТЕЛЬ см.: Закон Б, В I 2 - ученик ВЗ 3 - учить НЗ I - фарисеи
ЗАКРЫТЬ см.: дверь / ворота - печать
ЗАЛОГ см.: Дух Божий НЗ V 3 - начатки I 2 б - обетования IV
ЗАЛОГ см.: предание
ЗАПАХ см.: благовония, ароматы
ЗАПОВЕДИ см.:власть - воля Божия 0, НЗ I 2, II - Закон - любовь I ВЗ 0, НЗ 2 а, II
ЗАПУСТЕНИЕ см.:бедствие - одиночество - печаль - утешение
ЗАСЛУГА см.:благодать IV - воздаяние - оправдание II - правда
ЗАСТУПНИЧЕСТВО см.:Авраам I 3 - Моисей 3 - молитва - Параклет 0 - посредник - умилостивление / очищение 2
ЗАЩИТНИК см.:Параклет
ЗАЩИЩАТЬ см.:гора - Провидение - рука Божия - спасение - тень II
ЗВЕЗДЫ см.:светила
1. Зарождение символики. - Библ. символика животных менее разработана, чем символика средневековых Бестиариев; она только намечена относительно некоторых животных. Однако, враждебные ч-ку 3. занимают нек-рое место в религиозной мышлении и дают материал для ряда образных представлений, начиная с кн. Бытия и кончая Откр. Ин. Сама тайна существования животного мира не вызывает никаких размышлений; но все отвратительные или опасные животные - налицо, в том числе и легендарные: дикие 3., львы, волки и пантеры (Ос 5.14; Авв 1.8), гиены и шакалы (Ис 13.22), - хищные птицы и те, к-рые селятся в развалинах (Ис 13.21; 34.11 слл; Соф 2.14), - пресмыкающиеся от василиска до крокодила (Пс 90.13; Иез 29), - злокозненные насекомые, как саранча или гусеница (Наум 3.15 слл)... Т. обр., перед ч-ком встает целая злостная фауна, связанная с бесовским присутствием (ср «косжатые», т.е. сатиры в Ис 13.21; 34.12-14; Лев 17.7), не считая уже морских чудовищ (Быт 1.21), служащих первообразами 3. по преимуществу, Дракона, «Змея бегущего», Раава или Левиафана (Ис 27.1; Иов 7.12; Ис 51.9). Последний из них, олицетворяющий Море в мифологической символике Востока, вздымается перед лицом Самого Ягве как противник Его спасительного замысла.
2. У истоков. - Прибегая к образному изложению, уже лишенному своего мифического значения, нек-рые тексты представляют творческий акт Божий как победоносное сражение с первичным чудовищем, воплощающим беспорядок, - с Раавом или Левиафаном (Пс 73.13 сл; 88.10 сл; Иов 9.13; 25.12; Ис 51.9). Эта война, происходящая вне пределов истории, дает смысл всем историческим столкновениям между Ягве и Его врагами. Первое из этих столкновений - трагедия, разыгрывающаяся в раю (Быт 3). В самом тексте Бытия коварный противник Бога и людей еще не называется своим настоящим именем; но за земным змеем таится 3. первообраз : Дракон - Диавол и Сатана (Прем 2.24; Откр 12.9; 20.2). 3., проклятый «пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми », представляет т. обр. Проклятого по преимуществу; и история явится полем битвы, где он будет бороться с потомством жены, над к-рой он приобрел нек-рую власть (Быт 3.14 слл).
3. Борьба Зверя с ч-ком
а) Звери как бичи Божии. - Эта борьба происходит сначала во времени: зловредные 3. нападают на грешное ч-ство. Но они действуют не вполне независимо; Бог знает, как обращать их действия для Своих целей; они становятся исполнителями Его Суда над Египтом (Исх 7.26-8.28; 10.1-20; Прем 16.1-12); они же приводят в исполнение Его проклятия на Свой неверный народ (Втор 28.26, 42; Лев 26.22; ср Иер 15.3). Образ запустелых городов, предоставленных диким 3., часто символизирует наказание определенных ч-ских обществ (Ис 34.11 сл; Иер 9.10; 10.23; 49.33; 50.39; 51.37; Соф 2.14 сл)... В пустыне ропщущих жалят ядовитые змеи (Числ 21.5-7); в Земле обетованной саранча пожирает урожай, и это страшное войско своим нашествием предвозвещает День Ягве (Иоил 1-2). Символическая саранча, подобная таинственным всадникам, поражающим грешное ч-ство, опять появляется среди эсхатологических бичей (Откр 9.3-10; ср Наум 3.15слл; Иер 51.27). Ее возглавляет Ангел Бездны (Откр 9.11), и никто не уйдет от нее, если «не имеет печати спасения на челе своем» (9.4; ср 7.3).
б) Торжество Зверя. - Но 3. одерживает и другие победы. Под его личиной Сатана добивается от людей поклонения себе. В своем ослеплении они падают ниц перед «всякими изображениями пресмыкающихся и нечистых животных» (Иез 8.10). Запрещенная Законом в Израиле (Втор 4.16 слл), эта форма идолопоклонства свирепствует среди языч. народов (Прем 11.15; 12.24; 13.10,14; Рим 1.23), навлекая на них кары Божия гнева (Прем 16.1-9; Рим 1.24 слл). Более того, 3. нек-рым обр. воплощается в великих языч. царствах, к-рые стремятся к мировому господству, ведут войну против народа Божия и проявляют кощунственную надменность (Дан 7.2-8). Так, первичная брань возобновляется на земле - поскольку этот 3. свою власть получает от Дракона, князя мира сего (Откр 13.4). Он противостоит Христу-Царю как Антихрист, хулящий Бога, преследующий святых и требующий себе поклонения (13.1-9), и никто не имеет права жить на земле, если не отмечен его числом (13.16 слл). В этом притязании на тоталитарное властвование повинны не только Антиох Епифан или языческий Рим: оно постоянно возобновляется на всем протяжении истории Церкви.
в) Поражение Зверя. - Но это торжество 3. - только кажущееся и кратковременное. Уже в ВЗ утверждается победа верующих. Для Израиля в пустыне Моисей воздвигает знак медного Змея (Числ 21.9), и всякий, кто смотрит на него, остается жив (Прем 16.6). В окружении язычников, поклоняющихся 3., Израиль твердо отстаивает свою веру в единого Бога живого (Дан 14.23-42). Он, не поддаваясь слабости, встречает угрозу от львов, и Бог избавляет его от нее (Дан 6), ибо всякий уповающий на Бога охраняется Его ангелами и может попирать зловредных 3. (Пс 90.11-13). Такие победы-прообразы возвещают победу Иисуса; отринув Сатану (Мф 4.1-11 п), Он остается в пустыне «со зверями», и ангелы служат Ему (Мк 1.13). Он передает и Своим ученикам «власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию» (Лук 10.19), ибо Сатана теперь пал с неба и сами бесы покорны посланцам Христа (Лк 10.17 слл). Хотя поражение 3. и не стало еще явным для всех, оно уже решено.
4. Гибель Зверя. - Суд, к-рый положит конец истории, повлечет за собой завершение этого поражения: 3. будет убит и тело его будет предано огню (Дан 7.11-27). Так завершится поражение первичного змея-диавола и Сатаны (Откр 12.9). Это будет последним сражением Христа (19.11-16), защищающего святой Град от обольщенных Сатаной народов (20.7 сл). Тогда Сатана, и смерть и Ад, и Зверь и его лжепророки, и все поклонники 3., приспешники Антихриста, будут все вместе ввергнуты в огненное и серное озеро, и это - вторая смерть (19.19 слл; 20.10,14). Так закончится трагедия, возникшая с начала времен.
PG
cм.: Антихрист ВЗ, НЗ 3 - бесы ВЗ - богохульство - Вавилон 6 - война ВЗ IV - животные - море 1,2 - победа ВЗ 1, НЗ 2 - Сатана III - царь НЗ II - царство ВЗ III
ЗДОРОВЬЕ cм.: болезнь, исцеление - мир I 2
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ cм.: виноградник - жатва - земля ВЗ I, II 3 - плод - сбор винограда - сеять I - труд
ЗЕРКАЛО cм.: лицо - мудрость ВЗ II 2 - образ
ЗЕРНО cм.: жатва - мученик 2 | плод II - сеять
ЗЛО cм.: добро и зло
ЗЛОРЕЧИЕ cм.: слово человеческое 1 - уста 1 - язык 1
ЗМЕЙ cм.: Антихрист ВЗ 1 - животные - звери и Зверь - Крест I 4 - Мария V 2 - простой, чистый 2 - пустыня ВЗ I 3
ЗНАМЯ см. Знамение
Познать Бога: этот первичный призыв, брошенный в сердце ч-ское, развивается в Библии не в научной, а в жизненной связи. Действительно, для семитов П. (евр. ид') означает нечто выходящее за пределы отвлеченного знания и выражает некое экзистенциальное соотношение (т.е. укорененное в самом существовании). Познать нечто - значит изведать нечто конкретным опытом; так познаются страдание (Ис 53.3) и грех (Прем 3.13), война (Суд 3.1) и мир (Ис 59.8), добро и зло (Быт 2.9,17); это - реальное и ответственное включение себя в жизнь, вызывающее глубокие последствия. Познать кого-нибудь - значит вступить с ним в личные отношения, к-рые могут принимать многоразличные формы и достигать разных степеней; поэтому под познанием можно понимать целую гамму различных смыслов; то же слово служит для выражения семейной солидарности (Втор 33.9), как и супружеских отношений (Быт 4.1; Лк 1.34); Бога познают, когда испытывают Его суд (Иез 12.15) и совсем по-другому познают Его, когда вступают в Его Союз-Завет (Иер 31.34) и постепенно входят в близкое общение с Ним.
ВЗ
1. Благоизволение Божие. - В религиозном познании все начинается по благоизволению Божию. Прежде чем познать Бога, мы уже познаны Им. Такова тайна Избрания и Божия попечения: Бог знает Авраама (Быт 18.19); Он знает Свой народ: «Только вас признал (евр., греч и слав - познал) Я из всех племен земли» (Ам 3.2). Он знает Своих пророков еще до их рождения (Иер 1.5), а также и всех тех, кого Он предопределил стать Его сынами (Рим 8.29; 1 Кор 13.12). Тем, кого Он так отметил и кого Он знает по имени (Исх 33.17; ср Ин 10.3), Бог Сам дает познать Себя Самого. Он открывает им Свое Имя (Исх 3.14), вселяет в них «страх Его» (Исх 20.18 слл), но главным обр. Он являет им благоутробие Свое, избавляя их от врагов, даруя им землю (Втор 4.32...; 11.2...) и познание заповедей Своих, пути к блаженству (Втор 30.16; Пс 147.8 слл).
2. Непризнание ч-ское. - В ответ на это, народ должен был бы признать своего Бога, принадлежать Ему в подлинной любви (Ос 4.1; 6.6), но уже с самого начала он проявляет свою неспособность к этому (Исх 32.8). «Это народ заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих» (Пс 94.10). Отвергая познание Бога, народ постоянно искушает Его (Числ 14.22; Пс 77). Менее разумный, чем вьючное животное, «Израиль не знает ничего» (Ис 1.3; Иер 8.7); он восстает, нарушает Союз-Завет (Ос 8.1), блудодействует с «богами, к-рых он не знал» (Втор 32.17).
Даже тогда, когда народ воображает, что «познал Ягве» (Ос 8.2), он заблуждается, так как ограничивается чисто внешним формальным отношением (Ис 29.13 сл; Иер 7); подлинное же познание Бога должно проникать до глубины сердца и выражаться в реальной жизни (Ос 6.6; Ис 1.17; Иер 22. 16; ср Мф 7.22 сл). Пророки непрестанно напоминают об этом, но «вот народ, к-рый не слушает гласа Господа, Бога своего, и не принимает наставления» (Иер 7.28). Поэтому он будет наказан «за недостаток ведения» (Ос 4.6; Ис 5.13).
Бог заставил Себя узнать в ужасных испытаниях - через ужасы разрушения и пленения. Предвозвещение этих наказаний подчеркивается у Иезекииля ритмическим повторением грозного стиха: «И узнаете, что Я - Господь» (Иез 6.7; 7.4,9...). Поставленный перед самим собой и перед своим Богом при всей беспощадности совершившегося, народ больше не может предаваться самообману: он вынужден признать святость Божию и свой собственный грех (Вар 2).
3. Познание и новое сердце. - Остается надежда чудесного обновления, когда «земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис 11.9). Но как может это сбыться? Израиль больше не думает достичь этого собственными силами, ибо сознает «упорство злого сердца своего» (Иер 7.24), знает свое «необрезанное сердце» (Лев 26.41), а для подлинного познания Бога необходимо сердце совершенное. Второзаконие настаивает на этой необходимости внутреннего возрождения, к-рое может быть только от Бога. «До сего дня не дал вам Господь сердца, чтобы разуметь» (Втор 29.4), но после пленения « обрежет Господь Бог твой сердце твое и сердце потомства твоего» (30.6).
С тем же обетованием обращается к уведенным в плен Иеремия (24.7). Оно составляет сущность предвозвещения нового завета (Иер 31.31-34): это будет коренное очищение - «Я прощу им беззакония их» - и благодаря этому станет возможным глубокое послушание - «вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его»; и т. обр. будет обеспечена самая тесная взаимная связь: «Я буду им Богом, а они будут Моим народом»; это и будет источником непосредственного и подлинного познания: «Уже не будут учить друг друга, брат - брата и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого».
Иезекииль дополняет перспективу, отмечая действие Духа Божия в этом внутреннем обновлении: « И дам вам сердце новое и дух новый дам вам... вложу внутрь вас дух Мой» (Иез 36.26 сл); это будет воскрешением народа Божия (37.14). Тем самым Бог даст познать Себя не только Израилю (37.13), но и народам языческим (36.23).
Пророчески описывая даруемое спасение, Второ-Исаия также подчеркивает его значение для всего мира. идолопоклонству будет нанесен еще небывалый удар (Ис 45-46). При новом исходе Бог явит Свое владычество над историей и «всякая плоть узнает, что Я - Господь, Спаситель твой» (Ис 49.26). Израильтянам Бог говорит: «Мои свидетели вы... чтобы (вы) знали и верили Мне» (Ис 43.10), а Отроку Своему: «Я сделаю Тебя светом народов» (Ис 49.6).
4. Премудрость свыше. - Другое направление мысли открывает подобные же перспективы. Мудрецы израильские искали и собирали правила, обеспечивающие добродетельную жизнь (Притч), и у них укрепилось убеждение, что только Бог знает ее тайну (Иов 28). «Он нашел все пути премудрости» (Вар 3.37). Итак, «всякая премудрость - от Господа» (Сир 1.1). Конечно, Бог по благости Своей уже даровал источник ее Израилю: «закон, к-рый заповедал Моисей» (Сир 24.23 слл). Однако этот дар остается внешним (ср Прем 9.5-6), и вот почему надо еще молить Бога о том, чтобы Он завершил его, вселив в ч-ка «дух премудрости» (7.7,9). «Ибо какой ч-к в состоянии познать совет Божий?» (9.13).
Кумранцы проявляют живой интерес к «знанию божественных тайн». Они благодарят Бога за просвещение, уже данное им (1 QН 7.26 сл), и напряженно ожидают времени последнего явления, к-рое даст праведным возможность «уразуметь знание Всевышнего» (1 QS 4.18-22).
Находясь в соприкосновении с греч. миром, Иудеи рассеяния чувствовали необходимость развить аргументацию в плане более философском, чтобы бороться с идолопоклонством и распространять знание единого истинного Бога. В кн. Прем, говорится о том, что созерцание природы должно приводить людей к признанию существования и могущества Творца (13.1-9).
НЗ
Совершенное познание Бога, обещанное для времен НЗ, дано в Иисусе Христе.
1. Синоптики. - Только Иисус был в состоянии дать откр. об Отце (Лк 10.22) и разъяснить тайну царства Божия (Мф 13.11). Он учил как власть имущий (Мф 7.29), и отказывался удовлетворять праздному любопытству (Деян 1.7). Его учение было не теория, а «благая весть» и призыв к обращению (Мк 1.14 сл). Бог близок, надо уметь различать знамения времен (Лк 12.56; 19.42) и быть готовыми принять Его (Мф 25.10 слл). Свои слова Иисус подтверждал чудесами, знамениями Своего посланничества (Мф 9.6).
Но все это было лишь предуготовлением. Не только у врагов Его (Мк 3.5), но и у самих Его учеников ум был закрыт для разумения (Мк 6.52; Мф 16.23; Лк 18.34). Только когда пролилась кровь НЗ (Лк 22.20), наступил полный свет: «тогда Он отверз им ум» (24.45), тогда Он излил Духа Св. (Деян 2.33). Так начались последние времена, времена истинного Богопознания.
2. Ап. Иоанн Богослов. - Еще отчетливее, чем синоптики, выражает последовательность этого откр. ап. Иоанн. Прежде всего нужно с готовностью принимать научение от Отца; те, кто Ему послушны, привлекаются к Иисусу (Ин 6.44 сл). Иисус знает их, и они знают Его (Ин 10.14), и Он их приводит к Отцу (14.6). Однако, все, что Он говорит и делает, остается для них загадочным (16.25) до тех пор, пока Он не будет вознесен на крест. Только это славное вознесение являет Его в истинном свете (8.28; 12.23-32), только благодаря ему ученики получают дар Духа (7.39; 16.7). Дух Св. открывает им все значение слов и дел Иисуса (14.26; ср 2.22; 12.16) и вводит их во всю истину (16.13). Т. обр. ученики знают Христа и через Него знают Отца (14.17,20).
По пророчеству Иеремии устанавливается новое отношение с Богом: «Сын Божий пришел и дал нам разум, да познаем Истинного» (1 Ин 5.20; 2.14). жизнь вечная только так и определяется: она в том, «да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин 17.3). Обладая этим непосредственным познанием, хр-не в некотором смысле «не имеют нужды, чтобы кто учил их» (1 Ин 2.27; ср Иер 31.34; Мф 23.8). Это знание содержит в себе умение различать (Духа Божия отдуха заблуждения); критерии этого «испытания духов» даны Иоанном (1 Ин 2.3 слл; 3.19,24; 4.2,6,13), предостерегающим от ложных учений (2.26; 4.1; 2 Ин 7). Однако, взятое во всем своем объеме, это знание Бога должно быть названо «общением» (1 Ин 1.3), ибо оно есть причастность одной и той же жизни (Ин 14.19 сл), совершенное единство в истине и любви (Ин 17.26; ср 1 Ин 2.3 слл; 3.16...).
3. Ап. Павел. - Греческому миру, склонному к философским и религиозным мудрствованиям (γνώσις), Павел дерзновенно проповедует крест Христов (1 Кор 1.23). Спасение не в ч-ском знании, каково бы оно ни было, но в вере во Христа распятого, «Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор 1.24). Люди имели возможность познать Бога, рассматривая творение, но «омрачилось несмысленное сердце их», и они предались идолопоклонству, заслуживая т. обр. проявление гнева Божия (Рим 1.18,22). Итак, они должны отказаться от своих притязаний (1 Кор 1.29), признать себя неспособными проникать собственными силами в тайны Божий (1 Кор 2.14) и подчиниться Евангелию (Рим 10.16), к-рое передается юродством проповеди (1 Кор 1.21; Рим 10.14). Вера во Христа и крещение дают ему доступ к совершенно иному знанию, к «превосходству познания Христа Иисуса», и это познание - не теоретическое, а жизненное: «познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его» (Флп 3.8 слл). Ум тогда «обновлен» и способен «познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим 12.2). Противостоя гностическим тенденциям, проявляющимся кое-где среди хр-н (1 Кор 1.17; 8.1 сл; Кол 2.4,18), Павел направляет их к более подлинному религиозному знанию, происходящему от Духа Божия, благодаря к-рому мы можем поистине «знать дарованное нам от Бога» и выражать это знание языком, «изученным от Духа Святого» (1 Кор 2.6-16).
Восхищение ап. Павла перед «неисследимым богатством Христовым» (Еф 3.8) с годами все возрастает; он желает хр-нам «веского богатства, совершенного разумения для познания тайны Бога... в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол 2.2 сл). Он, однако, не забывает, что «знание надмевает, а любовь назидает» (1 Кор 8.1; 13.2): ибо не горделивый гнозис имеет он в виду, а познание «превосходящей разумение любви Христовой» (Еф 3.19). Он жаждет того времени, когда частичное познание уступит место совершенному, и он познает, подобно тому как и он познан (1 Кор 13.12).
Итак, у Павла, как и во всей Библии, познать - значит вступить в великий поток жизни и света, вышедший из сердца Божия и возвращающий к Нему.
JCo & AV
Cм.: безумие - вера - видеть - вкушать - воля Божия НЗ II 1 - Дух Божий ВЗ I 3, НЗ V 3 - истина ВЗ 3, НЗ 2,3 - любовь 0, I НЗ, II ВЗ - Мария II 4 - Откровение - предопределять - пророк ВЗ IV 4 - сердце 0, II 1,2 а - сон НЗ - супруг ВЗ 1 - тайна - учить - явления Христа