УНИЯ
Ср. католичество, православно-католическое
единство.
Акты об унии и состоянии православной церкви в Юго-Западной России во 2-й половине XVII и в XVIII ст. (1648 — 1798 гг.) АЮЗР.
Памятники литературной полемики православных южнорусов с латино-униатами (XVI — XVII ст.) АЮЗР, 1887.
Дмитриев М.В. Между Римом и Царьградом. Генезис Брестской церковной унии 1595-1596 гг. М.: Изд-во Московского университета, 2003. 320 с.
Левицкий О.И. Внутреннее состояние Западно-русской церкви в Польско-Литовском государстве в конце XVI в. и Уния. Киев: Тип. Г.Т. Корчак-Новицкаго, 1884. 295 с.
Уния в документах. Минск: Лучи Софии, 1997. Сост. В.Теплова.
Петров А. "Старая вера" и уния в XVII-XVIII вв. Пояснительная записка. СПб., 1906. 92 с. (Материалы для истории Угорской Руси. 2. )
Византия и Рим в 15 в., Ломизе, 1994.
"Уния" в ее львовском варианте: споры о ней в Польше конца 15 в., статья Флори, 1999;
очерк истории унии 16 в., Голованов, 1999;
1595 г. , Артикулы 1 июня об условиях соединения с Римом.
Проект уничтожения унии иезуита С.Жебровского, 1717 .
Описание документов западно-русских униатских митрополитов. — СПб.: Синод,
тип., 1897—1907.
Бантыш-Каменский Н. Историческое известие о возникшей в Польше унии. М., 1805. 459 с.
св. Виссарион Сарай, противник румынской унии (1744)
Коялович М. История воссоединения западно-русских униатов старых времен. СПб., 1873. 400 с. Украина, 1839 г., официоз.
Коялович М. Литовская церковная уния: Исслед. — СПб.: Тип. Тихменева, 1859—1861. 14-18 вв.
Киприанович Г. Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве с древнейшего до настоящего времени. Вильна, 1899. 2-е доп. изд. 305 с. Учебник.
Зноско К. Исторический очерк церковной унии. Минск: Белорусский экзархат, 2002. 368 с.
Свящ. Ив. Наумович (ум. 1891).
и Вл. Соловьев, Бердяев, 1911;
мемуар еп. Евлогия Георгиевского о Холмщине
в нач. 20 в.; Обсуждение вопроса о Холмщине в думе в 1900-е.
Митрополит Андрей Шептицкий и греко-католики в России. Кн. 1. Документы и материалы. 1899-1917. Львов: Изд-во Украинского католического университета, 2004.
1915 -"обращение" униатов, Шавельский.
Ликвидация УКГЦ (1939-1946). Документы советских органов государственной безопасности. Т. I. Киев, 2006. 462 с.
1945, 17 декабря. Письмо Хрущёва Сталину о ликвидации греко-католической Церкви Украины.
1948 г., март. Документы Лубянки о порядке ликвидации греко-католичества в Закарпатье.
1949 - Реферат кн. Боцюркива о Львовском соборе; докладная Хрущева Сталину о ликвидации
униатской церкви. Павлов о соборе, 2006.
1990 - жалобы на униатов большевикам от РПЦ,
Григоренко, Алексей. Уния в истории Украины-Руси. Краткий исторический очерк. Новосибирск: Паритет, 1991. 198 с. Памфлет против греко-католиков с копирайтом издательского отдела РПЦ МП.
Митрохин о взаимоотношениях униатов и МП в 1990, 2002.
Сенык о значении Брестской унии, 1998.
2005 - Иосиф Свидницкий, жалобы на притеснение
греко-католиков в России римо-католическими иерархами. см. Тирмайер;
св. Метод Трчка (1958);
Николаев К. Н. Восточный обряд. - Париж: YMCA-Press, 1950.
Голованов о "нео-униатском" приходе в Костомлотах (Холмская Русь, Польша).
Крокош против папизации унии, 2006.
*
25 ноября 2002 г. в "Мемориале" выступали греко-католические деятели из Галиции (они сами говорили
о своей родине именно как о Галиции). Не пришел никто от московских римо-католиков. От Патриархии был Владислав
Петрушко из "Радонежа" (обличавший греко-католиков вообще и Гузара в частности в "НГ"25.7.2001),
который заявил, что напрасно униаты критикуют Москву, Украинская церковь - "фактически", "реально"
- "независимая", сама определяет свое отношение к греко-католикам. Почему бы "фактически независимой"
Церкви не дать независимость фактическую - не объяснил. Не успел - убежал.
Участники семинара: Виктор Еленский - главный редактор "Людина и свит", о Мирон - ректор ин-та
Пресв. Троицы в Дрогобыче. Мирослав Маринович, проректор Львовского католич. ун-та. Андрей Юрош - религиовед,
о Иосиф Милян комиссия по делам молодежи УГКЦ, о Андрей Ткачев - руководитель миссионерского отдела Львовской
епархии МП. Ткачев бурно вмешался, когда греко-католик заявил, что латинизации нет: как же нет, когда литургию
служат на белом вине, евхаристический пост сокращен до двух часов, допускают женщин причащаться во время месячных,
служат несколько литургий в один день.
Статистика числа общин по Украине: МП 9515, КП 3050, УАПЦ 1055, ГК3336.
По областям Галиции МП: Ивано-Франковская 25, Львовская 60, Тернопольская 119, всего 204.
КП: 324, 396, 206, всего 926
УАПЦ 106, 360, 288, 754
ГК: 687, 1534, 772, всего 2993
Латинских приходов ок. 800, возросло ли их число в процентном отношении, мне сказать не сказали. Латиняне
выигрывают интеллигенцию в больших городах. 40% латинских приходов в Подолии - Житомирская и Винницкая области.
В Галиции католики служат на польском, а в других регионах на русском и украинском, поскольку там такой этнический
состав.
Униаты несколько раз подчеркивали, что признают католичество "в пределах первого тысячелетия".
То есть, до "диктата папы" и Иннокентия. Только вот проблема: если это так, то зачем ждать, пока
Папа утвердит патриархат? Это не в духе первого тысячелетия. И вообще: если уж называют своего главу патриархом
в храме, то кольми паче следует его называть патриархом вовне храма? Что важнее - имя перед Богом или имя
в канцелярской бумажке? Сказав "а" в церкви, надо говорить "а" и вне церкви.
|