АЛФАВИТНАЯ СИНТАГМА
К оглавлению
Глава 1-я. - о беснующихся или притворяющихся беснующимися
А 79-е пр. св. Апостол беснующемуся не
позволяет ни быть клириком, ни иметь общения с верными в молитве; а совершенно
освободившемуся от демона (позволяет) вступать и в клир, если окажется достойным
и по жизни: ибо страдающего с промежутками причислять к клиру безбожно, дабы во
время беснования его не было поругаемо священство и не произносимо было хулы на
Бога. [Из толк. Вальс. на пр. 79 св. Апостол.] Ибо как возможно чистый
свет священства вверить душе, вселившей в себе, по причине склонности ко злу,
проклятую тьму лукавой силы? И миро гнилому сосуду никто здравомыслящий не вверит:
ибо душа, свободная от нечистых страстей и радующаяся о святости благих дел, почитается
страшною для лукавого полчища демонов. А иначе беснующийся, лишенный разума и
смысла и делающий что-нибудь злое и неприличное и испускающий демонические крики,
будет смущать народ и препятствовать церковному псалмопению.
А 3-е пр. Тимофея Александрийского - одержимого
беснованием не постоянно, а с промежутками, допускает до причащения Таин, если,
разумеется, в то время, когда находится в здравом уме, не унижает божественного
и не порицает таинства и не изрыгает хулы на веру, что сделал и Иуда, открывший
иудеям то, чему научился, так как не верил тому, что было, и на Учителя смотрел,
как на простого человека, а не Бога. [Из толк. Вальсамона на 3 пр. Тим. Алекс.]
А 14-е (пр.) если кто-нибудь, говорит,
поистине неимеющий здравого ума, убил себя, то должен быть удостоен и приношения
за него и обычной молитвы: ибо не должно такового лишать узаконенного священного
обряда (погребения).
А 60-е (пр.) VI Соб. лицемерно беснующихся
и таковый образ действий, по злости нравов, с корыстною целью [Из толк. Вальс.
и Зонар на это правило.] притворно на себя приемлющих повелевает наказывать
всяким образом и подвергать их таким же суровостям и трудам, каковым подвергаются
и подлинно беснуемые, ради освобождения от демонского действия. Ибо избравшему
жизнь под Богом и пренебрегшему человеческими делами должно было избирать безопасный
путь, которым шли божественные отцы, а не тот, который служит для многих причиною
соблазна. Ибо таковым требуется неослабленное бдение, как говорит один из святых
отцов, дабы как-нибудь обративши в шутку, не окончили поруганием над самим собою,
хотя бы избрали сей путь и с прямым намерением. Ищи еще в 1-й гл.
буквы B правило 45-е (54-е) [Не имеющее, впрочем,
по своему содержанию, отношения к настоящей главе.] Карфагенского собора,
Тимофея Александрийского 2-е и 4-е и в 12-й гл. буквы E правило 83-е (94-е) соб. Карфагенского, и 26-ю
гл. буквы G.
Глава 2-я. - о заимодавцах, займе и закладах
Жена должна быть предпочитаема относительно
приданого (т.е. права на приданое) прежним заимодавцам мужа, но не предпочитается
им относительно предбрачного дара (т.е. права на предбрачный дар).
Жена предпочитается относительно приданого
(т.е. права на приданое) казенному долгу, разве когда сей был давнейший.
Узаконение запрещает мужу отчуждать и
закладывать вещи, взятые в приданое, хотя бы жена, дабы по слабости женской природы
не погубить своих вещей, и согласилась на это; а если жена, видя, что муж закладывает
ее собственность, нарочито умолчала, как бы желая обмануть того, кто имеет сделку
с мужем, то не имеет помощи: ибо закон помогает тем женщинам, которых вводят в
обман, а не коварным.
Если по причине обязательства мужа жена
сама себя сделала причастною посторонней сделке, и своим состоянием хочет освободить
его от обязательства, и старалась об этом, то, если, давши обещание, не внесла,
не должна быть принуждаема к взносу; а если внесла, то не может требовать назад
отданного, если, разумеется, имеет совершенный возраст.
Если какая-нибудь жена в заемном письме
частным образом заключит сделку со своим мужем, или подпишет и свое состояние,
или даст от себя обязательство, то ничто таковое не имеет силы или действия, хотя
бы это случилось однажды или много раз из-за одной и той же вещи, частный ли будет
долг или казенный; но должно быть так, как если бы не было написано, разве когда
окажется явным, что деньги заняты были на собственные нужды самой жены.
Заимодавец, отрекшийся от своих показаний,
должен отдать должнику, когда будет обличен, вдвойне то количество, которое в
них (в показаниях) содержится.
Плоды, полученные от залога, зачисляются
в уплату долга; и если их будет достаточно для погашения всего долга, то сделка
прекращается и залог возвращается; а если плодов будет больше долга, то излишние
возвращаются.
Плоды полевых угодий зачисляются в погашение
долга, не только те, которые получил заимодавец, но и те, которые он мог получить;
а если причинил вред полевому угодью, подвергается ответственности и за сие.
Если заимодавец не по своей вине потеряет
залог, то не привлекается к суду; а требуется, чтобы он сам заявил о том, что
потерял: "ибо случайные обстоятельства не причиняют убытка заимодавцу",
- не случайно потерявший вещь имеет право требовать, чтобы ему уплачен был долг;
а если между имеющими сделку было полюбовное условие, что потеря залога освободит
должника от обязательства, то сие имеет силу.
Глава 3-я. - о расторжении (брака)
Ищи 13-ю главу буквы G.
40-е пр. св. Апостол повелевает епископу,
приобретшему собственность до рукоположения, делать ее известною и не смешивать
с принадлежащим церкви, дабы, умирая, имел власть оставить ее кому хочет и как
хочет, впрочем, только православным христианам, [Добавлено на основании 31-го
прав, собора Карфагенского: "епископы и состоящие в клире да не усвояют ничего
тем, кои не суть православные христиане. Хотя бы то были сродники". Сн. того
же соб. пр. 92-е.] и дабы под видом церковного не было растрачено имение епископа,
имеющего иногда жену и детей, или сродников, или рабов. "Ибо праведно сие
пред Богом и человеки, дабы и Церковь не претерпела некоего ущерба, по неизвестности
имения епископского, и чтобы епископ или его сродники не потерпели ущерба под
предлогом принадлежащего Церкви", от лежащей, может быть, на ней тяжести
долгов, и чтобы они, впадая в тяжбы, не рассорились из-за его кончины. А если
не сделает известным свое имущество, какое имел до рукоположения, а равно перешедшее
к нему законным путем после рукоположения, то рукоположенный после него удержит
все его имущество, приняв, конечно, и уплату долгов. [См. 35-е пр. собора Трульского.]
А 32-е (41-е) Карф. соб. говорит: вступившие
в епископство или клир и прежде сего жившие в нищете и бедности, а после сего
разбогатевшие до того, что купили себе и земли и угодья, поелику может казаться,
что приобрели это на церковное имущество, должны, из опасения обвинения в святотатстве,
оставить это Церкви, а не кому другому, а если приобрели то, что есть, по дару
или по наследству от родственников, а не иным каким-нибудь образом, как, напр.,
на выкуп пленных или на построение храмов, то должны сделать Церковь участницею
и в этом имуществе; а в противном случае не должны быть признаны достойными священнической
чести. [Зонара на пр. 35.] А по отношению к епископам это особенно должно
иметь силу, потому что для них не существует, может быть, другого способа, посредством
которого они могли бы приобретать имущество, а единственный способ - это от епископских
прав. Ищи и во 2-й гл. буквы A правила
того же Собора 22-е (31-е) и 81-е (92-е).
Закон
А 131-я Юстинианова новелла - запрещаем,
говорит, преподобнейшим епископам передавать каким бы то ни было образом своим
родственникам или кому иному перешедшее к ним каким бы то ни было образом после
рукоположения во епископство - имущество движимое, или недвижимое, или самодвижимое,
но употреблять оное на освобождение пленных и на пропитание нищих и на другие
благочестивые дела, на пользу своей Церкви; ибо остающееся имущество после их
смерти усвояет их Церковь. Но имеют право отчуждать то, что, окажется, они имели
до рукоположения во епископство, и то, что по рукоположении во епископство перейдет
к ним от их родственников, наследниками которых они могут быть без завещания до
четвертой степени. Это же имеет силу и по отношению к другим строителям честных
монастырей, а если епископ или клирик какой бы то ни было степени умрет без завещания
и без законных наследников, то наследство сих закрепляется за тою церковию, к
которой рукоположены.
Законы о завещании
Завещания есть законное выражение воли
относительно того, какое хочет сделать расположение кто-либо после своей смерти.
Завещающий должен быть здрав умом, но
не требуется, чтобы был здрав и телом.
Мужчина завещает по исполнении 14-ти летнего
возраста, а женщина - по исполнении 12-летнего.
Если отец или мать отдадут в брак детище
мужеского пола или женского, и детище умирает, то оно не имеет власти сделать
завещание, приданое ли то или предбрачный дар, когда еще живы родители. А если
одна половина из них умерла, то завещает относительного того, что приходится на
долю умершей половины.
Ни подвластный, ни несовершеннолетний,
ни неистовствующий, ни распутный не завещают; а немой и глухой иногда завещают.
Прежнее завещание уничтожается последующим,
законным.
Завещание не должно быть уничтожаемо истечением
десятилетия, разве когда сделано другое законное - писанное или неписанное, обнаруживающее
противное намерение завещающего, при семи или пяти свидетелях.
Когда завещающий умирает и подтверждает
клятвою, что ничего иного не имеет, кроме того, что заключается в завещании, -
никакой наследник не имеет права разведывать и делать испытание рабам и требовать
клятвы от свидетелей, обретающихся в этой записи, но и против воли должен увериться
клятвою умершего, когда, разумеется, не будет обнаружено, что завещающий делает
различные клятвенные показания об одной и той же вещи.
Неписанное завещание составляется, когда
завещающий обнаружит свою волю при семи вместе находящихся свидетелях; а если
в том месте, где кто-нибудь делает завещание неписьменно, семи не обретается,
то может и при пяти свидетелях, не менее, делать явною свою волю.
Писец завещания законно свидетельствует
в нем.
Завещание должно иметь семь свидетелей,
а кодикелл - 5. Впрочем, раненный на войне, и находящийся в пути и приблизившийся
к смерти может делать завещание не только при трех, но и при двух лицах, по причине
случившегося обстоятельства.
А новелла императора Льва Мудрого говорит:
определяем, чтобы во всяком селении и городе завещания утверждались и неучеными,
если только свидетели по своей нравственности заслуживают доверия; определяем
также, чтобы число (свидетелей) - не только до пяти, но в тех местах, в которых,
как естественно, бывает недостаток в мужах, достойных приступать к свидетельству,
- и до трех простирающееся было достаточно и чтобы свидетельство их не было отвергаемо.
Ищи еще 38-ю гл. буквы K и законы
в 16-й гл. буквы M.
14-е пр. VI Соб., к тому же и 15-е, определяющие
возраст рукополагаемых, установляют, чтобы пресвитер был 30 лет, особенно, если
оказывается достойным и по жизни: ибо должно смотреть на первообразный пример
- домостроительство Спасителя, Который, тридцатилетним приняв крещение, тотчас
начал учить; диакон - 25 лет; диаконисса - 40 лет; а иподиакон чтобы имел не менее
20 лет. А рукоположенного прежде сказанных лет без пощады извергать повелевают.
Те же самые лета возраста определяет для
диакона и 16-е (22-е) пр. Соб. Карфагенского, а для диакониссы - 15-е пр. IV Собора.
Ищи о диакониссах подробнее в 11-й гл. буквы G.
Неокесарийскаго собора 15-е пр. соответственно
семи диаконам, поименованным в Деяниях, установило, чтобы было не более 7 диаконов,
хотя бы город, имеющий церковь, был и из числа больших городов.
А 16-е пр. VI Соб., исправляя настоящее
правило и изъясняя сказанное в книге Деяний, и приводя "Златого по языку"
(св. Иоанна Златоустого), который обстоятельнее всякого толкует мысль сказанного,
показывает, что Божественное Писание разумеет здесь не диаконов, служащих при
божественных таинствах, ибо тогда, кроме одних Апостолов, не было еще ни епископов,
ни пресвитеров, ни диаконов, - а тех, которые заботились о том, чтобы были питаемы
собирающиеся около Апостолов и верующие, которые и для нас были образцом попечения
о нуждающихся и раздаяния им потребного.
Посему это правило Неокесарийского собора,
не точно изреченное, не соблюдалось и прежде VI Собора: ибо Юстиниан, живший прежде
этого Собора, поставил для великой церкви шестьдесят пресвитеров, сто диаконов
и 40 диаконисс. А Ираклий, живший также прежде VI Собора, умножил их число. [О
числе клириков великой церкви при Ираклии см. в его новелле ХХП-й, in Jure Graeco-Romano,
Zach. pars III; число пресвитеров было увеличено при нем до 80-ти, диаконов до
150, иподиаконов до 70-ти, чтецов до 16; диаконисе оставлено то же число.]
То же бывало и в других церквах до времени издания Неокесарийского правила. [Зонара
на 16-е пр. VI Соб.]
А 18-е пр. I Собора запрещает диаконам
преподавать Евхаристию пресвитерам, потому что диаконам не позволено ни приносить
Бескровную Жертву, ни касаться Евхаристии прежде епископов, ибо они наполняют
чин служителей при епископах и пресвитерах; посему после них они должны приступать
к божественным дарам, так как они преподают им; и не только, но и сидеть не позволяет
диаконам в алтаре среди пресвитеров, - а того, который не повинуется, повелевает
лишать диаконства; но мы часто видим, что диаконы, имеющие начальственные должности,
в собраниях вне алтаря садятся выше священников, что, по моему мнению, [Основанному
на правилах: 7-м VI Соб. и 20-м Лаодикийского.] вовсе не прилично им.
О чести хартофилакса
Ибо одному только хартофилаксу великой
церкви на основании долгого обычая и письменного установления приснопамятного
царя Мануила (чит. Алексия Комнина) дано право во внешних собраниях садиться выше
и архиереев.
А 7-е VI Соб. того из диаконов, кто, сидя
с пресвитерами вне алтаря, не садится на низшее место, а восхищает высшее, пренебрегая
божественным гласом: яко всяк возносяйся смирится (Мф. 23, 12; Лук. 14, 12), -
не извергать повелевает, а понижать в чести его начальственной должности. А быв
послан своим архиереем в какой-либо город, чтобы занять его место, конечно, должен
удержать и его седалище. То же самое должно быть и по отношению к прочим священным
чинам, так чтобы никто, надмеваясь мирским достоинством или церковною должностию,
не возвышался пред большим, - и иподиакон, например, пред диаконом, или пред иподиаконом
- чтец. Если в мирских достоинствах не позволяется получившему меньшую честь преимуществовать
честию пред тем, кто имеет высшее достоинство, то сколь опасно нам являть себя
худшими тех, как не соблюдающими порядка в духовных достоинствах, которые гораздо
превосходнее, нежели те.
То же самое определяет и 20-е соб. Лаодикийского
- диакону не сидеть в присутствии пресвитера, разве с его позволения, ту же честь
иметь иподиаконам [В подлиннике: "Диаконам от иподиаконов и от всех причетников".]
от низших служителей и прочих причетников. Ищи и в 9-й гл. буквы
E правило 22-е соб. Лаодикийского.
Ищи 4-ю гл. буквы G.
Глава 7-я. - как епископам и пресвитерам должно учить
народ
58-е пр. св. Апостол епископам и пресвитерам
повелевает учить подчиненных им догматам, приводящим к православию и честной жизни.
Ибо Бог через пророка Иезекииля взывает к ним: если не возвестиши, не соглаголеши,
беззаконик той в беззаконии своем умрет, крове же его от руки твоея взыщу (Иезек.
3, 18). А великий Павел не только епископу, но пресвитеру повелевает быть трезвенным,
т.е. бодрствующим и неленивым, держащимся верного словесе по учению, да силен
будет и утешати в здравом учении и противящыяся обличати (1 Тим. 1, 9). Ибо он
назван надзирателем потому, что тщательно смотрит как бы с наблюдательного и возвышенного
места за народом; посему в алтаре, на возвышенном месте, символически поставляется
для архиерея кафедра, и пресвитерам дано право стоять там вместе с ним и вместе
сидеть. Ибо у тех и других общее дело - усовершенствование народа. А тех, которые
нерадиво относятся к учению народа, отлучать, остающихся же в сем нерадении наказывать
и извержением повелевает правило. [По Зонаре.]
То же повелевает и 19-е правило VI Соб.,
которое и ищи в 11-й гл. буквы K.
А Карфагенского 121-е (135-е) говорит,
что епископы, не радеющие о своих наставах и не учащие спасительным истинам, должны
быть увещаваемы от соседних епископов, дабы оставили леность и приложили подобающее
усердие, - по прошествии же шестимесячного срока, если продолжают оставаться в
лености, страну и народ присоединять к ближайшему епископу, могущему и заботящемуся
о направлении их через научение к лучшему; а если молчание предпочтено по какому-нибудь
благоусмотрению, говорит (правило), дабы таким образом удобнее привлечь некоторых
из еретиков и не поощрять их в упорстве, то должно избрать трех епископов из области
первенствующего епископа, для рассуждения о сем; и если будет доказано, что это
действительно так, то страна опять должна быть возвращена к тому же самому (епископу).
[Прибавление изложено по толк. на прав. Вальсамона, который, на основании надписания
над греческим текстом правила, применяет его к епископам, нерадящим о принадлежащих
им людях.]
А 123-е (137-е) по прошествии шестимесячного
срока удаляет и от общения с прочими нерадивого (епископа), если он не возвещает
здравого учения догматов не только верным, но и неверным, и ежедневно не свидетельствует,
как они относятся к истине, разве одержим болезнию, или занят высшими церковными
делами, или не было светского начальника, помогающего в этом.
А 64-е (пр.) VI Соб. мирянина, всенародно
учащего догматам веры и не внимающего паче открывшим, по божественному определению,
училище в церкви, хотя бы он достиг и высоты всякой мудрости, наказывает отлучением
на 40 дней. А кто частным образом отвечает вопрошающим, тому не должно быть запрещено.
Закон
Ни один клирик, ни монах, ни воинствующий,
ни другой кто не должен собирать толпы народа и публично рассуждать о вере; ибо
этим он наносит оскорбление Халкидонскому собору, который все установил должным
образом; посему, если клирик сделает это, он должен быть исключен из собрания
клириков, если воинствующий, должен быть исключен из войска, а прочие должны быть
наказаны, каждый по своему состоянию.
Правда есть твердая и постоянная воля,
воздающая каждому свое - справедливое. Свойства правды: честно жить, другому не
вредить, воздавать каждому свое. Мудрость правды заключается в познании вещей
божеских и человеческих, справедливого и несправедливого.
Глава 7-я (9-я). - о судилищах и о клириках и мирянах,
имеющих тяжбы
Хотя божественный Апостол в послании к
Коринфянам говорит: уже отнудъ вам срам есть, яко тяжбы имате между собою (1 Кор.
6, 7), однако третье правило Сардикийского собора говорит: если два епископа будут
иметь тяжбу между собою, то должны их правильно судить епископы той области и
никто из тех да не дерзает приглашать епископа из другой области, ибо может показаться,
что обвиняет своих епископов в невежестве или несправедливости, а если осужденный
сими опять имеет претензию, что обижен, то областные епископы должны послать обоих
к папе, описав их дело; и от него будет зависеть, или снова отдать на суд это
дело, или утвердить то, что определено.
А 107-е (121-е) Карфагенского не позволяет
одному епископу судить двух епископов, имеющих тяжбу между собою, равно и клирика,
имеющего тяжбу с епископом.
[Правило 107-е (121-е) Карф. соб.,
по изложению его у Властаря, служит пояснением подлинника правила: "Да не
настоит един епископ на решении своего суда". Властарь вслед за Зонарою,
согласно с 9-м пр. IV Вс. Соб., полагает, что один епископ не имеет права суда
над двумя епископами или между клириком и епископом. См. выше.]
А 17-е (пр.) IV-го Соб. повелевает, чтобы
приходы неотъемлемо оставались под управлением епископов, заведующих ими, будут
ли то деревенские (приходы), т.е. лежащие на окраинах (епархии), и малонаселенные
и сельские, как бы прилегающие к полям и селам, и многолюдные, а особенно, если
в течение тридцатилетнего времени обладали ими и устрояли их, не причиняя никому
насилия и ни у кого не отнимая; а если до истечения этого времени другой епископ
будет спорить о каком-нибудь приходе, то правило повелевает, чтобы спорный вопрос
решался на соборе той области. [Прибавл. изложено по 25-му пр. VI Вс. Соб.]
А если кто-нибудь из епископов считает себя обиженным своим митрополитом, то позволяется
ему судиться или у экзарха округа или престола Константинопольского, если, т.е.
он подчинен ему, ибо он поставлен судьею не над всеми: потому что узаконено, чтобы
Сирийские митрополиты подчинялись антиохийскому престолу, Палестинские - Иерусалимскому
и египетские - Александрийскому. [Из толков. на пр. Зонары.]
То же самое говорит и 25-е пр. VI Соб.
А 121-е (134-е) Карфагенского собора -
не должно, говорит, епископу насильственно захватывать страну, состоящую еще под
управлением другого, как будто ему принадлежащую, по желанию ли, или против желания
тамошнего народа, а представлять сие на суд епископов и от него ожидать - получить
свое; а поступивший самоуправно, по справедливости, должен быть лишен своего права,
теряя в наказание то, что отнял по насилию; однако и покусившийся похитить страну,
не дождавшись, после начатия суда, конца решения, хотя бы ссылался на то, что
получил грамоту от митрополита области, дозволяющую (ему) владеть местом, лишается
права, если не возьмет грамоты от самого владеющего в то время народом, из которой
видно будет, что он мирно, с его согласия, занял поистине ему принадлежащую страну.
А судей должен избрать или первенствующий в области, или кого изберут по согласию
оба противника, дабы по тщательном исследовании разрешали взводимые друг на друга
с той и другой стороны вины.
А когда какой-нибудь епископ нерадиво
управлял делами своей Церкви и другим уступил собственные области, то, хотя бы
и предшествовала грамота, рукоположенный после него не должен быть лишен возможности
искать прав своей Церкви, хотя бы прошел и большой промежуток времени. Ищи еще
в 32-й гл. буквы E 10-е пр. Василия
Великого.
А 9-е пр. IV соб. повелевает, чтобы клирики
и монахи, имеющие дела и тяжбы между собою, судились у своего епископа, не обращая
внимания на светские судилища, потому что может казаться, что прибегающий к ним
пренебрегает и обижает своего пастыря. Впрочем, иногда, с его ведома, позволяется
судиться у кого захотят обе противные стороны; а того, кто поступает вопреки сему,
(прав. повелевает) подвергать епитимиям по правилам; а если клирик имеет тяжбу
с своим епископом, то, говорит (правило), судить их должны епископы области. А
если епископ или клирик имеет спорное дело с митрополитом той же самой области,
то должен судить экзарх округа или патриарх царствующего града; а округ заключает
в себе многие области. Это преимущество экзархов ныне не имеет действия: ибо хотя
некоторые из митрополитов и называются экзархами, но они не имеют в полном подчинении
у себя других митрополитов, в округах состоящих.
А 15-е Карфагенского собора для всех посвященных
и монахов, привлекающих и привлекаемых к суду, открывает церковное судилище, будет
ли иск обвинительный или денежный. А если кто-нибудь из них изберет светский суд,
презрев тот, то за это самое, говорит (правило), лишится собственной степени,
хотя бы и оказался на сем суде не виновным в преступлениях или денежном деле.
А если епископы постановили судебное решение и от них будет потребован отзыв,
как обыкновенно бывает, к высшим судьям, к митрополитам, например, или к патриархам,
и дело будет подвергнуто расследованию, и решение прежних судей будет отменено,
то не должно быть никакого нарекания постановившим прежний приговор, если только
они не будут обличены или в подкупе, или в том, что осудили другую сторону по
вражде, или в том, что пристрастно и дружественно были расположены к виновному;
а если обе стороны избрали судей, то, хотя бы их было менее определенного в других
(случаях) числа, т.е. двенадцати для епископов, шести для пресвитеров и трех для
диаконов, [Пр. 12-е и 20-е соб. Карфагенского.] - осужденный ими не может
искать пересмотра своего дела; клирики не должны избирать светских, но церковных
судей, дабы не подвергнуться церковным наказаниям.
А 128-е и к тому же и 125-е (136-е и 139-е)
клирикам, обвиняющим приговор своего епископа как будто несправедливо постановленный,
повелевают поставлять судьями соседних епископов с соизволения епископа, уже судившего;
а если и после них подсудимые требуют права апелляции, то (правило повелевает)
обращаться к митрополиту области; а если отойдут в другие области, за море, то
отлучать (повелевает правило), дабы находящиеся и в Африке не принимали их в общение.
Отсюда видно, что римскому папе не дано
права наблюдать над всеми Церквами: ибо если правило не дает (права) наблюдать
за Церквами африканскими, лежащими, по отношению к Риму, за морем, то тем более
он не имеет такого права над другими странами [См. Вальсам. и Зонары толков.
на пр. 31-е.]
А 104-е (117-е) извергает тех посвященных,
которые, пренебрегая церковным судом, обращаются к царю и просят, чтобы их дело
было исследовано светскими судьями; впрочем, просящих от царя епископского суда
не наказывает (правило).
А 30-е (39-е) - если два клирика, говорит,
имеют между собою тяжбу и один из них отказывается от (производства) расследования
в том месте, где находится судилище, опасаясь, может быть, восстания народа, приверженного
к его противнику как преобладающему там, или не позволяющего представить свидетелей,
в таком случае позволяется ему избрать другое место, чтобы там произведен был
суд, но место, лежащее поблизости, дабы не было затруднительно прибытие туда для
судей, и для противника и для представления свидетелей. [Правило излож. по
Зонаре, в виде перифраза на 33-е пр. по изд. Миня.]
Закон
123-я Юстинианова новелла - а если какие-нибудь,
говорит, преподобнейшие епископы одного и того же собора имеют какое-нибудь спорное
дело между собою из-за церковного ли права или из-за каких-нибудь иных дел, в
таком случае прежде митрополит их с другими двумя епископами того же собора должен
разобрать дело; и если та и другая сторона не остановятся на том, что определено,
тогда блаженнейший патриарх того округа должен их выслушать и определить то, что
согласно с церковными правилами и законами, и тогда ни одна сторона не может противоречить
его решению: ибо решения патриархов не подлежат обжалованию.
А если кто из судимых епископами - до
истечения десятидневного срока возразит против того, что определено, тогда местный
начальник должен расследовать дело и должен или утвердить решение, или отменить,
и вторично проигравшему одно и то же дело не должно быть позволено апеллировать.
А когда начальник решает противоположно епископу, тогда решение начальника подлежит
обжалованию, и по закону переносится в высшую инстанцию и исследуется. Впрочем,
если епископ судит по царскому повелению или судейскому распоряжению, в таком
случае апелляция подается пославшему; и если дело будет церковное, то светские
судьи не должны иметь никакого участия в таковом деле, но преподобнейшие епископы
по церковным правилам должны положить конец делу.
Самодержавный и царский суд не подлежит
обжалованию и не перерасследуется другим, но всегда перерешается самим (царем),
как и боговидец Моисей, узаконяя, сказал: "Воссуждаеши суды твоя".
Суд патриарший не подлежит обжалованию
и не перерасследуется другим, потому что он и сам есть начало церковных судов:
ибо от него (зависят) все церковные суды и в нем разрешаются и к нему возвращаются,
а сам он ни от кого (не зависит) и к другому (не обращается), ибо в этом состоит
начало, судит же духовно и сам себя. Ищи еще 8-ю гл. буквы P.
Ни одному из состоящих в церковных степенях
- ни епископу, ни пресвитеру, ни диакону, ни просто кому-нибудь из священного
списка, не позволяем ни добровольно, ни против воли обращаться к мирским судилищам.
Ибо если кто, отвлекши кого-нибудь против воли от церковных судилищ, заставит
силою предстать пред мирское судилище, тот от нашей светлости получит подобающее
наказание. Если же священное лицо добровольно предстанет пред мирское судилище,
или само первое предпочтет тамошний суд церковному судилищу, тот, хотя бы рассчитывал
получить там должное, осуждается священными правилами. Ибо где достоин получить
то, чего ищет, тот, кто дерзко отверг начатие процесса с божественных установлений?
И новелла императоров Ираклия и Константина
определяет, чтобы ни епископ, ни клирик, ни монах, ни по денежному, ни по уголовному
делу не были привлекаемы к суду светским или воинским начальником, а одними только
своими епископами, или митрополитами или патриархами.
А новелла императора Алексия (Комнина)
говорит: если есть разделение между тяжущимися и оказывается, что один светского
состояния, а другой причислен к божественному клиру, - тогда истец, конечно, должен
подлежать суду ответчика и всякий должен обращаться в соответствующее судилище.
Судьи, принимающие апелляционную жалобу,
должны быть больше судивших изначала.
Всякое дело, принадлежащее честному дому,
может быть вчиняемо в продолжении сорокалетия, ибо повелеваем, дабы святым церквам
и всем другим достопочтенным местам вместо 10-летней, 20-летней и 30-летней давности
была представлена только 40-летняя давность, с сохранением сего же срока давности
и в случае требования исполнения завещаний и наследств, оставленных на благочестивые
дела. Ищи еще в 8-й гл. буквы M.
Ни по какому делу не позволяем монахине
или подвижнице отвлекаться от своих монастырей.
Всякое дело, кроме нетерпящих отлагательства,
допускает отзыв не однажды, но и дважды.
По приказанию начальника владеем правильно,
а самовластно отнявший свою собственность теряет ее.
Худо решенное и установленное не делает
твердым ни время, ни закон, ни обычай.
Определяем, чтобы никому не было позволено
- ни родителей умершего, ни жену, ни наследников, ни поручителей, прежде окончания
девяти дней траура, - ни обвинять, ни беспокоить, ни привлекать в судилище, под
видом ли долга, оставшегося на умершем, или ради какого-либо иного дела, относящегося
собственно к упомянутым лицам; а если кто-нибудь до истечения девятидневного срока
осмелится взять от него какое-либо условия, или обещание, или поруку, определяем,
что все это не твердо, и, кроме того, истцы совсем лишаются и долга и процесса.
А если кто-нибудь будет обличен в том, что оклеветал умершего, в таком случае
сколько он требовал от него, столько должен прибавить его наследникам; по прошествии
же девяти дней, если кто-нибудь имеет против таковых лиц какие-нибудь дела, может
вести их по законам.
Об избранных судьях
96-е (107-е) пр. Карфагенского собора
говорит: "Аще недовольный первым решением изберет судей, купно же с ним и
тот, против которого он требует нового суда, то после сего никоторому из них да
не будет позволено перенесение дела в иный суд"; ибо если имеющие между собою
тяжбу по общему согласию изберут судей, то не позволяется им апеллировать против
решения, от них постановленного.
То же самое определяет и 122-е (136-е)
(правило) и неповинующихся повелевает отлучать.
Законы
Избранный судья решает по своему усмотрению,
и претору нет дела до его решения.
Будет ли решение избранного судьи справедливо
или несправедливо, оно всецело остается в силе.
Приговор выборного судьи пусть не имеет
нужды в обжаловании.
Избранный суд похож на суд верховный,
и учреждается для окончания тяжб. И не прилично не только сделать от него отвод,
но и требовать пени.
Если избранных судей будет два и разойдутся
во мнениях, то они принуждаются избрать кого-нибудь третьего и остановиться на
его мнении.
Избранный судья не поставляется с клятвенным
подтверждением, но тяжущиеся должны избирать их с условием пени и должны быть
обязаны или останавливаться на (их) решении, или давать штраф в том размере, в
каком согласятся обе стороны.
Если пеня не вложена в избранный суд,
а даст обязательство кто-нибудь, что остановится на решении (избранного суда),
то может быть взыскана (пеня) во всякое время, если, конечно, не будет содержано
обязательство. А самый полный суд тот, который упоминает и о том, чем коварство
окончилось.
Глава 8-я (10-я). - о епископах и клириках, подсудимых
за свои преступления
74-е пр. св. Апостол говорит, что епископ,
обвиняемый от людей, вероятия достойных, необходимо должен быть призван на церковное
судилище двумя посылаемыми к нему епископами, - и если, послушав, тотчас предстанет
и, не будучи в состоянии снять с себя обвинения, признается или обличен будет,
определяется ему соответствующая епитимия; а если тотчас не придет, то бывает
троекратное приглашение; если же и таким образом останется в упорстве, то собор
по благоусмотрению, сообразно с качеством преступления, определяет против него,
и он не получает никакой выгоды от упорства.
А 12-е (пр. соб.) Карфагенского говорит,
что епископу, подвергшемуся обвинениям, подобает быть судиму всем собором, к которому,
т.е. таковый принадлежит; а если трудно будет собраться всем (епископам) или большинству,
то по крайней мере должно быть их не меньше 12-ти. Ибо таким образом, по устранении
всякого сомнения, он не будет в пренебрежении у своих подчиненных; а пресвитера
судят шесть епископов и диакона - три. Собор этот заботится о том, чтобы тверже
были суды над священными лицами, так как по времени он был позже Антиохийского,
который в 4-м правиле определяет, что извержения пресвитеров и диаконов совершаются
одним епископом, а извержения епископов - собором.
Посему и святейший патриарх Лука признал
недействительным извержение Амафунского епископа Иоанна, которое произнес архиепископ
Кипрский, потому что присоединился только к одиннадцати епископам и вместе с прочими
сам был только двенадцатый.
Как и 14-е того же Карфагенского собора
определяет: ибо, по недостатку, говорит, епископов, иногда пресвитер судится и
пятью и диакон тремя, под председательством, сверх сего числа, собственного их
епископа, так что епископы, которым подчинены подсудимые, должны быть сверх установленного
числа судей. [Добавление - из Вальсамона.]
А Антиохийского 14-е, когда епископ, говорит,
по каким-либо винам судится у епископов области и сии разноречат между собою,
именно, когда одни признают его невинным, а другие - виновным, тогда должно, чтобы
митрополит той области пригласил и других (епископов) из соседней страны, и чтобы
при посредстве их разрешилось сомнение, при утверждении решения большинства.
15-е же (пр. того же собора) - "если
все (епископы), говорит, произнесут на него единый приговор, таковый другими епископами
отнюдь да не судится, но согласное решение епископов области да пребывает твердым".
Но это (правило) отменено 4-м (пр. соб.)
Сардикийского, которое говорит так: когда изверженный (епископ) общим решением
епископов области решению не покоряется, но утверждает, что он может еще снять
обвинения, в таком случае на престол его рукополагать другого не прежде, как когда
папа римский, узнав обстоятельства дела, произнесет определение и решит или утвердить,
или изменить осуждение епископа, (принадлежащего) западной, конечно, области,
которая только и оставлена римскому папе, где и собран был сей собор: ибо подсудимому
дозволяется и дважды делать отзыв.
А 5-е (пр. того же соб.) говорит: когда
епископ, изверженный общим решением епископов области, представил отзыв папе,
и он письменно поручил исследование суда иным епископам из соседних городов, тот
же, и сими осужденный, снова ищет исследования (дела), в таком случае, если папа
признает обсужденное достаточным, приговор епископов должен иметь твердость; а
если благорассудит (папа), чтобы епископ был судим снова, то осужденный не должен
быть принуждаем отходить в Рим, но папа, дав свое полномочие пресвитерам из приближеннейших
к нему и послав туда с местными епископами, должен повелеть исследовать обстоятельства
дела, и таким образом должен быть постановлен окончательный приговор.
А 19-е (28-е прав.) соб. Карфагенского
говорит: обвиняющий епископа должен представить обвинение первенствующему в области;
обвиняемый же прежде окончательного приговора не лишается своей чести. Впрочем,
в случае, если, быв позван грамотами на суд, не явится в течение одного месяца
с того времени, как получил грамоты - в наказание за неповиновение отлучается,
и нигде не позволяется ему касаться священнослужения; а если окажется, что задерживаем
был поистине необходимыми причинами, то дается ему отсрочка на другой месяц; а
если и по прошествии сего не явится, то извергается от общения с верными, доколе
не получит конца то, что говорено против него. А неявившийся ни к экзарху области,
ни на собор, ежегодно бывающий, сам на себя произнес суд, подвергаясь извержению.
Обвинитель же, явившийся в судилище, не лишается общения; а уклонившийся под каким-нибудь
предлогом отлучается сам, а епископ разрешается от отлучения; а доказавшему, что
уклонение было неумышленное, но по благовидной причине, - не запрещается снова
возбудить дело. А если обвинитель порочного поведения, то приносить на епископа
обвинение, касающееся священства, ему не позволяется, а возбуждать против него
частные и денежные тяжбы ему не возбраняется. Но теперь сроки призыва бывают не
те.
Закон
Но, на основании новеллы приснопамятного
царя Мануила, все, как обвиняющие, так и обвиняемые, какого бы звания они ни были
и какого бы рода ни было обвинение, призываются посредством трех тридцатидневных
приглашений.
Но и 87-е (98-е) (пр. Карф. соб.) не позволяет
лишать епископии епископа, подпавшего под обвинение или под отлучение, до тех
пор, пока не будет окончен суд против него.
То же самое ясно определяет и 16-е пр.
так называемого I и II собора, - повелевая никого не рукополагать во епископа
в Церковь, епископ которой еще жив и не лишен совершенно своей чести, хотя бы
и обвинен был кем-либо в преступлениях и, может быть, по малодушию отрекся (от
епископии), ибо сие бывает причиною смятения и волнения, а церковным должно наипаче
оберегаться от всякого нарекания, и канонически исследовать взводимые на него
обвинения, и если отречение было по уважительной причине, или канонически извержен
(епископ) за преступления, тогда проручествовать в епископию другого. Но если
кто-нибудь и законно утвержденный в своей чести не хочет пасти свой народ, но,
удалившись от своей паствы, сверх шести месяцев проживает в ином месте, не быв
задерживаем никакою необходимостью, тот справедливо должен быть лишен и епископской
чести и кафедры.
А 20-е (29-е) пр. карфагенского собора
пресвитерам или диаконам, обвиняемым в чем-либо, поставляет судьею собственного
их епископа, вместе с другим из той же области, - каких изберут обвиняемые, шестью
при обвинениях на пресвитеров и тремя при обвинениях на диаконов; а сроки и наказания
и сие правило ясно определяет те же самые, какие определяет и для епископов предыдущее
правило; обвинения же на прочих клириков должен исследовать и окончить, говорит
правило, один их епископ.
А 79-е (90-е) (пр. Карф.), которое говорит,
что клирик, когда дело его в течении одного года не получило конца, исключается
из клира, ныне не действует.
Обвинение на священника не судит никто
из мирских начальников, разве когда обвинение касается преступления против величества.
Об обвинителях в судах
6-е пр. II собора говорит: к обвинению
епископов или клириков не всех без исследования должно допускать и не всех отклонять:
ибо если кто-нибудь представит против них частную жалобу, утверждая, что он потерпел
несправедливость относительно движимых или недвижимых вещей, или обижен, или потерпел
что-нибудь таковое, в таком случае не должно обращать внимания ни на лице обвинителя,
ни на веру, ибо справедливость требует, чтобы мы никого не лишали своих прав,
но чтобы всем выносили равное и нелицеприятное решение, поставляя епископа в особенности
или клирика свободным от какой бы то ни было несправедливости. А если преступление
будет церковное, угрожающее епископу лишением священства, которое называется публичным
и совершенно отличается от частного, так как обыкновенно становится известным
всему народу, в таком случае не должно допускать (к обвинению): ни еретиков каких
бы то ни было, ни раскольников и собирающих особые собрания, ни тех, которые совершенно
извержены из Церкви по иным причинам, ни тех, которые на короткое время отлучены
от Церкви, хотя бы то были клирики, хотя бы миряне, если прежде не загладят вин,
на них возводимых: ни тех, которые состоят под обвинением, прежде, чем они окажутся
невиновными в преступлениях. Если же обвинители будут свободны от всего этого,
и если взведут какие-либо обвинения на епископа, в таком случае будут исследовать
их, говорит правило, епископы той области; а если они не в состоянии будут разрешить
их, тогда больший собор округа, по расследовании, положит конец делу; обвинения
же касающиеся клирика будет исследовать свой его епископ, а когда он не в состоянии
разрешить их, тогда обвинения должны быть отосланы к большему собору. Но обвинение,
говорит правило, не прежде может быть представляемо, как когда обвинители письменно
удостоверят, что подлежат одинаковой опасности, в случае, если по расследовании
дела будут обличены в клевете на епископа. А кто не хочет так поступать, но обратится
или к царю, или к мирским начальникам, или к Вселенскому собору, тот совсем не
должен быть допускаем до обвинения, как оказавший безчестие епископам области,
нанесший оскорбление правилам и нарушивший благочиние церкви.
С сим правилом согласно и 21-е IV Собора,
которое говорит, что обвинителей на епископов и клириков допускать должно не без
исследования, хотя бы то были клирики, хотя бы миряне, но когда предварительно
будет исследована их жизнь и поведение.
И 8-е (пр.) Карфагенского собора, не позволяет
опороченному обвинять епископа.
А 128-е (143-е) ни отлученному (клирику),
ни лишенному общения (мирянину), доколе не будут разрешены от обвинения (не позволяет
обвинять епископа).
А 129-е (144-е) не дет права обвинять
ни рабам, ни отпущенникам освободивших их клириков, или их детей, или их наследников
(но обвинять других позволяет), ни бесчестным, как-то: позорищным, борцам со зверями
и единоборцам [а из позорищных - те, которые играют в торжественных и народных
собраниях, бесчестны, - а те, которые пред царем представляют шуточное для умеренного
увеселения, почетны; а борцы со зверями и единоборцы, если делают это для показания
мужества и по любви к славе, почитаются храбрыми, а если для корысти - бесчестны,
ибо нещадящие своей жизни и продающие ее за плату менее всего заботятся о добром
мнении], кроме того, не позволяет (правило) обвинять ни иудеям, ни еретикам,
разве когда все начинают иск по собственным делам. [Из толков. Зонары.]
А 130-е (145-е) (пр.) говорит: обвиняющий
епископа или клирика во многих преступлениях и не доказавший одного не имеет веры,
подобно сему, и в прочих.
Законы
Лучше безнаказанными оставлять грехи,
нежели безвинно кого-либо наказывать.
Не должно доверять уверениям подсудимых,
если доказательство не убеждает судью.
За душевные грехи подвластных детей в
равной мере подлежат суду отцы, но не за уголовные преступления; отцы за детей
не наказываются, ибо закон говорит: грехи следуют за головою.
О свидетелях в судах
75-е пр. св. Апостол определяет не допускать
во свидетельство еретика, так как и верного одного только не допускает, на устех
бо двоих, говорит, или триех свидетелей твердо станет всяк глагол (Мф. 18, 16);
и Апостол (говорит): на пресвитера хулы не приемли, разве при двою или триех свидетелем
(1 Тим. V, 19).
А 131-е (146-е) (прав.) Карфагенского
собора говорит: кому сначала запрещено делать обвинительные доносы, того не должно
допускать и к свидетельству; но опять и честные по жизни, за достоверность свидетельства
которых ручается их прежняя жизнь, не должны быть несовершеннолетние, т.е. не
достигшие 14-ти лет, так как у таковых мышление еще не твердо. Кроме того, не
должно обвинителю приводить домашних свидетелей, ни подвластных ему, ни подведомых,
которых в случае непослушания говорить то, что у него на уме, он может наказывать.
А отличающиеся честною жизнию, подведомые епископу священники, то есть, и диаконы,
и сведущие в науках не должны быть не допускаемы к свидетельству. [Из толков.
Зонары.]
А 59-е (70-е Карф.) говорит: если клирики
судятся церковным судом [как завещает Апостол: смеет ли кто от вас, вещь имея
ко иному, судитися от неправедных, а не от святых (1 Кор. VI, 1)], и одна
сторона не довольна произнесенным решением, то не позволяется другой стороне в
апелляционное судилище привлекать для свидетельства того, кто исследовал дело
прежде, или кто присутствовал при обсуждении, ни предлагать в свидетели близких
по роду.
Законы
Свидетели должны быть достойны веры.
И приводятся они (во свидетели) как в
денежных, так и в уголовных делах, кроме тех, кому запрещено законом, или тех,
которые освобождены.
Не допускается к свидетельству осужденный
за сочинение возмутительного пасквиля.
Свидетели, прежде чем будут свидетельствовать,
должны принять присягу; а честнейшим должно давать более веры; а свидетельство
одного не принимается ни в какой тяжбе, хотя он будет и сенатор.
В тяжебном деле против епископа, если
оно будет денежное и простирается до одной литры, под присягою могут свидетельствовать
два верных и честных свидетеля, а если до 50 литр - три, а если больше того -
пять. Если же обвинение будет в уголовном преступлении, то оно доказывается пятью
верными и честными свидетелями, под присягою.
Не достоин веры тот свидетель, кому я
могу приказывать свидетельствовать.
Обвинитель не может приводить домашних
свидетелей.
По клевете лично обвиняющий епископа пред
судьею дает 30 литр.
Тремя способами делается клевета, и троякое
бывает наказание: ибо или клевещет кто-нибудь, составляя ложное обвинение, или
делается предателем собственного дела, скрывая истинные обвинения, или бежит от
суда, совсем отступаясь от обвинения. Но не всегда тот, кто не доказал, в чем
обвинял, есть клеветник; но от рассуждения судьи зависит, по освобождении обвиняемого,
произвести об этом дознание. И если он скажет: "Ты не доказал", то пощадил
его; а если скажет: "Ты оклеветал", то обвинил его в клевете, хотя бы
и ничего не сказал о наказании, ибо это само собою последует; а если скажет: "Ты
легкомысленно возбудил дело", т.е. ты не доказал, то не делает его клеветником,
и таковый не подвергается наказанию.
Жена не проходит мужской должности и не
свидетельствует в завещании, разве в тех случаях, когда мужчины не призываются.
Кроме того, не позволяется им публично защищать; но защищают только самих себя
- как жена, так и слепец; а сей может и судить.
А 48-я новелла царя Льва возбраняет женщинам
свидетельствовать в договорах; в рождениях же и в том, на что дозволительно смотреть
только женскому полу, им позволяется свидетельствовать.
Благоговейнейших пресвитеров и диаконов,
если окажется, что они дали ложное показание в денежном деле, но не подтвердили
лжи клятвою, - достаточно будет вместо наказания (телесного) на три года отлучать
от божественного богослужения и предавать в монастыри. А если ко лжи присоединили
и клятву, то таковых правило отсекло от священства; а если дали ложное показание
в делах о преступлениях (т.е. письменное), то, как определено божественными правилами,
лишаются клира и подвергаются законным наказаниям.
Для показания достаточно пяти свидетелей,
когда нет написанного доказательства; а если есть написанное (доказательство)
или условия, то довольно только трех.
Свидетели не должны свидетельствовать
по слуху, говоря, что они слышали от кого-нибудь, что такой-то должен или что
такой-то отдал долг, - хотя и тавулларии будут делать эти показания: ибо необходимо,
чтобы в уголовных обвинениях приводимы были свидетели, а не слова их.
Веру иметь должно свидетелям, а не свидетельствам:
ибо самолично они спрашиваются от судей о преступлениях, и не дающий показаний
на предложенное от него (судьи) ссылается.
Бедные не свидетельствуют; а бедным почитается
тот, кто не имеет состояния на 50 золотых монет.
Не свидетельствует отпущенник против патрона
(своего) или его сына.
Не свидетельствует не достигший 25 лет,
ни тот, кто, быв обвинен в публичном судилище и не быв восстановлен в правах,
заключен в узы или в публичную тюрьму, ни обличенный во взятии денег за то, чтобы
свидетельствовать или не свидетельствовать, ни обвиненный в прелюбодеянии.
Не свидетельствует ни сын относительно
отца, ни отец относительно сына.
Никто не свидетельствует в своем деле.
Раб не свидетельствует: ибо не должно
верить рабам, которые легкомысленно говорят против господ, потому что раб по природе
враг господину.
Свидетельствовавший уже против кого-нибудь
не свидетельствует снова против него же.
Запрещается свидетельствовать несовершеннолетнему,
глухому, немому, неистовствующему, распутному, сыну подвластному в том случае,
когда его отец будет записан другим в наследники по завещанию.
Исключение (т.е. освобождение обвиняемых
от суда) по законам бывает во многих случаях, а по риторам - в четырех (именно,
в случаях обвинения кого-либо): 1) на основании исчезновения, (когда), напр.,
отец распутного сына пропал без вести и сын обвиняется в убийстве (его); 2) на
основании сверхдолжного, напр., десять юношей поклялись не жениться и обвиняются
в порочной жизни; не должно (также) подвергать (кого либо) суду или 3) на основании
того, что сделали другие, - когда, например, отличающийся храбростию, изображение
которого поставили неприятели, обвиняется в измене, или 4) по (прошествии) времени,
когда, напр., сын трусливого (отца) отличился храбростию, и (отец) обвиняет свою
жену в прелюбодеянии.
Еще об изверженных законно
4-е пр. Антиохийского собора говорит:
если собором изверженный епископ, а также пресвитер или диакон, потерпевший сие
от своего епископа, решится совершать что-либо такое, что обыкновенно совершают
священники, то не позволяется ему, хотя бы он и утверждал, что потерпел несправедливо,
обращаться к собору и требовать, чтобы дело его касающееся было дано на переисследование,
и не дозволяется допускать его до принесения оправдания. А знавших о состоявшемся
против него приговоре и дерзнувших иметь с ним общение отсекать от Церкви.
А 12-е (того же Соб.) опять запрещает
пресвитеру или диакону, изверженному своим епископом, или епископу, (изверженному)
собором, обращаться к царю и искать у него переисследования, но повелевает обращаться
к большему собору епископов и предложить им то, в чем считает себя правым, и от
них ожидать переисследования и окончательного приговора.
Если же кто, пренебрегши сими, дерзнет
беcпокоить царя, то таковый не имеет ни места для защиты, ни надежды на восстановление.
Ибо хотя и всякому осуждаемому и почитающему себя несправедливо осужденным дана
церковная помощь, но поелику решения патриархов не подлежат апелляции, то покушающийся
подать отзыв царю после того, как состоялся приговор патриарха, подвергается наказанию
по настоящему правилу. [Добавление в конце 12-го правила собора Антиохийского,
заимствованное из толкования Вальсамона на это правило, основанием своим имеет
установление, по которому, по учреждении патриаршества, допускалась апелляция
к патриархам после суда епископского и соборного, даже после суда областных соборов,
и решение патриархов было признаваемо уже неизменным. (IV Вс. Соб. пр. 9; Nov.
Just, 123, cap 22 Corp, jur. eiv. vol.. II, p. 253-254; Bas. lib. III. tit. I,
cap. 38. tom. I, p. 104).]
А 28-е пр. св. Апостол - епископа, или
пресвитера, или диакона, "праведно за явные вины" изверженного и дерзнувшего
коснуться отнятого от него служения, повелевает совсем отсекать от Церкви за крайнее
своеволие и потому, что иначе наказать канонически не возможно того, кто уже извержен.
65-е (73-е) Карфагенского собора говорит:
когда клирик справедливо осужден своим епископом и когда нет помощи от апелляции,
т.е. клирику, собор должен просить царя - тех, которые, пользуясь властию, препятствуют
епископу привести в исполнение определенное против него решение, подвергать денежной
пене и лишению чести, церковники ли будут таковые, или миряне, и какого бы возраста
и положения ни были.
А 50-е (59-е Карф.) - тех из епископов,
которые не покоряются решениям собора, повелевает предавать власти светских начальников;
впрочем, незаконно предавать посвященных для наказания светским начальникам, если
не будут они предварительно извержены. А это бывает или в том случае, когда собор
не имеет возможности привести в исполнение свой приговор, или когда преступление
будет велико, и наказание за него должно последовать и от Церкви и от светских
начальников.
Ибо если посвященный, например, окажется
злоумышленником против царя, то, вместе с извержением, он должен быть предан и
светским начальникам на исследование, чтобы открыл и сообщников, как повелевает
о таковых и сказанная Юстинианова 123-я новелла. [Ср. Зак. Госуд. Российск.
Том XV, ч. 2. Зак. Суд Угол. изд. 1876 г. ст. 10. Уст. Дух. Консистор. ст. 149-150.]
Законы
Епископ, канонически лишенный священства
и вторгающийся в город, из которого изгнан, или оставляющий место, в котором повелено
жить ему, ввергается в монастырь иной епархии.
Епископ, изверженный собором и произведший
какое-либо возмущение, чтоб опять возвратить епископство, должен жить за сто миль
от того города, из которого изгнан, и не должен иметь доступа к царю; а если,
обратившись, и получит ответ на жалобу, то он должен быть бесполезен (для него);
и защищающий его заслуживает негодование.
Глава 9-я (11-я). - о том, что не должно дважды наказывать
за одно и то же
25-е пр. св. Апостол говорит: "Епископ,
или пресвитер, или диакон, в блудодеянии, или в клятвопреступлении, или в татьбе
обличенный, да будет извержен от священного чина, но да не будет отлучен от общения
церковного, ибо (Писание глаголет): не отмстиши дважды за едино (Наум. 1, 9).
Ибо получившие священство, если извергаются, не отлучаются от общения верных,
какою бы страстию одержимы ни были; а обоим наказаниям подвергаются по причине
крайности зла только получившие священство чрез деньги, или чрез власть мирских
начальников, или чрез ходатайство народа: ибо 29-е Апостольское правило -сих,
а к тому же 30-е и сообщающихся с ними подвергает не только извержению, но и отлучению.
А Великий Василий в 32-м правиле, взяв
из первого из соборных посланий Евангелиста Иоанна и Богослова следующее изречение:
есть грех к смерти, и есть грех не к смерти (1 Иоанна V, 16, 17), говорит: клирики,
согрешившие смертным грехом, т.е. простершимся до исполнения, лишаются степени
священства, но не удаляются от общения верных в молитве: посему не должны стоять
ни в одном из мест покаяния, разделяющихся на четыре части, ибо не отмстиши дважды
за едино (Наум 1, 9). А так как грехом к смерти душевной называется грех соделанный,
блуд, например, или убийство, или что-нибудь таковое, то грех, доходящий до пожелания
и намерения, хотя и не оставляется без епитимии, но и не причиняет конечной смерти
душевной, так чтобы навлекал и извержение, по 4-му пр. Неокесарийского собора,
которое ищи в 15-й гл. буквы P;
ибо не может быть признан блудником тот, кто имел намерение учинить блуд, а дела
не совершил; так же должно судить и об убийце, как говорит великий Богослов Григорий:
"если осуждаешь в убийстве того, кто только желал убить" и проч. [Перифр.
толкования Зонары на это пр.] А некоторые говорят, что грех к смерти есть
тот, который причиняет тому, кто грешит, снятие головы и смерть, и что святый
(отец) полагает не подвергать священника никакому наказанию, большему извержения,
хотя бы был виновник великих преступлений, которые по законам навлекают и смерть
и так называемое уголовное наказание. [Из толкования Вальсамона.]
А в 51-м пр. для всех падших клириков
отцы определили, говорит (Св. Василий Великий), одно наказание, - лишение служения,
будут ли то состоящие в степени священства и получившие пресвитерское, или диаконское,
или иподиаконское рукоположение, или поставленные через благословение в чтеца,
или певца, или придверника, ибо не сильнее наказывают тех, которые занимают высшую
степень, и не слабее тех, которые (занимают) низшую: [Перифраз толкования Зонары.]
но как те лишаются священства, так чтецы лишаются вхождения в алтарь, или чтения
с амвона, или производства в высшую степень. [Из толкования Вальсамона.]
С сими (правилами) согласуясь и 27-е (36-е)
соб. Карф говорит: клирики, обличенные в тягчайших грехах и за сие лишающиеся
своих степеней, не отлучаются от собрания верных, ибо достаточно для них в наказание
одного извержения; но они не могут принять никакого постановления на служение
вне алтаря, ни перекрещиваются, для того, т.е., чтобы омыться от преступления,
как некоторые худо думают, и снова произвестися в степень клира: ибо спасительное
крещение едино. А посему и те, которые после извержения читают с амвона или произносят
молитвы или благословения, грешат. [Из Вальсамона.] Ищи еще в 8-й
(10) гл. настоящей буквы правило 50-е (59-е) собора Карфагенского. Ищи также
в 15-й главе буквы P правило 3-е
Василия Великого.
Глава 10-я (12-я). - о тех, которые преследуют кого-либо
за благочестие
Ищи в 1-й гл. буквы A
пр. 9-е соб. Анкирского и послание к Руфиниану Афанасия Великого
Глава 11-я. - об освобождении рабов и принятии в
клир
85-е пр. VI Собора - при освобождении
рабов повелевает принимать не более трех свидетелей, ибо мы знаем яко при двою,
как говорит Писание, или триех свидетелех станет всяк глагол (Второз. 19, 15;
Мф. 18, 16; 2 Кор. 13, 1).
А 3-е пр. Гангрского собора считает крайне
безрассудным убеждать раба под предлогом благочестия и подвижничества презирать
господина и не с усердием и честию покоряться ему и служить; посему, выражая справедливое
негодование, предает (правило) анафеме учителя безумия. Ибо божественный Апостол
влекущим иго рабства чрез Тимофея решительно повелевает достойных господ сподоблять
всякой чести. Имущий же верных господий, да не нерадят о них, понеже братия суть:
но паче да работают, заневерни суть иже благодать восприемляющии (1 Тим. 6, 1,
2). И опять к Божественному Титу: учи рабов своим господем повиноватися, и во
всем благоугодным быти. не прекословным, не крадущим, но веру всяку являющим благу
(2, 9, 10).
А 82-е (пр.) св. Апостол, отнимая всякий
повод соблазна, не позволяет принимать в клир чужого раба без воли господина,
ибо это иногда производит расстройство целого дома и бывает причиною огорчения
и безчестия господину: ибо он имел его или правителем дома, или начальником мастерской,
или доверял ему деньги на торговлю. А если раб окажется достойным степени священства,
то епископ должен сообщить о сем господину его и, если и он согласится, смело
(может) рукополагать раба. Ибо и великий Павел Онисима, раба Филимонова, хотя
почитал его благопотребным на служение себе, однако не решился удержать без согласия
господина, но отослал его к Филимону. [Изложено по толков. Зонары.]
А 4-е (пр.) IV Собора повелевает быть
чуждым общения тому, кто принимает в монастырь раба в монашество без воли господина
его.
Законы
А закон говорит, что для освобождения
раба, с тем, чтобы причислить его к клиру, довольно, если знает о сем господин
и не противоречит.
А новелла Льва Мудраго говорит: раба,
принятого в клир без ведома господина, также и принявшего монашество и сделавшегося
епископом, должно возвратить к прежнему господину, хотя бы и против воли, так
что он не получает никакой пользы от хиротонии. Впрочем, господин не безопределительно
может призвать его, но в продолжении трехлетия после того, как он получил сведение
о случившемся.
Главное разделение лиц есть следующее:
из людей одни свободные, другие рабы; и свобода есть природная способность, позволяющая
каждому делать то, что хочет, если не возбраняет закон или насилие; а рабство
есть установление языческого закона и измышление врагов; от него кто-нибудь подвергается
господству другого, вопреки естественному закону: ибо природа всех произвела свободными.
Опять свободные разделяются на два разряда:
на благородных и отпущенников; и благородный есть тот, кто свободен тотчас вместе
с рождением и не вкусил еще ига рабства, а отпущенник тот, кто рожден от освобожденного
раба.
Может кто-нибудь освобождать раба или
в святейших церквах, или в присутствии начальника, или в присутствии пяти друзей,
для сего приглашенных, или даже и трех подписавшихся, или чрез письмо, или в завещании,
или в какой бы то ни было предсмертной воле; и (в том случае освобождается раб)
если своего раба сопряжет с свободным лицом, или, услышав, что он вступил в брак
без его согласия, простит.
Раб, состоящий в военной службе с ведения
своего господина, становится свободным.
Извещающий об убийстве (замышляемом на)
своего господина должен получить свободу как награду.
Отпущенник, не почитающий детей своего
патрона, подвергается наказаниям, а оскорбляющий снова порабощается от него как
неблагодарный.
Отпущенник обязан кормить бедствующего
патрона.
Законы
Всякий дар, сделавшийся окончательным,
не возвращается, разве за неблагодарность.
Если получивший дар окажется неблагодарным
по отношению к подарившему, причинив ему грубую обиду (словом), или нанесет обиду
действием, или причинит величайший убыток, или злоумыслит на жизнь, или всего
в дарственном акте написанного ли или неписанного не выполнит, то, если одна из
сих причин явно на деле будет обнаружена в судилище, сделанные дары должны быть
возвращены.
Ни несовершеннолетний, ни безумный не
могут дарить, ибо ни у одного из сих нет воли.
Если кто-нибудь несовершеннолетний подарит
кому-нибудь свою вещь, то он может по достижении 25-ти лет (возраста) в продолжение
четырехлетия вчинять иск и обратно получать свою вещь.
Если кто-нибудь сделал бы в пользу одного
или нескольких из детей дар без определения меры, то необходимо должен разделить
наследство так, чтобы каждому из детей сохранить такую законную часть, какая была
прежде чем отец сделал бы дар в пользу детей, таким образом почтенных.
|