ХРОНИКА НЕРАСКРЫТОГО УБИЙСТВА
К оглавлению
Глава 10
ВОПРОСНИК ИВАНА ЛЕЩЕНКОВА
Оригинал "вопросника",
скопированого мною при моем допросе и мною же распространенном в электронном
виде см. здесь. - Прим. Якова Кротова
...К концу 1992 года Лещенков с помощью экспертов с Лубянки составил
вопросник, дающий яркое представление о том пути, по которому в
течение трех с лишним лет шествовало следствие. Стоит поразмышлять
над некоторыми вопросами, поскольку они живо перекликаются с версией
полковника Владимира Сычева, который первым выдвинул версию о том,
что отец Александр «разрабатывал планы стратегического разрушения
Русской Православной Церкви».
Уже восьмой вопрос вплотную подходит к этой проблеме: «Являлась
ли община отца А.Меня в полной мере православной, либо в ней имело
место смешение различных вероисповеданий, каких именно?» Кто-то
из читателей может решить, что автор разыгрывает его, цитируя протоколы
процессов средневековой инквизиции. Увы, это не розыгрыш!
Следующие вопросы только подтверждают это: «Правомерной ли является,
на ваш взгляд, существующая оценка прихода отца А.Меня как общины
иудеохристиан? Можно ли сказать, что все эти люди были наиболее
близкими к нему людьми по признаку духовному и (или) по признаку
принадлежности к еврейской национальности?» Иудео-христиане
- возникновение этого термина относится ко второй половине XX века
- это движение зародилось в Израиле и состоит в основном из христиан-евреев.
Об общине святого Иакова говорил в своем интервью журналу «Евреи
в СССР» отец Александр. Иудео-христиане наряду с христианскими таинствами
соблюдают и иудейские обряды - обрезание и заповедь о субботе. Естественно,
что в приходе отца Александра не было иудеохристиан. И тем не менее,
вопросник упорствует: «Выражал ли отец А.Мень взгляды о возможности
или необходимости для иудеев, перешедших в православную веру, продолжения
соблюдения иудейских ритуалов, посещения синагоги и если да, какими
соображениями это мотивировалось?» К этому вопросу непосредственно
примыкает и следующий: «Считаете ли вы возможным или необходимым,
пребывая в Православной Церкви, соблюдать иудейские синагогальные
обряды: празднование Пасхи, Пурим и т.п., либо обряды других вероисповеданий?»
В своем интервью журналу «Евреи в СССР» отец Александр отвечает
на эти вопросы довольно конкретно. Более того, он определяет и конфессиональную
принадлежность общины иудео-христиан: «Да, действительно, есть
несколько храмов этого рода в Израиле. Эта община носит имя святого
Иакова, брата Господня, первого епископа Иерусалимского. Богослужение
там идет на иврите и приближено к синагогальному. Община святого
Иакова входит в католическую юрисдикцию. Имеет ли она сегодня перспективу,
мне трудно судить. Строго говоря, иудаизм никогда не был монолитен,
и в нем было немало различных течений...» (62)
Когда журналист спрашивает отца Александра о том, должна ли община
святого Иакова иметь собственное возглавление по примеру Армянской
Церкви, он также определенно отвечает. «Конкретное место Еврейской
Церкви в ряду прочих Церквей я предвидеть, разумеется, не могу.
Убежден лишь, что она должна иметь апостольское преемство. Никакая
«самодеятельность» в этом отношении недопустима. Поэтому, пока общины
евреев-христиан немногочисленны, они должны входить в юрисдикцию
одной из апостольских Церквей. Их отношения между собой и с евреями-христианами
различных протестантских конфессий, которые есть и в Израиле, могли
бы определяться Национальным советом евреев-христиан Израиля (по
типу Национального совета Церквей США) как интегрирующей экуменической
организацией, обнимающей все еврейское христианство. Со временем
эти общины смогут соединиться в автокефальную еврейскую Церковь»
(63).
В своем интервью отец Александр пытается заглянуть в будущее и
говорит только о возможных процессах в лоне христианства Эти проблемы
находятся в ведении христианских богословов и епископата, как православного,
так и католического. Вряд ли они входят в компетенцию тайной полиции.
Полтора года спустя после гибели отца Александра к этой теме обратился
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время встречи
с раввинами в Нью-Йорке: «Дорогие братья, шалом вам во имя Бога
любви и мира! Бога отцов наших, который явил Себя угоднику Своему
Моисею в Купине неопалимой, в пламени горящего тернового куста и
сказал: «Я Бог отцов твоих, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова».
Он Сущий Бог и Отец всех, а мы все братья, ибо все мы дети Ветхого
Завета его на Синае, который в Новом Завете, как мы, христиане,
верим, обновлен Христом. Эти два Завета являются двумя ступенями
одной и той же богочеловеческой религии, двумя моментами одного
и того же богочеловеческого процесса. В этом процессе становления
Завета Бога с человеком Израиль стал избранным народом Божиим, которому
были вверены законы и пророки. И через него воспринял Свое «человечество»
от Пречистой Девы Марии воплотившийся Сын Божий. «Это кровное родство
не прерывается и не прекращается и после Рождества Христова... И
потому мы, христиане, должны чувствовать и переживать это родство
как прикосновение к непостижимой тайне смотрения Божия. Очень хорошо
это выразил выдающийся иерарх и богослов Русской Православной Церкви
архиепископ Херсонский и Одесский Никанор (Бровкович) в проповеди,
произнесенной в Одессе более чем сто лет назад...» (64)
Все, что высказал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во
время этой встречи не является ни ересью (как это пытаются доказать
некоторые доморощенные «православные» публицисты), ни модернизмом.
И Патриарх сознательно подчеркивает это, цитируя двух выдающихся
русских православных богословов прошлого столетия - архиепископа
Никанора (Бровковича) и архиепископа Николая (Зиорова).
Но «богословы с Лубянки» пытались выстроить свою «православную
систему», поэтому следующий вопрос звучит угрожающе: «Согласны
ли вы с некоторыми утверждениями, что богоизбранность евреев по
рождению является выражением расовой теории? Ваши доводы, опровергающие
или подтверждающие это суждение?» Патриарх Алексий II достаточно
четко высказал свое суждение о богоизбранности еврейского народа,
подкрепив его ссылками на православных богословов. Но он идет дальше,
развивая мысли архиепископа Никанора (Бровковича): «Главная мысль
этой проповеди - теснейшее родство между ветхозаветной и новозаветной
религиями. Единение иудейства и христианства имеет реальную почву
духовного и естественного родства и положительных религиозных процессов.
Мы едины с иудеями, не отказываясь от христианства, не вопреки христианству,
а во имя и в силу христианства, а иудеи едины с нами не вопреки
иудейству, а во имя и в силу истинного иудейства. Мы потому отделены
от иудеев, что мы еще «не вполне христиане», а иудеи потому отделяются
от нас, что они «не вполне иудеи». Ибо полнота христианства обнимает
собой и иудейство, а полнота иудейства есть христианство» (65).
Конечно, подобные мысли кажутся многим современным церковным людям
едва ли не ересью - немало упреков и оскорблений пришлось выслушать
Патриарху в России прежде всего от православных. Многие восприняли
выступление Его Святейшества кик личное оскорбление, хотя, повторяю,
в нем не было ничего, чтобы уже не прозвучало в православном богословии
прошлого и нынешнего столетия.
Вопросник Ивана Лещенкова становится все более и более угрожающим:
«Не было ли в планах отца Александра создать в лоне Русской Православной
Церкви - Еврейскую Православную Церковь и если да, какими соображениями
мотивировалась необходимость её создания? Если нет, то чем объяснить,
что в его приходе непропорционально большее количество занимали
прихожане еврейской национальности, либо родившиеся от смешанных
браков с ними?» Этот вопрос выстроен целиком на показаниях протоиерея
Иоанна Клименко, который в течение пяти лет своего служения с отцом
Александром вел собственную статистику, высчитывая длину носа прихожан
от смешанных браков. И его статистика вполне всерьез была воспринята
следователем Московской областной прокуратуры. Он продолжает задавать
вопросы: «Можно ли считать взгляды отца А. Меня в полной мере
выражавшими каноны и учение Православной Церкви или же в какой-то
мере выражавшими каноны и учение иных вероисповеданий, каких именно?
Как относился протоиерей А.Мень к появлению религии будущего - к
суперэкуменизму, т.е. синкретической религии, объединяющей все мировые
религии?» При внимательном чтении вопросника возникает ощущение,
что самое главное - то, что диктовало эти вопросы (по сути обвинительные)
- не стремление найти убийцу православного священника, а выяснить
насколько он был не православным и даже не христианином.
Экуменизм в представлении следователя является едва ли не ересью,
страшнее иудаизма (талмудического!), хотя на самом деле экуменическое
движение, зародившееся в начале нашего столетия, основывается на
словах Христа, сказанных ученикам: «Да будут все едины!»
(Ин. 17, 21) Сами термины, которыми оперирует следователь, говорят
о его советчиках и «консультантах с копытами».
Что такое талмудический иудаизм или суперэкуменизм? Следователь
вряд ли ведает, что у истоков экуменического движения стояли выдающиеся
русские православные философы и богословы - протоиерей Сергий Булгаков
и Николай Бердяев, протоиерей Георгий Флоровский и митрополит Евлогий
(Георгиевский). Вряд ли он знает и о том, что благодаря экуменическому
движению предвоенного периода мир узнал о страшных большевистских
гонениях на православных христиан в России. В Англии и США собирались
христиане различных конфессий, чтобы совместно молиться о гонимых,
а заодно выяснить, что мешает им трудиться и молиться вместе.
В 60-е годы нашего столетия экуменизм начал вырождаться - движение
переживало кризис. И это наиболее остро ощущали его творцы, прежде
всего профессор-протопресвитер Георгий Флоровский. Он писал:
«...Основные решения принимаются людьми, которые равнодушны к догматам
и не очень сведущи в истории Церкви, Предания и христианской культуры.
По их мнению, нужно только одно - Церкви должны найти то, что их
объединяет, об остальном они забывают, не понимая, что как раз это
«остальное» и составляет специфику отдельных церковных традиций
и деноминации и о них нельзя забывать ради единства - в противном
случае достигнутое единство окажется поверхностным, недействительным
и, конечно же, недолговечным» (66).
Поэтому последующие вопросы направлены против экуменизма, а отец
Александр был подлинным экуменистом, свободно общавшийся и молившийся
с христианами других конфессий: «Существует мнение, что посмертное
активное экуменическое движение (сохраняю аромат подлинника!
- АВТОР) выдающимся выразителем которого был протоиерей А.Мень,
внедрение католицизма и других вероисповеданий в православие
(Лещенков, видимо, подразумевает под другими вероисповеданиями буддизм
или язычество, столь почитаемые в православной российской среде
и с которыми неутомимо боролся отец Александр! - АВТОР), тяготение
определенной духовной и светской части общества к усилению процессов
распада Православной Церкви - есть звенья одной и той же цепи? Случайными
или закономерными являются эти процессы? Какими фактами вы можете
подтвердить или опровергнуть указанное выше мнение?»
Итак, вчитываясь в вопросник, мы снова возвращаемся к бессмертной
схеме анонима - «если в кране нет воды, значит выпили жиды!»
«Определенная духовная и светская часть общества» (каков стиль!
- АВТОР) - это, по-видимому, злодеи-масоны! Иван Иванович! Успокойтесь!
Семьдесят лет большевики гноили, жгли, взрывали, подкупали и пытали
Русскую Православную Церковь. И, увы, не смогли Ее уничтожить, поскольку
Христос сказал: «На камне сем созижду Мою Церковь и врата ада
не одолеют Ее.» (Мф. 16, 18.) История КПСС убедительно доказывает
нам, что процессы разрушения Русской Церкви, а заодно с Нею ислама,
протестантизма, католицизма, иудаизма, буддизма не были случайными.
Владимир Ульянов (Ленин), опираясь на передовое учение Карла Маркса,
начал разрушение Церкви, но не преуспел в этом, как и его преемник
Иосиф Джугашвили (Сталин). Не удалось этого сделать и их последователю
Никите Хрущеву. Масоны кажутся просто пигмеями перед этими титанами
разрушения.
И все-таки важно найти врага - если это не «жидомасоны», то, быть
может, злонамеренные и хитрые католики? Поэтому 20-й вопрос направлен
против их подрывной деятельности: «Известно утверждение (кому?
- АВТОР), что в 1985 году было вынесено постановление Ватиканской
понтификальной комиссии, согласно пункту 12 которого: «Рим призывает
католиков вместе с иудеями подготовлять пришествие Мессии». Знаете
ли вы об этом постановлении и согласны ли вы ним? Нужно ли присоединяться
к этому постановлению так же и православным? Не противоречит ли
это известным словам апостола Павла: «Не преклоняйтесь под чужое
ярмо с неверными, ибо какое общение праведника с беззаконием?» (2
Кор. 6, 14.), либо последнее неверно трактуется традиционно мыслящими
апологетами православия?» Суровый вопрос - почти как в средневековые
жестокие времена: «Како веруеши?» Причем вопрошаемый знал,
что от правильности его ответа зависит не только карьера, но и жизнь.
Итак, католики попали в число «неверных», то бишь в идолопоклонники,
поскольку именно о них ведет свою речь апостол Павел во II послании
к Коринфянам. Анализируя 20-й вопрос, осознаешь, что вопросник составлялся
не одним человеком - это плод коллегиального, хотя и не очень грамотного
богословского труда. Во-первых, ни Патриарх, ни православный епископат
не призывают нас, православных, совместно с католиками и иудеями
подготовлять пришествие Мессии. Какое отношение эти проблемы имеют
к убийству православного священника?
Поиски врагов, вдохновивших убийц, среди Еврейской национальной
церкви, которой еще не существует, или среди католиков, которые
далеко, за рубежом России, а те, которые, живут в России, также
как и мы, борются за выживание, бесплодны. Это было осознано и руководством
Московской областной прокуратуры - в конце 1994 года Иван Лещенков
был отстранен от расследования дела об убийстве православного священника.
Но тема антисемитизма в Русской Церкви, затронутая расследованием,
не проходная. Недаром Святейший Патриарх Московский и всея Руси
Алексий II отмечал: «К сожалению, сегодня, в трудное для нашего
общества время, антисемитские настроения в нашей жизни проявляются
довольно часто. У этих настроений, распространенных среди крайних
экстремистов, правых шовинистических групп, есть питательная среда:
общий кризис, рост национального обособления. Задача Русской Церкви
помочь нашему народу победить зло обособления, этнической вражды,
узко эгоистического национал-шовинизма. В этом трудном, но святом
для всех нас деле мы надеемся на понимание и помощь наших еврейских
братьев и сестер. Совместными усилиями мы построим новое общество
- демократическое, свободное, открытое, из которого никто не желал
бы больше уезжать и где евреи жили бы уверенно и спокойно, в атмосфере
дружбы, творческого сотрудничества и братства детей Единого Бога
- Отца всех, Бога отцов ваших и наших» (67).
Осенью 1991 года один из монахов Оптиной пустыни получил угрожающее
письмо следующего содержания: «Уважаемый коллега-еврей, Миша!
Наш каганат сионистов города Москвы и области, военно-патриотическая
организация «Бейтар» горячо Вас благодарит за подрывную работу в
Оптиной против негодяев-гоев и считает, что Вы достойны ритуальной
смерти во имя нашего высокочтимого Люцифера. Скоро в монастырь приедет
наш цадик в черном одеянии, он произведет Вам прокол темени золотым
шомполом - это не больно (дважды подчеркнуто - АВТОР). Протоиерей
Мень остался довольным этим нашим обрядом, чем заслужил благосклонность
Мессии. Ждите и мужайтесь». Вместо подписи семисвечник, звезда
Давида и замысловатая закорючка.
Это анонимное письмо осенью 1991 года было передано в прокуратуру.
И все-таки зверское убийство трех монахов Оптиной было совершено
- на Пасху 1993 года, спустя почти два года! Вновь всколыхнулось
общественное мнение, но отнюдь не следственные органы. Большинство
осознало - мы живем в преступном обществе. Волна преступности захлестнула
страну. Размах убийств и грабежей вполне сравним с гражданской войной,
различие лишь в том, что ведется она без объявления.
И вновь вспоминается, как предупреждение, как некая искупительная
жертва - гибель православного священника Александра Меня. Кто знает,
если бы правительство, в том числе нынешний Президент РФ Б.Н.Ельцин,
лично отдавший распоряжение о проведении следствия, и общественность
все же добились беспристрастного и профессионального расследования
убийства, кто знает, быть может, сегодняшняя наша жизнь была бы
не столь безотрадна. Быть может, если бы следствие обнаружило убийц,
а суд сурово наказал их - это смягчило Божественный гнев против
творящихся беззаконий? Но мы продолжаем жить во тьме, страшась выйти
на улицу, страшась за своих детей и стариков, которые беспомощны
перед нашими же согражданами, потерявшими человеческий облик.
Вокруг имени и наследия отца Александра бушуют такие же страсти,
как и при жизни. Одни зачисляют его в «сионисты», другие считают
тайным агентом католиков, третьи видят в нем просто врага Православия.
По-прежнему, с огромным трудом доходят до читателя его книги, наследие
его все еще остается неисследованным и непрочитанным. Порой возникает
ощущение, что проделанная им работа по осмыслению духовного пути
человечества никому не нужна ни в нашей стране, ни на Западе. Но
его книги всё же необходимы не только нам, но и нашим потомкам.
В них свет Божественной истины, который не может погасить никакая
тьма. В одном из частных писем, обращенных к священнику Всеволоду
Рошко он писал: «...Мне придает уверенность сознание того, что
подлинная церковность лежит глубже этнопсихологии и культуры, и
что Евангелие, силой которого мы существуем, содержит в себе все,
что необходимо для того, чтобы мы жили в постоянном обновлении,
возрождении и уповании. Ведь разве не ясно, что все трудности и
неудачи мировой церковной жизни на протяжении веков проистекали
от неправильного ответа на Божий призыв? Впрочем, никакие наши немощи
не в состоянии разрушить неразрушимое. Некоторые западные богословы,
охваченные прискорбной паникой, готовы идти на всякие сделки с миром
(Робинсон, Адольф и др.). Но у них получается, будто Церковь - дело
только человеческое. Если уж такие страшные времена, которые знала
Церковь в минувшем, не уничтожили Ее - чего нам бояться? Мне страшно
слышать о Средних веках, как о «веках веры» и т.д. Это был лишь
эмбрион христианства, да и сейчас оно еще младенец со всеми ошибками
и слабостями младенца. Задача слишком велика, чтобы какие-то жалкие
двадцать веков оказались для нее достаточны». (68)
Трагическую гибель отца Александра можно понять лишь как жертву.
В христианстве с первых веков особо почитались мученики. Первые
христиане свято верили, что мучеников Бог почитает особым образом,
поскольку Его любовь так велика к ним, что Он предоставил им возможность
подражать Сыну Своему не только в жизни, но и в смерти. Мучеников
называли «свидетелями веры» - поскольку своей смертью они свидетельствовали
о силе воскресшего Христа.
ПРИМЕЧАНИЯ
Глава 10
ВОПРОСНИК ИВАНА ЛЕЩЕНКОВА
62. Протоиерей Александр Мень. Евреи и христианство.
Вестник РХД, № 117, Париж,1976. С.115. См. Приложение № 10.
63. Там же, с. 116.
64. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий
II. Ваши пророки - наши пророки. «Московские новости», 26.01.1992.
Речь датирована 13 ноября 1991 года.
65. Там же.
66. Э.Блэйн. Жизнеописание отца Георгия. В кн. «Георгий
Флоровский. Священнослужитель, богослов, философ». М.,1995. С. 212.
67. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий
II. Ваши пророки - наши пророки.
68. Священник Всеволод Рошко и протоиерей Александр
Мень. Переписка о западном и восточном христианстве. ВРХД № 165,
1992. С. 51. К сожалению, в этой чрезвычайно ценной переписке издателем
сделано немало купюр. Подробнее о Всеволоде Рошко см. предисловие
к его книге: «Преподобный Серафим. Саров и Дивеево.» М., 1994.
Далее.
|