Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы: история Церкви в XXI в. - катехизация.
в библеистике, анализ Меня.
1865. Силлабус, Ф. католический.
1907 г., 3 июля. "Lamentabili",
папский манифест против библейской критики и вообще модернизма.
Бердяев Н. Обскурантизм. - Путь. - Окт. 1928. - №13. - С. 19-36. (.
Попытка определить "благой" Ф. в православии, Бумис, 1996. Американский фундаменталист-баптист Литл.
анализ Касьяновой, 1993.
Костюка, 2000. в православии,
Уляхин, 2004. Аверинцев, 1994, 2000.
старостильников - Маретта, 2010.
Хардон, 2000 (американский католик)
Заметки Кротова.
Состоит из: страх перед клонированием.
Ср. статью в защиту женского обрезания в Сьерра-Леоне с полным набором фундаменталистских антилиберальных доводов, 2009.
Резолюция митинга МП против ювенальной юстиции, 2010.
АДСКОЕ
Умер человек, оказывается перед апостолом Петром, а тот: "Извините, Вам в ад". Приходит в ад. Не райский сад, всего лишь огромный зал, из которого просматривается целая анфилада таких же. Но светло, кондиционеры работают, все уставлено столами с выпивкой и закуской, официантки бегают, подают, что попросишь. Народ весь расслабленный, спокойный... Сидит, млеет, только не дает покоя дверка в стене. Махонькая дверка, а от нее жаром пышет.
- Там что? - спрашивает умерший соседа.
- Посмотри, это поучительно.
Приоткрывает дверку, а там... Адское пламя, люди на сковородках и вертелах, из кастрюль руки тянутся, вопли, крики.
Захлопнул человек дверку, дрожит весь.
- Да брось, тебе-то что?! - говорит сосед. - Там фундаменталисты, им это нужно.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ФУНДАМЕНТАЛИЗМ В БИБЛЕИСТИКЕ. Термином Ф. принято обозначать воззрения ряда
протестантских деноминаций, к-рые стремятся противопоставить всем видам модернизма
и идеям *либерально-протестантской школы экзегезы верность основным догматам христианства.
Начало Ф. было положено в США в 1895, когда на библ. конференции в Найагаре было
сформулировано 5 "фундаментальных принципов", к-рые были признаны обязательными
для христианского правоверия. 1) Библия — источник *Откровения, непогрешимый по
сути и по форме; 2) Христос родился от Девы; 3) Его смерть имеет искупительное
значение; 4) Его Воскресение было реальным, во плоти; 5) Христос явится в конце
истории для Суда над миром. Комментарии к этим пунктам были изложены Р.Торри и
Л.Диксоном в 12-томном сборнике статей "Основы" ("The Fundamentals", 1909-15),
а затем распространены в сокращ. виде. Учение, выраженное в п. 2-5, вполне соответствует
православному Символу веры. Дискуссионной же остается проблема п. 1. В фундаменталистской
интерпретации земной, человеческий аспект Писания полностью поглощается его Божественным
аспектом. В этом отношении Ф. оказывается в противоречии со святоотеч. понятием
о *богочеловеческой природе Свящ. Писания, принятым в правосл. и католич. библеистике.
Проповедуя крайний *фидеизм, Ф. создает тормоз для углубления богосл. исследований
Слова Божьего в его историч. выражении. Фундаменталистский *вербализм ставит читателя
Библии перед многочисл. трудностями и соблазнами, поскольку игнорирует "земную
плоть" Писания. В 70-80 гг. 20 в. Ф. стал в США девизом политич. консерватизма.
l *Б а р р Д., Фундаменталистское толкование Библии, "Символ",
1981, ? 6; Я к о в л е в Н.Н., Религия в Америке 80-х, М.,
1987 (там же указана библиогр.); *G o r e Ch., The Doctrine
of the Infallible Book, L., 1924; *R i c h a r d s o n A.,
The Rise of Modern Biblical Schоlarship and Recent Dissension of
the Authority of the Bible, in: Cambridge History of the Bible,
Camb., 1963; NCE, v.6, p.224.
"Такое поведение называется фундаментализмом. Негибкая позиция, непримиримость
к иным, незапланированным исходам - вот что опасно". Крыштановская О.
"Выбiр" Кремля. // Новая газета. - 9 дек. 2004 г. - С. 8.