Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы: VII век, монашество.
Иоанн Мосх
Его: Луг Духовный (Лимонарь).
Русский перевод 1915 года, далеко не точный, а кое-где с намеренными искажениями.
Главы 1-99, 101-199, 200 и до конца.
О Мосхе (и несколько отрывков из Продолжателя Мосха), 1995.
Поляковой переводы отрывков из "Луга" (по
PG)
и её же отрывки из Продолжателя Мосха.
"Луг" в издании "Христианские источники" (с французским переводом: Jean Moschus. Le pre spirituel. SC, 12. Paris: CERF, 1946. 298 pp.
На греческом - PG, т. 87.
О нем:
Кекелидзе. Кротов популярно.
Блаж. Иоанн Мосх
На пустынном берегу священного Иордана находилась обитель св. Илии. Сюда-то
прежде всего пришел, влекомый духом подвижничества, Иоанн Мосх, и прожил здесь
около десяти лет, пребывая иногда в полном уединении в близлежащей пещере. Это
было в 568-79 годах.
В царствование императора Тиверия II-го (гг. 578-582) Иоанну пришлось отправиться
в Египет "для служения." В Египте происходили страшные смуты, возбуждаемые
монофизитской ересью. В то время патриархом Александрии был Евлогий, предшественник
Иоанна Милостивого. Глубоко образованный Иоанн Мосх отправился в помощь для борьбы
с ересью.
В конце 6-го века мы находим блаженного Иоанна снова в Палестине, в обители
преп. Феодосия. Здесь-то он и познакомился со своим знаменитым учеником Софронием,
будущим патр. Иерусалимским. Общее стремление к духовному совершенству соединило
наставника и ученика узами теснейшей дружбы. В обители они узнали о великих подвижниках
и решили посетить и другие знаменитые обители Востока, чтобы побеседовать с опытными
старцами. Все свои впечатления они записали для назидания грядущих веков. Их путешествие
продолжалось десятки лет. Прежде всего они обошли палестинские обители: преп.
Герасима, "Башен," Каламонскую, св. Петра, обитель Евнухов, Евфимия
Великого, монастыри в окрестностях Мертвого моря, обитель св. Саввы и другие.
Поклонившись св. местам Иерусалима и Вифлеема, они остановились на время в Новой
Лавре св. Саввы, при истоке Иордана из Галилейского озера.
Из Северной Палестины путешественники отправились в Антиохию и Киликийские
обители. Около 603 года они посетили Антиохию, Ливан, гору Росс, Селевкию, Эги,
Тарс и Аназарв. В дальнейшем, после утомительного путешествия по аравийской пустыне,
они достигли священной горы Синай. Проведя здесь некоторое время в подвигах молитвы
и богомыслия, они обошли пустыни: Синайскую, Фаран, Раиф. Встречаясь с великими
старцами, они собирали сведения о подвижниках отдаленных пустынь. Наконец, на
берегу Суэцкого перешейка, они перешли в Египет и около 607 г. прибыли в Александрию.
Посетив храмы и обители Александрии и ее окрестностей, путники решили посетить
горные хребты Нильской долины, которые являлись колыбелью иночества. В этих каменистых
скитах, после смерти основателя иночества св. Антония, начали селиться отшельники.
Появились обители к востоку от Нила и до самого Красного моря и Синая, а к западу
до страшных пустынь ливийских. Там-то и находилась славная Нитрийская пустыня.
Обойдя почти все знаменитые палестинские и сирийские обители и Египет, они
везде присматриваясь к подвижнической жизни и с любовью ее изучая. Свои впечатления
и собранные сведения они заботливо записали в книгу, получившую название "Луг
Духовный." (Лимонарь или "Синайский патерик").
"Луг духовный"
CPG 7376. Сборник, составленный преп. Иоанном Мосхом († 619 г.) в начале VII
в., содержит довольно много рассказов о египетском монашестве. Дошедший греч.
текст составляет ок. двух третей первоначального собрания; некоторые из утерянных
глав продолжают обнаруживаться в рукописных собраниях. Учет восточных версий,
особенно арабской (сделанной в Палестине с греческого) и грузинской (сделанной
также в Палестине с арабского текста, однако, другой редакции), чрезвычайно важен
для понимания истории как сборника в целом, так и отдельных рассказов. Сведения
о лат. и армянск. версиях см. в CPG.
1.Греческий текст: PG 87/3, 2851–3116 [рус. пер., с сознательными искажениями
текста: Луг духовный. Творение блаженного Иоанна Мосха / Пер. с греч. Прот. М.
И. Хитрова. Сергиев Посад, 19152 (Троицкая библиотека, кн. 1) <репринт: б.
м., б. г. (М., 1991)>]; дополнительные главы: Th. Niessen. Unbekannte Erzahlungen
aus dem Pratum Spirituale // Byzantinische Zeitschrift. 1938. 38. 351–376; E.
Mioni. Il Pratum Spirituale di Giovanni Mosco // OCP. 1951. 17. 61–94; Lackner
W. Zwei membra disiecta aus dem Pratum Spirituale des Ioannes Moschos // AB. 1982.
100. 341–350.
2.Арабская версия: al-busTAni. X saukunis sinuri xelnaweril mixedviT / arabuli
teqsti qarTuli TargmaniTa da gamokvleviT gamosca rusudan gvaramiam. Tbilisi, 1965
[Ал-Бустaн. По синайской рукописи X века / Арабский текст с груз. пер. и исследованием
издала Р. В. Гварамия. Тбилиси, 1965].
3.Грузинская версия: ioane mosxi. limonari / teqsti gamokvleviTa da leqsikoniT
gamosCa i. abulZe. Tbilisi, 1960 [Иоанн Мосх. Лимонарь / Текст исследовал и словарем
снабдил И. Абуладзе. Тбилиси, 1960].
4.Garitte G. La version georgienne du "Pre Spirituel" // Melanges
Eugene Tisserant. Vol. II. Citta del Vaticano, 1964 (Studi e testi, 232). 171–185
[репринт: G. Garitte. Scripta disiecta, 1941—1977. II. Louvain-la-Neuve, 1980
(Publications de l’Institut Orientaliste de Louvain, 22). 443–457].[Доказывается,
что грузинская версия восходит к арабской; приводится латинский перевод длинной
серии рассказов середины (sic!) VII в., дошедшей только в грузинской версии.]
5.Славянская версия: Синайский патерик / Изд. подг. В. С. Голышенко, В. Ф.
Дубровина. М., 1967. Подробная библиография: Н. И. Николаев. Патерик Синайский
// ПКДР I. 316–321. Синайский патерик /Ред. С.И.Котков; АН СССР.Ин-т рус.яз.-М.:
Наука, 1967.-400с.
6.Palmer J. S. El monacato oriental en el Pratum Spirituale de Juan Mosco.
Madrid, 1993 (Publicaciones de la Fundacion Universitaria Espanola. Monografias,
59).
7.Лурье. Из истории чинопоследований псалмопения (А.3, № 2). 76–83 [о Монидийской
обители, описываемой в трех главах Луга духовного].
8.Смирнов И. М., свящ. Об авторе Λειμών’а // БВ 1915. № 9. 135–172 ["Луг"
— коллект. произведение Мосха и Софрония].