ЛУГ ДУХОВНЫЙ
К началу
200. Юноша, золотых делмастер, усыновленный вельможею за усердие в вере.
Один из отцев разсказал нам: молодой человек, прекрасных дарований, поступив
к золотых дел мастеру, в скором времени в совершенстве изучил свое ремесло.Одиниззнатныхлюдейзаказал
построить золотой крест с драгоценными камлями, чтобы пожертвовать в церковь.
Хозяин поручил этот заказ молодому человеку, как весьма искусному мастеру. Он
и стал размышлять: вот какое богатое пожертвование приносит Христу этот человек!
Почему бы и мне не уделить из моего жалованья на этот крест? Разве Христос не
примет моей жертвы, подобно двум лептам вдовицы? Разсчитав, сколько следует ему
получить жалованья, он делает заем и употребляет его на крест. Между тем приходит
заказчик и, свесив крест, прежде чем были вставлены камни, находит его по весу
гораздо тяжелее данного им количества золота. Тогда он с угрозами начинает укорять
молодого человека за то, что он прибег к обману, сделав подмесь к золоту. Юноша
отвечал ему:
- Единый, ведый сердечные помышления, знает, что я не сделал ничего подобного.
Но видя, сколь великое пожертвование ты приносишь Христу,я решилсяприсоединить
к нему из своего жалованья, чтобы и мне иметь часть с тобою — и Христос принял
и мою жертву, как две лепты вдовицы.
- Подлинно ли так ты, чадо, и разсуждал!?.— сказал пораженный словами юноши
заказчик.
- Подлинно так...
- Если ты держишься таких мыслей и всю волю свою предаешь Христу, и если ты
пожелал иметь часть со мною, — сказал вельможа, — вот — отныне я усыновляю тебя
и оставляю своим наследником.
И действительно взял его к себе и сделал своим наследником.
201. Юноша, которого умирающий отец вверил покрову Божию.
Вот что разсказал мне один из отцев: по некоторой надобности я прибыл в Константинополь.
Сижу я в церкви,—и вот входит некто из мирян, человек знатный и христолюбивый.
Увидав меня, он сел рядом со мною, и у нас завязался душеспасительный разговор.
Во время беседы я сказал. что те, кто хорошо распоряжаются земными благами,сподобятся
и небесных.
- Хорошо ты сказал, отче ! — отвечал он.—Блажен тот, кто уповает на Бога и
всецело себя предает Ему. Вот тебе пример: я — сын одного из весьма знатных в
мире. Отец мой был очень милостив и щедр и много уделял бедным. Однажды он позвал
меня к себе и,показав мне все деньги,спросил: "скажи мне, чадо, что тебе
более будет угодно, оставить ли тебе деньги или Самого Господа твоим попечителем?"
—Я, разсудив для себя более полезным то, чего, как видно было, желал и отец. отвечал
ему : "я желаю лучше Христа. Все это проходит : сегодня тут, а завтра—где?"
И с тех пор, как отец услышал это от меня,он без сожаления раздавал все,так что
посмерти своеймне почтиничего не оставил. Став бедняком, я вел себя очень скромно,
всю надежду возложив на Бога, Которому он поручил меня.
Был один богач и притом весьма знатный.У него была жена христолюбивая и боящаяся
Бога. У них была только одна дочь.Однажды жена обратиласьк мужу с такой речью:
"у нас всего только одна дочь, и так много благ даровал нам Господь!...Чего
ей не достает ? Если мы будем стараться выдать ее замуж за такого же богача, как
и мы, но человека порочного— она будет несчастна весь свой век. Поищем-ка лучше
для нее человекаскромного и богобоязненного,чтобы он любил ее в Боге и согревал
своей любовью".— "Правильно ты разсудила,— отвечал муж. Ступай в церковь,
помолись усердно и потом сядь там: кто первый войдет, тот и будет избранник, посланный
Самим Богом". Она так и сделала. Помолилась и села— и вот я первый вхожу....
Она тотчас посылает за мною раба и начинает разспрашивать:
Откуда ты?
- Я живу здесь же, в этом городе, и сын такого-то.
- Того,кто был так милостив к бедным ?.... Женат ли ты?
-Нет.
Потом я передал ей свой разговор с отцом. И тогда она, воздав хвалу Богу, воскликнула:
- Вот твой добрый Попечитель, Которого ты избрал себе, послал тебе жену и богатство,
чтобы пользовался тем и другим в страхе Божим.
И я молю Бога, чтобы Он дал мне итти путем отца моего до конца моей жизни.
202. Жизнь раба Божия Авивы.
Один из отцев разсказал нам: "у некоего мирянина был сын, отличавшийся
благочестием, целомудрием и воздержанием во всем. Вина он не пил с самых ранних
лет. Его душа стремилась к отшельнической жизни, между тем отец хотел его пристроить
к какому-нибудь делу, Но сын не соглашался на это. Между братьями он был старшим.
Так как взгляды и стремления отца и сына расходились, то отец постоянно укорял
его, ставя ему в порок самое его воздержание. "Ты бы взял пример хоть с братьев
своих и принялся бы за дело", говорил отец. Сын все переносил молчаливо.
Между тем все, знавшие его, любили его за благочестие и скромность.
Приблизилась кончина отца. Некоторые родственники и близкие друзья, вообразив,
что отец ненавидит своего старшего сына, так как часто порицал его, собрались
и разсуждали между собою: "как-бы отец не лишил наследства этого раба Божия.
Пойдем, попросим за него". А старик был богат. Вот приходят к умирающему
и говорят:
- Мы имеем нечто попросить у тебя.
- В чем же состоит ваша просьба ?—спросил тот.
- 0 господинеАвиве—как-бы ты его не забыл в своемзавещании,говорят.Старшего
сына звали Авивом.
- Это вы за него-то простите меня?
- Да....
- Позовите-ка его ко мне.
Все думали, что он начнет его бранить по обыкновению. Когда явился старший
сын, отец сказал ему:
- Подойди ко мне.
Когда тот подошел, отец бросился к ногам его со слезами.
Прости меня, чадо,—восклицал умирающий,—и молись за меня Богу, чтобы простил
меня, если я чем-либо огорчил тебя... Ты искал Христа, а я предавался мирским
заботам.
Потом зовет к себе других сыновей и, указав на старшего брата, говорит:
- Вот вам господин и отец! Скажет он вам: вот ваше—и будет ваше. Скажет: нет
вам ничего— и ничего не будет у вас!
Все были поражены этим. Отец тут же скончался. По кончине отца, старший брат
отдал братьям каждому что следовало из наследства. Получив свою часть, Авив все
роздал бедным, не оставив себе ничего, потом приступил к устройству келлии и,
окончив работу, заболел. Кончина быстро приближалась... Один из братьев навестил
его. Больной сказал брату:
- Ступай и устрой утешение своей семье — теперь великий день...
А был праздник св. Апостолов.
- Как же мне уйти и оставить тебя одного?—спросил брат.
- Ступай... Придет час мой—я позову тебя,—ответил больной.
В самом деле, когда настал час смерти, Авив привстал и, постучав в окно, дал
знать брату.
- Приди сюда!
Брат немедленно пришел, и Авив предал дух свой Господу. И все удивились и прославили
Бога.
-Вот какой кончины сподобился он,—кончины, достойной той любви, какою он возлюбил
Христа!—говорили все.
203. Разсказ о ювелире.
Вот разсказ одного из отцев: "был один ювелир. У него было много драгоценных
камней и жемчуга. Однажды он сел с детьми на корабль, чтобы отправиться на чужую
сторону и там заниматься своим ремеслом и торговлею. По устроению Божию, на корабле
он полюбил одного мальчика, который прислуживал ему, за что и получал помощь от
купца. питаясь от стола его. Однажды мальчик слышал, как матросы шептались между
собою и уговаривались бросить ювелира в море, чтобы овладеть его камнями. Войдя
по обычаю к ювелиру для услуг, мальчик не мог скрыть своей скорби.
- Что ты, молодец, сегодня так грустен?—спросил купец.
Мальчик, подавляя скорбь, молчал.
- В самом деле,—скажи-ка мне, что с тобой?— разспрашивал купец.
Тогда мальчик,разразившись плачем, сказал:
- Вот так и так уговорились поступить с тобой...
- И это верно?—спросил купец.
- Да, так они решили между собой... Тогда купец зовет детей и говорит им:
- Что бы я ни сказал вам, исполняйте немедленно и без всяких разсуждений.
Потом, развернув полотно, говорит им:
- Принесите мне ларцы!
Те принесли. Раскрыв ларцы, начал вынимать и раскладывать камни на полотне.
Вынув все, он начал говорить:
- Так вот от чего зависит моя жизнь? И ради этих-то камней я подвергаюсь опасностям
и бурям на море и даже должен подвергнуться близкой смерти, не взяв с собой ничего
из этого мира! ?. Бросайте все в море!!.—крикнул он детям.
Те немедленно, по приказанию его, побросали все в море. Матросы были поражены
таким поступком, — и замысл их разрушился.
204. Благочестивая и богобоязненная женщина вразумляет инока.
Разсказ одного из отцев. Один инок был укушен змеею и пришел в город лечиться.
Его приняла к себе в дом благочестивая и богобоязненная женщина и стала лечить.
Лишь только немного успокоилась боль у инока, диавол стал внушать ему блудные
помыслы. Однажды он схватил ее за руку.
- Нет,отец !—сказалаженщина. Побойся Христа! Вспомни о скорби и тяжести раскаяния,
которые ты испытаешь в своей келлии, вспомни о воплях и слезах, которые предстоят
тебе.
Вот что и многое другое говорила женщина иноку, и брань оставила его. От стыда
он не мог взглянуть на женщину и хотел бежать из дому. Но женщина, почувствовав
сожаление к иноку, ради Христа, сказала ему:
- Не стыдись и не уходи, отец!Тебе еще надо полечиться. А то—был не помысл
чистой души твоей, но козни злобного диавола.
Окончив лечение, она, без всякого соблазна, отпустила его с миром.
205. Благоразумная женщина, избежавшая насилия со стороны инока.
Нам разсказывали об одном брате, который, живя в киновии, был посылаем по разным
ее нуждам. В одном селении жил благочестивый мирянин, который радушно принимал
инока всякий раз, как тот заходил в селение. Мирянин имел единственную дочь, которая,
жив с мужем один или два года, незадолго пред тем овдовела. Приходя и уходя от
них, инок впал в плотскую брань... Дочь, женщина разумная, заметив это, стала
остерегаться инока и избегала показываться ему на глаза. Однажды отец, по надобности,
отправился в ближайший город, оставив дочь одну в доме.
Как раз в это время по обычаю зашел к ним инок и, застав ее одну, спросил:
- А где же отец твой?
- Пошел в город.
Инок взволновался от плотской брани и намеревался причинит ей насилие. Но она,
не потеряв присутствия духа, сказала ему:
- Не волнуйся, не выходи из себя —отецдолго еще не возвратится... Мы здесь
одни... Я знаю, что вы, иноки, ничего не делаете без молитвы... Встань, помолись
Богу... Что Он положит тебе на сердце, то мы и сделаем...
Но инок не мог успокоиться. Страсть обуревала его...
- Ты в самом деле никогда не знал женщины? - спросила хозяйка.
- Никогда!—отвечал инок.—И мне хочется узнать, что это такое...
- Потому-то ты так и взволновался, что не знаком еще с смрадом нечистых женщин...
И, желая укротить страсть его, она старается внушить ему отвращение к себе.
- Я в периоде месячного очищения, и никто не может приблизиться ко мне без
того, чтобы не обонять смрада...
Такие и другие подобные речи подействовали на инока. А придя в себя, он залился
слезами...
Увидав, что инок успокоился, женщина говорит ему :
- Вот видишь: если бы, послушавшись, я отдалась тебе, мы теперь сидели бы уже
врознь, совершив грех. Какими глазами посмотрел бы ты на моего отца? Как, вернувшись
в монастырь, ты мог бы слушать лик святых, воспевающих Богу? Прошу тебя — отрезвись
и не стремись к тому, что может из-за минутного наслаждения погубить все твои
подвиги и лишить вечных благ.
Выслушав эти речи, брат возвратился в монастырь, принес покаяние во грехе своем
и воздал благодарность Богу за то, что Он чрез благоразумие и целомудрие женщины
не допустил его до конечного падения.
Об этом происшествии передал тому, кто разсказывал нам, сам подвергавшийся
брани инок.
206. Как знатная женщина научилась кротости.
Один из отцев разсказывал нам о некоей знатной особе, из сенаторского рода.
Она отправилась на поклонение св. местам. Прибыв в Кесарию, она предпочла здесь
остаться и проводить жизнь в уединении.
- Дай мне девицу, стала просить она епископа, чтобы она воспитывала меня для
иноческой жизни и научила страху Божию.
Избрав одну смиренную девицу, епископ приставил к ней. Спустя немного времени,
при встрече, епископ спросил:
- Ну, что—девица, приставленная к тебе?
- Она прекрасного поведения, отвечала знатная женщина, только совершенно безполезна
для души моей, потому что представляет мне действовать по произволу. Она очень
скромна, а мне нужно, чтобы бранили меня и не позволяли мне исполнять мои прихоти.
Тогда епископ, избрав другую, крутого нрава, приставил к ней. Та то и дело
говорила ей: "дура богатая", или бранила ее другими подобными словами.
Вскоре епископ опять спрашивал:
- Какова девица?
- Вот эта воистину приносит пользу душе моей. Таким-то образом она стяжала
великую кротость.
207. Девица, окрещенная ангелами.
Авва Феона и авва Феодор разсказали нам: "при патриархе Павле в Александрии
осталась сиротою после смерти родителей, очень богатых людей, одна девица. Она
была не крещена. Однажды вышла в сад, оставленный ей родителями. При домах знатных
даже среди города есть сады. В глубине сада она увидала неизвестного человека,
собравшегося удавиться. Быстро подбежав к нему, она спросила:
- Что ты делаешь, добрый человек?
- А тебе какое дело? Уйди! Я в большом горе...
- Скажи мне всю правду. Я, может быть, помогу тебе.
- Я много должен. Мои заимодавцы сильно теснят меня, и я предпочел скорее умереть,
чем вести такую горькую жизнь.
- Прошу тебя... вот возьми все, что у меня есть, и отдай... только не губи
себя.
Тот согласился на это и уплатил долги.
Между тем девица оказалась в стесненном положении. И не мудрено: осталась без
родителей, позаботиться об ней было некому. Придя в крайнюю бедность, она начала
распутную жизнь.
А те, которые знавали ее родителей, говорили: "кто знает суды Божии, как
и для чего попускается душе падать!"
Молодой организм не вынес такой жизни: она заболела и—опомнилась. В сокрушении
духа она просила соседей: "ради Господа, сжальтесь над душой моей ипоговорите
с папою, чтобы мне стать христианкой". Но все отвернулись от нее с презрением.
"Кто пожелает быть восприемником такой распутной женщины?" говорили
об ней.
И была она в большой скорби.
Когда она совсем пала духом при таких обстоятельствах, явился ей ангел Господень
в виде того человека, которому некогда оказала она милость.
- Что с тобою?—спросил ее ангел.
- Я желаю сделаться христианкой и, увы, никто не хочет сказать обо мне.
- В правду ли ты желаешь?
- Да, и прошу и тебя об этом.
- Не падай духом! я приведу кого-нибудь, и тебя примут в лоно Церкви.
Ангел приводит еще двух ангелов, и они относят ее в церковь. Потом, приняв
вид известных сановников при особе наместника, приглашают клириков, на обязанности
которых было крестить новообращенных. Клирики спрашивают сановников :
- Ручается ли ваша любовь за нее?
- Да!—отвечают они.
Клирики совершили все, что следует по чину над готовящимися ко крещению, и
окрестили ее во ямя Отца и Сына и Св. Духа. Потом облекли ее в одежды новокрещенных.
Ангелы перенесли ее в дом, куда она вернулась в белых одеждах. И положив ее, стали
невидимы.
Соседи, увидав ее в белых одеждах, спрашивали :
- Кто окрестил тебя?
- Кто-то пришел,—отвечала она,—отнесли меня в Церковь, сказали клирикам, и
они окрестили меня.
- Да кто же именно ? Какие клирики ?
Об этом она ничего не могла сказать. Доложили папе. Папа призвал клириков,
приставленных к крещению.
-Вы ли окрестили ту женщину?—спросил папа. Те не отреклись, подтвердили и сказали,
что были приглашены для того таким-то и таким-то из сановников при правителе.
Епископ посылает за указанными лицами и спрашивает у них; точно ли они поручились
за девицу ?
- Ничего мы не знаем, отвечали те. Не знаем и тех, кто сделал это.
Тогда епископ понял, что это—дело Божие. И пригласив новокрещенную, спросил:
- Скажи мне, дщерь моя, что сделала ты доброго?
- Я блудница и бедная... Что же доброго могла я сделать ?
- Так-таки и не знаешь за собою ни одного доброго поступка?
- Нет... вот разве это... однажды я увидала неизвестного мне человека, собиравшегося
удавиться. Его сильно теснили заимодавцы. И, отдав ему все мое состояние, я избавила
его от беды...
И, сказав это, она почила в Господе, получив отпущение своих вольных и невольных
прегрешений.
Епископ прославил Господа: "праведен еси, Господи, и правы суды Твои!"
(Пс. 118, 137).
208. Ответ старца брату, одержимому печалью.
Один брат, одержимый печалью, спросил старца:
- Что мне делать!? Помыслы одолевают меня, внушая мне,что напрасно я отрекся
от мира и — все равно — спасения не достигну...
-А ты знаешь ли,—ответил старец,—хотя бы мы и не могли достигнуть земли обетованной,
нам лучше сложить кости в пустыне, чем возвратиться в Египет! ?..
209. Наставления св. мужа по поводу слов молитвы Господней: не введи нас во
искушение.
Один из святых сказал: "молясь Господу: "не введи нас во искушение",
мы не о том просим, чтобы нам не подвергаться искушению, потому что это невозможно.
Нет,—мы молимся о том, чтобы под влиянием искушения нам не возжелать деяния, неугодного
Богу. Вот это и значит—не впасть в искушение. Например, святые мученики, испытываемые
мучениями и не побежденные ими, не впали в искушение, подобно сражающемуся со
зверями, пока он еще не съеден зверьми. Если же будет растерзан, значит—пал среди
испытания. Так и при каждой страсти—пока человек не побежден ею".
210. Епископ, одержавший победу смирением.
Разсказ одного из отцов: два епископа, жившие недалеко один от другого, поссорились
между собою. Один из них был богат, а другой был весьма смиренный человек. Богатый
искал случая повредить другому. Тот узнал об этом и сказал своему клиру :
-Мы победим его благодатию Христа. Он хорошо знал, как ему поступить.
- Кто же может, владыко, устоять против него?—возразил клир.
-Подождите и сами увидите.
Епископ стал выжидать благоприятного случая. И вот, когда его собрат отправлял
торжество в честь св. мучеников, он, взяв свой клир, повелел :
- Следуй за мною, и мы одержим победу.
- Что такое он намерен сделать? — разсуждали между собою клирики.
Епископ отправляется на праздник. И вот когда другой шел, совершая всенародное
молебствие, он, лишь только шествие приблизилось, бросается к ногам собрата, вместе
со всем своим клиром, со словами:
- Прости нас, владыко! мы—рабы твои...
Тот, пораженный этим поступком, умилившись в душе, по действию благодати Божией,
изменившей настроение сердца его, сам объемлет ноги собрата и говорит:
- Ты—мой владыка и отец!
И с того времени установилась между ними великая любовь.
И сказал смиренный епископ своему клиру:
- Не говорил ли я вам, что мы победим благодатию Христа? И вы поступайте так
же,когдавозымеете что-либо друг против друга, и всегда победите.
Вот другое изречение старца: "смиренный превосходит самого царя славою,
потому что царя славят только в лицо, а смиренного и в глаза и за глазами все
хвалят и ублажают".
211. 0 старце, освободившем из темницы брата, унесшего у него имущество.
Один авва разсказывал нам: "близ нашей киновии жил старец возвышенной
души, а подле него жил еще один брат. Однажды, в отсутствие старца, брат, по внушению
диавола, отворив келлию старца, вошел в нее и похитил книги и сосуды. Старец возвратился
и, войдя в келлию, заметил пропажу сосудов, и пошел к соседу сказать ему о похищении.
И вот его сосуды— среди келлии... Брат не успел еще испрятатьих. Старец не желал
ни стыдить, ни обличать брата. Сделав вид, будто он внезапно почувствовал боль
в желудке, он тотчас вышел как-будто для естественной надобности и пробыл вне
келлии достаточно времени для того, чтобы брат мог убрать сосуды. Вернувшись к
нему, старец начал с ним разговор о постороннем предмете и брата не обличил.
Прошло немного времени. Сосуды старца нашлись. Брата, уличенного в краже, заключили
в тюрьму, а старец ничего об этом не знал. Услышав о заключении брата, он точно
также не знал и о причине заключения. Вот старец приходит ко мне, разсказывал
игумен. Он часто навещал нас.
- Сделай милость,говорит, дай мне несколько яиц и пшеничного хлеба.
- Наверное у тебя сегодня гости?—спрашиваю его. — Да,—ответил мне.
Взяв припасы,старецотправился в темницу навестить и утешить брата.
При его появлении в темнице, брат бросилсяк ногам его со словами:
- За тебя я, авва, попал сюда. Это я похитил твои сосуды, а книга твоя у такого-то,
плащ—у такого-то.
- Да успокоится сердце твое, чадо! Я не затем пришел сюда. Я даже и не знал,
что ты — здесь за меня... Услышав о твоем заключении, я опечалился и пришел к
тебе с утешением. Вот тебе— хлеб и яйца. Сверх того я похлопочу о том, чтобы освободить
тебя из темницы.
Оставив брата, старец отправился к начальству,— он был хорошо известен по добродетельной
жизни. По приказанию властей, брат был освобожден из-под стражи".
212. 0 великодушном поступке двух старцев с разбойниками.
Разсказ одного старца: "пришел к нам старец высокой добродетели. Мы прочитывали
вкниге Рай изречение св. отцев. А старец всегда любил читать об них. Он, казалось,
весь был проникнут ими, и, коренясь в его сердце, они произращали плод добродетели.
Читая, мы дошли до разсказа о старце, к которому пришли разбойники.
-Мы пришли забрать все в твоей келлии, сказали разбойники.
- Что желаете, чада, то и возьмите,—отвечал старец. Забрав все, разбойники
ушли, но не заметили висевшего на стене мешечка. Старец, схватив мешечек, побежал
за ними, громко крича:
- Чада, захватите—вот вы не заметили у меня в келлии...
Разбойники, тронутые незлобием старца, возвратили ему все в келлию. Раскаявшись,
они говорили друг другу: "воистину, это—человек Божий!".
Когда мы прочли об этом, старец сказал нам:
- Знаешь ли, авва? Этотразсказпринесмне много пользы.
- Каким образом, отче?—говорю я.
- Однажды я находился в стране близ Иордана. Прочитал тогда этот разсказ и,
подивившись старцу, воззвал : Господи, удостоивший меня этого звания, удостой
и следовать по стопам этого мужа. И вот, когда в душе горело такое желание, спустя
два дня врываются ко мне разбойники. Они еще стучались в дверь, но я понял, что
это — разбойники,исказалсамсебе: "Благодарение Богу! Настало время показать
плод моего желания". Отворив дверь, я принял их с веселым видом, зажег светильник
и начал им все показывать. "Не безпокойтесь! Верен Бог, что не скрою от вас
ничего",—говорю им.
- А есть у тебя золото?—спросили они.
- Да. Вот три номисмы.
И я открыл сосуд перед ними. Взявши монеты, они ушли с миром.
-А возвратились ли они, как к тому старцу ?— шутливо заметил я.
-Нет !—быстро сказал старец.—Боже сохрани! Я и не желал, чтобы они вернулись...
213. Для чего совершаются знамения и чудеса во св. Церкви.
Один из старцев говорил нам о дивных знамениях. Они бывают и теперь в Церкви
Божией по причине народившихся и разростающихся ересей, в особенности по причине
раскола Севера акефала и других гибельных учителей, для ограждения и утверждения
в вере более слабых душ, равно как и для обращения самих лжеучителей, если бы
захотели. Поэтому святые отцы и с первого времени христианства святые мученики
ежедневно до сих пор совершают знамения в кафолической Божией Церкви.
214. Чудо в Соруде.
У подошвы горы, на которой возвышается город кианейцев, есть одно селение Соруда.
В этом селении находится купель, источающая воду в день св. Богоявления. От выступающих
капель она наполняется в течение трех часов, и после крещения также в течение
трех часов вода не вдруг, но поемногу снова убывает.
215. Чудо в Кедребатах.
И в селении Кедребатах, у подошвы возвышенности города Эноанда, также есть
купель, которая, хотя и высечена из одного цельного камня, в праздник Пасхи, в
светлое Христово Воскресение, вдруг сама собою наполняется и держит воду до дня
Пятидесятницы, и в день Пятидесятницы вдруг исчезает. То и другое чудо совершается
в области ликийской. Если кто сомневается в этом, — не велик труд пройти до Ликии,
чтобы удостовериться в истине.
216. Разумный совет: не следует делать неразумных решений, ни тем более исполнять
их.
Однажды пришлось мне быть во св.граде.Ко мне пришел один христолюбец и сказал:
"У меня с братом произошла небольшая ссора, и он не хочет мириться со мною.
Уговори его пожалуйста". Я с радостью согласился на это и, пригласив брата,
стал склонять его к любви и миру. Казалось, мои слова произвели на него впечатление.
Вдруг в конце концов он сказал мне :
- Не могу я помириться с ним! Я поклялся крестом...
Улыбнувшись, я сказал ему:
- Твоя клятва имеет такое же значение, как если бы ты сказал : "клянусь
честным Крестом Твоим, Христе, что я не стану исполнять Твоих заповедей, но буду
творить волю врага Твоего диавола... Мы не только не должны упорствовать в дурных
своих решениях, но должны каяться и скорбеть о том, что мы задумываем дурного
против себя самих, как говорит богоносный Василий. Если бы Ирод покаялся и не
упорствовал в своей клятве, он не совершил бы великого злодеяния, обезглавив Предтечу
Христова. В заключение я опять воспользовался изречением св. Василия, которое
он заимствовал из Евангелия—о том, как Петр противоречил Господу, когда Он хотел
омыть ноги св. Петра...
217. Совет старца иноку об обращении с женщинами.
Старец говорил: "чадца, соль из воды и, соединяясь с водою, растворяется
и исчезает. Так и монах. От жены произойдя, он, приблежаясь к женщине, ослабевает
и обращается в ничто, т.е., перестает быть монахом".
218. Авва Сергий вразумляет земледельца своеюкротостию и терпением.
Авва Сергий, игумен монастыря аввы Константина, разсказывал нам : "однажды
мы путешествовали с одним св. старцем. Сбившись с пути, мы против желания и не
зная, где пройти, попали на засеянное поле и потоптали немного всходов. На поле
тогда работал земледелец. Увидав нас, он в гневе осыпал нас бранью.
- Монахи ли вы? Естьли у васстрах Божий? Если бы вы имели пред очами страх
Божий,вы бы так не поступали.
"Ради Господа, никто ничего не говори!"—быстро сказал нам св. старец.
Затем, обратившись к крестьянину, ответил:
- Правильно,чадомое,сказалты.Еслибымы имели страх Божий, мы не поступали бы
так.
Но крестьянин продолжал гневно браниться.
- Правду говоришь ты, чадо!—снова отвечал старец,—если бы мы были истинными
монахами, мы не делали бы сего. Но, ради Господа, прости нам, что мы согрешили
против тебя.
Тронутыйэтимисловами,крестьянин, приблизившись, бросился к ногам старца.
- Я согрешил!—воскликнул он. Прости меня!— И ради Господа возьмите меня с собою.
И действительно, присовокупил блаженный Сергий, он последовал за нами и принял
иноческий чин.
219. Смирение побеждает вражду.
Вот о каком происшествии разсказал мне старец:"Однажды я прожил немного
времени в лавре аввы Герасима. Там был у меня возлюбленный мною брат. Однажды
мы сидели вместе и разговаривали о пользе душевной. Мне пришлось вспомнить слова
аввы Пимена: "каждому надлежит укорять себя во всем."
- Я, отец мой,—сказал брат,—на опыте узнал силу и душевную пользу от этих слов.
У меня был искренний друг—диакон лавры. Не знаю, с чего он возимел подозрение
в одном поступке с моей стороны, причинившем ему скорбь, и стал мрачно смотреть
на меня. Видя угрюмый взор его, я просил его объяснить мне причину.
- Вот что ты сделал!—сказал он мне. Вовсе не зная за собой такого поступка,
я принялся уверять его, что не делал ничего подобного.
- Прости меня, но — я не удовлетворен твоими оправданиями,—сказал брат.
Удалившись к себе в келлию, я начал испытывать свое сердце—не сделано ли в
самом деле мною чего-либо подобного—и не нашел ничего.
Однажды видя, как он держал св. чашу для преподания св. причащения, я с клятвою
стал уверять его, что я не виновен в том, что он приписывает мне. Но он и тут
не убедился моими словами.
Обращаясь снова к себе самому, я стал припоминать изречения св. отцев и, доверившись
им, обратился к своим мыслям. "Диакон искренно любит меня, говориля сам себе,
и, побуждаемый любовию, прямодушно говорит мне о том, что у него на сердце, чтобы
я трезвился, бодрствовал над собою и не совершил бы чего-либо подобного. Положим,
бедная душа моя, ты и не совершила этого. Но—не, совершено ли тобою множество
других злых дел и все ли они тебе известны? Где — то, что ты творила вчера или
третьего дня, или десять дней тому назад? Помнишь ли ты об этом? Так—не совершила
ли ты и того, что тебе приписывают, апотом позабыла, как и первое? И, размышляя
таким образом, я так расположил свое сердце, как бы и в самом деле я сделал это,
но позабыл, как и другие свои дела. И стал я благодарить Бога и диакона, что чрез
него Бог дал мне познать грех мой, и я мог раскаяться в нем. После таких размышлений
я встал и пошел к диакону просить у него прощения и благодарить за то, что он
помог мне познать грех. Но лишь только я постучался к нему в дверь, он, отворив,
бросается мне в ноги со словами:
- Прости меня, что диавол, издеваясь надо мною, внушил мне подозрение на тебя!
Воистину Сам Бог вразумил меня, что ты невинен.
И начал он говорить, что не дозволит мне принести ему извинение.
- В этом нет никакой надобности. Получив отсюда великое назидание, я прославил
Отца и Сына и Св. Духа. Тому держава и великолепие во веки веков! Аминь
|