ПРОДОЛЖАТЕЛЬ МОСХА
Оп.: Жития византийских святых. – СПб.: Corvus, Terra Fantastica, 1995. . Пер. С.Поляковой.
(Текст переведен по изданию
Ниссена: Byzantinische Zeitschrift, 1938, N 38, H. 2.)
(хронология не
определена, terminus post quem, 638 г.)
4.
Кто-то из отцов рассказал: была в
Солуни женская обитель. Одной инокиней этой
обители возобладал демон и понудил ее уйти из
монастыря. Покинув монастырь, она по
подстрекательству демона, понудившего ее уйти
оттуда, впала в блуд и, впав в блуд, долгое время
пребывала во грехе. Потом с помощью всеблагого
Бога одумалась и, придя в монастырь свой, чтобы
покаяться, упала перед воротами его и скончалась.
И смерть ее открылась одному из святых епископов,
и он узрел святых ангелов, пришедших [364]
взять душу ее, и идущих вослед им демонов, и
увидел прение их между собой — святые ангелы
говорили: “Она раскаялась”, а демоны говорили:
“Столько времени служила она нам, и нам она
принадлежит”. Долгое время было прение это, и
демоны, враги добра, говорили: “Она не успела
взойти в монастырь свой, как же вы говорите, что
она раскаялась?”. Ангелы сказали в ответ: “Чуть
только Бог увидел намерение ее, Он принял ее
раскаяние. Она была властна над раскаянием своим
из-за цели своей, которую имела, Господь же и
Владыка всяческих властен был над жизнью ее”. И
вот, посрамленные этим, демоны отступили. Святой
епископ, получивший откровение, поведал
некоторым о нем; из их уст и мы передали этот
рассказ вам. Услышав его, братья, будем
остерегаться впасть в какой-нибудь грех и да
противимся мы греху, а паче всего воинствуем
против соблазна покинуть свой монастырь, дабы по
неведению не попасть в сети и ловушки нашего
врага.
6.
Один христолюбец рассказывал так:
“Побывали мы в Фиваиде 1
в монастыре святого старца, и, когда пришли туда,
громадные пастушеские собаки зарычали на нас с
монастырской стены. Я, устрашившись, хотел было
соскочить с коня, но бывшие со мной, которые не
впервые слышали этот лай, сказали: „Не надо,
господин, ибо псы имеют от аввы повеление не
сходить со стены". Мы вошли в монастырь и
удостоены были [365] молитвы
отцов, и они повели нас в час службы к колодцу.
Там, не сходя с места своего, стоял верблюд,
который доставал воду. 2
Мы спросили, почему верблюд не делает своего
дела, и нам ответили: „Авва наш повелел, чтобы во
время службы, едва ударят в било, 3
он смирно стоял, пока служба не кончится. Ибо
однажды, когда служба началась, человек при
колодце из-за скрипа ворота не услышал била и не
пришел в церковь. И вот авва, подойдя к колодцу,
говорит тому человеку: “Почему ты не был в
церкви, когда следовало?”. Тот сказал: “Прости
мне, отец, скрип ворота не дал мне услышать била”.
Тогда авва сказал верблюду, который доставал
воду: “Благословен Господь, когда будут созывать
в церковь, стой на месте, пока не кончится
служба”. И верблюд послушался его веления. Если
другого какого верблюда приставить к колесу, он
тоже будет соблюдать такое веление его". И
выслушав это, мы восславили Бога”.
9.
В одном монастыре готовились
приобщиться святых тайн, и диаконы собирались
облечься в свои мафории, 4
но не нашли одного и после долгих поисков сказали
об этом авве. А он говорит им: “Поищите еще”.
Мафорий так и не нашелся, и авва, рассерженный
странным этим происшествием, говорит: “Здесь
живут разбойники. И, жив Бог, никто не будет
причащаться, и мы не вкусим ничего, пока не
найдется вор”. Когда авва с диаконами обыскивал
келии, а братья были в [366] церкви,
укравший мафорий монах сказал брату своему,
человеку весьма богобоязненному: “Увы, что мне
теперь будет?”. Тот говорит ему: “За что?”.
Укравший отвечает: “Я украл мафорий, и он спрятан
в моей келии на дне кувшина для вина 5”.
Богобоязненный монах говорит ему: “Не печалься,
ступай и поставь кувшин в мою келию”. Ушедши, вор
перенес кувшин в келию того брата. Когда авва и
диаконы в поисках пропажи взошли туда, где стоял
кувшин этого брата, один из диаконов, опустив в
него руку, вытащил мафорий и начал кричать: “Вот,
богобоязненный этот брат оказался вором”. И,
придя в церковь, они наложили на него руки свои, и
нанесли ему множество ударов, и, вытащив его из
храма, прогнали вон. А он взывал к ним, говоря:
“Дайте мне раскаяться, и я больше так не сделаю”.
А диаконы вытолкали его за ворота со словами: “Не
можем мы терпеть у себя вора” — и вернулись,
чтобы преподать братьям святое причастие. И
когда диакон хотел поднять с престола покровец, 6 он не совлекался. И все
стали смотреть, нет ли там какой помехи, и ничего
не нашли. А авве пришла на ум премудрая мысль, и он
сказал: “Не случилось ли это от того, что мы
прогнали брата? Ступайте, приведите его, и тогда
узнаем”. По приходе того брата стали снимать
покровец, и тотчас он свободно совлекся.
Это называется положить душу свою за
ближнего. Если нам и не достичь подобного
совершенства, да не оговорим хотя бы ближнего
своего и не осудим, чтобы не лишиться блаженства,
сужденного праведникам. [367]
12.
В великой Антиохии сирийской
множество богоугодных домов. Одним из них ведал
некий христолюбивый муж. У него было обыкновение
всегда подавать бедным то, в чем каждый нуждался.
И вот однажды он покупал разные необходимые вещи
и среди них исподние одежды из египетского льна и
оделял ими приходивших к нему нищих по слову
Господа, рекшего: “Был наг, и вы одели меня”. 7 И, когда он раздавал, как
было сказано, одежды, пришел к нему какой-то брат
и взял милостыню не только единожды, но дважды и
трижды. Христолюбивый тот муж заметил, что нищий
подходит во второй и в третий раз, но не остановил
его. Когда же нищий подошел в четвертый раз,
христолюбец, как человек, пекущийся об остальных
бедняках, в досаде говорит ему: “Вот ты взял у
меня гиматии в третий и в четвертый раз, и ни
слова от меня не услышал, но вперед не делай так,
ибо и другие равно бедствуют и нуждаются в
благодеяниях”. И тогда нищий, устыдившись,
отошел, а мужу, ведавшему богоугодным домом, той
же ночью привиделось во сне, будто он стоит в
месте, называемом Херувим. 8
Место исполнено великой святости, ибо там, как
передают посетившие его люди, есть страшная
икона, на которой изображен Спаситель наш Иисус
Христос. Стоя в глубоком раздумье, христолюбец
этот как бы во сне видит, как Спаситель с иконы
сошел к нему и всячески корит его за осуждение
нищего, взявшего те [368] четыре
гиматия. А так как муж тот продолжал молчать,
Христос распахивает свой хитон и показывает
одежды, что были под ним, считая их и говоря: “Вот
один гиматий, вот второй, вот третий, вот
четвертый. Не горюй — смотри, все, что ты дал
нищему, пошло мне”. Узнав свои гиматии,
христолюбец припадает к стопам Спасителя,
говоря: “Снизойди к малодушию моему, Владыка, ибо
я подумал так, потому что я человек”. Придя в
себя, христолюбец возблагодарил Бога, явившего
ему такое свидетельство, и с тех пор в простоте и
с радостью подавал просящему. И все, слышавшие
рассказ его, восславили Бога.
Комментарии
*Все ново- и ветхозаветные цитаты
даются в синодальном переводе.
1. Фиваида — область Верхнего
Египта.
2. ...верблюд, который
доставал воду.— Чтобы поднимать воду из
колодца, в Египте пользовались водяным колесом:
колесо вертикально ставилось над колодцем, по
нему проходили канаты, к которым были
прикреплены сосуды для воды, а верблюды
приводили колесо в движение.
3. Било — на Востоке о
начале службы оповещали ударами деревянного
била, или молотка, которым стучали в двери
монастырских келий. Это заменяло неизвестные до X
в. колокола.
4. Мафорий — короткий плащ.
5. Кувшин для вина — речь
идет о так называемом пифосе, вместительном
сосуде, в котором хранили различные съестные
припасы — масло, вино, зерно и т. п.
6. ...хотел поднять с престола
покровец...— во время литургии покровцами были
накрыты потир и дискос, третий большой покровец,
или воздух, был накинут сверху на оба сосуда.
7. Был наг, и вы одели меня.— Матф. 25,
36.
8. ...месте, называемом
Херувим.— Со времен римского императора
Веспасиана перед городскими воротами Антиохии
стояла статуя херувима, вывезенная из Иерусалима
после разрушения храма.
|