ЕФРЕМ СИРИН
Его:
Собрание сочинений в 4 томах, 1890-е гг.
О рае. О
любви. Слово душеполезное
[о покаянии]. К нерадивой
душе. О молитве. Гимн
первый на Рождество. О жене
грешнице, помазавшей Господа миром. Прение неба и земли.
Выборка, помещённая в "Добротолюбии".
О Церкви. Пер. Муравьева, 2001.
Мар Афрем Нисибинский (прп. Ефрем Сирин). Юлиановский цикл / Пер. с сир., комм, и указ. А.В. Муравьева. – М.: Фонд "Наследие Православного Востока"; Братство святителя Григория Паламы; Инфорес, 2006, 284 с.
О нем:
К досье Меня
ЕФРЕМ СИРИН, Афрем, прп. (ок. 306-73), сир. подвижник, отец Церкви,
экзегет, гимнотворец. В эпоху расцвета святоотеч. письменности едва
ли кто-либо, кроме блж. *Иеронима, смог написать столько экзегетич.
трудов, как прп. Е.С. Они и поныне остаются высоким образцом духовного
созерцания и являются источником ценнейших сведений по историч.
толкованию Библии.
Сирия, родина Е.С., хотя и была окраиной антич. мира, но, подобно
Александрии, испытала на себе влияние разлиичных культурных традиций.
С одной стороны, там сохранялись культурные традиции древних Сирии
и Месопотамии, а с другой, получили распространение антич. философия
и лит-ра. Сир. язык — ветвь *арам. языка — на Востоке играл роль,
аналогичную *койне. В Сирии возникли первые христ. государства (напр.,
Осроена с центром в Эдессе, цари к-рой приняли новую веру ок. 150).
Сирия дала миру апологета *Татиана, проповедника *Афраата, философа
Мару бар Серапиона (см. ст. Нехрист. свидетельства о Христе). На
сирийской почве возникли оригинальные гностич. учения Вардесана
(Бар Дайсана), *мандеев и, наконец, знаменитая *эдесская школа экзегезы.
В эпоху Е.С. часть Сирии была захвачена царями Сасанидского Ирана,
к-рые преследовали христ. религию, что не приостановило развития
церк. культуры сирийцев. Однако христианство в Сирии не восприняло
основного догмата IV Вселенского собора и существовало уже в монофизитской
и несторианской формах.
О жизни Е.С. сохранилось много сказаний, в к-рых, как отмечает
прот. Г. Флоровский, «нелегко разделить историю и легенду». Преподобный
родился в г. Нисибине (ныне Нусайбин на территории совр. Турции)
и с детства получил христ. воспитание. От родителей он слышал рассказы
о пострадавших за Христа, в т. ч. и о родственниках. Еще в юности
Е.С. решил посвятить себя Богу. Это намерение особенно укрепилось
в нем после знакомства с аскетически настроенным нисибисским епископом
Иаковом, к-рый рукоположил его в диаконы и, по некоторым сведениям,
взял с собой на Никейский собор. Вместе с еп. Иаковом Е.С. пережил
осаду Нисибина иран. царем Шапуром II, а после смерти Иакова и захвата
города персами (363) переселился в Эдессу (365). Там он продолжал
подвижнич. жизнь, изучал философию и богословие и стал фактически
основателем школы, где изъяснялось Свящ. Писание. Чтобы противостоять
распространению гностицизма, Е.М. по образцу творений гностика Вардесана
слагал молитвы, песнопения и гимны, к-рые имели большую популярность
и пережили века. Его богословские поэмы, мадраша (ср. *мидраш) и
гомилии, мемра (арам. мемра — слово), как и молитвы, были проникнуты
живым чувством и личными интонациями. «Его нежная лирика, грозные
образы зла, трагические конфликты, сладкогласные хвалы вызывали
живые эмоции, рождали новые идеи и мысли, развивая и обогащая сознание»
(Н. В. Пигулевская). Постепенно слава «мар Афрема, пророка сирийцев»,
распространилась по всему Востоку. В его школу стекались многочисл.
ученики. Преподобный был с почетом принят в Кесарии свт. *Василием
Великим. До конца дней Е.С. оставался дьяконом, жил в добровольной
бедности и завещал похоронить себя как нищего странника. Память
его Правосл. Церковь празднует 28 января.
Экзегетические труды Е.С. являются лишь частью обширного лит. наследия
подвижника (составлявшего, по свидетельству Созомена, около 3 млн.
строк). Е.С. принадлежат комментарии ко всему Свящ. Писанию.
Однако на сир. языке, на к-ром он писал, сохранились только толкования
на Кн. Бытия и Кн. Исход (до 32:26). Отрывки других ветхозав. комментариев
содержатся в *катенах Севира. В армянском переводе уцелели толкования
Е.С. на послания ап. Павла и на Диатессарон Татиана (SC, t.121,
1966). Хотя Е.С., по-видимому, был знаком с греч. яз., писал он
на сирийском и ориентировался на *Пешитту. Его книги были еще при
его жизни переведены на греч. яз. и получили распространение во
мн. странах. Высоким авторитетом пользовались они и в Древней Руси.
Прп. Е. С. был последовательным сторонником *антиохийской школы
экзегезы, однако он не отрицал, что в Библии можно найти и иносказания.
Это привело его к идее полисемантичности Писания, к-рое следует,
по его мнению, понимать неоднозначно. Один смысл он называл «близким»,
другой — «буквальным», третий — «духовным» (иносказательным) и,
наконец, признавал существование «высшего», наиболее совершенного.
Когда Е.С. толковал *Шестоднев, он решительно отвергал мысль, будто
в библ. повествовании надо искать аллегории. Шестоднев ясно показывает,
что творение свершалось не мгновенно (как думал *Климент Александрийский),
а на протяжении определ. времени. В Быт 1:1, по словам Е.С., имеются
в виду «действительно небо и земля, а не что-либо иное» (Толкование
на Быт, I). Е.С. считал, что из Библии следует вывод, что Богом
непосредственно сотворены лишь природные стихии, а все прочее —
растения, водные твари, обитатели суши — порождены стихиями по велению
Божью.
В полном согласии со свт. Василием Великим понимал Е.С. «образ»
и «подобие» Творца в человеке. Они заключаются «в господстве, какое
приял человек над землею и над всем, что на ней» (Толкование на
Быт, I). Человек подобен Богу, «обладающему горними и дольними»
(там же). Толкование «сада Эдемского» было у Е.С. буквальным. Поскольку,
говорил он, истоки великих рек Месопотамии скрыты в горах, Эдем
следует искать именно там. «Для прп. Ефрема вообще характерно неметодическое
соединение толковательного буквализма с поэтическим символизмом,
когда Библия из книги истории превращается в книгу притч. Нужно
прибавить — прп. Ефрему приходилось подчеркивать органическую цельность
обоих Заветов как "единого тела истины"» (прот. Г. Флоровский).
Худож. дар Е.С. позволял ему живо и наглядно излагать события, описанные
в свящ. сказаниях ВЗ. Так, рассказывая о заселении Ноева ковчега
животными, он пишет: «В сей же самый день начали приходить с востока
слоны, с юга обезьяны и павлины, другие же животные собирались с
запада, иные же спешили идти с севера. Львы оставили дубравы свои,
лютые звери выходили из логовищ своих, олени и онагры шли из пустынь
своих, животные, водящиеся на горах, собирались с гор. Современники
Ноевы стекались на такое новое зрелище, но не для покаяния, а чтобы
насладиться» (Толкование на Быт, VII).
Глубина экзегетич. трудов Е.С. во многом объясняется хорошим знанием
евр. языка и вост. обычаев. Знал он и труды иудейских толковников.
«С некоторыми он иногда соглашается, а иногда отвергает их» (А.
Соколов). Так, объясняя Втор 26:14, Е.С. пишет: «Сим указывается
на обычай язычников — уготовлять трапезы мертвым» (Толкование на
Втор, XXVI). В то время как аллегористы терялись в фантастич. догадках,
комментируя странный способ заключения Завета между Богом и Авраамом
(Быт 15:9-11), Е.С. дает разъяснение, построенное на собств. опыте
жизни на Востоке. «Изъяснения на сие место, — пишет он, — надобно
искать в обычаях халдеев <...>. У них было в обычае при совершении
клятв проходить между рассеченными трупами со светильниками в руках».
Непонятный обряд, описанный в 1 Цар 7:6 Е.С. истолковывает через
известные ему иудейские обычаи. Нередко Е. С. указывал на ошибки
греч. переводчиков Библии, бывшие следствием плохого знания ими
евр. языка. Следует отметить, что евр. текст Писания, имевшийся
у Е.С., отличался от масоретского текста.
u Opera selecta, ed. J.J.Overbeck, Oxonii, 1865; в рус. пер.: Творения,
ч.1-8, М., 1848-95, репр., М., 1993-95.
l *А в е р и н ц е в С.С., Поэтика ранневизант. лит-ры, М., 1977;
В и л ь с к е р Л.Х., Сирийская лит-ра, ИВЛ, т.2; [*Ж д а н о в
А.], О толкованиях прп. Ефрема Сирина на Свящ. Писание ВЗ, ПрТСО,
ч.42, 1888; *М у р е т о в М.Д., Труды св.Ефрема Сирина по толкованию
Свящ. Писания Ветхого и Нового Завета, Серг. Пос., 1895; П и г у
л е в с к а я Н.В., Культура сирийцев в средние века, М., 1979;
С о к о л о в А.К., Жизнь св. Ефрема Сирина, характер его сочинений
и черты его учения, ПрТСО, ч.7, 1848; е г о ж е, Некоторые черты
из учения св. Ефрема Сирина, ПрТСО, ч.8, 1849; прот.Ф
л о р о в с к и й Г.В., Византийские отцы IV в., Париж, 1931;
Еnc.Kat., t.4, s.681-84 (там же приведена библиогр. на иностр. яз.).
Доп.:
S. Brock, Saint Ephrem: Hymns
on Paradise (New York 1990)
T. Koonammakkal, "Christ and Christians: An Ecclesiological Theme in Ephrem," Christian
Orient 15 (1994), pp. 163-169
Koonammakkal Thoma Kathanar, "Changing Views on Ephrem," Christian Orient 14.3 (1993): 113-20
Спец. выпуск журнала: HUGOYE: JOURNAL OF SYRIAC STUDIES . Vol.
2, No. 1. January 1999. Выписки
из некоторых статей;
Paul S. Russell, "St. Ephraem, the Syrian Theologian," Pro Ecclesia 7 (1998): 79-90,
Edward G. Mathews, Jr., and Joseph P. Amar, St. Ephrem the Syrian Selected Prose Works (Washington,
D.C.: Catholic University of America Press, 1994)
St. Ephrem the Syrian: Hymns on Paradise (Crestwood, NY: Saint Vladimir's Seminary Press, 1990)
Ephrem the Syrian: Hymns (Mahwah: Paulist Press, 1989)
Brock's The Luminous Eye (rev. ed.) (Kalamazoo: Cistercian Publications, 1992)
*
Russell, Paul S. Ephraem the Syrian on the Utility of Language and the Place of Silence // Journal of Early
Christian Studies 8.1 (2000) 21-37. Автор - преподаватель теологии в Mount St. Mary's College (Emmitsburg,
Maryland, США).
http://muse.jhu.edu/journals/journal_of_early_christian_studies/v008/8.1russell.html
Сирин родился ок. 307 г. в Низибии или рядом с этим городом, на восточной окраине Римской империи, умер в Эдессе
в июне 373 г. От него сохранилось четыре сотни гимнов и рифмованных проповедей, которые формально - толкования
на Библию, но, в отличие от других толкований, адресованы они не узкому кругу богословов, а широкой аудитории.
Тем не менее, это именно богословие, хотя и в стихах. См. в
очерке о молчании по Расселу позиция Сирина.
|