Борис Успенский
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЫСКАНИЯ В ОБЛАСТИ СЛАВЯНСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ
(Реликты язычества в восточнославянском культе Николая
Мирликийского)
К оглавлению
Примечания к главе 3.
160 Слово баба в приведенном
тексте означает, конечно, просто “идол”, т. е. не содержит специального указания
на пол. 161 Вот что говорит об этом
событии Первая псковская летопись: “Въ лето 7048... ко Успеньеву дни привезоша
старцы, переходцы съ иныя земли, образъ святаго Николы да святую Пятницу на рези
въ храмцахъ; и бысть Псковнчамъ въ неведънiи, что во Пскове такiе иконы на рези
не бывали, и многiе невежливые люди поставиша то за болванное поклоненiе, и бысть
въ людехъ молва велика и смятенiе; и начаша простая чадь священникомъ говорити,
и священники поидоша о техъ святыхъ иковахъ къ намесгникомъ и дьякомъ Псковскимъ
съ собора, что бысть въ людехъ великое смятенiе, и техъ старцовъ съ теми иконами
святыми изымати послаша, и те иконы святые ко архiепископу послаша въ Великiй
Новгородъ; и владыка Макарей самъ знаменовался темъ святымъ иконамъ, и молебенъ
имъ соборне пелъ, и честь имъ воздалъ и проводилъ ихъ самъ до судна, и велелъ
Псковичамъ у техъ старцовъ те иконы выменити, и велелъ Псковичамъ святые иконы
стречати соборне всемъ, и въ которой день те иконы было стречать, съ завтренею”
(ПСРЛ, IV, 1848, с. 303— 304). Икона Николы Можайского, привезенная в Псков в
1540 г., сохранилась до наших дней и находится сейчас в Псковском музее (Померанцев,
1964, с. 28—29; Померанцев, 1967, табл. 25). 162
О связи почитания (Параскевы) Пятницы с культом Мокоши см. § III.1.1 и экскурс
VI; в том же экскурсе специально говорится об особом отношении
к изображениям Николы и Параскевы Пятницы, об ассоциации их резных изображений
(которые, между прочим, могут объединяться под общим названием “пятниц”), а также
о преимущественном почитании именно скульптурных изображении Параскевы Пятницы.
163 Аналогичная способность может приписываться
иконе Богородицы, и в частности иконе, известной под названием “Неопалимая купина”
(Афанасьев,. I, с. 484; Милорадович, 1909, с. 234). Ср. использование изображения
дракона для тушения пожаров у китайцев (Дей, 1940, с. 74; Иванов и Топоров, 1977
с. 117, 119). 164 Правда, Олеарий в цитированном отрывке говорит
о пожаре, вызванном не грозой, а войной (речь идет об осаде Новгорода шведскими
войсками в I611 г.). Можно, однако, предположить, что такого рода пожар мог также
приписываться в свое время Перуну, поскольку Перун воспринимался как покровитель
военных действий. Наконец, специальные приемы тушения пожара от грозы могли естественно
распространяться на тушение всякого пожара. Ср. встречающееся иногда представление
о греховности тушения любого пожара, чем бы он ни был вызван (Афанасьев, II, с.
10); точно так же представление о том, что при помощи яйца можно потушить пожар
от грозы (Афанасьев, I, с. 538; Зеленин, 1914—1916, с. 996), находит соответствие
в мнении, согласно которому таким образом может быть потушен вообще всякий пожар
(Зеленин, 1914—1916, с. 142, 355, 1003; Максимов, XVII, с. 127; Соколова, 1979,
с 112-П. Иванов, 1907, с. 91; Г. Виноградов, 1918, с. 39; Болонев, 1978, с. 130-
Авдеева, 1841, с. 554; Авдеева, 1842, с. 140; Романов, V, с. 50). 165
Ср. выше об обыкновении брать Николу в поручители (§ 1.1, примеч. 5, и экскурс
II).
|