ПАТРИАРХ ФОТИЙ
Ум. 891. См. Византия, 9 век. О т.н. "Фотиевом крещении" Руси.
Тексты: проповедь на Великую Субботу 867
г. На благовещение. - В воскресенье Ваий.
Окружное послание 867 г.
Трактат 24. Каким образом можно говорить, что смерть Христова была и желанна Отцу, и нежеланна?
Трактат 26. Почему Христос при Своем рождении попустил, чтобы из-за Него произошло избиение младенцев?
Послание об исхождении Духа Святого. Послание Борису Болгарскому.
Две беседы на нашествие росов 865 г.
Пападопуло-Керамевс А. Святейшего патриарха Фотия, архиепископа Константинопольского, XLV неизданных писем. СПб., 1896.
О нем Мейендорф.
См. библиографию IX в.
Dorfman-Lazarev, Igor. Armeniens er Byzantines a l'epoque de Photius: Deux debats theologiques apres le triomphe de l'orthodoxe. Лувен, 2004. 326 p.
Послание ему папы Иоанна VIII.
Иванцов-Платонов А.М. К исследованиям о Фотии, патриархе Константинопольском. СПб., 1892. 226 с.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ФОТИЙ, свт. (ок. 820-ок.891), византийский церк. деятель и богослов,
патриарх Константинопольский. Род. в аристократич. семье. Получил
разностороннее классич. образование. Занимал при визант. дворе ряд
высоких должностей. В результате государств. переворота занял место
смещенного патр.Игнатия (858). Позднее его самого дважды низлагали
(867 и 886). Ф. был активным поборником церк. независимости Византии.
Его столкновения с Римом привели к первому разделению христиан Востока
и Запада. Ф. много способствовал христианизации слав. народов. Его
учениками были свт.*Кирилл и *Арефа Кесарийский. Скончался Ф. в
ссылке.
Ф. был одним из образованнейших людей своего времени. Для библ.
науки немалое значение имеет его энциклопедич. труд "Мириобиблион"
("Множество книг"), к-рый содержит обзор 280-ти рукописей (в 19
в. книга была переведена на рус. яз. свящ. Надеждиным Н., но напечатан
пер. не был). Среди них утраченные произведения иудейского историка
Юстуса Тивериадского, современника *Флавия, и ряда раннехрист. писателей
(*Гегезипп, св.*Иустин и др.). Ф. составил *катены на Пс и послания
ап.Павла. Кроме того в своей книге "Ответы Амфилохию" он рассмотрел
множество *трудных мест Библии и объяснил ряд встречающихся в ней
*"противоречий" библейских. "Ответы" содержат и рассуждения о литературном
характере евр. и греч. текстов свящ. книг. В полемическом труде,
направленном против визант. павликианства (род *манихейства), Ф.
указал на духовное *единство Библии, к-рое отрицалось этими еретиками.
u M i g n e. PG, t.101-104; в рус. пер.: Слово тайноводственное
о св. Духе, ДБ, 1866, т.I, ? 20-26; О Гробе Господа нашего Иисуса
Христа, ПСб., 1892, т.XI, вып.1; Множество книг, или Библиотека
(фрагменты), в кн.: Памятники визант. лит-ры IX-XIV веков, М., 1969;
прочие рус. пер. твор. Ф. указаны в кн.: C y p r i e n K e
r n, Les traductions Russes des textes patristiques, Guide bibliogr.,
Chevetogne (Belg.), 1957.
l К а ж д а н А.П., Социальные и политич. взгляды Ф., ЕМИРА,
1958, сб.2; *Л е б е д е в А.С., Новые исследования о времени
и личности патриарха Ф., ПО, 1868, т.XXVI, ? 5, т.XXVII, ? 9; П
а л ь м о в И.С., Цареградский патриарх Ф., СПб., 1891; П
л а т о н о в И.В., Патр. Ф., М., 1891; Св.Ф., патр. Константинопольский,
ЖМП, 1955, ? 2; С т у к о в Ф., Ко дню тысячелетия памяти
Ф., патр. Константинопольского, Каз., 1891; Р о с с е й к и н
Ф.М., Первое правление Ф., патр. Константинопольского, Серг.Пос.,
1915; С е р г и е в с к и й Ф., Ф. до вступления на патриарший
престол в Константинополе, ПТО, 1854, ч.XIII; У с п е н с к и й
Ф.И., Очерки по истории визант. образованности, СПб., 1891; архиеп.*Ф
и л а р е т (Гумилевский), Историч. учение об Отцах Церкви, СПб.,
18822, т.3; ЭСБЕ, т.36; см. также церковно-историч. труды *Лебедева
А.П. о разделении церквей; иностр. библиогр. см. в ODCC, p.1088.
Кротов.
J. H. Freese, The Library of Photius (1920); F. Dvornik, The Photian Schism (1948); A. Gerostergios, St. Photios the Great (1980). |