МАКСИМ ИСПОВЕДНИК
(580-662).
В подлиннике: 90-91 том "PG".
Послание к Иоанну Кубикуларию о любви.
Мистагогия
Главы о богословии и домостроительстве воплощения
Сына Божия.
Главы о любви, перевод из дореволюционного
"Добротолюбия", т. 3.
Cлово о подвижнической жизни.
Толкование на 59 псалом.
Толкование на Молитву Господню.
К Феопемпту схоластику.
Десять глав о добродетели и пороке.
Различные богословские и домостроительные главы.
Послание XV о понятиях естества и лица - в монографии о Марке Эфесском.
Жития.
В составе 3 тома "Добротолюбия":
- Подвижническое слово, в вопросах ученика и ответах
старца.
- Четыреста глав о любви.
- Умозрительные и деятельные главы, выбранные из
семисот глав Греческого Добротолюбия.
Maxime le Confesseur. Centuries sur la charite. SC, 9. 1943. 174 pp.
Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования. СПб.: Алетейя, 2002. 862 с.
О нем диссертация Епифановича, 1916;
в учебнике Карсавина, 1927;
Флоровский; Мейендорф;
Омэнн, 1994.
Его отношение к учению о спасении всех, доклад Дэли, 1980;
анализ его учения о Евхаристии, Тюнберг, 1980;
его теории образа, Живов, 1982.
его взгляд на папский примат, Гарриг, 1985;
Орлов И. Труды святого Максима Исповедника по раскрытию догматического учения ο двух волях во Христе. СПб. 1888. 208 с.
Максим Исповедник, преп. Главы о любви. – М.: Образ, 2005, 96 с.
Максим Исповедник, преп. Избранные творения. / Пер. и комментарии А. И. Сидорова.
- М.: Паломникъ, 2004, 494 с.
Кротов:
620-е гг.: Максим Исповедник о любви как следствии апатии.
VII век: когда мёртвые здоровее живых? Максим Исповедник о смысле болезней.
Louth, Andrew. Maximus the Confessor. London: Routledge, 1996. 240 p.
Siecienski, A. Edward. The use of Maximus the Confessor's writing on the filioque at the Council of Ferrara-Florence (1438--1439). Fordham University, 2006. 262 р.
Butler, Michael E. Hypostatic union and Monotheletism: The dyothelite christology of St. Maximus the Confessor. Fordham University, 1994. 292 р.
Moore, Edward. Origen of Alexandria and St. Maximus the Confessor: An Analyses and Critical Evaluation of their Eschatological Doctrines. Boca Raton, Florida, 2005. 233 pp.
Mueller-Jourdan, Pascal. Typologie spatio-temporelle de l'ecclesia byzantine. La Mystagogie de Maxime le Confesseur dans la culture philosophique de l'antiquite tardive. Leiden–Boston: Brill, 2005.
Prassas, Despina. St. Maximos the Confessor's "Questions and Doubts": Translation and commentary. The Catholic University of America, 2003. 439 p.
Tollefsen, Torstein. The Christocentric Cosmology of St Maximus the Confessor. Oxford University Press, 2008. 254 p.
Toronen, Melchisedec. Union and Distinction in the Thought of St Maximus the Confessor. Oxford University Press, 2007. 239 pp.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
МАКСИМ ИСПОВЕДНИК, прп. (ок.580-662), визант. подвижник, борец
за Православие.
Род. в семье константинопольского аристократа; получил широкое образование,
включавшее грамматику, риторику и философию. Служил первым секретарем
при имп. Ираклии. После того как правительство перед лицом арабо-иранской
угрозы начало сближение с вост. нехалкидонскими церквами, приняв
компромиссную христологию (монофелизм), М.И. удалился от мира и
постригся в монахи. Вначале жил в одной из малоазийских обителей,
но затем покинул ее, чтобы принять участие в борьбе с ересью. Вместе
с иерусалимским патр. Софронием и папой Мартином I он отстаивал
Православие от посягательств императора-монофелита. В 653 М.И. арестовали
вместе с папой Мартином I по обвинению в государств. измене и подвергли
пыткам. На допросах он говорил: «Я думаю не об единении или разделении
римлян и греков, а о том, чтобы не отступить от правой веры». Сосланный
во Фракию, он продолжал антимонофелитскую полемику, был вновь доставлен
в Константинополь, где после пыток ему отрезали язык и руку. Скончался
Исповедник в темнице на Кавказе (Мингрелия). Память М.И. Правосл.
Церковь празднует 21 января и 13 августа.
М.И. был одним из выдающихся правосл. мистиков, продолжавших традицию
*Дионисия Ареопагита. Основные идеи его учения связаны с тайной
Боговоплощения, к-рое совершилось ради обожения человеч. природы.
Бог воплотился не только потому, что человек пал, но потому, что
обожение Адама входило в предвечный замысел Божеств. Домостроительства.
Эти основополагающие взгляды не позволили М.И. мириться с христологией
монофелитства, отступавшего от учения о Богочеловечестве.
К экзегетич. трудам М.И. относятся его «Вопросы и ответы» (626), «Вопросы к
Фалассию» (ок.630), разъясняющие «апории», отд. *трудные места Библии, «Вопросы
к Феопемпту Схоластику». Кроме того, М.И. написал толкование на 59-й псалом и
на *Молитву Господню. Эти толкования во многом обусловлены традицией *александрийской
школы. Главным для М.И. был смысл таинственный, иносказательный. Слова Писания
служили ему отправной точкой для возвышенного богословствования. Как отмечал патр.*Фотий,
ответы М.И. «далеки от прямого смысла и известной истории, и даже от самих вопросов».
По словам архиеп. *Филарета (Гумилевского), из творений М.И. «видно, что он знаком
был как с переводами Симмаха и Феодотиона, так и с Мишною и еврейским текстом
Свящ. Писания». Весьма часто М.И. прибегал к *аллегорическому методу толкования.
Так, напр., он рассматривал милоть прор. Илии как образ умерщвления плоти, а прошение
о хлебе насущном в Молитве Господней толковал в духовном смысле. Важно отметить
учение М.И. о *богочеловеческой природе Свящ. Писания. В коммент. на «Отче наш»
он писал: «Нельзя говорить, что благодать одна давала святым познание тайн: иначе
пришлось бы допустить, что пророки не понимали ничего из открытого им». В Откровении
«Святой Дух производит в святых познание тайн не без естественной силы познания».
В трактате «Тайноводство», следуя Оригену,
М. пишет: «Историческая сторона во всем Священном Писании, как Ветхого, так
и Нового Завета, составляет тело, а смысл Писаний и цель их
изображает душу».
u M i g n e. PG, t.90-91; в рус. пер.: О Богословии и воплощении
Сына Божия, к Фаласию, ХЧ (1830, ч.38; 1835, I, II). Вопросоответы
Фаласию, БВ, 1916, № 5, 6, 1917, № 1-3, 8-12; Тайноводство, в кн.:
Писания св. отцов Церкви, относящиеся к истолкованию правосл. богослужения,
I, СПб., 1855; Толкование на молитву «Отче наш», М., 1853; Подвижнич.
слово, Четыреста глав о любви, Умозрительные и деятельные главы,
— «Добротолюбие», М., 1900, т.3; Тайноводство, ЖМП, 1987, № 4, 5,
7, 8, 10;.
l Еп. А л е к с и й (Дородицын), Прп. М. И., ВиР, 1905, № 3; Е п и ф а н о
в и ч С. Л., Прп. М. И. и визант. богословие, К., 1915; е г ож е, Материалы к
изучению жизни и творений прп. М. И., К., 1917; свящ. К е к е л и д з е К., Сведения
грузинских писателей о прп. М. И., Труды КДА, 1912, № 9, 11; О р л о в И.А.,Труды
св. М. И. по раскрытию догматич. учения о двух волях во Христе, СПб., 1888; Св.М.
И. житие, Пер., изд., и примеч. *Муретова М.Д., БВ, 1913-15; С и д о р о вА.И.,
Некоторые замечания к биографии М. И., «Визант. временник», 1986, т.47; Connaissance
des P–res de l’Eglise, 1985, N 17; S h e r w o o dP., An Annotated Date — List
of the Works of Maximus the Confessor, Roma, 1952; NCE, v.9 (там же приведена
иностр. библиогр.); см. ст. Святоотеческая экзегеза.
Преподобный Максим Исповедник. - Основное издание Combefis (1648), невошедшие
сюда сочинения издал Oehler, Anecdota graeca, y Migne 90 и 91. Срв. С.
Л. Епифанович, Материалы к изучению жизни и творений преподобного Максима Исп.,
К. 1917 (особенно важно изследование ο "схолиях" к Ареопагитикам). "О Богословии
к Фалассию," I и II, персведены в Христ. Чтении" 1830 и 1835 г.г.; "Тайноводство"
в I т. "Писаний святых отцев, относящихся к истолкованию прав. Богослужения,"
1855; новое издание Творений преподобного Максима в переводе М. Д. Муретова и
С. Л. Епифановича едва началось в 1915 году (вышел т. I, Житие в разл. ред.).
См. (М. Зефиров) Жизнь преподобного Максима Исповедника, Прав. Соб. 1857; H. Straubinger,
Die Christologie des hl. Maximus Confessor, Bonn. 1906; Орлов И. Труды святого Максима Исповедника по раскрытию догматического учения ο двух волях во Христе. СПб. 1888. 208 с.; С. Л. Епифанович. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие,
К. 1915; M. Viller, Aux sources de la spiritualitй de St. Maxime, Rev.
d'Asc. et de Mystique, 1930; Th. Disdier ряд статей в Echos d'Orient, 1929
1930 г.г.
|