|
СТРОМАТЫ
К оглавлению
КНИГА СЕДЬМАЯ
[4] Io. 15: 14-15; Hebr. 3: 5.
[6] Дальнейшее рассуждение ср.: Plato, Leg. X 901 e; Sext. Emp., Pyrrh. Hyp. III 10.
[7] Cf. Rom. 8: 30; Tit. 1: 3.
[9] Cf. [Plato], Epistula II, 312
e.
[10] Cf. Philo, De opif. mundi, 141.
[14] Очевидная аналогия с известным положением
платонизма. Cf. Plato, Rep. X 617 e; Timaeus,
42 d; Leg. X 903 b.
[20] Cf. Lev. 16; 24; Sap. 3: 6.
[21] Rom. 6: 6-7; II Cor. 10: 5; Eph.
4: 22-24; Col. 3: 8-9.
[23] Или «будучи упорядоченным и нездешним»
(ko/smio» kaiÜ u(perko/smio»). Климент допускает игру значением слова
космос (порядок).
[24] Cf. Chrysippus, fr. mor. 224
SVF; Plato, Protagoras 328 a.
[26] Cf. Plato, Phaedrus 348 c; Arius
Didymus, fr. 29 (Diels, Doxogr. gr., p. 465) in Eusebius, Prep. Euang. XV 15,
6.
[27] Cf. Xenophanes, fr. 15 (= Strom.
V 110).
[28] Cf. Plato, Rep. II 379 b.
[29] Homer., Ilias X,
533-537.
[30] Чтение манускрипта h( au)th/ заменяется на h( Lhtw=.
[31] Euripides, Auge fr. 266; Аналогичный сюжет см.: Ифигения в Тавриде, 380-393.
[32] Отрывок из какой-то неизвестной комедии:
Adesp. 341 Kock CAF III.
[33] Menander, Deisidaimon, fr. 97
Koerte.
[34] Antiphon, test. 8 DK.
[35] Cf. Theophrastus, Characteres
XVI; Cicero, De divinatione II 27, 59.
[36] Diogenes, fr. 282 Mullach (Антология кинизма. Издание подгот. И.М. Нахов. М., 1996. С. 140). Cf. Plutarch., Moralia
224 e; Cicero, De divinatione II 28, 62.
[37] Homer., Odyssea, II 181-182.
[38] Philemon, fr. 100 CAF; Theodoret.,
Gr. aff. cur. VI 16.
[39] Diogenes, fr. 21; 118 Mullach.
[40] Diphilos, fr. 126 CAF.
[41] Menander, Phasma, 50 Koerte.
[42] Euripides, Orestes, 395-6.
[43] Epicharm, fr. 26 DK.
[45] Plato, Leg. VII,
803 c; cf. X 889 c-e.
[46] Pherecrates, Automoloi, fr. 23
CAF. Текст испорчен, поэтому дается в прозаическом
переводе.
[47] Eubulos, fr. 130 CAF; Semele,
fr. 95 CAF.
[48] Menander, Dyskolos 451-453.
[49] Hesiod., Opera et dies, 540-542;
556-557.
[50] Cf. Psellos PeriÜ e)nergei/a»
daimo/nwn, cap. IX PG 122, 841; Galen., De causis
respirationis, v. IV p. 466 Kuhn.
[51] Xenocrates, fr. 100 Heinze.
[52] Plato, )Eortai/ fr. 28 CAF.
[53] Cleanthes, fr. 516 SVF; Cicero,
De nat. deor. II 160; Porphyr., De abstinentia III 20.
[54] Plutarch., Quest. conviv. IV
5.
[55] Androcydes in: Holk, De acusm.
sive symb. Pyth., p. 43; Plutarch., Moralia, 472 b.
[56] Cf. Chrysippus, fr. phys. 721
SVF.
[57] Cf. Theophrast. in Porphyr.,
De abstinentia, II 19.
[58] Cf. Exod., 30: 34-36; Eph. 4:
13.
[59] Cf. Hebr. 4: 12; cf. Is. 43:
2.
[60] Cf. I Petr. 2: 9; Ps. 118: 164.
[62] Cf. Chrysippus, fr. phys. 1058
SVF;
[63] Plutarch., Mor. 589 c.
[65] Cf. Chrysippus, fr. mor. 176
SVF.
[68] Cf. Plato, Phaedrus, 246 b-c.
[72] Mete/xonto» St. meti/sxonto» L.
[74] Cf. Chrysippus, fr. mor. 20 SVF.
[75] Cf. Sextus Emp., Adv. math. VII
43.
[82] Cf. Strom V 106, 2-4; Excerpta
ex Theodoto 63, 1; Strom. I 163, 6.
[91] Cf. Plato, Theaetetus, 155 d.
[94] Cf. Mt. 25: 23; Io. 15: 15.
[95] Cf. Eusebius, Hist. Eccl. III,
30, 2.
[98] Cf. Plato, Lach., 198 c.
[99] Plato, Menex., 247 e.
[100] Cf. Plato, Rep. IV 436 b.
[101] Cf. CAF III 453 Adesp. 245; Diog.
Laert. VII 160; Plato, Philebus, 50 b.
[102] Cf. Diog. Laert. VII 98.
[103] Cf. Jac., 5: 12; Mt. 5: 37.
[106] Theognis, 256; Aristoteles, Ethica
Nicom. I 9, 1099 a 28.
[107] Prov. I: 7; I Cor. 13: 7; I Thess.
2: 4.
[114] То есть, среда и пятница.
[115] То есть, воскресенье.
[117] Cf. Mt. 6: 21; Lk. 12: 34.
[121] Cf. Strom. VI 136, 1.
[127] Mt. 5: 48; Ps. 33: 12.
[131] Предложение испорчено в тексте и исправлено
автором критического издания.
[137] I Cor. 6: 7.8 и сл. Далее в течение главы Климент комментирует
и фрагментарно цитирует это место из Послания к Коринфянам.
[141] Cf. Lk. 2: 30; 3: 6.
[145] Источник неизвестен, однако упоминается
Тертуллианом и Григорием Нисским (Tert., De carne Christi 23; Greg. Nyss., Adv. Jud. 303).
[148] Cf. Strom. II 132, 2; Plato,
Leg. IV 716 a.
[150] Mt. 5: 9; Strom. IV 40, 2.
[151] Cf. Plato, Rep. V 477 sq.
[152] Cf. Strom. VI 30; Empedocles,
fr. 112, 4 DK.
[157] Cf. I Cor. 10: 3-4.
[160] Rev. 21: 6; 22: 17.
[167] Cf. Ps. 13: 3; 5: 10.
[168] Plato, Leg. X 891
d.
[169] Текст этого предложения исправлен издателем.
Чтение манускрипта сомнительно и звучит примерно так: «Проповедь Спасителя по пришествии
его на землю началась при Августе и Тиберии кесаре (примерно в середине царствования
Августа) и завершилась [в это время]».
[171] Чтение манускрипта: Qeoda/di a)khkoe/nai изменено в соответствии с принятым многими
исследователями (Stählin, Grabe, Betntley и др.).
[173] Здесь, как и в нескольких других местах
Стромат, Климент снова обещает сказать нечто специальное о первоначале,
возможно, посвятить этому предмету отдельный трактат. Это обещание, насколько
нам известно, так и осталось неисполненным.
[174] О неком "Предании Матфея" Климент говорит
ранее: Strom. VII 82, 1.
[175] Основателем этой секты был некий Евфрат
из г. Перы в Киликии.
[176] Которые учили, что тело Христа является
фантомом («кажущееся»).
[177] Эта секта помимо Климента никем не упоминается.
[178] Известные гностические
секты, о которых упоминают также Ириней, Ипполит, Ориген, Епифаний, Феодорит,
Тертуллиан и др. Обе эти секты почитали тех, кто боролся против злого Бога Ветхого
завета, творца этого мира, каковыми были Каин и Змей, первым открывший людям истину
о добре и зле и научивший их противиться злому Демиургу.
[179] Последователи Симона, как утверждается,
учили, что душа нужна телу лишь для того, чтобы то могло «чувствовать», то есть
предаваться чувственным удовольствиям.
[180] Cf. Plato, Rep. V,
475 e.
[181] Далее следует пассаж, который, как показывает
сравнение, очень схож с аналогичным местом из Иринея (Irenaeus, Adv. Haer. V 8, 2). Cf. Barnaba, Epist. 10, 11
(=Strom. V 51, 4). Вполне вероятно, что Климент пользуется
здесь какой-то ересиологической суммой, аналогичной той, которую использовал Ириней.
[182] Cf. Rom. 3: 2; Num. 24: 6.
[186] Cf. PLG II p. 234. Такого отрывка у Феогнида нет, однако его
повторяет Фотий (Phot. Bibl. 618); cf. Callim., Epigr. 25, 6.
[189] Cf. Strom. I 18, 1; VI 2, 1.
[190] Cf. Strom. VI 151, 2.
[191] ... tw=n e(ch=« a)p
) a)/llh» a)rxh=« poihso/meqa toÜn lo/gon. На этом Строматы заканчиваются. О
каком ином «начале» собирается далее говорить Климент мы никогда не узнаем. Так
называемая восьмая книга Стромат, а также Эклоги и Извлечения
из Теодота представляют собой некие заметки или записные книжки, достаточно
неструктуированные.
|
|
|