КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
Его: на греческом в "Патрологии".
Педагог; Кто из богатых спасется; Cтроматы.
"Извлечения из Феодота" и "Избранные места из пророческих книг".
«Ипотипосы»
Clement d'Alexandrie, Protreptique (Le). SC, 2bis, 215 p.
Clement of Alexandria. Christ the Educator. Trans. Simon P. Wood. Washington D.C.: The Catholic University of America Press, 1954. Pp. 309.
О нем: Карсавин, 1927;
лекция Мейендорфа, 1980;
статья Афонасина, 1998; популярно
Амман;
Behr, John. Asceticism and anthropology in Irenaeus and Clement. Oxford University Press, 2000.
Wyrwa, Dietmar. Die Christliche Platoneignung in den Stromates des Clemens von Alexandrien. Berlin: Walter de Gruyter, 1983. Pp. 380.
Яков Кротов: Климент Александрийский о доверии и вере в Христа.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ, Тит Флавий, свящ. (ок.150-ок.215), греч.
Учитель Церкви, один из выдающихся представителей *александрийской
школы. Род. в языч. семье, вероятно, в Афинах. О времени и обстоятельствах
его обращения ничего неизвестно. Уже будучи христианином, Климент
много путешествовал, как было тогда принято среди философов (он
побывал в Италии, Сирии и *Палестине). Обосновавшись в Египте, он
сблизился с Пантеном, руководителем александрийской катехизич. школы,
а когда тот отправился миссионером в Индию, стал его преемником
(ок. 200). В это время К.А. принял сан пресвитера. В период гонения
Септимия Севера он покинул Александрию, а затем жил в М. Азии у
своего ученика Александра (впоследствии еп.Иерусалимского).
Из экзегетич. трудов К.А. сохранилось небольшое произведение «Какой
богач спасется?», к-рое представляет собой гомилетич. комментарий
к истории богатого юноши (Мк 10:17-31). В нем К.А. развивает мысль,
что не само богатство является причиной гибели души, а привязанность
к нему; употребляемое во благо, оно может служить ко спасению.
В своей трилогии «Увещание к эллинам» (ProtreptikХj prХj ™llhaj),
«Педагог» (PaidagwgТj), «Строматы» (Strwmate‹j), «Узорчатые ковры»
К.А. создал опыт апологии христианства, обращенной к образованным
язычникам. Богатство содержания трилогии и ее художеств.-филос.
форма ставят К.А., по словам *Юлихера, в ряд «величайших греческих
прозаиков». Во многом К.А. опирался на *Филона Александрийского;
напр., он принимал его теорию о том, что греч. философы заимствовали
многие свои идеи у библ. пророков. Такая т. зр. позволила христианам
находить ценное в антич. мысли и культуре. К.А. высоко ставил роль
разума в осмыслении веры и полемизировал с теми, кто, прикрываясь
благочестием, проповедуют невежество.
Для истории новозав. писаний труды К.А. ценны его сведениями о
Евангелиях и евангелистах. В проповеди «Какой богач спасется?» (T…j
Р swzТmenoj ploЪsioj) он приводит древнее предание о жизни ап.Иоанна.
Есть свидетельства *Евсевия Кесарийского о книге К.А. «Очерки» («`Upotupиseij»),
к-рая содержит много библ. данных.
«В "Очерках", — пишет Евсевий, — он, коротко говоря, дает сжатый
пересказ всего Нового Завета, используя и книги оспариваемые: Послание
Иуды и прочие Соборные Послания, Посл. Варнавы и Откровение, приписываемое
Петру. Посл. к Евреям он считает Павловым и говорит, что написано
оно было для евреев и по-еврейски, а Лука старательно перевел его
для эллинов. Вот почему одинаковый стиль этого Послания и в Деяниях.
Что в заглавии его не стоит «Павел апостол», это понятно: обращаясь
к евреям, относившимся к нему предвзято и с подозрением, разумно
было не отталкивать их сразу своим именем; несколько ниже он [Климент]
добавляет: "Как сказал блаженный пресвитер: Господь, Апостол Вседержителя,
был послан к евреям, а Павел, как посланный к язычникам, по скромности
и не называл себя апостолом евреев, не смея равняться с Господом,
а также и потому, что Послание к Евреям только добавка к его деятельности,
ибо он был проповедником и апостолом язычников". В этих же книгах
Климент приводит предания древних пресвитеров о возникновении Евангелий:
"Первыми написаны Евангелия, где есть родословные. Евангелие от
Марка возникло при таких обстоятельствах: Петр, будучи в Риме и
проповедуя Христово учение, излагал, исполнившись Духа, то, что
содержится в Евангелии. Слушавшие — а их было много — убедили Марка,
как давнего Петрова спутника, помнившего все, что тот говорил, записать
его слова. Марк так и сделал и вручил это Евангелие просившим. Петр,
узнав об этом, не запретил Марку, но и не поощрил его. Иоанн, последний,
видя, что те Евангелия возвещают земные дела Христа, написал, побуждаемый
учениками и вдохновленный Духом, Евангелие духовное» (Церк.Ист.VI,14).
Очень важным является свидетельство К.А. о еврейском Ев. от Матфея,
к-рое Пантен нашел у индийских христиан (Евсевий. Церк.Ист.V,10).
Использование К.А. в качестве «писаний» апокрифич. книг (*Дидахе,
*Варнавы послание, Проповедь Петра, Ев.Матфия, «Пастырь» Герма и
др.) указывает, что в его время новозав. *канон находился еще в
стадии формирования.
Как типичный представитель александрийской школы, К.А. не ограничивался
разъяснением библ. *антропоморфизмов, а настаивал на отыскании в
свящ. книгах «таинственного смысла». С этой целью он даже прибегал
к пифагорейской числовой символике. При этом К.А. доказывал, что
толкование Библии требует как чистоты духа, так и просвещенного
разума, усвоившего философию, диалектику и естеств. науки. «Смысл
многих пророческих и учительных книг Духом, в них действовавшим,
— пишет он, — выражен прикровенно, потому что не у всех слух одинаково
развит для понимания смысла тех речений. Истолкование таких мест
Писания без помощи светских наук невозможно» (Строматы,I,9). Он
сам использовал данные греко-римской историографии при уточнении
библ. *хронологии (там же, I,21). Для истории первохрист. лит-ры
книги К. ценны и тем, что приводят много выдержек из утерянных *гностических
писаний.
u M i g n e. PG, t.8-9; SC, t.2,30,70,108,158; в рус. пер.: Увещание
к еллинам, Ярославль, 1888; «Кто из богатых спасется?..», там же,
1888; Педагог, там же, 1890; Строматы, там же, 1892; Извлечения
из Феодота и «Избранные места из пророческих книг», ХЧ, 1912, №
11; Очерки К. А. на Соборные послания, ХЧ, 1913, № 9;
l Б ы ч к о в В.В., Эстетические взгляды К. А., ВДИ, 1977, № 3;
Л и в а н о в К., О К. А., I-II, ПО, 1867, т.22, 24; М и р т о в
Д.П., Нравственное учение К. А., СПб., 1900; НЭС, т.21; ПБЭ, т.11,
с.103-39; П о п о в К.Д., Вера и ее отношение к христ. знанию по
учению К. А., ТКДА, 1887, № 12; С а г а р д а А.П., Ипотикосы К.А.,
СПб., 1913; Я с т р е б о в Н., Учитель Церкви, К. А., ЖМП, 1952,
№ 7; M o r t l e y R., Connaissance religieuse et herm№neutique
chez Cl№ment d’Alexandrie, Leiden, 1973; Q u a s t e n, Patr., v.2,
p.1-36 (там же приведена иностр. библиогр.); см. ст. Святоотеческая
экзегеза.
Дополнения:
Ashwin-Siejkowski. Piotr.
Clement of Alexandria on Trial: The Evidence of 'Heresy' from Photius' Bibliotheca
Leiden, Brill, 2010.
Series: Vigiliae Christianae, Supplements, 101
John Behr _Asceticism and anthropology in Irenaeus and Clement.
(Oxford: OUP, 2000)
Broudehoux, Jean-Paul. "Marriage et famille chez Clement d''Alexandrie"
(Paris: Beauchesne, 1970).
See also the relevant chapter in: Brown, Peter. "The Body and Society"
(London: Faber, 1989)
|