Оглавление

Григор Нарекаци. Дополнительные материалы. Книга скорбных песнопений

Глава 12

 

1

Днесь, как прежде словами раскаяния безнадежного
Я постоянно осуждал себя
И тяжкой палицей сомнений избил себя до смерти,
Так ныне, обратив свой взор к надежде,
Я отважусь просить, молить о помощи мне, грешному, Святую Троицу.
И действительно, славя и исповедуя Бога, животворящего всех,
И призывая голосом смиренным
Грозное имя милостивого благодетеля,
Я – мертвый – тотчас буду возвращен к жизни,
Согласно предвозвещению пророка:
«Всякий, кто призовет имя Господа, спасется» [1].
Я же не только призываю, но прежде верю в величие Его.
Я не молю смиренно о дарах, ниспосылаемых им,
Ибо Его почитаю жизнью подлинной и дыханием истинным,
Без коих нет ни движения, ни развития,
И не узлом надежды связан я [с ним],
Но узами любви.
Не даров, но Дарителя алчу я вечно.
Не славы хочу, а лобызания Прославляемого,
Не стремлением к жизни горю постоянно,
Но воспоминанием о Животворителе,
Не вздыхаю от желания познать грядущую радость,
Но жажда к уготовившему ее исторгает
Из глубин сердца [моего] рыдания;
Не покоя ищу,
Но молю о [лицезрении] лика успокоителя;
Не [заботой] о свадебном пиршестве,
Но тоскою о Женихе я снедаем,
Благодаря могуществу коего
Я, обремененный вышеописанными прегрешениями,
Надеюсь без страха и уповаю без сомнений,
Что, вверив себя длани Всесильного,
Достигну не только искупления [грехов],
Но смогу узреть и Его самого
В Его милосердии, благости и небесном наследии,
Хотя и достоин я отлучения.

2

Днесь с головою, склоненною от смущения и стыда,
[Пером своим], что станет орудием речи
Вместо обеих умолкших,
По заслугам запертых на замок моих губ,
Неспособных заставить робкий язык шевельнуться,
Я превращу горестные стенания
В скорбные молитвенные песнопения,
Обращенные к небесам.

3

Прими благосклонно, Господи-Боже Могущественный,
Мои мольбы – [мольбы] огорчающего,
Приблизься с состраданием ко мне, чье лицо красно от стыда,
Рассей, о Щедрый, постыдную грусть мою,
Сними с меня, о милостивый, непереносимую тяжесть,
Отстрани от меня, о всеискусный, опасные привычки мои,
Разгони, о побеждающий, соблазны искусителя,
Развей, о Всевышний, туман бесноватого,
Помешай, о Избавитель, наступлению губителя на меня,
Расточи, о Тайновидец, злые ухищрения ловца [душ],
Сокруши, о Неизреченный, прибежище ратоборца,
Ознаменуй именем Твоим, [о Боже],
Окно на кровле моего дома,
Огради дланью Твоей своды храма моего,
Очерти кровью Твоей порог опочивальни моей,
Запечатлей знамение Твое
На стезе следов моих – [следов] молящего,
Укрепи десницей Твоей ложе упокоения моего,
Очисти покрывало постели моей от козней [опасных],
Сохрани волею Твоей измученную мою душу,
Сделай невредимым дыхание, что даровал Ты моему телу,
Расположи вкруг меня сонм воинства Твоего небесного,
Поставив [его] обороняться против скопища злых духов.
Мольбами и заступничеством святой Богородицы
И всех избранных
Даруй радостный покой этой ночью глубокой
Моему сну, подобному смерти,
Прикрой окна очей моих,
Кои суть орудия познания,
Сомкнув их безмятежным сном
И неизгладимостью упования на Тебя,
Неуязвимо защитив от смятения и беспокойства,
Мирских забот, пустых сновидений и бредовых призраков.
И когда вновь, очнувшись от тяжкого сна
Бдительным и неусыпным,
Обновленным духом и бодрым,
Я предстану пред Тобою,
О всемогущий царь неизреченной славы,
То вознесу к Тебе, на небеса,
Эти благоухающие верой молитвенные песнопения,
Распевая их вместе с полчищем небесным,
Кое величает Тебя.
Ибо Ты прославляем всеми творениями во веки веков. Аминь!

Глава 13

 

Боже благодетельный, могущественный и страшный,
Отец [наш], по милости дарованной Тобою [нам],
Отчего само имя Твое, о великий,
Благовествующее нам о Твоем милосердии и близости,
Сладостно даже для [людей] жестоких и неблагодарных;
С Тобою и Сын Твой, подобный Тебе,
С дланью могущественной, как Твоя,
Грозный властью вечной Своей,
Вознесенный созидающим [естеством] Твоим;
И Твой Дух Святой и Истинный,
Что истекает из Тебя неиссякаемо,
Подлинное естество бытия,
Сущность вечная, равная Тебе во всем,
По власти разделяющая славу Сына Твоего,
Три ипостаси – все неизреченные,
Различаемые, как лица по своим особенностям,
Но единосущные именно по своей природе Господней,
Несмешиваемые, но и нераздельные,
Единые волею и союзом,
Ни у одного над другим нет преимущества,
И ни на мгновение не бывает один ниже другого,
Но как причина небесной любви –
Сего света без тени, –
Явление коей свершилось в нас,
Единым венцом славословия
Величаемы вечно они.
И поелику громогласное признание
Трижды прославляемого исповедания этого
Скала веры Петр признал достойным блаженства,
То пусть и душу мою – [душу], осужденного грехами,
Оправдает он, обновив ее дивно
Благоповелительным соизволением Твоим,
Что ищешь меня, пленного.
Хотя и дары суть Твои, и милосердие Твое,
Однако славишься Ты не столько дарами, сколь милосердием,
Ибо второе умножает Твою славу,
Первые же являют дела трудолюбцев:
Дары – это воздаяние праведникам,
А милосердие – благодеяние для меня, грешного.

2

Днесь не дай преимущества людским делам
Над благодеяниями Твоими, о Боже милостивый,
Хотя бы и превосходили они
Обычные возможности нашей неустойчивой природы,
Но при Твоем побеждающем долготерпении
Да окажутся ничтожными дела земнородных
В сравнении с Тобой.
Ибо, когда явился свет Твоей праведности,
Что познакомил с истиной Нового завета,
Тот, кто кичился, уповая на чистоту своих законов, –
Израиль, покинутый в крайнем убожестве, –
Оказался более нуждающимся в сострадании [Твоем],
Нежели самые жалкие отверженные.
И так как все для Тебя, о благодетель, возможно,
Внемли воплю молитвенных моих стенаний,
Коими призываю Тебя;
Смилуйся, оживи и окажи благосклонность,
Ибо суть Твои долготерпение, кротость,
Спасение, искупление и слава от всех народов,
Живших в веках. Аминь!

Глава 14

 

1

Молю Тебя, о света луч, небесный царь,
Тебя – неизглаголанно восхваляемого,
Неизреченного Сына Бога великого,
Приблизься снова ко мне,
О всевышний, благий, прибежище жизни,
Приклони ухо к новым, слабым голосом [спетым],
Стенаниям [молитвенным] моим – стенаниям раненого.

2

Никогда не было написано,
Что [человек], загубленный мечом разбойников,
Обратился с просьбой к Тебе,
Ибо был он изувечен;
Не испустил затем и вопля молящего,
Ибо стал он безгласен;
Движениями пальцев своих не дал знать он о злой беде Тебе, всевидящему,
Ибо был он повержен;
И не устремил на Тебя скорбных очей, полных слез,
Ибо достоин был осуждения;
И не смягчил он волю Твою, о милосердный,
Чрез заповедное слово заступника,
Ибо был он беспомощен;
И не подвиг Твое сердце к жалости, о сострадающий,
Представив одежду свою,
Окрашенную кровью поверженного его тела,
Ибо не имел он надежды;
И не пытался он твердо идти на коленях, как на ногах,
Ибо не мог он стоять.
Для живого быть полумертвым –
Это немногим меньше, чем быть мертвым,
Тем паче что, наставленный словом Твоим,
Облагодетельствованный милостью Твоей
И украшенный славой Твоей,
Он не только не перестал идти наперекор Тебе,
Но дерзким мятежом увеличил собою число врагов,
Сговорился с ними,
Объединился с ненавидящими Тебя.

3

Но Ты, о многодарующий и благодетельный,
Незлобивый и животворящий,
Ты не только в памяти не сохранил дела злотворца,
Но даже ни единым словом не укорил его,
Ты не нанес удара павшему,
Но, с жалостью подойдя к нему,
Явил о нем безмерную заботу.
Ты не спешил приблизиться к раненому,
Дабы повергнуть его,
Подобно священникам,
Кои, согласно слабому закону Аарона,
Могущественному лишь в «служении осуждения»,
Карали проклятиями и каменованием;
В отличие от предтечи из рода Левин,
Который, находясь меж концом старого и началом нового
Призывал к покаянию, но без духовной [благодати],
Ты призрил на несчастье раненого,
Дабы не случилось, что он,
Устрашенный примером секиры.
Срубающей [древо] под корень ,
Увидел в Тебе «служение осуждения»
И погиб прежде предстоящих [Тебе] мучительных страстей
Но епанчой своей плоти, смешанной с нашим естеством,
Став сопричастным сирийским язычникам, –
Что именовались «блюстителями»,
Ибо, получив закон от иудеев,
Они соблюли его в целости,
Тогда как те забыли о нем, –
Ты предначертал весть освобождения иноплеменникам
И, простерши руку, божественной силой своей нетленности
Восставил смертельно согрешившего первочеловека с его поколениями
Сердце скорбящего Ты утешил, и изнемогшего – укрепил,
И однажды погибшего вновь оправдал [к жизни],
Святостью животворной купели и светом чаши исполнил,
Преобразил вновь хлебом небесным –
Божественным телом Твоим.
Чрез попечительство сонма блаженных избранников
Споспешествовал, приласкал и защитил;
В предводители дав медленно бредущий скот.
Ты уберег нас от страданий и довел до обиталища света.
При двойном посредничестве жизнь дарующих
Заветов – Ветхого и второго – [Нового] –
Ты исцелил нас человеколюбиво,
Как некогда во времена Моисея,
Подобно орлу, распростершему крылья,
Принял [Израиль] Ты и повел его
В тихий покой земли обетованной,
Приказав предводителям
Питать его пищею слова [Божьего].

4

Днесь Ты, кто свет беспредельной своей доброты
Чудесно явил во всем
И отнял у [сатаны], наславшего змия, сокровище,
Вернув себе имущество, принадлежащее Тебе,
Оживи и меня, очисти от долга грехов,
Ты, что жалуешь безвозмездно и нежданно,
Даруй и мне вместе с ними искупление и исцеление,
О милостивый, могущественный, неисповедимый,
Нетленный, страшный, благословенный
Всегда и во веки вечные. Аминь!

Глава 15

1

Вернувшись здесь вновь к тем же стенаниям скорбящего сердца,
Возносимым мною к Тебе песнопением этим,
Кое [сочинено] тем же слогом и [теми же] словами,
Я душой, совершенно измученною сомнениями,
Обращаюсь к Твоему состраданию, о всем дарующий,
Как заживо умерший молю Тебя, Бога бессмертного;
Но, признавая рядом со славой Твоей мою низость
И рядом со злом моим Твою доброту,
Я – клятвопреступник, забывший завет,
Скорей побежден, нежели исцелен,
И скорей устыжен, нежели ободрен.

2

Подобно овце, обреченной на бесчувствие крайнее,
О презренном примере коей говорится в притче второй [1],
И я, заблудший, бродил в безлюдных горах
Со злонравными духами средь идолов диких;
Держась вдалеке от маленькой паствы [верующих],
Я не имел языка, коим рассказал бы о скорби и бедах моих,
Ни подвижной руки, коей изъясняются немые,
И один только Ты,
Восхваляемый от начала времен и до ныне родившихся,
Найдя меня, грешного,
Согласно молитвенному воплю славословившего,
В беспросветном мраке [заблуждения], назвался пастырем.
Не только заботился, но и искал,
И не только нашел, о чудеса творящий,
Но неисповедимой благостью Твоей любви
Поднял на животворное свое плечо
И причислил к небесному воинству
В наследии отчем Твоем.
Днесь, о могущественный животворец, благословенный попечитель.
Милостивый в сострадании своем,
Если Ты принял их,
По немоте своей неспособных молить, –
Один из которых был замучен до смерти,
Другая ж, по неразумению животного, обреченная на скитания,
Блуждала в безлюдных местах,
Вопия гласом блеющим,
Ничего не значащим и безобразным, –
И божественным Твоим благопопечением
Показал удивляющее весь мир сочувствие
К великому несчастью погибших,
Яви ныне вновь глубину Твоего милосердия
И [даруй] поток щедрот Твоих также мне,
Неправедностью превзошедшего тех, что описаны выше в примерах,
Мне, что заслуживаю многообразной смерти,
Мне, что по горькости вкуса своего
Не могу соединиться со сладостью Твоей доброты,
Моим членам, достойным отсечения,
Моей душе израненной,
Полностью пораженной всеистребляющим недугом,
Мне, уподобившемуся неразумным животным,
Мне, отчуждившемуся от близости мудрых,
Мне, что несхож с себе подобными;
Коли бы нашелся [такой] образец, я сказал бы,
Коли бы кто был похож на меня, я рассказал бы,
Коли бы кто был одинаков со мною, я поведал бы,
Коли бы кто был равен мне, я написал бы,
Коли бы кто так же поступал, я свидетельствовал бы,
Коли бы пример был, [мне подобный], я уведомил бы,
Коли в прошлом – утешился бы,
Коли в настоящем – надеялся,
Но поелику я [по греховности] превзошел все примеры
И далек от сходства [с кем бы то ни было],
То один только Ты можешь очистить меня от грехов,
Исцелить и чудотворить, –
[Ты, кто] возвращает к жизни всех мертвых
И обновляет всю вселенную.

3

Коли, согласно прозрению святого сердца Давида блаженного,
«Беззакония превысили голову,
Как тяжелое бремя отяготили» греховные преступления,
То совершенные мной прегрешения
Превосходят обилие как море разлившихся,
Все поглотивших и уничтоживших вод потопа
И покрыли вершины гор,
Но пусть, как во времена Ноя,
Подует сладостный Твой ветер,
Что обладает могуществом плавить горы
И иссушать бурлящие волной водоемы,
И [уничтожит] мои преступления, губящие землю,
И круто вздымающиеся горы моих грехов.
Кратким и властным словом своим
Ты, всесильный и всемогущий,
Укажи мне способ чрез небольшое возмездие обрести прощение,
Мне, который, по слову пророка,
Долго «влек на себе беззаконие»,
И, простив мне мою непокорность,
Долготерпеливый, милосердный, благословенный,
Даруй мне полное отпущение,
Подлинно облагодетельствуй,
Вовсе отмени тяжкую и жестокую пеню –
Лихву за неоплатные мои долги,
Уплата коей [была бы лишь] справедливой,
Тем более что сердце Твое не гневливо
И не вспыхивает никогда яростью,
Несвойственно Тебе вероломство,
И нет в Тебе и следа мрачности,
Ибо воля Твоя – [источник] жизни и света,
И не Ты сотворил смерть,
И не возрадует Тебя гибель человека,
Как речено Давидом и Соломоном.

4

В законах благого завета Твоего
Ты людям положил великое условие –
Не воздавать злом за зло, а прощать греховные долги
«До семижды семидесяти раз» на день.
И это слово Ты сказал нам,
Всегда имеющим по своей природе
Несчетные тьмы вновь обновляющихся,
Врожденных пятен порока,
Которые согласно законам [плоти]
Возникают на поле нашего естества,
Рождающего разных видов тернии
Согласно твоему правдивому свидетельству:
«Помышление сердца человеческого – зло от юности его».
И даже совершенный чистотой своей,
«Слово жизни» Твоей евангелист Иоанн,
Как если б обладал общим для всех естеством,
Подтвердил слово истины Твоей,
Что вполне справедливо и для лжи моей.
«Если говорим, что мы не согрешили, – сказал он, –
То представляем Его лживым» [2].
И вот совершенно слово Твое достохвальное,
Неоскудевающее в истинности своей,
Пред моим заблуждением и неправедностью жестокой.
Посему пощади меня, сострадая, о источник, сладостный на вкус,
Один лишь Ты благословляем всеми в веках. Аминь!

 

Глава 16

 

1

Днесь только Ты один, Боже небесный, вышний, благодетельный,
Твое могущество, Твое помилование, Твое исцеление,
Твоя щедрость и Твои милости,
Только Твои дары добровольные,
Твоя защита и Твое заступничесТво;
Твоя изобретательность непостижима, и промысл Твой сокровенен;
Твои меры неизмеримы: Ты начало и Ты конец.
И никогда не затемняется свет милосердия Твоего
Тьмою гнева сердечного,
Ибо Ты, будучи превыше мысли,
Даже в малой степени неподвластен пороку,
Образ необъятный, вне измерения количественного,
Слава, распространенная безгранично,
Полнота могущества, не вмещающегося в пределы стихий,
Бескрайность незамыкающегося пространства,
Неиссякаемость благодетельного сострадания.
Ты «претворяешь смертную тень в ясное утро»,
Как речет пророк,
Ибо добровольно спустился в глубины преисподней – в узилище тюрьмы,
Где даже для молитв была замкнута дверь,
И, овладев душами, что были собраны и заключены в ней,
Повелевающим мечом победоносного слова своего
Рассек узы погибельной смерти и рассеял страх греха.
Так обратись же ко мне,
Томящемуся в полной грязи глубокой яме темницы,
В оковах греха,
Пронзенному язвящим острием стрелы сатаны.

2

Ты, Господь, – благодетель всего,
Ты один есть свет во тьме,
О сокровище благословенное,
Милосердный, благий и сострадательный,
Невыразимый, неисповедимый и неизреченный,
«Всемогущий» – по святому Иакову,
Легкая осуществимость всего неосуществимого,
Пламя, пожирающее хворост грехов,
Всепроникающий жгучий луч великого таинства,
Вспомни меня, о благословенный,
Не справедливым судом Твоим, но милосердием,
Не ради воздаяния, но для прощения,
Не ради истины, но по кротости.
Если станешь взвешивать тяжесть грехов моих,
Сделай это по милосердию Твоему, но не по справедливости,
Ибо для меры первого они очень легки,
В отношении же к последней слишком тяжелы.

3

Так подойди же ко мне, о благосклонный,
Как некогда приблизился Ты исцелить уши того,
Кто возмутился против Тебя.
Заслони меня, грешного, от тревожащего меня ветра смерти,
Дабы упокоился на мне всевластный Дух мира Твоего.
Слава Тебе от всех во веки вечные. Аминь!

Глава 17

 

1

Днесь молю Тебя, о защитник пораженных горем скорбящих душ,
Что терзаются жестокими и тяжкими муками,
Не умножай горестей моих – [горестей] стенающего,
Не уязвляй меня – раненого,
Не карай меня – наказанного,
Не мучай меня – истерзанного,
Не секи меня – побитого,
Не повергай меня – павшего,
Не губи меня – совратившегося,
Не отвергай меня – удалившегося,
Не отлучай меня – гонимого,
Не стыди меня – бесчестного,
Не укоряй меня – содрогающегося,
Не сокрушай меня – сломленного,
Не смущай меня – встревоженного,
Не волнуй меня – неспокойного,
Не сотрясай меня – колеблемого,
Не повергай в смятение меня – захваченного бурей,
Не обдирай кожи с меня – растерзанного,
Не дави меня – разбитого,
Не грызи меня – искусанного,
Не ослепляй меня – помраченного,
Не ужасай меня – устрашенного,
Не опаляй огнем меня – обожженного,
Не убивай меня – недужного,
Не обременяй тяготами меня – немощного,
Не утяжеляй ярма на согбенной спине моей,
Не усугубляй горечи скорбных моих стенаний,
Не будь суров ко мне – праху,
Не будь жесток ко мне – пеплу,
Не будь строг ко мне – сотворенному,
Не будь грозен со мною – пылью.
Не сражайся Ты, великий, со мною – малым,
Ты, свет, со мною – земным,
Ты – по естеству своему добрый,
Со мною – по природе своей греховным,
Ты – лоза благословенная, со мною – плодом проклятия,
Ты – сладость истинная, со мною – горечью совершенной,
Ты – неизменно величаемый, со мною – презренным,
Ты – просфора жизни, со мною – закваской глиняной,
Ты – Господь господ, со мною – илом земным,
Ты – неиссякающее изобилие, со мною – неимущим рабом,
Ты – неотъемлемое богатство, со мною – бесприютным страдальцем,
Ты – неоскудевающая благость, со мною – наибеднейшим нищим.
Однако кто же, дождавшись утренней зари,
Побоится, что снова стемнеет,
Или, [оказавшись] рядом с жизнью, [убоится] смерти,
Или, будучи освобожден, – обвинения,
Или, будучи прощен, – осуждения,
Или, будучи спасен, – предательства,
Или, будучи возрожден, – уничтожения,
Или, будучи благословен, – отлучения,
Или, будучи исцелен, – ранения,
Или, будучи обогащен, – оскудения,
Или при изобилии хлеба – голода,
Или при полноводных реках – жажды,
Или [обретя] материнскую ласку, – вероломства,
Или опекаемый десницей Божьей, – несправедливости.

2

Вместе с тем, чье тело было жестоко поражено проказой,
И я душою истерзанной молю Тебя:
«Господи! Если хочешь, можешь меня очистить»,
Вместе со слепцами, что мучаются, ощупью [бродя] во тьме вечной,
И я кричу гласом жалобным,
Но Тебя называю не сыном Давидовым,
А божественную по природе сущность Твою исповедую;
Не только зову Тебя рабби – этим званием вардапетов,
Которое знание истины полагает, –
Но верую, что Ты Господь неба и земли.
Уповаю – не только прикосновением протянутой Твоей руки,
О сострадательный Боже близкий,
Но и, будучи отдален большим расстоянием,
Силой слова Твоего я исцелюсь.
Я не делаю различения меж возможностью и милосердием,
Словом, сомнение выражающим,
Ибо желаешь, как Милостивый, и можешь, как Творец.
Скажи только слово Свое, и я выздоровею.
К вере сотника приобщаюсь и я
И верую, что не только на расстоянии близком,
[Словно бы] из дома в дом,
Ты можешь дать воскресение и исцеление,
Но, даже восседая в вышних небесах,
Внизу, на земле, Ты всесовершенно творишь чудеса,
За которые мне нечем воздать.

3

Прости и мне, как решил своим приговором
Простить грешнице пятьсот динариев
За прием, [оказанный ею Тебе],
О Боже милостивый и Господь благий.
Чем чаще будешь дарить, тем боле славиться будешь
И, давая много, в той же мере будешь любим.
Чем боле будешь сострадать, тем боле превозноситься станешь,
И за милости столькие по справедливости Ты будешь восхваляем.
Будучи владыкой всего, Ты равными [себе считаешь] нас,
И, обладая всем, Ты предаешь себя [за грехи] наши,
За неизреченные дары свои Ты [довольствуешься] нашим воздаянием;
Вместо нашей земной [жизни] Ты достойной [полагаешь] вечную,
Но, почитая великими наши [дела], Ты хвалишься ими в горних,
И малая слава при малых деяниях не огорчает Тебя,
Днесь окажи такое же милосердие и мне –
Мне, чьи прегрешения несчетны,
Дабы в похвальные речи о Твоих благодеяниях и щедростях,
В их число была включена и любовь.
Слава Тебе от всех. Аминь!

Глава 18

 

1

Днесь я, порождение греха, чадо смертельных мук родовых,
За один день поистине должен возместить
Ущерб в несметные тьмы талантов.
Не от меры скудости человеческой мысли я прошу у Тебя прощения,
А от неиссякаемого Твоего изобилия молю о человеколюбии,
О Иисус Христос, наш спаситель,
Я, которого прежде не было, но Ты создал,
Не желал, но Ты дал мне существование,
Не пришел еще на белый свет, но Ты увидел,
Не изъяснился еще, но Ты сжалился,
Не просил еще, но Ты взял на себя попечение,
Не простер рук еще, но Ты призрил,
Не молил еще, но Ты смилостивился,
Не обрел еще голоса, но Ты услышал,
Не рыдал еще, но Ты приклонил ухо;
Зная плоды моих злоключений, Ты не пренебрег мною,
Взором прозорливым Ты заметил
Преступления мои, наказания достойные,
Но [все-таки] сотворил по [образу своему и подобию].
Так не дай же мне, Твоему творению,
Тобой спасенному и столь заботливо опекаемому,
Окончательно погибнуть под ударами грехов,
Искусителем измышленных.
Да не одолеют:
Тьма моего упорства – света Твоего снисхождения,
Ожесточенность моего сердца – долготерпеливое Твоей доброты,
Смертность моей плоти – безграничности Твоего совершенства,
Слабость моего естества – непреоборимости Твоего величия.

2

Днесь, во имя Твое, простираю иссохшую руку моей души,
О всемогущий,
Сделай меня здоровым, как прежде,
Когда в неге рая собирал я плоды жизни.
Скрюченная, согбенная, поверженная, подобно страждущей женщине,
Душа моя жалкая не может выпрямиться,
Ибо пригнута к земле грехами, как узами сатанинскими,
И устремлена взором в землю,
Дабы не принять Твоего приветствия, о небесный.
Склонись ко мне, о единственно милосердный,
Подними меня, низко павшее древо разумное,
И его – высохшее – сделай цветущим благой верой и благолепием,
Согласно божественному завету пророка.
Я, как слепец, от рождения света лишенный,
Не имею глаз, коими глядя на лик Твой, создатель,
Молил бы Тебя, благодетель могучий и защитник единственный,
Обратить заботливый взор неизреченной Твоей любви ко мне –
Из ничего возникшему, одушевленному и говорящему Твоему сосуду,
Дабы светом [своим вновь] создать его.
Вместе с несчастной женщиной,
Что двенадцать лет мучилась от злого недуга,
И я тону в реках кровавых греха,
Так призри на меня с высоты,
Облаченный недоступным Светом Своим,
У которого нет границ,
Подобных краям рукотворной ризы,
Но [рассеянное] повсюду в пространстве чудо могущества.
Я, наказания достойный, не подношу Тебе с грешницей вместе,
Со слезами в очах и с распущенными волосами,
Миро для помазания пят жизнь дарующих стоп Твоих,
Но, воздевая руки с верою незапятнанной,
С исповеданием истинным Духа Живого,
Устами сомкнутыми целую землю,
Со стонами, смешанными с потоками слез,
Молю об исцелении моей души.
Естество души моей расточено грехами
И расслаблено малодушием,
И обе ноги – средства передвижения,
Несущие на себе тяжесть моего тела,
Движутся, прихрамывая, нетвердым шагом,
Отступая пред злом – помехою на пути,
Что ведет к древу плода животворного;
Так укрепи их вновь и защити,
О Ты, единственно могущий спасти.
Дыхание сатаны замкнуло, накрепко заперло,
Сделало немым [мой язык] – орудие прославления,
Кое Ты поместил в здании тела моего.
Так пусть Дух Твой, о Слово животворное,
Подвигнутый великим милосердием,
Дарует мне чудесно способность «чисто» говорить,
Подобно исцеленному, упомянутому в Евангелии.
Словно труп живой или мертвец говорящий,
Я повержен без жалости на ложе скверны, на одр грехов,
Так яви сострадание ко мне – в голос скорбно рыдающему,
О благодетельный Сын Божий,
И благословенной росою очей Твоих
Возроди меня к жизни, как [возродил]
«Того, кого любишь», из бездыханности смерти.
Я, сомневающийся и поистине мятежный,
Пребываю в яме грехов,
Так протяни же руку,
О солнце без тени, Сын Всевышнего,
И извлеки меня к свету сияния Твоего. В
месте с вдовой из Наина –
Матерью [сына] единородного, –
Которая с лицом страждущим и скорбящим
Оплакивала его, обливаясь слезами,
Голосом жалобным и горестным,
Сплетая пальцы и бия себя в грудь,
И я молю в беспредельных стенаниях:
Даруй и мне, отчаявшемуся,
О восхваляемый, благий Творец мира,
Бодрость и надежду милосердным словом Твоим:
«Не плачь, пленник многострадальный»,
Дабы подобно тому, как юноша был воскрешен
В утешение родительнице его,
Так и я принял от Тебя обновленною
Мою душу, достойную наказания.
Подобно несмысленным бесноватым –
Людям злосчастным, одержимым злым духом,
Бьющимся о камни, с дыханием занявшимся,
С дыбом стоящими волосами всклокоченными,
С лицами, свирепыми и безумными,
Над коими Ты, о всеспаситель, смилостивился,
И я обращаюсь к Тебе [с мольбою];
Отринь, прогони из скинии Твоей
Полчища бесов оскверняющих,
Дабы вновь упокоился в ней по прибытии
Благий Дух Твой,
Исполнив тело мое чистым дыханием
И облекши члены мои [благочестием],
Верни мне злополучнейшему безумцу
Здравый рассудок.
Вместе с душами изгнанными, плененными,
Обитающими в преисподней,
Терзаюсь и я в заключении.
Так пусть засияет луч милосердия славы Твоей,
О Ты, свет в несчастье моем,
И, освободив меня от ков искусителя,
Сохранит мне жизнь.
Естество души моей, страждущее от
Водяной болезни мерзких грехов,
Что тайно, злокозненно,
По тончайшим, невидимым жилам проникли в него,
Пребывает в смятении.
Невидимые взору опухоли возникли от яда злотворца;
Так исцели их милосердно
Со свойственным Тебе могуществом, о Сын Божий!
Пороки смертельные, многообразные и разновидные,
Каждый со своими плодами пагубными,
Закрепились побегами от корня горького
На поле неправедного моего тела;
Так вырви их своей рукой, о всемогущий, –
Ты, который постоянно расчищаешь и возделываешь
Почву душ [человеческих],
Дабы плодоносило слово жизни Твое.

3

Так как язва моих преступлений превзошла сходные примеры
И, подобно снедающему раку,
Распространился недуг на все члены мои,
То, как это было с Израилем,
Нет пластыря, дабы приложить его
К безмерному [множеству] ран;
От подошвы ног и до маковки здания всех членов моих
Нет «места здорового», но все неврачуемо,
Но Ты, благодетельный и милосердный,
Благословенный и долготерпеливый царь небесный,
Услышь молитвенные мольбы истерзанного сердца,
Коими воззвал я к Тебе, о Господи, в скорби [моей].

Глава 19

1

Внемли громогласному воплю моей скорбно стенающей души,
О всевидящий взор, что внушаешь надежду на жизнь благую,
Величие непостижимое, имя страшное,
Слово живое, весть желанная,
Вкус сладостный, призыв обожаемый,
Доброта исповедуемая, сила, достойная воскурения,
Истина признаваемая, сущность прославляемая,
Бытие благословляемое,
Господь Иисус, восхваляемый и почитаемый с Отцом,
Возносимый и возглашаемый вместе с Духом Твоим Святым,
Ты, что воплотился подобным нам ради нас,
Дабы сделать нас подобными Тебе для Тебя,
Свет всего [сущего], милосердный во всем, могучий, небесный.
Ныне молю, о сострадательный:
Восстанови вновь чудом божественного созидания
Мой размягченный и сокрушенный глиняный сосуд.
Твой дарованный мне образ, истертый грехами,
Умоляю Тебя, вновь отлей в плавильной печи
Молнией слова Твоего.
Скинию Твоего отдохновения –
Охраняющее душу поколебленное здание тела моего,
Прошу, о благотворитель, очисти,
Дабы поселиться в нем.
Не воздай мне за греховные мои дела
Соответствующим же возмездием.
Я пьян, но не от вина, как речет пророк.
Так слей отупляющий осадок неправедности
Смертоносной чаши моей
Твоим освобождающим и животворящим велением,
Дабы не сцедить мне из Твоей [чаши ярости]
В последний день окончательного возмездия.

2

Ты праведен в приговоре Твоем
И победишь в суде Твоем.
Коли смерти предашь, справедливы деяния Твои;
Коли осудишь, уже отсюда начав обвинения мучительные,
Истинно возмездие Твое;
Коли погрузишь в глубины бездны,
Или жизнь отнимешь у движений моих,
Или силу слова моего обратишь в тщету,
Или застенишь окна очей моих,
Или отнимешь для самого себя чашу жизни [моей];
Коли вообще без пищи меня оставишь,
Коли сократишь множество дней [предстоящих],
Коли вместе со сладостью росы низвергнешь огонь,
Коли нашлешь «жажду слышанья» слов Твоих,
Коли замкнешь двери ушей моих,
Коли оставишь без милости Твоей благодати,
Коли поколеблешь почву под моими ногами,
Коли лишишь вожделенного света Твоего лица,
Коли вовсе изгонишь из мира сего,
Коли жаром огня устрашишь,
Коли обречешь на неисцелимые недуги,
Коли предашь [власти] злых духов,
Коли искрошишь клыками зверей,
Коли развеешь ветром ярости
И коли создашь какие-то новые виды мучений,
Вредоноснее, чем тартар,
Нестерпимее, чем геенна,
Ядовитее, чем черви,
Тревожнее, чем тьма,
Ужаснее, чем бездна,
Злополучнее, чем нагота,
Я сам засвидетельствую о себе,
Что вполне все это заслужил.

3

Так как воздаяния по сродству
Всегда и вполне сообразны моим грехам
И признаки явления сего
Суть единообразие, сходность и сопутственность,
Поэтому важно открыться
И сбросить покровы с личины [мысли],
Дабы пояснить ее жаждущим того.
Поелику не откликнулся я с горячей любовью
На нужды ближнего [моего],
То поистине цепенею в тревоге при первом же испытании;
Поелику не укротил я необузданного своего сладострастия,
То, жалкий, по заслугам терплю неохладимое жжение;
Поелику не возлюбил я благовествования света Твоего,
То по справедливому возмездию
Ощупью брожу во тьме изловляющего, погибельного тумана;
Поелику не остерегался грехов мелких и незначительных,
Полагая их безвредными,
То по заслугам подвергаюсь жалящим укусам
Язвящих гнусных гадин;
И поелику не протянул я руки,
Дабы помочь несчастному, попавшему в беду,
То, согласно начертанному этим законом [возмездию],
По справедливости обречен, предан яме погибели.

4

Днесь не от Твоих всеблагих сокровищ, о Боже, – зло,
И не от сияния света Твоего – тьма,
И не от упования на Тебя – соблазн,
Но я сам, сын погибели, нашел все это,
Это мои грехи неправедные
Собрали, скопили столько скверны, [вызывающей] Твой гнев;
Подчинив душу князю заблуждения,
Я место Твое оставил ему,
Согласно предостерегающей укоризне Писания.
И так как ныне обнажена тайна срамоты членов тела моего
И на лицо мое легла непристойная тень бесчестия,
Показавшая меня, согласно притче пророка,
Совершенно нагим и мерзким,
Подобно выставленной на позор блуднице,
То зажги во мне свет раскаяния, о царь небесный,
Дабы, отряхнув прах грехов моих,
Как благовествовал глас вернувшихся из Вавилона,
Я вновь сел, восстав из земли;
И, неколебимо опираясь на незыблемость [данного] Тобой упования,
По-прежнему чистый я облекусь,
Согласно слову Исайи,
В силу могущественной Твоей длани,
Во имя величия и вседарующей сладости славы Твоей,
О Боже, благословляемый в вечности. Аминь!

Глава 20

1

О Господи, Господи, тайновидец,
Немстительный и долготерпеливый,
Снисходительный и благий,
Могущественный и милосердный,
Справедлив суд Твой, и признаны решения Твои.
Вместе с тремя отроками блаженными,
Которые были испытаны в Вавилоне огнем сожигающим,
Но остались невредимыми,
И я плачу их песнею горестной:
«Согрешил я, поступил беззаконно,
Отступил от Тебя и заповедей Твоих не слушал».
И коли они, будучи чисты и безвинны,
Возглашали, однако, это признание,
То я, смерть вполне заслуживший,
Вторя им этой мольбой в их песнопенье плачевном,
[Должен еще к нему] и другие добавить.
Взяв у Даниила, блаженного и святого пророка великого, –
Который, как избранный отпрыск дома Иуды,
Был кровным родственником Тебе, –
Слова угодные и священные его молений,
Я, заслуживающий наказания, моими воплями и стенаниями
Еще боле усилю их.
Зная заповеди Твои,
Я пошел [путем] неподобающим,
Впав в заблуждение жестокое,
Это и значит грешить всячески и во всех делах.
Я ринулся вон из пределов, установленных волей Твоей,
Что есть истинный пример неправедности позорной.
Умножая, я довел до предела меру злых деяний моих,
Что есть верное подобие преступления.
Грозил Ты, но я не ужаснулся,
Просил, но я никогда не слушал,
Что есть явный признак мятежа,
Ты предусмотрел для себя правосудие,
А мне, о благодетель, уготовил срам и поношение;
Тебе – слава достодолжная,
А мне – бесчестье заслуженное;
Тебе – сладость поминовения,
А мне – желчь прогоркшая посмертно;
Тебе – немолчные хвалы,
А мне – плач, вопли и стенания;
Тебе – славословия, обожания полные,
А мне – осуждение и изгнание безнадежное;
Тебе – праведный суд многодостойный,
А мне – ответы, полные замешательства;
Тебе – вознесение неизреченных величаний,
А мне – позорное наказание – вылизывание пепла.

2

И днесь принял Ты,
О безвестная мера благодеяний избранных,
Поднесенные Тебе плоды благовоний приятных,
Как то подобает Тебе,
Я же получил здесь вместо этого
Поношение великое, многожды усугубленное,
Как то подобает мне.
Коли таковы были молитвы,
Принятые на себя [людьми] непорочными,
То какие ряды и строки слов осуждающих
Должен о себе сочинить я,
Всегда грешивший больше и упорнее всех?
Безнравственное поведение совратило меня на мысли мятежные,
Уста мои дерзнули говорить слова мирские,
Пристрастился я, не отступая, к делам постыдным,
Стал надменным, превознесся я,
Тот, кто чрез малое время мертвым в землю сойдет,
Стал самоуверен, возомнил я,
Не обладающий властью [даже] над дыханием – залогом души моей,
Стал спесивым я – пыль одушевленная,
Стал кичливым я – глина говорящая,
Стал горделивым я – прах презренный,
Ввысь поднялся я – пепел отверженный,
Поднял руку я – чаша, достойная быть разбитою;
Будто [лицо] верховное, распростерся я сверх меры,
Но, отринутый, вновь замкнулся в себе;
Пламенем гнева загорелся я – ил, одаренный словом,
Словно бессмертный, высокомерен стал я;
Подобно четвероногим, смерти подвластный,
Я раскрыл объятия любви к миру,
А к Тебе не лицом, а спиной повернулся;
В полете мыслей устремился я к темным помыслам,
Непорочную душу мою изнурял постоянно утехами тела;
Силу правой моей стороны я ослабил
И победил ее, придав мощи стороне левой;
Даже увидел Тебя озабоченным обо мне –
О чем здесь не место писать –
И не устыдился.
Как дикая птица я полетел, согласно слову Осии о Ефреме,
К прежним своим привычкам.
В доме молитвы я окружил себя
Заботами жизни земной,
Уздою слова я не поднял на ноги коня моих мыслей.
К старым преступлениям я добавил новые, выдуманные мной.
Тяжкое и невыносимое иго я, согласно Иову,
Сделал для себя еще более жестоким,
Я превратил себя в пояс, который нельзя починить,
Согласно [слову] Иеремии.
Подобно выкидышу безымянному, я был вычеркнут из числа людей,
Согласно притчеслову;
Словно запачканная одежда, стал я нечист,
Согласно слову Исайи;
Подобно обожженному сосуду глиняному,
Я сокрушен был необратимо;
Подобно Едому, осужденному пророком,
[Исполнил] я четвертую меру преступления
И уготовил себе погибель;
И не будет ложью, если ко всему этому
Я добавлю еще и следующее:
Принял я здесь для себя,
Дабы ад унаследовать,
Посвященную дьяволу скинию Молоха,
И, от небесного отступившись,
Я, в подражание примеру известному,
Создал образ, сходный с изображением
Звезды Ремфана – вавилонского идола,
Коему на Синае поклонялся Израиль.

3

Днесь отвратился я от упования
Первоначально дарованной благодати,
Изменил ему, утратил его,
Ушел, удалился от него,
Отверг, безвозвратно отринул его.
Так прими меня, о Господи,
Вновь уподобив меня образу души, –
Меня, как недостойного жизни,
Как приговоренного к смерти,
Как злодея, как бесчестного,
Как попранного сатаною,
Как [душою] неисцелимо преданного [ему],
Как достигшего недр смерти,
Как ставшего омерзительным,
Как признанного недостойным Твоего призыва,
Как вообще преданного погибели,
Как обреченного на скитания, как преследуемого,
Как несчастного, как отчаявшегося,
Как сломленного, как поверженного, как сокрушенного,
Как скорбящего, как душою тоскующего,
Как посрамленного.
Приклони снова ухо Твое,
О милосердный, человеколюбивый, могущественный,
К молитвенным словам моим,
Как [к словам] опомнившегося,
Как [к словам] исповедовавшегося,
Как [к словам] павшего к Твоим стопам,
Как [к словам] раскаявшегося,
О Ты, который взвешиваешь,
Вписываешь [в книгу жизни] и почитаешь великими
Стенания души и звуки рыданий,
Горечь во рту, иссохший от жажды язык, скорбное лицо,
Благую волю помыслов и глубокую искренность сердца;
Ты – спаситель душ, который видит еще не содеянное,
Творец всего и Врачеватель невидимых ран,
Защитник уповающих и благопопечительный Господь всех,
Вечная слава Тебе от всех. Аминь!

 

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении.