Солидарность как истинная ответственность: казус Ленина-Сталина.
Права и свободы как коммуникация: как отличить Ленина от Сталина, демократию от несвободы.
Лениналин и Сталенин: кто опаснее сегодня?
Большой террор Сталина как слепок с терроризма Ленина.
Специфика сталинизма в сравнении с ленинизмом-путинизмом.
История с 9 мая: почему Джугашвили не подписал акт о капитуляции Германии.
Сталин под взглядом Василиска.
Фонтан деспотизма: Сталин, Франко, Людовик XIV.
Что Сталин не поделил с «ленинской гвардией»?
1930 год: как Сталин стал преемником Ленина в философии.
Почему Сталин уничтожал военных.
Рефрейминг тоталитаризма: Владимир Булдаков и Модест Колеров о ленинизме-сталинизме, 2017 год.
Такие разные ненависти: кто и почему не любит Сталина и Путина.
Демократичный Сталин родился 1 марта 1953 года.
Программа о нем на Радио Свобода 7 мая 2011 года.
О личности Сталина. - Источники. - Обобщающие труды. - Отдельные вопросы. - Популярные очерки. - Сталинистская пропаганда. Берия.
Cм. 1920, 1930, 1940, 1950 гг.
Cм. библиографию.
Как несексуальный садист, Фромм, 1973.
Сталин и Христос, Кротов.
Слассер Р. Сталин в 1917 году. Человек, оставшийся вне революции. М.: Прогресс, 1989. 320 с.
Ардов, 1990 - о лести патриархии ему в 1949; Мень сравнивает его с расслабленным Евангелия;
Курляндский о его учёбе в семинарии, 2007.
Полемика вокруг него, 1998 в связи с Второй мировой. Ему похвала митр. Николая Ярушевича, 1944. патр. Алексия Симанского, 1953. Подбор статей из ЖМП в связи со смертью, Бабкин, 2009.
О нём мемуар Джиласа, 1961.
Опровержение версии о его сотрудничестве с охранкой, Перегудова.
Крестьяне о С. в 1930-е, Фицпатрик, 2002.
Илизаров Б. Тайная жизнь Сталина. Портрет на фоне его библиотеки и архива (К историософии сталинизма). М.: Вече, 2002, (изд. 1). Изд. 2-ое. Исправленное и дополненное. М., 2003.
Курляндский И.А. О мнимом повороте Сталина к православной церкви // Вопросы истории. 2008 г. №9.
Миф о нём как грозном и потому справедливом тиране в 2000-е гг.
Курляндский И.А. Сталин и «интервью» митрополита Сергия советским корреспондентам в 1930 году // Российская история. – 2010. №2. С. 157-169.
Сталинизм - передача "Радио Свобода", 2009.
О культе бл. Матронушки в связи со С., Челноков, 2011.
Десталинизация и депутинизация, Кротов, 2011.
*
Такер Р. Сталин. Путь к власти. 1879—1929. История и личность. М.: Прогресс, 1991. — 477 с.
Такер Р. Сталин у власти. История и личность. — М: Весь мир, 1997 — 645 с.
Май 2005 г. Кураев о Сталине:
"с одним и тем же именем у разных людей возникают разные ассоциации. Для кого-то, скажем, Иосиф Волоцкий - это душегуб эпохи средневековья, для православных же он - образец милосердия и любви, а отнюдь не идеолог репрессий и сожжения людей. Мир человеческий очень пёстр, и разные люди разные грани того или иного события или человека вспоминают. Я думаю, вряд ли у тех, кто поставил памятник Сталину в Мирном, в сознании было то, что они ставят памятник хозяину ГУЛАГа. Скорее, они ставили памятник государственному деятелю, который в этом измерении действительно был человеком незаурядным.
Однако у нас очень часто всё колеблется из крайности в крайность: от безусловного поругания к безусловному обелению, превознесению и даже канонизации. Как известно, Россия - это страна с непредсказуемым прошлым. При каждом новом правителе историю нашу мы узнаём заново и ставим новые оценки. С одной стороны, я рад, что к Сталину более сдержанное отношение и более вдумчивое, чем в эпоху перестройки, когда пробовали на это имя навесить все грехи советской власти. С другой стороны, меня пугает, когда я слышу термин "православный сталинизм", когда я вижу, что начинают складываться легенды о Сталине как о православном человеке. ... Это был сложный человек, прагматик. И иногда хотелось бы, чтобы подобные прагматики были сегодня у нас во власти".
*
2007 год, слушания Всемирного русского народного собора (ВРНС) «Русская доктрина». Гундяев заявляет, что документ составлен в духе некоего «динамического консерватизма». Так, по словам митрополита, авторы документа «предлагают обратить внимание на те духовно-нравственные и культурные основы, которые служили и продолжают служить прочным фундаментом российского государства на протяжении многих веков. Люди, трудившиеся над составлением доктрины, со всей очевидностью говорят о том, что разрушение фундамента повлечет за собой крах всего здания, называемого государством».
Из доктрины: «партийно-парламентская система в нынешнем мире деградирует и вырождается в прикрытие для теневого лоббизма. Корпоративное представительство одно способно создать условия для реализации потребностей и нужд классов и профессиональных сообществ нашего социума, проведения в жизнь их инициатив, с приоритетным учетом интересов государства как целого».
«национальной властью России должна стать совокупность трех государственных начал в их конкретных политических формах – прямой демократии (система советов, плебисциты, институт народных защитников, наконец, Земский собор, не разрабатывающий, как нынешнее Федеральное собрание, а принимающий законы), компетентной аристократии (сенат, высшие корпоративные и сословные советы и представительства, органы, разрабатывающие проекты законов и норм, лидеры сетевой смыслократии) и единоначалия (Глава Государства). Что касается местного самоуправления, то оно должно сопрягаться с органами государственной власти, служить их продолжением, а не противопоставлять им себя».
«Должна быть введена самая жесткая ответственность печатных СМИ за недостоверную информацию, оскорбление чести и достоинства граждан, публикацию материалов с пропагандой нравственной распущенности, всякого рода извращений, восхвалениями изменников и врагов России».
«Всякое содействие на государственном уровне отпадению граждан России от православия в иные конфессии, хотя бы и традиционные для России, а тем более в безбожие или деструктивные культы, должно рассматриваться как акт подрывной в отношении устоев России, антигосударственный и антинациональный».
Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) – ВКП(б), ВЧК – ОГПУ – НКВД о культурной политике. 1917–1953. М.: Международный фонд "Демократия", 1999. 872 с.
"Литературный фронт". История политической цензуры 1932—1946 гг. Сб. документов / Сост. ДЛ. Бабиченко. — М.: Энциклопедия российских деревень, 1994. — 270 с.
На приеме у Сталина. Тетради (журналы) записей лиц, принятых И.В. Сталиным (1924—1953 гг.). — М.: Новый хронограф, 2008.
Баберовски Й. Красный террор: История сталинизма. М.: Российская политическая энциклопедия, 2003. 278 с.
Верт Н. Террор и беспорядок. Сталинизм как система. М.: РОССПЭН, 2010. 447 с.
Грегори П. Политическая экономия сталинизма. М.: РОССПЭН 2008. 400 с.
Зубок В. Неудавшаяся империя. Советский Союз в холодной войне от Сталина до Горбачёва. М.: Российская политическая энциклопедия, 2011. 671 с.
Кузнецов И.Н. Засекреченные трагедии советской истории. Минск, 2006. 250 с.
Редлих Р. Сталинщина как духовный феномен. Мюнхен: Посев, 1956. 239 с.
Рейфилд Д. Сталин и его подручные. М.: Новое литературное обозрение, 2008. 576 с.
Хмельницкий Д. Архитектура Сталина. Психология и стиль. М.: Прогресс-Традиция, 2006. 376 с.
Шварц С.М. Антисемитизм в Советском Союзе. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1952. 272 с.
Слезкин Ю. Арктические зеркала. Россия и малые народы Севера. — М.: Новое литературное обозрение, 2008. — 512 с..
Edele, Mark. Stalinist Society 1928-1953. Oxford, Oxford University Press, February 2011, 384 pp. Профессор в Австралии, автор "Soviet Veterans of the Second World War. A Popular Movement in an Authoritarian Society, 1941-1991" (2008), считает сталинизм лишь результатом хаоса в экономике. Судя по названию второй книги, в советской эпохе не разбирается вообще.
Блюм А., Меспуле М. Бюрократическая анархия. Статистика и власть при Сталине. М.: РОССПЭН, 2006. 324 с.
Л.П.Белковец, С.В.Белковец. Выезд за рубеж советских граждан в 1920-1930-е годы // Миграционное право. - 2006. - №5.
Громов Е.С. Сталин: власть и искусство. — М.: Республика, 1998. — 493 с.
Костырченко Г. Сталин против "космополитов". Власть и еврейская интеллигенция в СССР. М.: РОССПЭН, 2010. 415 с.
Режимные люди в СССР. История сталинизма. М.: РОССПЭН, 2009. 367 с.
Фурман Д. Сталин и мы с религиоведческой точки зрения. 1989.
Акулов А.А. Архитектор Сталина: документальная повесть. Рязань: Издатель Ситников, 2006. 192 с. О Мержанове.
Латынина Ю. Сталин - человек, который растратил Россию. 2010. Журнальная статья.
Орлов А. Тайная история сталинских преступлений. М.: Всемирное слово, 1991.
Кротов Я. Свобода - между сталинизмом и антисталинизмом. 2010.
Блюм А. Советская цензура в эпоху тотального террора, 1929 - 1953 Санкт-Петербург : Акад. проект, 2000.
Чекист А.Мартиросян.
Edele, Mark. Stalinist Society 1928-1953. Oxford, Oxford University Press, February 2011, 384 pp. Профессор в Австралии, автор "Soviet Veterans of the Second World War. A Popular Movement in an Authoritarian Society, 1941-1991" (2008), считает сталинизм лишь результатом хаоса в экономике. Судя по названию второй книги, в советской эпохе не разбирается вообще.
Блюм А., Меспуле М. Бюрократическая анархия. Статистика и власть при Сталине. М.: РОССПЭН, 2006. 324 с.
Л.П.Белковец, С.В.Белковец. Выезд за рубеж советских граждан в 1920-1930-е годы // Миграционное право. - 2006. - №5.
Громов Е.С. Сталин: власть и искусство. — М.: Республика, 1998. — 493 с.
Костырченко Г. Сталин против "космополитов". Власть и еврейская интеллигенция в СССР. М.: РОССПЭН, 2010. 415 с.
Режимные люди в СССР. История сталинизма. М.: РОССПЭН, 2009. 367 с.
Фурман Д. Сталин и мы с религиоведческой точки зрения. 1989.
Акулов А.А. Архитектор Сталина: документальная повесть. Рязань: Издатель Ситников, 2006. 192 с. О Мержанове.
Латынина Ю. Сталин - человек, который растратил Россию. 2010. Журнальная статья.
Орлов А. Тайная история сталинских преступлений. М.: Всемирное слово, 1991.
Кротов Я. Свобода - между сталинизмом и антисталинизмом. 2010.
Блюм А. Советская цензура в эпоху тотального террора, 1929 - 1953 Санкт-Петербург : Акад. проект, 2000.
Чекист А.Мартиросян.