Яков Кротов
Дневник литератора
С 23 по 29 июня 2001 г.
К
оглавлению "Дневника литератора"
К предыдущей главе
Иностранные новости
"Жечпосполита" от 24-25 марта (в изложении - Новая Польша,
2001, №5, с. 22) критикует закон о реституции: "Ужасает исключение
из благодеяний закона наследников польских граждан-евреев. Это свидетельствует
о нашей элементарной нравственной безграмотости. ... Мы занимали
жилища и рабочие места убитых евреев". Ого! В России и то имущество
не очень понимают, а про то, что занимали рабочие места -- и подавно.
М.Шевченко (Независимая газета, 28.6.2001) в повышенных тонах прокомментировал
причащение Кучмы из рук Папы: "Согласно православному и католическому вероучениям
факт причастия означает, что высшие политические лидеры Украины стали греко-католиками".
Легко сказать, что в католическом вероучении такого пункта не содержится. С
православием труднее, п.ч., в отличие от католичества, тут нет (после Седьмого
Вселенского собора) вероучительного авторитета, который с точки зрения самого
же православия может отлучить от Церкви католиков без Вселенского собора. В
России действует решения Поместного собора 2000 г., запрещающее интеркоммунион
(кстати, я это решения выполняю). Но вменяемые православные все-таки сознают,
что речь идет именно об интеркоммунионе,
что причащение не делает автоматически членой той общины, где человек причащается.
Шевченко, видимо, из-за эмоционального стресса неверно понял т.н. "евхаристическое
богословие" о. Александра Шмемана.
ПРАВОСЛАВИЕ НА ФОНЕ ПАПЫ
Большинство жителей России, по данным опросов, доброжелательно
относятся к визиту Папы на Украину. Горячих противников - восемь
процентов, то есть в два раза больше, чем на Украине. Православных
верующих - то есть, людей, каждое воскресенье отправляющихся в храм
на литургию - в России меньше. Не стоит думать, что все поголовно
православные входят в те восемь процентов папофобов. Патриарх Алексий
представляет позицию меньшинства своей паствы.
Симпатии к Папе в России достаточно традиционны и свидетельствуют
не о религиозных, а о культурных и политических предпочтениях. Папа
воплощает европейскую толерантность, культурность, демократичность,
- причем любой папа, не только Иоанн-Павел II.
Официальный курс, ныне сплотивший вокруг себя СМИ, расходится с
господствующим мнением. "Вечерняя Москва" проводит опрос
деятелей культуры: девять десятых выступают за приезд Папы в Россию.
Но редакционный комментарий носит резко антикатолической характер.
Не только правительственная "Российская газета", но и
все прочие газеты с большим или меньшим энтузиазмом в связи с поездкой
Папы ведут антикатолическую пропаганду. Доброжелательные комментарии
- удел интернет-изданий, этого загробного царства журналистики,
где продолжают выходить закрытые правительством демократические
"Итоги". Впрочем, у правительства достаточно нефтедолларов,
чтобы и в инернете мощно звучали обвинения Папы в прозелитизме.
Беда не в самом антикатоличестве, а в том, что оно представлено
в прессе обратно пропорционально реальной жизни. Микрофоном владеют
маргиналы. Эти люди не обязательно корыстолюбивы, они и без денег
ругались бы, они больше не умеют ничего делать. Почему в России
либерально настроенное большинство позволяет маргиналам править
собой, говорить от своего имени, раскрадывать казну и убивать чеченцев?
Потому что симпатии к либерализму пока еще меньше страха перед реальной
жизнью в свободном обществе, и свобода приносится в жертву "порядку".
Если симпатии к католичеству в России прямо пропорциональны демократичности,
то антикатолические страсти тесно связаны с антизападничеством,
антилиберализмом, параноидальной озлобленностью. Например, один
из журналистов написал, что католики, выпустив буклеты с изображением
Папы на фоне православных церквей Киева, занимаются прозелитизмом.
Это классическое проявление недоверия к собственным единоверцам:
якобы они обрядоверы и формалисты, которые пойдут за любым волком,
если тот оденется в православную ризу.
Именно такая озлобленность уже полтысячелетия питает ненависть
к униатству как к обману. Поверить в то, что кто-то способен сознательно,
в доброй совести попытаться соединить "русскость" с "западностью",
это сознание неспособно. Тем более, не допускает оно и мысли о том,
что такое соединение в принципе возможно, что оно будет не механической
комбинацией, а органическим единством. И здесь российский изоляционизм
не одинок: ведь вполне разумные и демократичные западные политики
подчас веруют, что Россия никогда не сможет стать частью Европы
и что все "русское" несовместимо со свободолюбием.
Реальный Папа находится с демократией и европейскими ценностями
в намного более сложных отношениях, чем это видит из России. Но
и реальная Россия совершенно не тождественна антизападничеству и
холопской озлобленности, ресентименту, которые заметнее всего с
Запада. Запад не виноват: человеку естественно замечать прежде всего
опасность. Но после того, как опасность опознана, стоит повнимательнее
приглядеться к дружественным импульсам, обратить внимание не только
на тех, кто кричит громче всех. В конце концов, быть Европой означает,
прежде всего, быть не католиком или агностиком, протестантом или
скептиком, а быть человеком, умеющим увидеть свет во тьме.
Для "Газеты выборчей"
Максим Шевченко ("Независимая газета", 26.6.2001) обвинил
католиков в использовании папского визита для прозелитизма, п.ч.
они распространяли в Киеве буклеты, где папское лицо помещено на
фоне православных святынь (Софийского собора и пр.). Адреса хотя
бы одного маленького огнееда, которого такая комбинация обратила
в католичество, Шевченко не оставил. Видимо, он судит по себе: ему
захотелось стать католиком. Шевченко не сообщает, победил ли он
в себе это желание.
Казимеж Моравский, советник президента по делам нац. меньшинств
подал в отставку после того, как в газетах припомнили его участие
в антисемитской кампании 1968 г. В том же уличили сотрудника канцелярии
президента Анджея Майковского, но этот в отставку не подает. 60%
поляков считают, что он должен уйти или президент должен его уволить.
- Новая Польша, 2001, №5, с. 20
22 июня 1750 г. был уволен с должности пастора Джонатан Эдвардс,
пуританин из Массачусетса, поныне считающийся самым великим богословом
Америки. Непосредственной причиной послужила публикация им трактата:
"Смиренное исследование правил Слово Божия, относящихся к условиям,
обязательным для совершенного участия и полного причащения в видимой
христианской Церкви". Эдвардс сознательно пошел против того
мироощущения, которое было тогда господствующим, которое досталось
от Средневековья каждый считал себя христианином автоматически уже
потому, что родился в христианской стране (Уэсли до конца жизни
считал себя членом англиканской церкви). Соответственно, каждый
считал себя достойным причащения. Современных оговорок насчет необходимости
веры и покаяния не было. Конечно, считали своим долгом не грешить
уж очень тяжело, быть "приличными" людьми. Но это не так
уж трудно -- не так уж трудно считать себя приличным человеком.
Дед Эдвардса Соломон Стоддард (бывший пастором в той же общине Нортгемптона),
к примеру, считал необходимым причащать почти всех, считая, что
причащение может помочь неверующему уверовать. Эдвардс же решил,
что Библия требует большей строгости. Он подчеркивал необходимость
личного обращения ("конверсии"). Он выступал против господствующего
(и очень рационалистического) восприятия Церкви как школы. Текст
Эдвардса на английском: http://www.jonathanedwards.com/text/Communion.
Аналог этому движению на Афоне - колливады (то же нарастание индивидуализма
в религиозном сознании).
В Польше национальный совет судебных органов постановил лишит судейской
пенсии Франтишека Р., бывшего судью, прокурора, замминистра юстиции,
т.к. в 40-е он более двух лет работал в органах госбезопасности.
- Новая Польша, 2001, №5, с. 19.
Архивы Управления госбезопасности и Службы госбезопасности за 1945-1990
гг. в Польше переданы в Институт национальной памяти. - Новая Польша,
2001, №5, с. 19.
Иванна Горина (Российская газета, 21.6.2001): в селе Пидзамочок
под Львовом греко-католики вытравили московского священника: "Сначала
выбросили из дома его вещи, потом -- колыбель с его 9-месячным ребенком.
Затем, как рассказывают местные, и самого священника, распятого
сельской толпой, вытащили на сельское лобное место. Как говорят,
отца спасла внешность: побледневший, узколицый и бородатый отец
Николай стал так похож на Христа, что казнить его не решились. Но
напугали здорово: он покинул не в меру опасное село и теперь приезжает
к пидзамочной пастве из неблизкого города Самбор. ... Отец Михайло,
окончивший Львовскую семинарию и недавно прибывший в село, настаивает,
что никаких драк с православными нет, а избиений и распятий - тем
более. Правда, когда он заселялся в том дом, из окон которого выбрасывали
православного священника, удивлялся, почему в нем выбиты окна".
Даже не надо ехать на Украину, чтоб увидеть противоречия в этом
памфлете. Священника распяли или выбросили из окна? Выбросили из
окна священника или младенца? Как младенец мог остаться в живых?
Почему греко-католики так непоследовательно агрессивны, что достаточно
уйти служить куда-то на околицу села, чтобы избежать их агрессии?
Три тысячи жителей Лодзи два часа закрашивали антисемитские надписи
на стенах города. - Новая Польша, 2001, №5, с. 20.
Замечу, что греко-католики обладают куда меньшей автономией и куда
более зависят от Рима, чем украинские православные митр. Владимира
Сабодана -- от Московской Патриархии. В межконфессиональном угаре
не стоит забывать, что антикатолицизм в значительной степени питается
завистью: Ватикан есть воплощение мечтаний Чистого переулка. Особенно
умиляться вселенскости папства не стоит -- это во многом вселенскость
еще не церковная, а чиновничья, тут меж-персональная глобализация
еще отстает от меж-номенклатурной интеграции. Я лично с большим
удовольствием не поехал на Украину (да и командировать меня было
некому, либеральные газеты нынче без денег): по матери я ненавистен
там как "жид", по отцу -- как "москаль". Ничто
не отстоит так далеко от поисков церковного единства как попытки
насадить церковное единству сверху. И ничто в Москве так не угрожает
единству Церкви как периодические попытки организовать тут приход
для украинских греко-католиков. Зрелище "унии", "союза",
обернувшейся узколобым национализмом, клерикализмом куда изряднее
нашего, может основательно напугать.
Реформации в России не было, но тридентское православие у нас появилось.
"Тридентским католичеством" называют уклад церковной жизни,
который сложился в результате Тридентского собора 16 в. и начатых
им преобразований, имевших один смысл: дисциплинировать духовенство.
Это с тех пор стало обязательным для священника кончить семинарию
-- хотя в Евангелии нигде такого условия для пастырства не указано,
потому что семинарий не было. "Тридентское христианство"
-- это христианство, в котором до минимума сведены пороки духовенства,
нет расхлябанности, все ходят по струнке, четко... Это христианство
идеологизированное, это приспособление христианства к идеологии
прогресса, это христианство-партия и христианство-учреждение. Конечно,
не стоит возвращаться к средневековому христианству, но все-таки
что-то более человеческое было бы неплохо. А то как бы именно одетыми
не оказаться нагими -- "тридентское" христианство способно
довести Церковь земную до такого идеального состояния, когда все
в ней будет правильно, только ни одного прихожанина не будет.
Российские новости
"Литературную газету" (27.6.2001) нужно читать, помня,
что в ней вообще не платят гонораров (у меня там был там год назад
пяток статей). Теперь там новый редактор, еще более советский, и
в стиле неосовка ведется полемика между крайним негодяем Александром
Ципко и гайдаровским помощником Вл. Мау. Дорого то, что Мау четко
в этот раз выразил все основные мифы гайдаровщины: процитировал
Бродского по "ворюги мне милей, чем кровопийцы" - мол,
коммунисты убивали людей, а... Нет, Мау не сказал, что гайдаровцы
грабили людей -- он достаточно шизофреничен, чтобы и этого не признавать,
а лишь мельком поминать "хищение миллионов долларов".
Война в Чечне, конечно, -- не на Гайдаре. На Гайдара, словно на
рождественскую елку, позволено вешать лишь блестящее и хрупкое.
Второй тип мифа: "В целом приватизация была проведена блестяще.
... до деталей повторяла то, что происходило во время великих революций
прошлого ... слабое правительтво, не имея никаких ресурсов, начинает
перераспределять собственность для полуения олитической поддержки.
... Кромвель, например, точно так же делил ирландские земли".
Правда, через страницу: "то, за что главным образом критикуют
приватизацию: что предприятия попали в руки неэффективных собственников
... это все было нам навязано законодателями ... прежде всего коммунистами".
Блестяще! Я только не понял, почему мне не досталось ни одной сотки
ирландской земли -- что, все Зюганов отхватил? И, наконец, третий
уровень мифологизации -- сейчас-де в России рыночная демократия:
"Нормальная рыночная демократия данного уровня ВВП на душу
населения. Если вы посмотрите на Соединенные Штаты, когда у них
был такой же уровень душевого ВП -- это было около ста лет назад,
- то увидите очень похожую картину". То есть, с одной стороны,
это простое вранье. Или, лучше сказать, поэзия -- как назвать желтый
листок золотым. С другой стороны, все-таки настоящие коммунисты
в стране - не Зюганов, который не отличит прибыль от дохода, а именно
гайдаровцы, которые знают логику Маркса, понимают ее и разделяют:
политика-де определяется исключительно деньгами. Я бы этих циников
сбрасывал в расположение чеченских партизан,и тогда Россия скоро
бы одержала блестящую победу.
Впрочем, что Мау. Вчера я был в гостях. Старые друзья, которые
все подружились в приходе Меня. Не все и теперь ходят в церковь,
тем более не все "активисты". У двоих супруги - атеисты.
И мы (я с женою) оказались там единственные не за Гайдара, не за
Путина, не за войну в Чечне, предпочитающие Шендеровича, а не Максима
Соколова. Нам объясняли долго и с азартом, что Явлинский, по сведениям
из надежных источников, просто психопат, что им руководит Степашин,
что Гусинским руководило ЧК через Бобкова, но что и ЧК это хорошо,
а Сергей Ковалев дурак. Да-да, те же люди, которые в 70-е куда больше
моего издевались над гебухой, теперь горячие ее поклонники -- для
такого народа нужна твердая рука, "я бы послал своего сына
в Чечню". При этом реальный сын сказавшего такие слова работает
в "Мемориале", сделал в своей жизни уже парочку подлостей,
и от армии, разумеется, "откосил". Более того, в этом
кругу все приняли тщательные меры, чтобы дети имели фальшивое освобождение
от армии -- у меня это всегда вызывало чувство бешеного протеста,
и я всегда вспоминаю, что сын о. Александра Меня в армии отслужил.
Вот такой вот неосоветский энтузиазм -- с Гайдаром и Путиным во
главе. Одно счастье: что все эти люди действительно уже далеки от
христинства. С другой стороны, что лукавить: в Церкви таких тоже
немало. Думаю, что и отец Александр Мень, глядя на наше тогдашнее
диссидентство, грустил, понимая, что свободолюбие такое -- дешевенькое,
что многие предадут прямо (как Сергей Маркус), а многие постепенно.
Но он не отчаивался -- отчаиваться должно быть некогда.
Семен Новопрудский (Известия, 27.6.2001) критикует тех, кто приукрашивает
положение дел в России, остроумно изобретает заголовок: "Лижизады
и Держиморды". Надо говорить правду: "У нас по-прежнему
очень много бедных, мы не можем остановить войну в Чечне, бытовые
условия существования большинства людей очень плохи или даже чудовищны.
... Мы делаем реформы достаточно долго, чтобы поднять голову, осмотреться
и понять -- цели далеки, путь труден, но мы идем. Проблем полно,
достижений мало, но они есть". Да лучше Шаманов, чем такой
"либерал" евтушенковско-эренбурговского стиля. И нотки-то
какие сталинские: "наша цель определена, задачи поставлены,
за работу, товарищи". А в реальности: бытовые условия в Росси
далеко не плохие у большинства людей, просто прибедняются и, во
всяком случае, живут намного лучше, чем работают. Войны в Чечне
нет, есть вереница бессудных смертных казней, истребление прежде
всего невиновных людей, продолжение милицейского произвола в большем
масштабе. Целей никаких нет, реформ никаких нет (абсолютно никаких,
вот что важно -- есть имитации реформ, но они могут обмануть лишь
очень желающих обманываться, есть словесные заклинания, прямое продолжение
большевистского новояза). Достижения, конечно, есть... Как можно
десять лет красть и убивать и ничего при этом не достигнуть!
Аркадий Бабченко (Московский комсомолец, 27.6.2001): в Москве сейчас
8 млн. 546 тыс. человек, и около 800 тысяч "нелегалов".
И бах: новый миф: "Специалисты ООН подсчитали, что страна начинает
разваливаться, если количество "чужаков" переваливает
за 10 процентов от общей численности населения". Такой расизм
хуже бытового - когда мне говорит сосед возмущенно о том, что другой
сосед сдает квартиру "зверькам". Впрочем, обычно эти два
расизма сосуществуют.
Вадим Белоцерковский сравнивает Сахарова и Солженицына (писателя
1960-70-х гг.): Сахаров призывал "не рассчитывать на быстрое
и универсальное решение великих проблем", а Солженицын в "Из-под
глыб" восхвалял Яна Палаха и писал, что если жертва "была
бы не одинокой, она бы сдвинула Чехословакию" ("Новое
время", №21, с. 36). И что это Солженицын не сжег себя для
подвижки России?
Из интервью Павла Бородина "Собеседнику" в 1999 г. (цит.
в "Новом времени", №21, с. 15): "Мы не предоставляем
привилегии, а обеспечиваем жизнедеятельность властных структур".
Нашел затерявшийся номер с достойной внимания цитатой! Илья Мильштейн
(Новое время, №21): с. 6: хвалит Немцова за "дозволенную оппозиционность",
не переходящую "черту, за которой современный политик обречен
на изгнание из федеральной тусовки. Где гаснет свет юпитеров и начинается
политическое небытие. Судьба Сергея Ковалева". Петушиная психология:
не прокукарекаю, так и солнца нет! Путин -- вот кто пребывает в
небытии. Какое несчастье для этих нежитей, что где-то есть нормальная
жизнь, ставящая все на свои места, -- отсюда изоляционизм. Что Мильштейн
не иронизирует, видно из того, что на с. 7 он на полном серьезе
говорит: "Либерализм в действиях правительства очевиден. ...
Помимо прочих поучительных уроков, век двадцатый преподал и такой:
рыночная экономика эффективно работает и при подавлении гражданских
свобод". Ссылается, естественно, на Китай. Как будто в Освенциме
не работала эффективно рыночная экономика, таким образом понятая:
ведь и пайку обменять на табак -- рынок.
Что такое компромисс -- это "Жигули", компромисс между
сенокосилкой и стиральной машиной. Директор ВАЗа Каданников (Общая
газета, 21.6.2001): на иномарках "аварийность значительно выше
и последствия этих аварий гораздо тяжелее". Правда, тут же
сослался, что это, мол, данные ГИБДД. Ага, и надо запретить ввозить
в страну компьютеры, чтобы отечественные производители арифмометров
обеспечили отечественных потребителей надежной вычислительной техникой,
которая не нуждается в питании (минимум энергоемкости!), никогда
не зависает и не боится никаких вирусов.
О Путине давно заметили, что все происходит прямо вопреки тому,
что он провозглашает. Пример: Путин заявил, что мигранты нужны России
и надо принять до 50 млн. мигрантов (аплодисменты) - и тут же, с
1 января отменил упрощенный порядок предоставления российского гражданского,
так что бывшие соотечественники оказываются перед бюрократической
стеной (Лидия Графова, Литератруная газета, 20.6.2001, с. 1).
Программная речь Явлинского в "Московских новостях" (19.6.2001,
с. 10): "Первое. Бескромпромиссная защита свободы и прав
человека". Как говорится: мужик, никто тебя за язык не
тянул. Явлинский и "Яблоко" ни разу не вступились за права
иеговистов, сайентологов, баптистов, карловчан (все остальные -
тоже, но с тех и спросу нет). Отказываться войти в правительство
-- это "бескомпромиссность" лишь с точки зения холопов
(которых, правда, в стране много). Кстати, я у абсолютного большинства
знакомых российских демократов не находил сочувствия и понимания
того, что свобода совести -- она и для сайентологов свобода совести,
что разговоры о зомбировании - чушь, что отвечать за преступления
должны не общины, а преступники.
Сергей Курехин попробовал писать музыку на компьютере и отказался,
сказав: "У этой железяки столько возможностей, что я себя чувствую
так, будто стираю носки в океане" (Серг. Шутов, Иностранец,
29.5.2001, с. 41).
Сергей Юшенков (Иностранец, 5.6.2001, с. 9): "Всем хорошо
известна максима Сахарова: нравственная политика является самой
прагматичной политикой. Идея разделения прагматичности и правозащиты
вбрасывается сознательно, вбрасывается она последователями Проханова
и Невзорова. Самый яркий и талантливый последователь Невзорова Михаил
Леонтьев все время об этом говорит с телеэкрана, а ученик Проханова
Максим Соколов делает то же самое на сраницах газет ... Искусственное
деление на правозащиту и прагматизм понадобилось ... для уничтожения
демократического движения как такового. Все больше прихожу к выводу,
что "проект СПС" - это второй удачный проект, разработанный
на Лубянке. Первым был "проект ЛДПР".
Далее
|