Яков Кротов
Дневник литератора
С 24 по 30 марта 2001 г.
К
оглавлению "Дневника литератора"
К предыдущей главе
Отдельно ж-л "Христианство
в истории"
Иностранные новости
Новый член президентского совета по взаимодействия с религиозными
объединениями Никол. Антон. Трофимчук, зав. кафедрой религиоведения
Росс. академии госслужбы (НГ-религии, 28.3.2001, с. 6): "слышится
беда, нависшая над нашей страной, нашей славянской культурой, менталитетом.
Это надо понять, как и понять то, что бабицкие и шустеры должны
отрабатывать заокеанские гонорары, иначе их выбросят. ... Кто платит,
тот и заказывает музыку. Особое место в ряду антироссийских действий
занимает деятельность зарубежных миссионеров, новых религиозных
организаций. ... Кстати, экономически развитые государства вообще
не принимают зарубежных миссионеров, в них государство стоит на
страже по защите национальной культуры и духовности, и никто их
не обвиняет в нарушении прав человека на свободу совести. Более
того, в 1998 году США приняли закон "О международной свободе
вероисповедания", позволяющий на "законной" основе
американцам вмешиваться во внутренние дела тех государств, где реализация
свободы совести идет вразрез с американским пониманием ... Миссионерская
деятельность легко соотносится с системой глобальных интересов государств
...миссионерство ... используется ... для содействия распространению
ценностей западного мира. Вот почему государство должно оказывать
поддержку в миссионерской деятельности Русской Православной Церкви,
традиции которой являются составой частью культуры россиян".
17 марта 2001 г. Путин подписал указ об изменении состава президентского
органа по религии. Раввина Шаевича заменили на раввина Лазара (Шаевич
дружил с Гусинским, а Лазар - из хасидской синагоги в Марьиной роще,
куда ходит и Роман Абрамович - см. Татьяна Нетреба, Аргументы и
факты, №7, с. 3; то-то Путин удостоил эту синагогу своим посещением).
"Глобализация" используется уже в качестве метафоры.
О. Иоанн Свиридов критикует Е.Гениеву и о. Г.Чистякова как руководителей
"Открытого общества": обращающиеся к ним за помощью сталкиваются
с "проблемой глобализации и в конечном счете с намерением "подмять
под себя" (НГ-религии, 14.2.2001, с. 3).
Что такое эготизм: сотрудник ОВЦС Игорь Выжанов, отвечающий за
сношения с католиками: "Самый злейший противник диалог между
нашими Церквами не подсказал бы Папе худшей идеи, как искать хороших
отношений с Москвой путем поездки на Украину" (НГ-религии,
14.2.2001, с. 5). Мысль о том, что на Украину Папа едет, чтобы съездить
на Украину, в голову не приходит. Все, что происходит в мире --
ради России? Ощущение, эксплуатирующее простой факт взаимосвязи
всего сущего и превращающее ее в мираж привязки всего сущего к Кремлю
и окрестностям.
Анатолий Рубинов (Новая газета, 26.3.2001): в Германии запрещено
торговать телефонами с определителем номера звонящего, в Японии
все телефоны должны быть оборудованы этим определителем. В Германии
федеральный закон гласит: "Обладание информацией о гражданах
представляет собой социальное насилие", оговаривается "право
гражданина быть оставленным в покое". Может, атеизм - это желание
вечного покоя в этом, информационном смысле? Покой как нераспространение
информации о себе? Покой - когда о тебе никто не помнит, вечное
беспамятство? Правда, если о тебе никто не помнит, это еще может
иногда показаться неплохо, но если ты ни о ком и ни о чем не будешь
помнить - ведь окружающий мир имеет право не быть в твоей памяти
- будет ли это покой или все-таки дырка от бублика?
Путин недавно заявил, что "практически во всех европейских
странах существует воинская повинность". Комментарий Александра
Гольца: "На самом деле в Европе за ислючением Греции, Турции,
Финляндии и Швейцарии и стран СНГ все уже либо перешли, либо переходят
к формированию армии на контрактной основе". Франция ориентируется
на армию в 80 тысяч человек профессионалов, Германия - на 10 тысяч
(Итоги, 20.3.2001).
Юр.Гладильщиков (Итоги, 20.3.2001) о кино: хвалит фильмы категории
"Б", т.е. снятые "неголливудской студией в расчете
на прокат в странах третьего мира. У подобных фильмов свои поклонники
... Ведь они всегда сделаны правильно, ... словн сценаристом и режиссером
был 14-летний мальчик, ... насмотревшийся подобных произведений
и очень хорошо знающий, как обязан развиваться сюжет. Голливудский
штамп - раздражает, правильность (синефил разница поймет) - радует".
Анат. Хазанов, д.и.н. Секретное открытие Бразилии. - НГ-наука,
31.3.2001, с. 13. Автор выдвигает гипотезу, что португальцы задолго
до официального открытия Бразилии Кабралом в апреле 1500 г. туда
плавали, но хранили это в тайне от испанцев. Плавание Васко да Гама
в Индию шло по уже хорошо освоенному маршруту дугой через Бразилию
(так было легче благодаря ветрам). Поэтому португальцы не очень
боялись, что Колумб попадет в Индию -- они знали, что в Индию так
не попасть. Поэтому король Жуан II так настаивал при заключении
договора в Тордесильясе о разделе мира с Кастилией на меридиане
в 370 лигах западнее Кабо-Верде -- таким образом он получал восточное
обережье Бразилии, Молуккские острова на востоке.
Российские новости
Мих.Золотоносов (Московские новости, 20.3.2001, с. 26) в рецензии
на сборник стихов Мережковского: стихи скверные, но восполняют лакуну
между Некрасовым и символистами. И наотмашь о Мережковском: импонент,
забитый отцом, "лживый, хитрый и лицемерный". Сыграл "роль
культурного гумуса, без коего тоже ведь нельзя. Знай тщеславный
ДСМ об этом, он бы удавился". Да, вот сказана о Мережковском
правда (видимо) - и что? Некому даже за него обидеться.
А.Нежный (Московские новости, 27.3.2001, с. 21) о суде над иеговистами
в Москве. В качестве экспертов, бранивших иеговистов, выступала
Марина Мих. Громыка, д.и.н. из Института этнологии ("я считаю
социально опасной критику Свидетелями Иеговы христианства").
Завсектором ИМЛИ филолог Серг. Анд.Небольсин, православный ("разрушительное
действие против человечества, прогрессивного особенно").
Стас Будницкий (Иностранец, №9, 2001, с. 23) вспоминает о своей
учебе в США: он был в восторге от ироничного преподавателя, тогда
как американцы-школьники такого учителя недолюбливали. Будницкий
объясняет это тем, что в России ему не хватало остроумия, а американцы
им перекормлены. Но ироничный учитель в России -- плохо, как плох
ироничный рабовладелец, если он иронизирует над рабами, а не над
приятелями-рабовладельцами. Юмор означает разные вещи в свободной
и в рабской структуре, и звучит по-разному в процессе коммуникации
внутри иерархической системы по разным направениям.
В России создана общественная организация "Генералы за демократию
и гуманизм", президент академик генерал-майор Юрий Киршин:
"Мы ставим своей задачей ... предотвращение межгосударственных
и внутригосударственных войн" (Новые известия, 27.2.2001).
Действительно, как назвать войну в Чечне? Гражданской? Завоевательной?
Пусть будет "внутригосударственная". Хотя щедринское "покорять
обывателя" мне лично нравится больше.
Один из моих любимых авторов, Михаил Шевелев из "Московских
новостей", человек с огромным чувством юмора (в "Итого"
он выступал, читая письма несуществующих писателей, ведет сатирическую
страницу в "МН"). И вдруг, в связи с конфликтом Моск.
Патриархии и РГГУ из-за церковных зданий сокрушается: "Можно
прислушаться к давно известным историческим законам, таким же строгим,
как в математике: не живут либеральные реформы в России дольше десяти
лет, и никогда еще инициаторам этих реформ не удавалось воспользоваться
их плодами" (МН, 27.2.2001).
Увы, нет "исторических законов". Кстати, если бы такой
закон и был (а его нет и быть не может), то ведь и реформы в России
еще не начинались, так что десять лет мы не израсходовали. Вера
в исторические законы (в виде ли марксизма, в виде ли такого "бытового"
суеверия) есть возрожение видения истории как кольца. Побыла Америка
демократией двести лет - надо ждать возвращения ее под руку английской
монархии. Все оказывается непрочным, суетным. Нет, неверно: суетным
оказывается лишь хорошее. Что плохое тоже должно уйти, что на смену
рабству придет свобода - не верится. И правильно, ибо свобода сама
по себе не приходит, ее нужно производить. И вера в цикличность
истории поддерживает не состояние свободы, а состояние смирения
перед отсутствием свободы.
Но в любом случае: допустим, Афанасьев - либерал. Но можно ли говорить,
что он не получил в результате своей причастности к "либеральным
реформам" никаких "плодов"? Все-таки он после путча
получил огромное здание университета Шанявского, захваченное во
время путча 1917 года большевиками (тут была высшая партшкола).
Получил только благодаря близости к Ельцину, получил по праву победителя.
Можно ругать РГГУ, можно хвалить, но Афанасьев свое получил. И то,
что он не желает расстаться еще и со зданиями на Никольской, а его
в этом поддерживают, показывает, насколько слабо наши интеллектуалы
понимают смысл правовых норм и насколько они исповедуют один из
тех принципов, которые порождают большевизм: пусть сперва другой
начнет соблюдать закон, а я потом.
Что до РГГУ, то заведение слишком большое и всегда есть опасность,
что на любую критику последует указание на Аверинцева, Карасева,
Шабурова и пр. Так "Иностранка" чуть что - заслоняется
именем о. Александра Меня. Так отдельные вояки гнали впереди себя
пленных. Увы, таково часто и религиозное сознание - святых вперед
и и за ними в качестве сопровождающих...В этом смысле Великий пост
хорошее время для того, чтобы разрыхлить полосу отчуждения, защищающую
святыню от собственного хитрого эгоизма, а интеллект -- от памяти
о своих добрых делах. Отчужденность принято рассматривать как порок
(объективация), но она извращает большую добродетель, неизвестную
Средневековью.
Впрочем, то зам. главного редактора "МН", а вот главный,
Виктор Лошак (МН, 27.3.2001, с. 5) сообщает: у него "ясное
ощущение", что Путин как минимум лет на семь. А у меня еще
более ясное ощущение, что если опустить руки, то Путин будет и на
все семьдесят семь лет. Путин или его клон - потому что сам Путин
всего лишь клон Ельцина; внешние различия - это незначительные колебания,
не отражающиеся никак на реальности, на бомбежках, на казнокрадстве
и пр. Лошак хвалит Путина за то, что тот якобы гарант против тоталитаризма,
ведь у него есть "самоирония и несклонность к величию".
Ну, скромных фюреров бывало. Но где это у Путина самоирония, этот
изысканнейший дар? Впрочем, Лошак ни одной цитаты не приводит -
видимо, это опять его ощущение.
В "Литературной газете" (3.4.2001) о встрече Путина с
четырьмя редакторами - упрек, похоже, мол, на брежневскую манеру.
Автора в телерепортаже "поразило подобострастие, выказываемое
главными редакторами, непрерывное их кивание". Мило, одно только
обесценивает всю эту речь: подписано "Литератор". А через
двадцать лет выяснится, что это, скажем, Виталий Третьяков, страшно
гордясь собою, написал во искупление своего заискивания перед президентом.
Хозяева сервера Newmail.ru 27.1.2001 удалили, отказав в бесплатном
хостинге, сайт "Русский баптист", заявив, что содержание
сайта относился к числу "сект или нетрадиционных конфессий,
сатанистов и т.п." (Internet, #29, p.7).
См. сайт журнала "Знание - сила": www.znanie-sila.ru.
Интервью с Дм. Ицковичем (Internet, #29, p.7): создатель zhurnal.ru
(проект окончен из-за бесприбыльности), создатель polit.ru в рамках
первого проекта. Хотел сделать "элитарную интеллектуальную
тусовку". Объясняет, что посещаемость политру падает, п.ч.
ее высота была куплена. Откуда деньги, не объясняет. Теперь занимется
сетью кафе ОГИ. Мимоходом: "Мы все-таки люди православные"
(С. 54).
Перемещение во времени похоже на перемещение в пространстве изменением
отношения к ближнему. Можно во времени уехать - как уезжающие из
России забывают нас, бедненьких, и часто за десять лет жизни там
не удосужатся даже руссифицировать компьютер, все печатают латиницей.
Недосуг, дела... Так и приближаясь к последнему часу с ужасом видишь,
что забыл сделать многое, что хотел и что должен был бы.
Федор Кондратьев писал о богородичниках: "В их трудах превозносится
нищета духа" (Сегодня, 15.4.1995). Прошло пять лет, и этот
критик нищеты духа упрекает участников "информациологического
форума" в том, что в их докладах "не встретилось христианское
определение Бога: Бог - это любовь" (Православная Москва, №236,
янв. 2001, с. 8). Что ж, еще пять лет - и Кондратьев заучит, что
про нищету духа - это хорошо, это не психопатия. Кондратьев очень
недоволен тем, что его обвинили в том, что он при советской власти
участвововал в гонениях на диссидентах как психиатр, а теперь "предпринимает
усилия по возрождению карательной психиатрии" в отношении сектантов.
Он пишет: "Эта полнейшая по несоответствию реальности дезинформация
распространялась радиостанцией "Свобода", а с ее подачи
в сети Интернет и потом в ОБСЕ, в целом направлена на оченение положениядел
в России с религиозными меньшинствами" (там же).
Не надо путать личную шерсть с общественной: с религиозными меньшинствами
в России все обстоит отлично. Вот я принадлежу к религиозному меньшинству,
а у нас и храмы строятся огромные, и иерархи наши ездят на неплохих
машинах. Примечательно, что советский человек говорит о дезинформации
"полнейшей по несоответствию реальности" - как будто может
быть другая дезинформация. Это зеркальное отражение риторической
манеры громоздить похвалу одну на другую ("высокопреосвященнейший").
Какая-то странность с рейтингом Рамблера, куда заглянул: полгода
назад у ведущих "религиозных" сайтов было 250-300 посещений,
теперь под тысячу. Всплеск интереса к религии? Но как-то довольно
резко и слишком уж выборочно. По spylog ничего такого не прослеживается.
Никто не может объяснить, в чем дело?
Юр.Щекочихин (Новая газета, 26.3.2001): генпрокурор подтвердил
то, о чем говорили уже год: 2 марта 2000 г. в Чечне 22 омоновца
из Сергиева Посада были убиты по ошибке омоновцами Подольска. На
думских слушаниях по делу генералы Ю.Михайлов и В.Федоров лгали,
утверждая, что стреляли чеченцы.Страшно что: хорошо себе представляешь
этих Ю.Михайлова и В.Федорова и хорошо представляешь, как
они лгали: обыденно, как это делают каждый день люди, с которыми
встречаешься. До революции все-таки не то чтобы элита не лгала,
но элита лгала иначе, чем низ. Элита занималась скорее самообманом,
теперь же она лжет совершенно так же, как все. Страшен не грех,
страшна обыденность греха. Сатана привлекателен, поскольку кажется
необыденным. Ханжество омерзительно, поскольку превращает Дух Божий
в обыденность.
Юлия Латынина (Новая газета, 26.3.2001, с. 10) развивает уже тривиальный
образ современной России как средневековой: "В России любое
соблюдение законов ставит любое предприятие на грань разорения ...
заокна заменяются личными отношениями. А частная собственность превращается
в систему вассальных прав, связывающих владельца предприятия и губернатора,
представителя президента, начальника налоговой полиции, главу ФСБ
и так далее". При капитализме богатство есть нечто, приумножает
себя, а в древних и средневековых культурах принцип иной: "чем
больше богатств у человека, тем больше шансов, что он их потеряет".
В России - именно такая психология. "Если сегодня ты жирный,
то завтра тебя съедят. Не надо быть жирным, то есть не надо инвесировать".
Что непонятно: в России, пишет Латынина, холоднее, чем в США, поэтому
никель здесь добывать дороже, строить цех дороже. Но ведь она же
пишет, что одно количество никеля в России (Норильскникель) добывают
170 тысяч человек, а в США - Falconbridge и Inco - 17 тысяч. Что,
у нас больше рабочих, потому что они греются друг об друга? А в
сущности, это означает, что в России не в два раза меньше населения,
чем в США (147 млн. против 300 млн.). В России не 148 млн., а четырнадцать
миллионов человек - потому что десять человек делают то, что в нормальных
странах (и в России до 1917) делает один. И это не потому, что каждый
работает в десятую долю своей силы, а потому что трое работают за
пятерых, а семеро мешают этим троим, обирают, регистрируют, руководят,
изолируют, убивают, бомбят, издеваются.
Редактор из бывшей большевистской номенклатуры средней руки правит
мой перевод. Выражение "переложить бремя действий" исправляет
на "переложить бремя практических действий". И при этом
надо учесть, что на новоязе "практические действия" -
вовсе не "масло масляное", а прямо наоборот: "отказ
от каких-либо действий".
Или: выражение "технологии, находящиеся в общественном пользовании"
предлагается переводить как "несекретные технологии".
А ведь на Западе все делится не на "секретное" и "несекретное",
а на "частное" и "общее". Но мысль о том, что
есть какие-то там буржуины с какими-то там правами на технологии,
советскому редактору в голову не приходит. Все принадлежит государству,
а уж оно решает -- секретить или милостиво разрешать попользоваться
"обществу".
А самое яркое проявление культурной сшибки -- постоянная замена
оборта "Первый мир" на "индустриальный мир".
При этом словосочетание "Третий мир" употребляется спокойно
-- подумаешь, косоглазые. Но признать себя "Вторым миром"
немыслимо, равно как и признать, что "индустриализация"
сама по себе не делает Россию частью "индустриального мира".
Предлагает услуги юридическая фирма "Торквемада" (Мантулинская,
д. 24, к. 23). Ломбард "Раскольников" уже был...
Подборка материалов о клубах (Итоги, 20.3.2001). Клуб как право
выбора, причем не демократического (выбор большинства), а либерального
- выбор меньшинства. Партия стремится к власти, клуб - к комфорту.
В русской провинции "клуб" - это кружок интеллигенции,
который каждую неделю собирается в библиотеке под разными предлогами:
то они филателисты, то духовно возрождаются, то организуют фестиваль.
Иногда в клубы идут за компенсацией (не реализовался в одном, реализуешься
в другом). Иногда клуб - групповая психотерапия. Родина клубов:
Англия, впервые упоминаются в правление Генриха IV, расцвели в 18-м
веке как кофейни, членство оформилось позднее. В основе - совместная
трапеза, помещения строятся по анфиладному принципу (остаток Возрождения,
да и строят часто в формах палаццо). Авторы хвалят российские клубы
за благотворительность -- например, Английский клуб издает три глянцевых
журнала, учредил ассоциацию "Гражданское общество" и ежегодно
вручает премии "Общественное признание" лучшим по профессии
- учителям, например, а в последний раз - лучшему чекисту. Это в
России называется благотворительностью - наевшаяся досыта номенклатура
отстегивает немножко чекистам?
|