Яков Кротов
Дневник литератора
С 10 по 16 марта 2001 г.
К
оглавлению "Дневника литератора"
К предыдущей главе
Отдельно ж-л "Христианство
в истории"
Иностранные новости
Захват российского самолета в Турции. Мне звонит женщина: страшно.
Когда страшно, это еще не страх! Страшно, когда человек уже не
боится, потому что бояться опасно Страшно, когда в Турции... А
вот когда в России... Когда твоего сына заберут в милицию, когда
зарубят твоего духовного отца, -- страха уже нет. Тогда - либо
опустошенность и ступор, либо решимость что-то сделать. Это и
называется: любовь изгоняет страх. Страх -- когда я разделен с
объектом заботы, любовь - когда соединен.
Мих. Таратута (Новая газета, 12.3.2001, ТВ-вкладка): "Привыкли
говорить. что американцы "глупые". А на самом деле они
- любопытствующий народ". Так в том-то и дело, что Восток
считает любознательность пороком, изобретает слово из языка ненависти
- "любопытство". Мудрец не любопытствует, не экспериментирует,
не вступает в дискуссию, он уже все знает. В крайнем случае, он
проповедует. Знание выбивают с боем, мудрость получают от Бога
- как преподобный Сергий - съел просфорку, научился читать. После
Иисуса и в Иисусе мудрость и становится знанием -- любопытством,
когда человек получает мудрость через общение с другими, через
творчество, через открытость и смирение не только перед Богом,
но и перед людьми.
В США продолжительность жизни человека, который приехал сюда
жить, намного выше, чем у тех, кто тут и родился. Национальный
институт здоровья США объяняет это тем, что на переезд в другую
страну решаются люди здоровые (Иностранец, 13.3.2001). А чего
ж они тогда уезжают? Ведь, действительно, уезжают не худшие, а
лучшие, и думая о причине печального состояния notre pauvre Russe
(our poor Russia), не стоит забывать о тех, кто уехал. Может,
разгадка в словах батюшки в сегодняшней проповеди: пост есть отказ
не от плохого, а от хорошего - ради еще лучшего. Отказ от мира
- ради Христа.
Скандал на Кипре: местный председатель парламента Спирос Киприану
получил в Москве премию Международного фонда единства православных
церквей - из рук Патриарха. Об этом писали и у нас, а не писали,
что, оказывается, к диплому прилагался чек на 25 тысяч долларов
(Известия, 13.3.2001). Киприану заявил, что деньги получал не
как спикер, а как личность. Личность! Личность бы такое получила...
Кто-то сказал "мое знание пессимистично, а вера оптимистична".
Что применительно к обзору новостей означает: "Всюду мертвечина,
но пахнет воскресением". И уж, конечно, воскресением пахнет
не падаль. А пример падали: Евг. Крутиков. Мужская дружба. Известия,
22.2.2001. С. 7. очерк о грузино-абхазской войне: Шеварднадзе
в 2000 г. утверждал, что покинул Абхазию на крошечном самолетике,
рискуя жизнью -а на самом деле самолет захватили абхазы, Ш. улетел
на вертолете. Грузины теперь утверждают, что "война была
проиграна исключительно из-за того, что Россия чуть ли не открыто
воевала на стороне Абхазии". На самом деле, в вертолете с
Ш-зе находились российские солдатыс летучей мышью на шевроне,
российские высокопоставленные чиновники. Ардзинба мог приказать
сбить вертолет, но отказался -- гибель российской номенклатуры
ему бы не простили. А вот своего сподвижнка Шартаву Шеварднадзе
бросил и тот был расстрелян. "После эксгумации тел Шартавы
и двух его телохранителей в их желудках нашли землю: ... припомнили
красивые сцены с целованием абхазской земли: "Чвени мица!"
("Наша земля!"), так вот и ешь ее..." На фотографии:
грузины в плену у абхазов -- классическая поза сдавшегося животного:
согнутый позвоночник, прижатая к плечам голова наклонена вперед
и вниз, плечи тоже наклонены вперед. Мертвечина -- и сдавшиеся,
и победившие.
Получил пробный выпуск газеты "Свобода" - сайентологи
против сектофобов. Информация о то, что в Москву приезжал француз
Алан Вивьен, лидер "пастырской миссии борьбы против сект"
(МИЛС) - вот кто науськивает французский парламент на секты. Он
составил список из 173 групп. Францию за сектофобию критикует
шведское правительство, Хельсинская группа. В Швеции 4.5.2000
саентологам доверили регистрацию браков (признав религией).
Sally Weale из английской Guardian, 15.11.2000 (http://www.guardianunlimited.co.uk/g2/story/0,3604,397689,00.html
), очерк об общине пятидесятников The Peniel Pentecostal Church
Эссексе, под Брентвудом, Пилгримс Хэтч (Pilgrims Hatch). Храм
похож на амбар. Огромная автостоянка с шикарными автомобилями,
джипы (в Англии признак большой семьи, а не бандита). Лидер (епископ)
бывший полицейский и страховой агент (ср. Виссариона Торопа),
Майкл Рейд (Reid). Основал общину в середине 1970-х, начинали
со встреч двух семей на квартире, теперь 600 постоянных прихожан,
школа для 160 детей. Тесные связи с американским евангелистом
Оралом Робертсом. Многие прихожане бросают работу и продают дома,
чтобы переехать в Пилгримс Хэтч. Некоторые приезжают с друзьями.
Есть из-за рубежа (37 национальностей). Многие дают церкви десятину,
что делает ее богатой. Община вызывала подозрения и ненависть:
были бывшие члены, жаловавшиеся на чрезмерный контроль со стороны
конгрегации, якобы им мешали общаться с семьями, мешали уйти.
Подозревают в истерике из-за свидетельств о чудесах исцеления
от глухоты. Ассоциация рекламных стандартов жаловалась на то,
что община распространяет объявления, в которых дает людям необоснованные
надежды, особенно в 1993 г. заезжий архиепископ Бенсон Идайоза
(Idahosa) утверждал, что воскресил восьмерых мертвецов.
Рейд одобряет смертную казнь и сам готов расстреливать, телесные
наказания детей, честит индуистов развратными язычниками. Независимый
кандидат в парламент, бывший корреспондент ВВС Мартин Белл утверждает,
что налицо "энтризм" (от слова "entry", "вступление")
- политизация религии, т.к. в январе 1998 119 прихожан общины
сразу записались в тори и теперь в местной организации консерваторов
задают тон. В одной из проповедей Рейд заявил, что Блэр и социализм
вообще суть зло. Личные впечатления корреспондента: все вежливые,
дети ведут себя безупречно, не нарушая дисциплину за два часа
службы. Классический случай сектофобии и попытки бывших членов
движения перевалить собственную вину на бывшего идола. И Рейду
надо в России устроить рейд -- тут такие стреляльщики в цене.
В стокгольмской клинике Дадерид выпустили календарь, на котором
врачи и сестры снялись обнаженными (Комсомольская правда, 18.1.2001)
- чтобы привлечь новых сотрудников. Главврач, хирург Сорен Экман
поясняет, что ведь пациент чувствует себя плохо, когда ему командуют
раздеться, "ну и пусть больные знают, что мы тоже иногда
раздеваемся, и ничего в этом безобразного нет". И можно было
бы поверить, но уж слишком много стало сообщений о подобных съемках
- вот, "Труд", 15.2.2001, для книги рекордов Гиннеса
массовая групповая фотография обнаженных невест. Но тут и не "заголиться"
по Достоевскому, не бесстыдство. Поучительно было бы сделать картинку:
священник в разрезе, совместить картинку, обычную для катехизиса
(священник), с картинкой, обычной для учебника анатомии (мужчина).
Глядишь, удалось бы пройти еще немножко по пути эволюции мужчины
и священника в человека.
Российские новости
"12 марта 2001 г.в Новочебоксарском городском суде Чувашской
республики состоялось судебное заседание по уголовному делу по
обвинению Александра Волкова в совершении преступления, предусмотренного
ч.1 ст.328 Уголовного Кодекса РФ - уклонение от призыва на военную
службу. Вчера, 13 марта, приговор был оглашён, согласно которому
Волков А.В. приговорён к лишению свободы на срок шесть месяцев.
Волков был взят под стражу в зале суда, и ему не дали возможности
даже позвонить матери. Волков А.Н. является членом Церкви христиан
веры евангельской "Христова церковь любви и веры". Ему 20 лет".
(Сообщение Татьяны Томаевой, Славянский правовой центр, www.rlinfo.ru).
"Православная Москва", №4(238), февр. 2001, критикует
американца Кодзи Такахаси, лидера движения "Лайф спейс"
за отказ от услуг обычной медицины; рядом традиционная критика
иеговистов. И одновременно приходит подборка восторженных отзывов
о Серафиме Роузе -- как он героически отказался лечиться, отчего
и скончался.
Геннадий Букаев, министр налогов, об ИНН - что делать с работодателями,
которые грозят не платить зарплату, если работник не получит ИНН:
"Работнику надо обращаться в суд. Мы можем только беседовать
с такими работодателями, морально воздействовать". И он же
о причине православной бузы против ИНН: "За этим веры нету,
за этим стоит смута - некоторых предпринимателей не устраивает
прозрачность, которую несет присвоение ИНН" (Известия, 12.3.2001).
Лицемер (ясно, что не работодатели требуют ИНН, а налоговики)
видит вокруг лицемерие. Иннофобия, конечно, носит не коммерческий
характер. Православных реакционеров подпитывают со всех концов,
"просто так", а уж что они на эти (небольшие) деньги
творят -- их проблема.
Пожалуй, событие: Вяч. Измайлов в "Новой газете" (12.3.2001,
с. 2) обличая милитаристов походя делает их символом Максима Соколова
и Михаила Леонтьева. В начале 90-х эти имена были символом талантливой
и свободолюбивой журналистики, затем они стали символом талантливой,
но заблудшей и не очень нравственной журналистике, потом просто
стали избегать поминать эти имена, а теперь уже они поминаются
без всяких ссылок на талант (да и то - ненависть разъедает талант)
просто как новые Булгарины, если не хуже. Размежевание интеллектуалов
прошло еще одну стадию, а оно ведь есть такой же признак приближающегося
конца, как появление пузырьков в стоящей на огне кастрюле с водой.
Похороны Владимира Ворошилова, ведущего телеигры "Что, где,
когда". Якубович - четвертому телеканалу: "Умер Бог".
Не менее теплое слово нашлось у Любимова. В очередной раз совершенно
неадекватные надгробные речи -- впервые это шокировало с Листьевым,
которого представляли вторым Сахаровым. Что ж, я бы хотел, чтобы
узнавшие о моей смерти не постеснялись сказать, что покойник был
желчен, недобр, скуповат на деньги и доброе слово (впрочем, все
это прозвучит и без моего желания). Поэтому позволю себе сказать,
что Ворошилов все-таки не был богом, более того -- он один из
тех, кто создал и поддерживал душевную основу нынешнего Отстоя.
Если на фоне застойного телевидения его передача воспринималась
- благодаря прямому эфиру - как нечто свободное, то теперь же
видно, что свободы там было ровно полпроцента. Хоронили в шикарном
гробу.
О нем же в "Новой газете" Ольга Деркач, Владислав Быков
(15.3.2001): "Игра - Бог, и он - Бог в игре". Сам Ворошилов
о себе: "О гажданских чувствах, об общественном долге...
Высокие цели вызывают во мне сомнение. Я делал свою работу честно,
и в этом - мои гражданские чувства. Мы занимаемся искусством,
а не политикой и гражданской общественной деятельностью".
Проверяем: да, артисты варьете в гитлеровской Германии тоже могли
так рассуждать".
Конечно, и в Америке таких телеведущих три с половиной крематория,
но, во-первых, там их никто не выдает за героев демократии - люди
просто развлекают публику и делают на этом деньги, во-вторых,
Америка все-таки не бомбит, скажем, индейские резервации. Одно
дело пир во время чумы, другое дело пир во время войны, и совсем
третье дело - пир во время пира. Хотя великим постом, конечно,
все три дела кажутся недостойными человеческого существа.
Актер Иван Охлобыстин 13.1.2001 уехал из Москвы в Ташкент, тут
был рукоположен в священника, его жена Оксана родила ему сына
Василия (три дочери уже есть - Евдокия, Анфиса, Варвара) (Елена
Скворцова-Ардабацкая, Московский комсомолец, 13.3.2001). По информации
АПН, впрочем, рукоположен еп. Костромским Александром.
А вот рецензия Валерия Кичина на последний фильм Охлобыстина,
переделку "Идиота" Достоевского, где Охлобыстин играет
Рогожина и со-режиссера: "Ни пуканье, ни дефекация, ни опорожнение
мочевого пузыря в фильме не являются символом ... времени и общества.
Скорее они служат опознавательным знаком кинотусови, которая в
поисках еще не засвеченных на экране субстанций пришла к как...ке
и сейчас, как кистью, пишет ею портрет современности".
Кичин о рукоположении Охлобыстина: "Что его подвигло: сознание
греха перед литературой или жемчужина русского фольклора поговорка
"На тебе, Боже..." - останется его тайной".
ОХЛОБЫСТИН Иван Иванович (р. 22. 07. 1966) в числе тех, кто получил
сейчас деньги от Лужкова на съемку кино. Осенью 1995 женился на
актрисе Оксане Арбузовой. «Любое насилие выглядит сексуально»
— (на КФ «Кинотавр-94»).
Из интервью "Аргументам и фактам", №8, 1998:
"Я семь лет жизни отдал Тантре". "Чем отличается
католик от православного? У католика своя бартерная сделка: я
сделал - мне дай".
Алла Боссарт об эстетике о. Иоанна Охлобыстина и его среды в
связи с фильмом "Даун-таун": "Фильм, конечно, говно,
как сказал бы тот же Иван Охлобыстин. И говорю я так о фильме
без всякой жалости. Хотя властительница некоторых умов Дуня Смирнова
всегда учила меня жалеть авторов фильмов, потому что кино снимать
очень трудно, люди жизнь кладут, а вы (мы), критики, языками своими
грязными чешете и людей буквально убиваете. Нет, дети мои. Вовсе
не трудно было сваять такое кино" (Новая газета, 12.3.2001).
Получил пробный выпуск газеты "Свобода" - сайентологи
против сектофобов. Из той же статьи: в Калиниградской области
сыновья православного священника избили жену адвентистского пастора,
когда адвентисты собрались в местном ДК.
Тут же статья историка Анатолия Прокопенко, занимавшегося карательной
психиатрией, против того, что ее персонажи теперь травят секты
(Кондратьев, Полищук). Один из них (кто?!) сказал: "У русского
народа фоновая нервно-психическая слабость "Я", податливость
чуждым влияниям".
Мертвечина: в "Радонеже" в связи с ИНН выдвинут тезис:
да, тревога ложная, но в борьбе с кощунством, которое нам померещилось,
мы готовимся к борьбе с настоящим антихристом. Это у них учебный
бой (№110, с. 9, февр. 2001 - "если человек сейчас спокойно
проглотит эту пилюлю, тогда он расслабит свою волю, и в минуту
подлинного, последнего выбора не может сказать твердое "нет").
Это уже какой-то, простите, богословский онанизм -- в ожидании
борьбы с антихристом упражняться в борьбе с фантазиями об антихристе.
"Радонеж", №110, с. 15, февр. 2001: "Православные
отказались сидеть за одним столом с сектантами-харизматиками".
Центр Иринея Лионского - т.е. Дворкин - радостно сообщает, что
Дворкин и Кураев отказались участвовать в расширенном заседании
Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при губернаторе
Ямало-Ненецкого автономного округа в Ноябрьске, п.ч. на заседание
пригласили пятидесятника ("Слово жизни", "Живая
вера"). Дворкин заявил: "Мы не можем участвовать в каком-либо
мероприятии совместно и как бы на равных с тоталитарными сектами
... наше совместное заседание с прозелитствующей и практикующей
конфессиональную анонимность тоталитарной сектой американского
происхождения несомненно буде воспринято как наше признание этой
секты и одобрение ее действиями". Кураев: "Пусть эти
люди сейчас обвинят нас в фанатизме, зато впоследствии, когда
сектантские вербовщики скажут им, что действуют в полном согласии
с Православной Церковью, люди вспомнят, что когда-то Православная
Церковь отказалась даже участвовать с ними в одном заседании".
А вдруг люди вспомнят, что Православная Церковь не только в этих
особах?
Пожалуй, даже логика магических табу (не есть с никонианом, не
мыться в бане с иудеем) милее этих сугубо рационалистических,
от головы, а не от сердца исходящих фантазмов. Но по вере их да
будет им: будем знать, что с кем оные заседают, тех одобряют.
Список выйдет длинный и причудливый.
Если всерьез: тут, конечно, пространство воспринимается как нечто,
подлежащее обязательному рассечению и маркировке. Это мышление,
если по Флоренскому, характерное для гравера, а не для живописца,
мышление линии, а не цвета.
Патриарх в интервью в посольстве Греции (http://www.zavet.ru/news/news-s010305.htm#03):
"Как Вы относитесь к возможности "реабилитации" графа Толстого?
- Я не думаю, что мы вправе сегодня навязывать человеку, который
умер сто лет тому назад возвращение в Церковь, от которой он отказался.
В отношении графа Толстого Церковь констатировала, что он отказался
быть православным христианином. Мы не отрицаем, что это гений
литературы, но у него были произведения явно антихристианские,
и он сам отказался быть членом Церкви, и Церковь только констатировала
это факт. В праве ли мы сегодня через сто лет навязывать ему то,
от чего он отказался?"
Все верно, только, спрашивается, почему Толстому такая привилегия,
что ему навязывать Церковь нельзя, а остальным гражданам можно?
Потому что они не гении? Потому что у них "православные корни",
а Толстой был, как известно, трюмо, а у трюмо корней не бывает?
Cвящ. Петр Исаков (http://www.sobor.ru/church.asp?id=1479, интернет-журнал
"Соборность" критикует социальную концепцию РПЦ за запрет
священникам обращаться к светской власти с жалобами на епископов.
Во-первых, в концепции (гл. 3, п. 10) ошибка: дана ссылка "на
11-е правило Сардикийского Собора, тогда как текст на самом деле
принадлежит 11 правилу Антиохийского Собора". Во-вторых,
каноны запрещают обращаться в светский суд, поскольку во время
составления канонов был суд церковный, а теперь его нет -- епископы
бойкотируют его создание. В-третьих, "государство имеет право
и возможность, предоставленные ей Церковью, поддерживать, сохранять
и восстанавливать канонический строй Церкви. Вернемся к нашему
примеру: согласно правилам 10-му Феофила Александрийского и 24-му
IV Вселенского Собора, управление епархиальным имуществом, в том
числе и денежными средствами, осуществляется архиереем через избранного
духовенством эконома, и таким образом, возможно проследить за
правильным и разумным управлением церковной собственностью. К
сожалению, этого сейчас нет нигде. И если какой-то клирик, смущенный
подозрением в отношении финансовой деятельности епархии попросит
церковного суда у государственной власти, то созываемый ею епископский
суд, даже если не будет обнаружено никаких конкретных злоупотреблений,
обязан устранить нарушение канонов, выражающееся в отсутствии
избранного священством эконома".
Вредная штука - право, особенно писаное. Все так было хорошо,
так ведь дернуло отца Петра глянуть в книгу. Может, и все прочие
каноны начать приводить в действие?
Ассимметрия добра и зла в аскезе проявляется тем, что радоваться
стоит по любому поводу, даже ничтожному, даже суетному. А вот
злиться из-за преходящего не стоит. В аскезе стоиков или эпикурейцев,
напротив, предлагалось воздерживаться от крайностей всяких, и
многие христианские аскеты придерживались именно такой позиции.
Но крайность в радости, крайность в любви -- слава Богу, что они
есть. Подавляя их, можно лишь иссушить душу, а не скопить непроявленные
чувства в некоем резервуаре.
Надо просто благодарить Бога за светлые чувства, за опыт любви
и счастья, и чем больше они, тем больше благодарность. А если
нет благодарности, то и сама сдержанность превращается если не
в порок, то в занудство.
Немножечко теории журналистики. Пишут мне: "Ваш дневник
постоянно пробуждает во мне чувство ненависти! Чувство ненависти
ко всему тому глупому, бездарному, низкому и пошлому, о чем Вы
постоянно пишите. Вернее, что постоянно происходит у вас в стране.
Поэтому у меня есть личный вопрос: Вы тоже испытываете это чувство
ненависти (не то, чтобы открытой ненависти, но какое-то сложное
чувство возмущения и боли несправедливо обиженного человека),
или Вы стараетесь чувствовать себя сторонним, как бы незаинтересованным
наблюдателем, не предающимся чувствам? Самый положительный персонаж
Вашего дневника... кто он? может быть, это Вы сами?"
Прямо скажу: не испытываю я чувства ненависти или обиды, а если
и испытываю, то как-то механически, как отзвук некогда сильного
чувства, рефлекторно. Подозреваю, что отчасти это благодаря старению
(половому) - то, что мы принимаем за позыв к справедливости есть
в юном возрасте сублимация позыва совсем к другому. Кроме того,
не могу исключить и того, что все-таки Господь милостив и меня
потихонечку умиротворяет. К тому же злишься, когда ничего не можешь
сделать, а когда есть дело, тогда не до ненависти.
А положительный персонаж моего дневника в каждом выпуске отдельной строкой
и требует кликания, чтобы
никто не говорил, будто я навязываюсь. А ведь есть еще Мень, Бердяев, Трауберг...
Нет, все-таки хороших людей больше - и даже плохие люди хорошие, а вот противоположное
утверждение некорректно.
Далее
|