Яков Кротов
Дневник литератора
С 3 по 9 марта 2001 г.
К
оглавлению "Дневника литератора"
Отдельно ж-л "Христианство
в истории"
Иностранные новости
В Португалии обрушился мост через Дору, погибло восемьдесят человек.
Мост давно нуждался в ремонте, кому надо куда надо сигнализировал,
но кто надо сигналы игнорировал. Паводком и снесло одну из обветшавших
опор. Министр общественных работ Португалии Жоржи Коэлью "заявил,
что берет на себя моральную ответственность за гибель людей. Вчера
он подал в отставку и президент страны ее удовлетворил" (Илья
Скакунов, Сегодня, 6.3.2001). Странные министры в Португалии: вместо
того, чтобы объявить о том, что предшествующие поколения португальцев
виноваты в проедании будущего, вместо введения дополнительного налога
на мосты, вместо объявления о грядущей реструктуризации и приватизации
мостов -- подают в отставку. Надо этих министров к нам на повышение
квалификации.
Анна Яковлева. Успех и грех. "Новое время", №9, 2001,
с. 36-37. Успех для буддиста - убежать от мира, для даоса - приспособиться,
уйти внутрь себя, для иудео-христианского мира - овладеть миром.
Розанов назвал ренессанское стремление достичь успеха в пределах
земли панэвтихизмом ("всеудовлетворение"). Далее по Веберу
(выгода как успех, упущенная выгода - грех). Американская психология
покоится на вере в законосообразность мира, возможность создать
нужные обстоятельства, русская - на вере в абсурдность, бездну,
силу обстоятельств. Для американца успех - процесс, для русского
- результат. Русские ссылки на судьбу англичанами воспринимаются
как фатализм ("доля"). Русское отвращение к плану - американская
сосредоточенность на плане. Русский делает сто дел, чтобы выгорело
одно (лотерея), американец делает одно. "Успех по-западному
- это успех благодаря действию по инструкции. А русские инструкций
не знают или игнорируют. ... иностранцы способны прекрасно действовать
в штатных ситуациях ... зато креативность русских в нештатных ситуациях
бывает просто поразительна". А вот последнее - лукавство. Что
считать "креативностью"? Революцию? Умение солгать и своровать?
Нет уж, увольте.
Виталий Третьяков не выдержал (впрочем, я не слишком внимательно
читаю его передовые) и оттянулся на славу по Чечне, отвечая на обличения
датского парламентария Холькера Нильсена - где тот, видите ли, был,
"когда в 1994-1995 гг. в Чечне, по сути, уничтожалось русскоязычное
население, когда счет похищенных и уничтоженных шел на тысячи, когда
фактически осуществлялся геноцид славянского населения на территории
России?" Примечательно нарастание гула - как при лае - сперва
лишь "уничтожалось русскоязычное", а в конце фразы уже
геноцид. И, конечно, использование словечек "по сути","фактически",
сигнализирующих о том, что автор понимает лживость своей брани.
Кеннет Глак, координатор "Врачей без границ" (Московские
новости, 27.2.2001, с. 8) отказывается строить предположения о том,
кто его похитил, добросовестно описывает факты (взяли - ударили
- кормили): "Я что видел, то и рассказываю. Предположения при
нашей работе -- непозволительная роскошь". Вспоминается американский
чекист, для которого роскошь -- не обращать внимания на газетные
фельетоны. Кларк: "Наша политика безопасности состои в том,
чтобы довести до всех сторон кнфликты, где мы работаем, чем занимаемся".
На вопрос: "Не страшно?" - "Страшно думать о том,
как местные люди там живут и работают. По сравнению с этим все остальное
-- мелочь". Се - человек.
Российские новости
Николай Петраков (Деловой вторник, 6.3.2001 - вкладка в Труд) задает
простой вопрос: власти требуют стопроцентной оплаты коммунальных
услуг, но не объясняют, куда, в таком случае, пойдут освобождающиеся
"бюджетные средства" - т.е. средства налогоплательщиков.
Кроме того, "информация о затратах совершенно непрозрачная.
Исходя из чего вы рассчитываете тарифы? Молчание. Немножко придется
приоткрыть завесу таинственности. Например, в расчет тарифа на воду
закладывается суточное потребление воды в размере 300 литров на
человека ... эти маленькие хитрости призваны заставить нас оплачивать
все протечки в водопроводных сетях ... мазут для Дальнего Востока
будет оставаться золотым до тех пор, пока не возвратятся наши власти
к практике летних завозов горючего в полном объеме, вместо героических
прорывов ледоколов через тяжелые зимние льды".
Увы, ясно, что если делать все "как надо", то на квартиру
и в абсолютном, и в относительном выражении придется тратить больше
-- но правильнее больше платить за реальность, чем вообще не платить
за "жизнь" в мираже. В этом капитализм истиннее и феодализма,
и большевизма (да и ханжества): он хотя бы адекватнее воспринимает
мир, пусть с воспринятым поступает не всегда, скажем так, по заповедям.
"Комсомольская правда" (6.3.2001) торжествует: она "выиграла
судебный процесс у Руслана Линькова". После убийства Старовойтовой
газета опубликовала интервью с неким Борисоглебским, который заявил,
что Линьков-де и убил Старовойтову. Линьков подал в суд за клевету,
суд защитил сталин-югендов, и "известный питерский юрист Андрей
Воробьев" теоретизирует: "Любой человек вправе свободно
высказывать свое мнение и версии".
Что ж, воспользуюсь и я своим правом: не исключено, что именно
Андрей Воробьев в сговоре с Александром Борисоглебским организовал
убийство Старовойтовой, которая, по данным из хорошо осведомленных
источников, располагала сведениями о том, что эти двое организовали
групповое изнасилование Дмитрия Стешина, корреспондента "Комсомольской
правды", автора заметки.
Шум вокруг процесса полковника Юр. Буданова, убившего чеченскую девушку Эльзу Кунгаеву 26.3.2001. Его непосредственный
бывший командир ген. Шаманов, ныне губернатор Ульяновской обл., о процессе: "Это идеологическая интервенция
западных стран против России ... у бедного полковника такой же бедный адвокат, а у бедного пострадавшего --
три московских высокооплачиваемых адвоката" (Сегодня, 3.3.2001).
Буданов еще в тот же день приказал обстрелять дом в селе, но старлей
Багреев ослушался -- за это Буданов избил его и посадил в зиндан,
яму.
Юлия Калинина: "Полковнику Буданову ... по окончании судебного
процесса присвоят звание Героя России, а в будущем, возможно, даже
учредят в армии новое воинское звание - "полковник Буданов"
... Потому что задушил чеченку. Если бы русскую - тогда другое дело
... Научиться использовать свое отвращение в мирных целях и им согреваться
- вот, пожалуй, и все, что остается нам в нашей стране" (Московский
комсомолец, 3.3.2001).
Вл. Ладный (Комсомольская правда, 3.3.2001): "Те, кто знаком
с кавказскими законами, знают: потеря девственности до свадьбы --
тягчайший, несмываемый грех. А вот стрельба по врагам - дело вполне
обыденное ... Буданов утверждал н следствии: у него были данные,
что снайпершей была мама Эльзы, и он хотел выяснить, где она скрывается.
Эльза в ответ угрожала ему, стала кричать, кусаться, потянулась
к его пистолету. В борьбе он разорвал на ней кофту, лифчик... Давайте
не будем судить людей прежде, чем это сделает суд."
В Питере чекисты провели обыск у Руслана Линькова, помощника Старовойтовой
-- семь следователей: "Они на голубом глазу, со звериной серьезностью,
ищут материалы по "еврейско-демократическому заговору в России"
как части всемирного еврейского заговора". Было это в 1998
году, который Анна Полянская (Московские новости, 27.2.2001, с.
10) почему-то называет "еще демократический", хотя уже
тогда Путин возглавлял Тех, Кому Надо.
Или Тех, Кого Надо? Интернет-агентство Глеба Павлоского заявило,
что Старовойтова и Линьков везле с собой три миллиона долларов ("как
известно" - без ссылки на источник).
ОПРОВЕРЖЕНИЕ
Антуан Аржаковский в своей книге о журнале "Путь",
вышедшей в свет на русском языке в Киеве в 2001 г., дал замечательный анализ этого издания Бердяева. Огромное
количество неизвестных фактов, почерпнутых из архивов. Есть погрешности перевода (например, "Смысл творчества"
в обратном переводе с французского превратился в "Смысл творческого акта").
На с. 579 книги написано: "Некоторые западные интеллектуалы, влюбленные в Россию -- например, Жорж Нива
и Патрик де Лобье -- регулярно приглашают в Женевский университет или в Ватикан русских интеллектуалов. Некоторые
из них, перешедшие в католичество (Я.Кротов), являются крупными специалистами по русской религиозной мысли от
Соловьева до Бердяева".
В этой фразе есть три ошибки. Первая и главная: я никогда не переходил в католичество. Вторая: меня ни разу
не приглашали ни в Женевский университет, ни в Ватикан, и с глубоко уважаемыми мною Ж.Нива и П. де Лобье я виделся,
к сожалению, по одному разу. Третья: я не являюсь крупным специалистом по русской религиозной мысли и никогда
не пытался выдавать себя за такового.
Г-н Аржаковский незамедлительно принес мне извинения за то, что использовал непроверенные сведения.
|