Яков Кротов
Дневник литератора
С 6 по 12 января 2001 г.
К
оглавлению "Дневника литератора"
К предыдущей главе
Отдельно указатель
к новостям религиозной жизни в составе "Дневника"
Иностранные новости
Денис Драгунский (Новое время, №1, 2001, Павлик Морозов пакует
чемодан, с. 9) в защиту глобализации: "Тесная коммуналка суверенного
государства кажется людям уютнее, чем изолированное индивидуальное
жилье в открытом мире". Глобализации как мирового правительства
нет, и это хорошо -- речь идет не о мировом государстве, а о мировой
индивидуализации. Глобальные структуры не имеют того главного, что
отличает государство -- насилия, недобровольности. Страх глобализации
оборачивается "возвращением к истокам", падению на колени
перед старым отцом. "За исторически краткие мгновения душевного
комфорта придется платить отставанием страны и разбеганием народа".
Эрик Вайхенмайер, ослепший школьный учитель из Голдена, Колорадо,
32-х лет, увлекся альпинизмом, он уже поднялся на Килиманджаро,
Аконкагуа, поставил своей задачей подняться на все высочайшие пики,
в том числе, в этом году -- на Эверест (Сегодня, 5.1.2000). Его
берут не из милости, он идет как полноправный член команды. В сущности,
человек делает именно то, что он сделать не может. Но, как говорил
один герой, интересно решать только нерешаемые задачи. В этом смысле
выращивание свободы в России собственными силами куда интереснее
чем восхождение слепого на Эверест.
В Бразилии состоялись выборы мэров нескольких городов. Зарубежные
корреспонденты ошалело отмечают, что поведение некоторых избранников
достаточно "нетрадиционн" и заставляет многих "приподнять
брови". Новый мэр Сан-Карлоса (175 тысяч человек) пригласил
в свою резиденцию патера, чтобы тот изгнал бесов (освятил, по-нашему).
К Ресифе (полтора миллиона населения) Жоао Паоло мэр -- дзен-буддист
-- приказал всю мебель поставить по оси восток-запад (передом к
востоку). В Сан Паоло (10,4 млн. населения, финансовая столица Бразилии)
новый мэр на свой первый официальный завтрак пригласил 60 бездомных
А в Рио-де-Жанейро, напротив, полиции было приказано прогнать всех
бродяг с улиц. Мэр Рио Сесар Майа приказал отключить полицейские
радары, чтобы не мешали людям ездить с достойной скоростью, и разразился
речами с цитатами из Муссолини и Уайлда. Из Муссолини этот мэр цитировал
насчет того, что великий вождь должен поддерживать хорошие отношения
с церковью и отвергать непотизм. Майа заметил, что двое его родственников
работают в мэрии, но не потому что они ему родственники, а потому
что они "компетентые люди". Он не уточнил, что речь идет
о его жене и сестре. А больше всего не повезло мэру Олинды, туристического
городка, где уже месяц бастуют мусорщики. Он начал с уборки собственного
кабинета. Правда, этот мэр -- коммунист, так что его сердце должно
было утешаться тем, что он поддерживает забастовочное движение.
Что любопытно: вроде бы Частное время наступило, личность освобождена,
но стоит ей воспользоваться плодами своей свободы, хотя бы стул
поставить к западу спинкой, как сразу "поднимают брови".
Во-первых, потому что чем выше человек подымается в иерархии, тем
менее он личность и частная персона, тем глубже он погрязает в трясине
прошлого. Во-вторых, потому что только сдержанность личности может
уравновесить ее свободу. Почему, кстати, окружающие только подымают
брови, а не требуют от очередного вована принять меры к мэрам.
Спасибо Шэрон Линзи, социологу и преподавательнице сравнительного религиоведения,
которая мне объяснила, почему Вяч. Иванов не совсем прав в
своих жалобах на американское здравоохранение. Правда, прежде, чем объяснить,
она сама прокляла американское здравоохранение, но уж без проклятий о врачах
говорить, видимо, просто боятся. После отметила, что это здравоохранение все
равно лучшее в мире, все равно никого умирать не оставят и клятву Гиппократа
выполнят. Другое дело, что если раньше сам человек решал, какими услугами врачей
он будет пользоваться, а страховая компания оплачивала, то с недавних пор страховая
компания оплачивает лишь то, что предписано врачом. Это и вызывает в Америке
- в том числе, у отдельных Ивановых - такую бурю возмущения. Что ж, можно посочувствовать,
хотя все-таки делать из этого выводы о загнивании "глобального капитализма",
кажется, преждевременно.
Вот Чехия - большая страна. Больше России, во всяком случае. На
митинг в защиту журналистов-демократов вышло то ли 60, то ли 100
тысяч человек - у нас столько и в 1991-м не выходило (Сегодня, 5.1.2000).
Биллиардный-то шар супротив воздушного не п в пример серьезнее будет.
Российские новости
Сергей Пархоменко (Итоги, 9.1.2001, с. 3) подчеркивает, что журнал
"Итоги" не зацикливался на борьбе с режимом, а писал и
о велосипедах, о вегетерианстве, о битлах - "и все это необыкновенно
важно. Иногда гораздо важнее, чем "харизматический Путин"
с его пустыми глазами. И чем "техническое правительство"
с его пустыми словами. И чем сооруженная ими странная "путиномика",
построенная на пустых же, потому что дармовых, нефтяных деньгах
... Тупые и злобные уроды, которые, едва добравшись до власти, стали
пытаться нас сожрать, тем от нас и отличаются, что для них свет
сошелся клином на очень небольшом количестве очень скучных вещей.
Мы же точно знаем: ... есть в жизни много чего гораздо более существенного".
В общем верно, а вот в частностях... Достаточно напомнить, что
"путиномику" создал еще Владимир Ильич Ленин, а все последующие
лишь красили ее кто во что горазд. Потом, Пархоменко допустил традиционную
ошибку человека, который в первый раз пострадал от советской власти:
стал ругаться ("тупые и злобные уроды"). А надо было бы
попомнить диссидентский опыт -- опыт корректной полемики с режимом,
подчеркнуто корректной. И главное. Да, в мире есть много существенного.
Но все-таки писать про породы собак и баню - не значит писать про
это существенное. Про это прекрасно писали при самых тоталитарных
режимах. "Космополитен" только про это и пишет. Или "Работница".
И если чем-то "Итоги" хуже "Ньюсвика" и хорошей
западной журналистики, то, пожалуй, недостатком персонализма и некоторым
переизбытком мещанства. Между мещанством и экзистенциализмом вообще,
как ни странно, грань довольно тонкая, как между эгоизмом и самопознанием.
Есть у меня и хорошие слова об "Итогах", но щепетильность
не позволяет мне их выдать, все-таки я там печатаюсь.
А! Вот любимая мысль Льва Тихомирова и его клонов (Павловского,
Шушарина и т.п.), выраженная Николаем Харитоновым (полковник в КГБ,
плантатор в думе): "Я не исключаю, что и сегодня подслушивают
и подсматривают, в том числе и меня, и вас ... А почему бы государству
не знать, что мы несем в себе? А почему бы не знать, чем мы с вами
дышим, не мешая жить, не мешая работать?" (Итоги, 9.1.2001,
с. 7).
Здесь, видимо, водораздел между гуманизмом и прогрессизмом, которые
долго могут двигаться синхронно, но в конце концов разделяются.
Гуманизм начинается там, где начинается знание, которое влияет на
жизнь. Изучение объекта меняет субъект. Меняет оно и субъект. Обычное
же сознание (не обязательно прогрессистское) допускает лишь знание,
не изменяющее ничего. Поэтому это бытовое сознание, наиболее распространенное
в истории человечества, не боится ни идеи всеведущего Бога (Он-то
всеведущ, но умеет это в Себе подавить), ни идеи всевидящего государства,
не понимает, почему нельзя читать дневник своего ребенка. Как говорил
один лесковский герой: "Подумаешь, плетьми да на выпуск..."
Это статичное сознание - довольно богоборческая штука, потому что
Бога оно представляет себе как нечто статичное, всякое движение
как гниение и распад, и пытается быть таким же. А потом приходит
познание, которое организовано так, что меняет и исследователя,
и исследуемое. И для такого познания мысль, что за тобой кто-то
подсматривает, принципиально омерзительна, ибо подсматривание меняет
не только подглядывающего (это как раз можно пережить), но и меня,
даже если я об этом не подозреваю. Меняется сама социальная ткань.
А Василий Шандыбин четко сформулировал: "Были в коммунистической
партии замаскировавшиеся демократы, или агенты пятой колонны, и
они вот позакрывали памятники культуры, такие, как наши церкви"
(Итоги, 9.1.2001, с. 7). И расстрел колчаковцев в 1920-м! и промпартия!!
и голод на Украине - это все они, интеллихенты проклятые!!!
Любовь Цуканова (Новое время, №1, 2001, 11): "Когда сегодня
на НТВ гневаются на чекистские замашки Путина, я им искренне сочувствую,
но в памяти почему-то встают обстоятельные ... фильмы Евгения Киселева,
солидно исследующего советскую внешнюю политику, советских лидеров,
советские органы госбезопасности. Мне почему-то кажется, что Владимиру
Владимировичу Путину должны нравиться также передачи вроде "Намедни".
Если убрать оттуда раздражающе небритую физиономию Леонида Парфенова,
оставив один закадровый текст, можно даже показывать эти фильмы
школьникам для воспитания в них чувства советского патриотизма".
Да можно и небритую физиономию не убирать. Что, небритый Михаил
Леонтьев противен Путину? Вспоминается Шекли, "Абсолютное оружие"
-- облако, которое поглощало любую протоплазму, приговаривая: "Я
люблю живую протоплазму"... "Я люблю и неживую протоплазму".
Бритый циник, небритый циник, -- приидите, насладитеся, Владыко
бо приемлет и бритых и небритых. В этих пределах большевизм умеет
растягиваться -- как удав. Переварит, скомпактится, но это будет
позже.
А Максим Соколов в "Известиях" (11.1.2001) печатает материал
совершенно в духе и стиле своих статей в "Коммерсанте"
1991 года: про то, какие плохие люди нами правят, какие они лжегосударственники
и казнокрады. Вот оно, простое человеческое счастье, даруемое простым
проживанием лет: ты уже знаешь цену этим словам, знаешь, что их
произносит циник, монархианец и православизанец, который сердится
не на то, что у власти подонки, а на то, что эти подонки не пляшут
под его дудку, а даже, мерзавцы эдакие, приплачивают ему за то,
чтобы он стебался, как приплачивали ранее Илье Эренбургу, Евтушенке
или Льву Анненскому. Эренбурги, они чем хороши: ершатся-ершатся,
либеральничают в пределах полушага, ровно так, чтобы не было побега.
А потом в нужный момент так выполнят задание партии и правительства,
как обычный нудный пропагандист не сможет (в случае с Соколовым
- обложат, к примеру, Бабицкого особо гнусной ложью), и этим окупят
вложение средств.
Гр.Заславский хвалит минкультуры: "Михаил Швыдкой вернул художникам
уверенность в завтрашнем дне" (Независимая газета, 10.1.2000).
Он прав. В этом и кошмар. Неподвижные социумы отличаются как раз
сумасшествием в отношениях со временем. У них нет будущего, они
не хотят будущего, и потому боятся будущего и пытаются превратить
его в небудущее, в воспроизведение прошлого. Отсюда эсхатологизм
-- навязчивый кошмар дурного будущего, представление о всяком изменении
как о катастрофе. И этот же эсхатологизм сосуществует со страусиным
закапыванием в песок. В советских газетах и по сей день половина
всех сообщений - о том, что должно произойти (поедет... построит...
заплатит...), а не о том, что произошло. Да ничего и не происходит
вчера там, где ничего не может произойти завтра, где все силы направлены
на то, чтобы завтра в точности воспроизводило сегодня. Тот же Кобзон,
те же казенные кормушки, те же пьянки, пьяные (не обязательно алкогольные)
грехи и пьяные исповеди.
ГУВД Москвы заявило, что на Рождество в ночь в 200 храмов пришло
300 тысяч человек, а днем 700 тысяч (Известия, 9.1.2000). Какая-то
странность: то все время на Пасху то же ГУВД сообщало о 150-170
тысячах пришедших в церковь, а то вдруг сразу -- миллион. ВЦИОМ:
55% москвичей считают себя православными, постились в ночь на 1
января лишь 1,5% (Комсомольская правда, 6.1.2000).
Подведят итоги строительства храма Христа Спасителя. Обошлось оно
в 650 млн. долларов (Сегодня, 6.1.2000).
Патриарх о росписях храма Христа Спасителя: "Эта работа -
не только украшение главного храма ... но и символ возрождения духовности,
символ обновления России" (Вечерняя Москва, 5.1.2000, Ольга
Никольская).
В Центр. доме журналиста в Москве вручали еремии АО "Мосэнерго",
учрежденной совместно с Союзом журналистов. Дали "Известиям",
дали сотруднице "Коммерсанта" Ирине Рыбальченко (Российская
газета, 5.1.2000).
Любовь Рак (Труд, 4.1.2000) - очерк об Алексее Киселеве, сыне свящ.
Александра Киселева, уехавшего из Питера в канун революции. Жили
в Эстонии, потом в Германии, потом в США. Киселев младший стал американским
генералом, правда, написал диссертацию об Анд. Платонове. Служил
десантником, в военной разведке. Родители вернулись в Россию, в
Москвуу, поселились в Донском монастыре. А Киселев Алексей "в
92-м ... воевал за Россию, как и мечтал всегда, на передовой линии,
в казачьих формированиях. На берегу Днестра познакомился с другим
генералом - Александром Лебедем". Сам говорит: "Единственная
война, на которую я пошел добровольцем, - Приднестровьем".
Это по его инициативе устроили туфту с посыпанием "могилы Резанова"
(фальшивой") землей с могилы монахини Кончиты. О себе: "Воробей,
родившийся в конюшне, не становится конем. Так и я - всегда чувствовал
себя русским православным человеком". Гм! Ну как после этого
сердиться на советских людей, когда вот - вполне несоветский, а
тоже вполне изощрен в метафорах.
Президент, провожая Шредера, приехавшего выбивать долги, заверил
его, что Россия долг отдаст. Точного срока, правда, не назвал. Недавно
меня так провожал один мой работодатель, заверяя, что я знаю, какой
он порядочный и честный человек, что он отдаст все, что должен.
Делал он это с уверенностью, прямо пропоциональной размеру долга
и времени, в течение которого он этот долг не отдает. Самое интересное,
что человек он действительно порядочный, о нем даже в справочнике
"Кто есть кто в России" напечатано, что он единственный
среди советских интеллектуалов отличается порядочностью -- о нем
единственном.
Проблема в том, что "порядочность" есть свойство человека,
которое может сохраниться и вне порядка. Справедливо и обратное:
святой кается в грехах, хотя пребывает в свете.
Смотреть телевизор нет сил; даже НТВ, кажется, совсем осовковело.
Как ни включу, по любому каналу -- о том, как злодеи-американцы
отравили радиацией наше Косово, а теперь еще и скрывают это свое
преступление ценой здоровья собственных солдат.
Конечно, у нас проблема обследования солдат на лейкемию как-то
не стоит. У нас "Мир новостей" (6.1.2000) печатает рассказ
ландскнехта Александра Дебелко, который 11.10.2000 приехал в Голицыно
получать деньги за свои подвиги в Чечне: "В Чечню рисковать
жизнью я поехал потому, чо в нашем городке безработица. Я служил
честно - за четыре месяца у меня не было ни одного взыскания. Так
почему же я не могу получить честно заработанные деньги, почему
я должен платить обнаглевшим офицерам Таманской дивизии, бандитам
и жуликам. Почему меня на территории воинской части должны грабить
и избивать на глазах тех же офицеров?" (С. 3).
Ответ, конечно, ясен: поднявший меч не всегда гибнет от меча противника,
но всегда страдает от идиотизма, гордыни и просто жадности собственных
командиров. Причем Дебелко жалуется на то, что выдача денег организована
так, что ландскнехты вынуждены идти поздно вечером к отдаленному
зданию бухгалтерии, и эти доблестные усмирители чеченцев попросту
боятся. Причем их сорок человек, но каждый боится лично за себя
- объединиться против вымогателей они не решаются.
И в этом же номере благостные статьи про завершение храма Христа
Спасителя ("символ возрождения России", с. 2) и про литье
колоколов ("колокола, однажды и навсегда ставшие символом России"
- с. 5). И астрологический прогноз. Типичнейший для Средневековья
коктейль!
В этой же книге выступления Константина Борового, где он обличает
КГБ за коммерцию, и прелестный ответ Ларисы Пияшевой, экономиста:
"Что касается наших предпринимателей, каждого из них, можно
на них показать пальцем и спросить: "А ты не из КГБ?"
Сегодня, когда Константин Натанович выступал и говорил об отвратительных
мафиози, мне хотелось ему задать вопрос: "Константи Натанович,
а у вас откуда был первоначальный капитал? Вы же были владельцем
самой крупной биржи?" ... каким образом случилось так, что
эти люди получили суперпривилегии для того, чтобы создать свои банки,
биржи и СП. А другие, простые, маленькие люди, котоые просто хотели
заниматься предпринимательством, ничего этого сделать не смогли?"
(С. 97).
Стоит напомнить, что Валерия Новодворская довольно долго активно
выступали в поддержку Ельцина и одновременно описывала, как Боровой
возит ее отдыхать на различные элитные курорты. Конечно, это не
означает, что Новодворскую "купили", но что она дала себя
поставить в ложное положение, после которого ее политическим оценкам
уже веры нет, - несомненно.
М.Пересветова (Москва-АиФ, №1, 2000, с. 3):очерк о военных кафедрах
в ВУЗах. Взятка за "сдачу" зачета - до 600 р., деньги
собираются через старосту группы, передают коллективно. Можно не
платить, а сдавать экзамен. Один "прогул" - 100-200 рублей.
За сто долларов можно пропустить занятия в течении семестра. "Военные
преподаватели ... пусть небескорыстно, но дают ребятам шанс не отправиться
в войска. С нового года преподавателям военных кафедр вузов Москвы
повысили зарплату: теперь она в среднем составляет 2000 рублей".
В коллекцию новояза: бандиты, пусть небескорыстно, но дают людям
шанс остаться в живых... Иуда, пусть небескорыстно, но дал Каиафе
шанс познакомиться с Христом...
Project Harmony (http://iatp.projectharmony.ru/grant/winners.html
- Представительство некоммерческой корпорации "Прожект Хармони Инк.",
США - IATP, The Bureau of Educational and Cultural Affairs (ECA),
Washington, DC, USA - ведомство правительство США) выдал в начале
2000 г. по программе "Обучение и доступ к интернет" гранты,
в т.ч. на следующие проекты: Маляренко Фридрих Наумович. Подростковый
журнал "Вера" в Интернет; Нечаева Марина Юрьевна. Полнотекстовая
электронная библиотека "Исторический атлас христианства в России";
Чубаров Игорь Михайлович. Создание и развитие
веб-сайта философского журнала и гуманитарного издательства "Логос";
Шин Владимир Сонирович. Создание электронной библиотеки памятников
христианской письменности I–XV веков.
Еще один современный святой: Людмила Карамышева дала в "Труде"
(4.1.2000) полосный очерк о полковнике Александре Жукове, который
был у чеченцев в плену 47 дней с 30.1.2000 и теперь рассказывает,
как его вынуждали принять ислам, а он все-таки отказался. Почему-то,
правда, его не зарезали, и даже он вышел живым из плена - ранили
его, в конечном счете, свои, соотечественники. Спрашивается: что
ж это за фанатики и что же это за смертельные угрозы, которые не
заканчиваются смертью? И, даже если исповедничество было, по-мужски
ли об этом рассказывать, и мудро ли разжигать страсти, вместо того,
чтобы предать молчанию то, что может помешать примирению.
Ректор литинститута Серг. Есин (Труд, 4.1.2000) о тексте гимна
Михалкова: "Только профан и мещанин, привыкший в искусстве
к искусственным усложнениям, не увидит в стихах Гимна нескольких
безукоризненных формул русского самосознания, которые долго будут
волновать сердца россиян". По 100-бальной шкале лести - 21.
Удобно: у кого сердце не волнуется, тот не россиян (я, к примеру).
Но каков литератор: в искусстве-де не должно быть искусственных
усложнений. С таким же успехом можно требовать, чтобы в воде не
было кислорода и водорода. Милые, милые советские люди! Вроде бы
надо бояться их, а что-то не боязно. Вспоминается Эллочка: "Тиран
и мещанин!"
Иезуитский анекдот к Рождеству:
Святые Доминик, Франциск и Игнатий Лойола перенеслись чудом в хлев
к Святому Семейству. Святой Доминик преклонил колени перед Пресвятой
Девой. Святой Франциск преклонил колени перед Младенцем Иисусом.
Святой Игнатий Лойола наклонился к Иосифу и прошептал: "Извините,
а Вы уже подумали, в какой колледж отдадите мальчика?"
"Труд" (4.1.2000) на первую полосу вынес фотографии целующихся
на Красной площади мужчины и женщины и надпись: "Поцелуй, переходящий
в третье тысячелетие, - добрая примета нового времени?" Хорошо
хоть вопросительный знак поставили - "Московский комсомолец"
накануне живописал, как по прямому эфиру на втором канале без четверти
полночь кто-то смачно выматерился на всю страну.
Олег Александров, праправнук Александра Александрова, автора гимна
СССР просит учесть, что его прапрадед "был последним регентом
церковного хора храма Христа Спасителя" (Труд, 4.1.2000, с.
5). Следующая остановка: объявить, что Сталин был подготовлен семинарией
для мудрого руководства страной. А конечная: дать Путину орден за
то, что он стоял в оцеплении вокруг храмов в годы социализма. Защитил
святыню от всякой интеллигентской шушеры!
Забавно: больше всего записываются к депутатам от "Яблока"
(74 человека на 19 членов Думы) - а к 87 коммунистам записался 71
человек. Мария Озерова: "На выборах граждане голосуют за одних,
а за помощью предпочитают обращаться к другим" (Московский
комсомолец, 5.1.2000. Тянет пофилософствовать о политическом двоеверии
(в России действительно выбирают, похоже, тех, от кого хотят избавиться
-- ссылают в Кремль, лишь бы не гадили в родном подъезде). Но все
же, видимо, тут все проще: выборы-то, чай, фальшивые. Недаром в
"Сегодня" (5.1.2000) Вишняков, пред. центризбиркома, заявляет,
что идеальных выборов нет ни в России, ни в США. А под лозунгом:
"идеально чистой воды не бывает" можно заставить пить
даже ослиную мочу.
Далее
|