Яков Кротов
Дневник литератора
С 23 по 29 декабря 2000 г.
К
оглавлению "Дневника литератора"
К предыдущей главе
Отдельно указатель
к новостям религиозной жизни в составе "Дневника"
Иностранные новости
Евг. Рубцова (Общая газета, 21.12.2000) в связи с помилованием
Поупа провела маленькое исследование и обнаружила, что никакой закон
не запрещает помилование сразу. Между тем, по нашей традиции - на
помилование подают не ранее как через половину отсиженного срока.
Адвокаты, начальники тюрем, правозащитники, которых она спрашивала,
на основании какого документа надо ждать полсрока, терялись, а потом
ахали: нету такого тугамента! Правда, не думаю, что это открытие
кому-то облегчит жизнь, ведь это надо быть невиновным как Поуп,
чтобы тебя помиловали. Как приятно миловать невиновных! Правда,
это трудно - надо сперва невинных признать виновными. Но это дело
наживное.
Б.Стругацкий (Известия, 27.12.2000) на вопрос о том, где торжествует
сейчас мещанство, описанное в повести "Хищные веки века":
"А вы съездите в Швецию или Н:овую Зеландию - там они во всей
красе. ии, на худой конец, - в США. ... восхитительное царство изобилия,
когда живется весело и ни о чем не думаешь, весь мир в твоей тарелке:
ешь - не хочу. ... основные черты Страны Дураков просматриваются
отчетливо, причем (что существенно) не только отрицательные - беснование
с жиру, духовная скудость, пренебрежение недостижимым, но и положительные
тоже - свобода действий, свобода устремлений, состояние "каждому
- свое". В хорошем смысле этой формулы, разумеется".
Вот потому-то я и разлюбил Стругацких, как только
пришла свобода, разлюбил быстро и основательно. Язык - да. Но, в
конце концов, язык ошарашивал лишь тех, кто читал переводную фантастику.
Как-нибудь эстетический голод утолю Толстым. Но вот эта слепота
к миру, отгораживание от мира, соединенная с агрессией. В "Хищных
вещах века" меня потрясала, прежде всего, сцена вываливания
отличных книг в грязь. Ну и что, в Америке не хотят читать? Нет,
у нас. В Новой Зеландии разгул наркомании? Нет, у нас. Духовная
скудость - там? А Стругацкий, с его уверенностью, что смысла в мире
вообще нет, а религия опиум для народа - это духовное изобилие?
"Понедельник" был стебом, капустником. Сколько
же такого было при Совке, и я в этом премного участвовал. Но ведь
стебание - не борьба со злом, а бегство от зла. Предубежденность
аскетов к смеху-насмешке в этом смысле оправдана: насмехаясь, я
не столько бичую порок, сколько заигрываю с ним. Всякий смех есть
разновидность двойничества, и насмешка делает меня тенью того, над
кем я (возможно, справедливо) насмехаюсь. Убежденность в неизбежности
и благости Лубянки, антизападничество, самодовольство, парткомовская
убежденность в том, что людьми можно и нужно манипулировать ради
их блага (только делать это надо страдаючи сердцем) - все это и
в героях Стругацких (не знаю ничего об Аркадии), и в том круге интеллектуалов,
который они пели. Смеясь, далеко не всегда расстаешься с прошлым
- иногда смеясь, не замечаешь, что ты расстался с настоящим.
Сердиться на Стругацких решительно невозможно, потому
что это означает сердиться на все, в чем ты вырос, в чем ты жил.
Но и принять это решительно невозможно, потому что это означает
вернуться в первобытное совковое состояние. К тому же это так естественно
- ну, среда ела-ела и съела, породила оппозицию, сводившуюся к неприятию
лишь крайностей, к желанию "умеренного" большевизма, большевизма
без ярко выраженных коммунистических черт. Вот это мы и получили
в 1990-е.
Анд.Ольховатов (Сегодня, 27.12.2000): 7.12.1999 горожане Гайры
(Австралия) увидели в стороне городской дамбы свечение, услышали
взрыв - наутро там обнаружили отверстие двухметровой глубины, 10
см. диаметр, наклонено к горизонту под углом 60 градусов. Стали
копать - искали метеорит. Сейсмостанции зафиксировала толчки. Только
теперь выяснилось: это был мощный выброс метана. 15 кубометров вырвались
на поверхностность со скорось 6 м. в секунду. Подарок атеистам:
вот я думаю, что ощутил благодать свыше, а это у меня из подсознания
прорвалось. Правда, все-таки даже атеисты не будут отрицать, что
метеориты бывают тоже... Хотя нет, будут отрицать: знаменитое постановление
де сиянс академиков о том, что с неба камни не падают (кстати, не
миф ли это?).
Дм.Радышевский (Московские новости, 19.12.2000), репортаж из Иерусалима, цит.
проф. Рафаэля Исраэли: "Евреи молились о возвращении в Иерусалим на Храмовую
Гору в течение двух тысячелетий ... Когда в 1967 году это осуществилось, мы
не снесли построенные там мечети, как всегда делали мусульмане со святилищами
побежденных. ... Мы хотели избежать новых жертв и попробовать построить прочный
мир с нашими соседями ... Но они не хотят слышать ни о каком компромиссе ...
Сейчас приближается Ханука .... Разве для евреев не унизительно то, что они
не мгут взойти туда в этот день? Они могут, но не делают этого, чтобы избежать
кровопролития. К сожалению, другая сторона никогда не руководствуется такими
соображениями". При всем моем антисемитизме:
а ведь Исраэли прав. Хотя, наверное, арабы возразят, что "мочь" в
данном контексте понятие условное - если бы евреи посмели в 1967 году разрушить
мечеть на Храмовой горе, то арабский мир все-таки объединился бы и в 1968 г.
Израиля не было бы вообще. И за нашими "могу", "не могу"
- интереснее всего выглядывать "внешние" обстоятельства. "Не
могу не курить". "Не могу ходить в церковь, где попы жадные и патриарх
гебист". "Могу и без Бога быть порядочным человеком".
Анд.Сотник (Московские новости, 26.12.2000) о скандале во Франции:
тут арестован сын Миттерана Жан-Кристоф, идет раскручивания дела
об отмывании денег и торговле оружием. Активно в сделках участвовал
русский купец Аркадий Гайдамак, председатель совета директоров банка
"Российский кредит". Массово поставляли оружие в 1992-1998
гг. в Анголу через Париж. Ангола платила Гайдамаку деньгами от продажи
своей нефти. Гайдамак, кроме того, "уговорил" Россию простить
Анголе долгов на шесть миллиардов долларов. Сотрудничает с Львом
Леваевым (торговля бриллиантами). В торговле оружием участвовали
и чекисты, купившие контрольный пакет словацкого предприятия ZNS
OSOS Martin".
В Тегеране к приезду нашего минобороны срочно реставрировали Никольскую
церковь, которую тот намерен посетить ("Известия, 25.12.2000).
Бедная варшавская галерея "Захета"! То ее разгромил Ольбрыхский,
уничтожив свое изображение в форме нациста. Теперь там выставили скульптуру
итальянского художника Маурицио Каттелена (Maurizio Cattelena) "Девятый
час", изображающую Папу Войтылу очень реалистично, но только поверженного
метеоритом. Группа депутатов сейма потребовала убрать это - статуя де "профанирует"
особые отношения поляков с Римом. Двое преревностных католиков-депутатов, Халина
Новак-Конопка и Витольд Томчак
ворвались в галерею и попытались поставить истукан в вертикальное положение.
Би-би-си отметила, что статуя уже выставлялась в Лондоне, но там вызвала лишь
"приподнимание бровей" (что на русский в "Труде" от 23.12.2000
Вадим Вихров перевел как "не предприняли никаких демаршей" - как будто
бы поднятая бровь не есть демарш). Художник впервые выставил работу в 1997 г.,
и тогда выставка была названа "сенсационной", скульптуру папы активно
фотографировали (англичан хлебом не корми, дай посмотреть на крушение папизма).
А идея проста: конец света, звезды падают с неба - вот одна и придавила.
Как мило! Андрей Кабанников (Комсомольская правда. 23.12.2000)
критикует ЦРУ: тут елку нарядили разными разностями, "одна
беда - не перед кем этим похвастаться. Даже елка в ЦРУ в ЦРУ совершенно
секретная. И к ней, и к шпионским хороводам под ней, как обычно,
не допустят посторонних". Про Лубянку, небось, напишет не "шпионский
хоровод", а "дружно взявшиеся за руки разведчики".
Свадьба Мадонны и Ричи в церкви Дорнаха. Венчала их Сьюзан Браун.
Накануне венчания крестили ребеночка молодых. Настоятельница известна
тем, что способна в церкви прокатиться на скейте, чтобы привлечь
внимание. Молодым подарила упаковку с двумя рулонами туалетной бумаги.
Якобы как символ - чтобы "брак был столь же длинным и прочным".
Я понимаю, что шотландцы щеголяют репутацией сквалыг, но неужели
они растягивают рулон пепифакса на всю жизнь? В общем, по Сеньке
и шапка. Какова мадонна, таково и духовенство.
Российские новости
А вот иллюстрация к тому, что такое большевизм без парткома. Министр
Починок, знаменитый теперь тем, что послал жену рожать в Америку,
устраивающий дорогие попойки по этому поводу, выступил с новыми
инициативами. Во-первых, установить для частного сектора минимальную
зарплату в 1234 рубля, а в Москве еще в два раза больше, и налоги
брать с этой цифры (28.12.2000, Труд). То есть, неважно, сколько
написано в ведомости. Тем самым признано, что на официальную минимальную
зарплату - 85 рублей, кажется - прожить невозможно. Между тем, несомненно,
что не все частники в Москве получают по четыре тысячи, не меньше.
На рынке корячатся за меньшие деньги. Большевизм - он в чем: нэпманов
надо обложить, кулаков задавить. В сущности, заставляют платить
за свободу - ты свободен, ты плати. А я раб, я бедненький чиновник
с окладом двести долларов в месяц, у меня жена с ребенком так намучались,
пока из Америки летели. И вторая придумка (К.Данов, Общая газета,
28.12.2000): считать выигрышем в казино все деньги, которые участвовали
в игре. То еть, если человек поставил пять тысяч, четыре тысячи
вернул, то при сдаче фишек с этих 4 тысяч возьмут 35% налога. Владельцы
казино, нэпманы несчастные, молили этого не делать, предложили "лучше"
увеличить налог со столов - пожалуйста, налог со столов увеличи,
но и эту придумку оставили.
Вообще, интересная идея: что выигрышем является даже то, что осталось
после проигрыша.
Ронен Омри. Серебряный век как умысел и вымысел. Предил. Вяч. Вс.
Иванова. Пер. с англ. Омри Ронена. М., ОГИ, 2000. 152 с. Обзор:
Ив. Толстой, Русская мысль, 21.12.2000. С.Маковский в мемуаре 1962
утверждал, что выражение "Серебряный век" придумал Бердяев.
Это ошибка, Бердяев термина даже не употреблял. Впервые: Глеб Марев,
1913, СПб., "Вседурь. Рукавица современью" - футурист:
"Пушкин - золото; символизм - серебро; современье - тускломедная
Вседурь". В 1929 г. в мемуаре Вл.Пяста, в 1924 г. Иванов-Разумник.
До них термин прилагался (Вл.Соловьевым) к литературе 19 в.
Мих.Ростовский (Московский комсомолец, 26.12.2000): "Ежедневные
сводки о количестве погибших в мятежной республике воспринимаются
большинстом населения как неизбежное зло". Забавно не то, что
не следует говорить о большинстве, не приводя тут же ссылку на опрос,
а то, что уже несколько месяцев как нет никаких ежедневных сводок.
Уверен, что Ростовский просто забыл, не лжет сознательно. Сознательная-то
ложь не так опасна, как глубочайшая уверенность в том, что есть
именно так, а не иначе.
Александр Таранцев, глава "Русского золота", получивший
от швейцарцев компенсацию за то, что они не сумели доказать его
мафиозность (наши не дали на него материалов): "Президент совершил
гражданский подвиг, сумев подняться над спорами, встать вровень
с историей. Такого действия ждал весь наш народ. Предложенная Путиным
символика есть основа общенародного социально-политического согласия.
Сочетание двуглавого орла и красного знамени является как бы печатью
окончания долгой и мучительной гражданской войны, начатой с раскола.
Горделивый гимн Александрова и романовское трехцветное знамя означают
единство империи и государства социальной справедливости, православие
и социализм. Не одно против другого, но все вместе. Это и означает
окончание гражданской войны в России. ... не правы ли те старцы
и прорицатели, которые предсказывали возрождение России в последние
времена?" (Комсомольская правда, 25.12.2000).
По стобалльной шкале лести - примерно двадцать: заявить, что приход
Путина предсказывал Серафим Саровский. За последний год, пожалуй,
выше еще не было. А вообще в коллекцию новояза: "встать вровень
с историей" - "выпасть из истории".
Cам-то Путин повинен в этом идолопоклонстве, в быстром развитии
нового культа личности, не более, чем кусок мрамора - в поклонении
статуе Аполлона, которую из этого мрамора высекли. Идолопоклонство
подобно алкоголизму, проходит те же стадии: опьянение, восторг тем,
что вот, наконец, обычный, как мы (и Сталин сперва был серенькое
ничтожество, и Хрущев, тем более, Брежнев) - потом восторг тем,
что он не такой, как все. Затем - похмелье. Или христианство.
Cерг. Рогожкин (Московский комсомолец, 25.12.2000) о скульпторе
Светлане Асерьянц, 72 лет: анималистка, она при Брежневе старалась
отказываться от лепки "лениных и пионеров". Теперь по
заказу неизвестных слепила бюст Путина. Журналист фантазирует: хозяина
офиса мечтает сказать: "А ты знаешь, мне захотелось, чтобы
у меня стояла скульпура президента! Это нормально. Для нормальной
страны". Ох, после публичной пикировки Путина и Лужкова в Кремле
кажется, что это способ очень тонкой - в духе той же пикировки -
травли Путина, ведь, как сказал бы Левша: "Передайте, что у
англичан бюстами начальства офисы не украшаются".
Такая тонкая пикировка (а зачем журналист спросил, "целовала
ли" Асерьянц бюст), что уж вроде бы и не пикировка вовсе. Под
этой заметкой - анекдот: через десять лет будут вспоминать "ельцинскую
оттепель". И с одной стороны, хорошо: вроде бы поняли, наконец,
что происходит. И понимания больше, чем в первую оттепель, свободы
больше. С другой стороны, нехорошо: это не столько понимание, сколько
физиологическая реакция на ущемления себя, любимых. Про ближних
и их проблемы не понято ничего - от частной собственности до гибели
жителей Грозного.
За понимание жизнь отдают, а за себя и коробок спичек жалко, замолчат,
как прежде, лишь только начальство цыкнет по-настоящему. Как Асерьянц
сообщает: деньги за бюст отдаст на церковь, она в селе Спасское
Тверской губернии расписывает храм. "Когда я иконки восстанавливала,
батюшка велел окреститься. Приняла крещение и церковь расписала.
Бесплатно, конечно, добровольно". Вот это "батюшка велел
окреститься" куда интереснее, прежде всего, конечно, потому
что принимать это за чистую монету не стоит.
"Известия" (25.12.2000) "с одной стороны" газетного
листа - письмо Шендеровича ("Известиями" же неоднократно
травленого) о том, как в Апатитах мэрия запретила ему выступать,
правда, попросив при этом извинения. С другой стороны - возмущение
Е.Крутикова - в московских книжных магазинах продают учебник арабского
языка с про-исламскими лозунгами. Вроде бы равновесие: и полиберальничали,
и помилитарничали. Ан нет: милитаризм на первую полосу, либеральничанье
на вторую. Первое - гадость, второе - самооправдание за гадость.
Шендерович, кстати, язвит: его мурманская знакомая, организатор
выступления, голосовала за Путина ("даже перекрестила свой
избирательный бюллетень"), на таком любопытном основании: "Вдруг
он честный?" Что же при этом символизировало перекрещивание
бюллетеня? может, не столько пожелание победы над врагами, сколько
пожелание победы над своими сомнениями? В несвободном душевно обществе
выборы из демократической процедуры превращаются в лотерею? Выбор
персоналистический заменяется возвратом к уриму-туммиму.
Военная прокуратура обвинили главного по деньгам в минобороне Георгия
Олейника в краже полумиллиарда долларов. Сергей Ищенко (Труд, 21.12.2000)
поясняет и, видимо, не врет: не крал, и обвиняют для виду, он и
работать продолжает, а орденов у него хватит еще на десяток миллиардов
долларов - все равно амнистируют. Просто в 1997 году военные эти
полмиллиарда отдали "Газпрому" в уплату за украинские
долги, а украинцы должны были нам сала для солдатиков завезти на
полмиллиарда долларов, но не завезли. Совок продолжается -- с наличными
расстаемся мы туго (полмиллиарда ведь никуда так и не ушли), а на
все остальное плевать -- газу подарили Украине немеряно. По-настоящему-то
деньгам поклоняются как раз в архаичных системах, где хозяйство
натуральное, денег мало. А Запад - ну чему они там поклоняются;
они и золотой стандарт отменили, и карточки ввели. Ну смешно ведь
говорить, что они поклоняются электронным карточкам!
И еще в той же газете к вопросу о патриархальном обожествлении
денег. Л.Рак (Труд, 21.12.2000) описывает как в Красноярске мать
высуживала у медиков двести тысяч (6 тыс. долларов) за гибель жены
и новорожденной дочки по вине анестезиологов. Так в суде медики
сперва заявили, что мать "хочет обогатиться на смерти дочери"
(потом стали вообще отрицать свою вину). И это именно вторичное
средневековье -- средневековье начиналось как раз с развитой системы
денежных штрафов даже за убийство. А тут от одного отношения к деньгам
ушли, а к другому не пришли, так и путаются в собственном хищничестве.
В октябре 2000 г. у подмосковного Одинцова милиционеры застрелили
водителя "Жигулей", не остановившегося на их свисток и
якобы ехавшего слишком быстро. История получила огласку, милиционеры
прислали ответ (Труд, 21.12.2000): мол, водитель "нарушил допустимый
скоростной режим", и точка. Адвокат Ольшанский поясняет: видимо,
лгут -- не приложили распечатку радара. Да и не пытались они остановить
машину миром, и сами этого не заявляют. Подухариться, видимо, захотелось.
Ольшанский: "Как иногда стреляют милиционеры. Первый выстрел
-- на поражение (боятся, что не хватит "золотых" секунд).
Второй - якобы предупредительный. В объяснениях описывают ситуацию
в обратной последовательности. Ни один эксперт никогда не сможет
их уличить". Правда, Ольшанский делает странный вывод: поэтому
нужно тщательно все расследовать. А вывод другой: поскольку уличить
нельзя, расследование бесполезно. Кстати, и в общении очень часто
мы сами себя обманываем: выдаем слово-на-поражение за слово-предупреждение.
Руководитель думских плантаторов (ну какие ж они "аграрии"!)
Николай Харитонов получил от чеки звание полковника госбезопасности
"за большой вклад в укрепление безопасности страны". Видимо,
за борьбу с частной собственностью на землю - успешную. Примечательное
бесстыдство. Хочется употребить штамп "маски сброшены",
но все-таки точнее, видимо, "трусы спущены".
Далее
|