Яков Кротов
Дневник литератора
14 АПРЕЛЯ 2000 Г. И РАНЕЕ
К оглавлению "Дневника
литератора"
К оглавлению
дневника за 2000 год
К
предыдущей главе
Новое на сайте: об аресте
священника Стефана Каприо; о похоронах
погибших в Чечне;
Иностранные новости
1. Спор о мальчике, Элиане Гонсалесе, 6 лет, которого
мать взяла с собой в США на нелегальной лодке — и погибла, только
мальчик уцелел. Теперь Клинтон за то, чтобы его вернуть отцу, остающемуся
на Кубе, 64% американцев за то же, но вот Вл. Война (Новое время,
№15, 2000) против: по кубинским законам ребенок принадлежит государству,
оно его растит — вернуть его все равно, что вернуть беглого раба.
Габриэль Маркеса (Московские новости, 11.4.2000) за Кастро, Гор, вице
Клинтона — за оставление ребенка в Америке. Хуан Кобо из МН: "Самое
отвратительное в этой затянувшейся вакханалии то, что на деле все
забыли про ... мальчишку, превращенного здоровыми "дядями" в игрушку
для грязных политических игр". Кобо напоминает про суд Соломона: прав
тот, кто отдаст ребенка — то есть, США. Кубинский историк Мануэль
Морено Фрахинальс напоминает о первопричине: люди бросаются в море,
чтобы убежать от социализма. Кстати, по этой же причине секулярный
мир против религиозного воспитания детей: Церковь кажется им диктаторским
режимом, контролирующим отца и мать, так что лучше уж отобрать ребенка
у семьи.
2. Юр.Сигов (Новые Известия, 6.4.2000): определились
оба кандидата в президенты США, Альберт Гор и Джордж Буш. По исследованиям,
большинство американцев не считают, что президент должен быть очень
умным и образованным, они предпочитают опытного администратора.
Он должен "ни в коем случае не быть скрытным и таинственным: от
таких американцы просто сразу же шарахаются". Развитие от Востока
на Запад — это ослабление почтения к таинственности, нарастание
предпочтения откровенности и открытости. Так и в религиозной сфере:
от неведомого и непознаваемого Нечто к Христу.
3. Во Франции закончился конгресс коммунистов,
на который русских не позвали, на котором Робер Ю объявил о курсе
партии на омоложение, феминизацию, индивидуализацию (вплоть до мелких
землевладельцев) (А.Евпланов, Вечерняя Москва, 29.3.2000). Французские
коммунисты критикуют политику России в Чечне, что греет душу многих
наших интеллектуалов, полагающих, что защита этой политики автоматически
свидетельствует об их антикоммунизма. Конечно, встает вопрос, а
что остается при этом от коммунизма — как встает вопрос, что остается
от христианства, если оно превращается в приложение к феминизму
или ювенопоклонству. Малый квас все смешение квасит? Ложка дегтя
в бочке меду? Коммунизм или христианство переселят? Или лягушка
на спине вола? Уступка духу века сего? Феминистки переварят и коммунистов,
и христиан? Оба поворота возможны, хотя эмоционально обычно человек
заранее выбирает один из двух вариантов. Соблазнительно сказать,
что ложную идею (коммунизм) переварят, а истинная сама всех перешибет
— но ведь знаем, знаем, что и христианство переваривают — переваривая
христиан. Бога не перешибешь, но ко всему, что ниже, это не относится.
Гарантий для спокойствия нет, и только вера может — нет, не дать
спокойствие, но впустить Бога в нашу жизнь.
4. Евг. Умеренков (Комсомольская правда, 30.3.2000)
под рубрикой "Давайте жить дружно!" и заглавием "Почему русские
в Латвии стали "неграми"?" ("негр" — от слова "негражданин"): "Кто
отрицает, что тоталитарный режим виноват в двух насильственных депортациях
латышей? А разве не виноват он, и, может, даже больше, перед русскими,
украинцами, татарами... Что ж нам теперь, пересчитывать латышские
имена комиссаров и начальников НКВД?" Известная логика — но от этого
не становящаяся логичной. Если я истязаю себя — это моя проблема,
если ближнего — это проблема суда. Что автор чувствует слабость
логики, как раз видно из того, что он молниеносно пытается уравновесить
наши гонения на латышей — участием латышей в гонениях в России,
что, конечно, так же не равно, как зло, творимое сатаной, и зло,
творимое людьми: зло, творимое людьми, несравненно больше, сатана
всего лишь у нас на побегушках, не будем обманываться. И проблема
не в том, простит ли Бог дьявола, а простит ли Он нас — я скорее
усомнюсь в Откровении, которое говорит, что Бог нас простит, чем
в том, что мы этого прощения категорически недостойны. Впрочем,
верно и то, и другое. 5. Другой аргумент — Николай Салтыков (Труд,
31.3.2000): "Фактически поддерживается и курс Риги на ревизию итогов
второй мировой войны. А как же быть с пилотами союзных войск, бомбившими
Дрезден ... По латвийской "логике", все они — военные преступники".
6. Похоже, в современной сектофобии стереотипов
становится обвинение противника в поощрении самоубийства. Дм. Привалов
(Труд, 29.3.2000) одобрительно пишет о гонениях на движение Фалуньгун
в Китае и в качестве довода упоминает, что один из последователей
"отправил на тот свет себя и всех своих домочадцев". А ведь страх-то
самоубийства в религии оправдан: кто крестится, убивает себя для
греха.
7. Фраза о трех видах лжи (ложь, наглая ложь и
статистика) принадлежит, оказывается, Дизраэли — об этом писал В.Старовский
Капице, считая Дизраэли циником (Известия, 3.4.2000).
8. Борис Стомахин (Новое время, ;13) напоминает,
что истерика генералов о нарушении прав человека чеченскими исламистами,
мусульманской угрозы и пр. — ложь, п.ч. именно Россия поддерживает
ультраисламистский и тоталитарный Иран.
Российские новости
1. Президент Путин посетил центральный офис "Газпрома",
чтобы примирить Вяхирева с Чубайсом (Комсомольская правда, 8.4.2000).
Что ж, теперь мы знаем, где овес, где лошадь. Один баррель равен 0,136
тонны (Комсомольская правда, 31.3.2000). Россия добывает 8% нефти,
США 10,7%, ОПЕК 34,6%.
2. Верховный суд признал незаконным указ Ельцина
о снятии начальника московской милиции Николая Куликова. Ольга Тропкина
(Независимая газета, 13.4.2000): Лужков польстился на то, чтобы
повысить статус московского милиционера и приравнять его к замминистра
— в результате и право на отстранение перешло к министру. Вышел
конфликт с конституцией. Губит людей не водка, а гордыня...
3. А вот бывший министр вн. дел Анатолий Куликов
(Московский комсомолец, 12.4.2000) вспоминает, как он, став вице-премьером,
начал с того, что запретил таможенные льготы — в т.ч. РПЦ на вино,
где терялось ок. 200 млн. долларов.
5. А.Хинштейн (Московский комсомолец, 11.4.2000)
публикует документ — накладную — о том, что МВД 16.2.2000 получило
в Московской области бланк советского паспорта именно того номера,
который был потом выдан Бабицкому "чеченцами".
6. В Москве на Берсеневской набережной прошли
съемки фильма "Постмодернисты в аду" художника Олега Мавроматти.
Скандал: для заключительной сцены устроили распятие на фоне храма
Христа Спасителя крест в виде обычной, стоящей на земле доски —
в руки забили по гвоздю, на спине надпись: "Я не сын бога". Прихожане
стоящей рядом Никольской церкви подали в суд: разжигание религиозной
вражды, осквернение креста. Мавроматти: "Если попы обвинят меня
в сатанизме, ч подам на них в суд за клевету. Во время съемок не
было использовано ни одного предмета культа. Я не удивлюсь, если
скоро будут сажать атеистов за то, что они не верят в Бога" (Комсомольская
правда, 10.4.2000). Юрий Агещев и Александр Королев (Труд, 6.4.2000)
напоминают о Тер-Оганяне: "Помнится, позднее он был наказан в судебном
порядке, но чисто символически. Поэтому, наверное, и стало возможным
новое кощунство" -- а плохая, недопустимо скверная для журналиста
память: Тер-Оганян бежал в Чехию и там получил политическое убежище.
Его не наказали, потому что не смогли -- а вообще-то наказывать
в силу светскости государства было не за что. Не наказывать же православных
за издевательство над кришнаитскими символами.
7. Что-то странное происходит: прокуратура утверждает,
что Буданов виновен, а начальник пресс-службы гл. упр. исполнения
наказаний Минюста Геннадий Лисенков — что экспертиза не доказала
изнасилования, а напротив, выяснила, что погибшая была снайпершей.
Ген. Шаманов направил родителям Буданова письмо, просит не стесняться
сына, как бы ни завершилось расследование (Комсомольская правда,
8.4.2000).
8. Анатолий Уткин (доктор исторических наук, директор
Центра международных исследований Института США и Канада, Независимая
газета, 12.4.2000): "Полтораста миллионов жителей России органически
не согласны с судьбой средней, второстепенной державы". Дальше против
глобализации и т.п. Академик Дм. Львов (секретарь отделения экономики
РАН, Труд, 12.4.2000): "У народов России существует генетическая
предрасположенность к взаимной солидарности и выручке, духовному
обогащению в процессе общения людей, к коллективизму ... российский
коллективизм — защитная реакция общества на опасность разрушения
сложившегося уклада жизни, своей национальной системы ценностей.
В этом сказались и православная этика, и исторический опыт народа".
И он же правильно говорит о том, что у нас три четверти дохода —
от торговли природными ресурсами, вклад труда в 15, а капитала —
в 4 раза меньше. Но выход не в том, чтобы освободить личность, а
в том, чтобы распределять доход от нефти равномерно.
9. Юр.Гейко (Комсомольская правда, 11.4.2000)
описывает, как он специально проехался по разным пунктам диагностики
машины, всюду ему говорили, что очень плохо, кислород в системе
— тогда он поехал в НАМИ ("Выше его в автомобильной отрасли только
Господь"), где ему быстро поставили диагноз: все в порядке. "Непонятно
только одно — почему подобную проверку на нечистоплотность (или
компетентность?) проводит журналист, а не те, кому это положено".
Причем инструкция по проведению контроля запрещает водителю приезжать
с пассажирами — у него не может быть свидетелей произвола.
10. Михаил Стариков (Итоги, 4.4.2000) вспоминает,
как Чуковский и Пастернак сидели на съезде комсомола и с экстазом
глядели на Сталина. Он отмечает, что нужно особое усилие, чтобы
не любить тех, кого не следует любить — не ненавидеть, а не любить.
Соблазн идолослужения силен.
11. Анна Политковская (Новая газета, 10.4.2000)
описывает "ярмарку беженских ужасов" в Ингушетии, где сумасшедшего
посадили в клетку и кормят через прутья. Московский психиатр: "Это
известный средневековый метод саморегуляции взаимоотношений общества
и психических больных". Политковская: "Ключевые слова здесь: средневековый
метод. ... когда-нибудь колесо инквизиции ... обязательно докатится
до тех, кто его благословил".
12. Алла Гераскина (Новая газета, 10.4.2000):
в центре Москвы поставили две тумбы с "Новой газетой", в каждой
300 экземпляров — можно было брать бесплатно, можно было опускать
деньги. Заплатили лишь за каждую десятую газету. "На тех, кто взял
газету бесплатно, мы не обижаемся. Значит, не смогли". Вообще-то
обижаться было бы надо, а еще лучше: сделать так, чтобы без платы
газету нельзя было взять.
13. "Московские Новости" (11.4.2000): статья
о системе группового тренинга "Life spring", в которой группу обучают
делать карьеру, зарабатывать большие деньги. Сперва эйфория, через
год — разочарование: "купленная с таким трудом иномарка не так уж
нужна, престижная работа отнимает слишком много сил, а вместо того,
чтобы помириться с тещей, следовало бы развестись с женой". Комментарий
психоаналитика, специалиста по групповым тренингам Дениса Гитгарца:
это пирамида, ведь от студента требуют привлекать определенное количество
новичков. "В структуре тренинга заложен саморазрушительный для компании
эффект. На любое упражнение ... каждый человек реагирует по-своему.
Чем больше людей через этот тренинг проходит, тем больше процент
отрицательных результатов. К тому же положительный эффект со временем
проходит, в обществе формируется негативное отношение и постепенно
в тренинг удается вовлекать все меньше новых участников". Ну, по
такой логике в Церкви бы уже давно никого не было — тоже ведь не
здоровые, а больные... Да и все человечество — разве не кончает
одинаково отрицательно, смертью.. Конечно, и Церковь — пирамида,
и у нас больше людей с отрицательным результатом - тем больше, чем
успешнее наша проповедь. Ну и что? Зато у нас истина. В конце концов,
вот полезное духовное упражнение: представить себе, что вдруг все
христиане разуверились, я один остался. Папа Римский поступил работать
в Макдональдс, Билли Грэм пошел в пловцы, патриарх Алексий стал
мастером по ремонту автомобилей. Проблема единства церкви снята
— ну и что? Только тут и начинается по-настоящему моя христианская
ответственность.
14. Продолжение атаки на интеллигенцию: А.Привалов
(Известия, 31.3.2000, "Кофейная гуща самовывозом": "Ельцин позволял
цвести всем цветам. На интеллигентский вкус пожалуй что и слишком
всем".
15. Дм.Анохин (Вечерняя Москва, 29.3.2000) описывает,
как в Москве в Раменском отключают в пятиэтажках воду и свет, выживая
жильцов, слишком хорошо знающих свои права по переселению. "Суд
всего лишь запретил префектуре выселять людей силой в другой район.
Суд у нас, конечно, гуманный. Но почему бы прокуратуре не обратить
внимание на отключение коммуникаций в домах, где живут люди, — уголовно,
между прочим, наказуемое деяние? ... не хватит ли воевать со своим
народом". Вообще такая мольба (молитва) — опасная
вещь; а ну как решат наказать чиновников, воюющих со своим народом,
и начнут с ними воевать — стрелять из пушек и т.п.? Не так уж изолированно
живут наши чиновники от народа, чтобы их можно было победить, не
задевая народ. И всякая молитва — опасна; Бог непредсказуем, встреча
с Ним, пусть и не лицом к лицу — опасна. Привыкать к этой опасности
не стоит (хотя возможно), и только благодать может дать ту любовь
к Богу, которая побуждает идти в эту опасность, как любовь к женщине
побуждает принять все опасности брака.
Перейти к следующему обзору
|