Яков Кротов
Дневник литератора
В ГЛУБОКОЙ ТЬМЕ
Статья оп.: Итоги, 22 августа
2000 г.
К оглавлению "Дневника
литератора"
К оглавлению
дневника за 2000 год
Опубликовано.
Один из древнерусских князей наставлял своего сына, как жить, чтобы "свеча
не угасла" — свеча рода, свеча власти. Но свеча того рода угасла, как гаснет любая
свеча, догорев.
Теперь считают погибших, словно огарки. За десять месяцев погибло две тысячи
солдат (уже больше) — значит, и дальше будет гибнуть шесть-семь человек в день.
Нужно увязать эти шесть-семь человек в тридцать, восемьдесят погибших за раз,
нужны поточные похороны, чтобы
сердце отозвалось на чужое горе, и то — ненадолго. Репортажи о похоронах десятков
людей из одного города, погибших в одном бою, меньше всего напоминают привычные
похороны. По одной форме украшенные грузовики-катафалки, колонна автобусов для
родственников, рядок могил, ровно сперфорировавший мерзлую землю, — все
это больше похоже на производственный, а не погребальный ритуал, словно смерть-многостаночница
идет, беззвучно напевая, вдоль своих станков.
Казалось, что слез должно быть тем больше, чем больше смертей, но скорее наоборот:
чем больше гробов, тем тише, беззвучнее горе. Двадцать лет назад жаловались, что
не разрешают с почетом хоронить погибших в Афганистане. Теперь разрешено, почет
есть, но по-прежнему бессильная и вялая.
На наших похоронах одни молчат, потому что это — их похороны: вместе с солдатами
хоронят их матерей и отцов, жен и детей. Кто-то молчит, потому что отупел от нищеты
и унижений — впрочем, такие-то как раз не в силах промолчать, такие ругаются,
клянут и клянутся отомстить. Клятвы эти тем страшнее, чем бесплоднее — отрава,
которую некому скормить и придется переваривать самому.
Есть и другое молчание — молчание стыда.
Язык не поворачивается признать, что погибло не две тысячи граждан России,
а четыре тысячи, десять тысяч. Ведь в Чечне под нашими бомбами и пулями гибли
наши же "россияне", русские и не только, боевики и не только — и меньше всего
боевики.
Страшно вымолвить, что в мести за погибших мирных жителей, за искалеченных
и истребленных заложников перейден невидимый, но четкий предел. И пусть погибшие
москвичи были только предлогом для войны, все равно позорно узнавать, что "за
москвичей" посылают гибнуть кого угодно, но не столичных жителей — генералы достаточно
трусливы, чтобы такое сообразить.
Невозможно сказать, что в попытках оберечь — буквально — спокойный сон одних
мирных людей, мы принесли вечный сон тысячам других мирных людей, "виноватых"
лишь тем, что они жили рядом с преступниками.
Тяжело стоять живому перед гробом, тем более — перед длинным рядом гробов,
особенно гробов военных. Когда хоронят одного, еще можно напомнить о том, что
смерть ждет каждого, что каждому будет по его вере и по его жизни, что вид смерти
призывает нас вспомнить, Кто зажег свечу нашей жизни, и поверить, что Кто зажег
один раз — сможет зажечь и второй. Воскресение — меньшее чудо, чем творение, говорил
Иоанн Златоуст. Но трудно утешать благочестивыми словами, когда хоронят тех, кого
послало на смерть властолюбие, прикрытое ханжеской заботой о детях, о мире, о
спасении христианской цивилизации.
Мы живем в темноте нравственной и духовной, мы боимся этой темноты, мы пытаемся
победить эти страхи, посылая воевать самых беззащитных перед нашим невежеством
и страхом — воевать с нашими же людьми. Так наши страхи обретают плоть, проливая
кровь. С каждым годом нас все меньше — ведь гибнут с обоих сторон прежде всего
те, кто еще и венчальной свечи в руках не держал.
Мы находимся в темноте, из которой нет безопасного выхода. Не будем обманываться:
кто погиб, погиб не безвинно, и тем больше надо об этих погибших печалиться и
молить Бога, чем сильнее мы верим в то, что они перед Богом предстанут. Но и для
нас, еще не погибших физически, путь к свету не будет легким — хотя бы потому,
что мало кто понимает, в какой же глубокой мы тьме, и нет у нас ничего, чем можно
было бы осветить дорогу, кроме изломанной души и гниловатой совести. Но и этого
может быть достаточно.
|