Еф. 2, 14 "Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду"
Стихи: следующий.
В русской православной традиции этот отрывок предваряет чтение притчи о милосердном самарянине. "Преграда" - это зеркало, то зеркало эгоизма, из-за которого каждый видит в окружающем мире прежде всего собственное отражение. Человек, задумываясь о смерти, прежде всего ужасается - "я исчезну, меня не будет, а мир будет продолжать быть", тогда как ужасаться следует тому, что мир смертен так же, как и я. "Я живу, а кто-то умер" - вот кошмар.
Именно это зеркало эгоизма стоит между несчастным и теми, кто равнодушно проходит мимо. Они не видят несчастного, они видят себя, благополучных и здоровых. Потом с ними будет умирание, болезнь, несчастье, они будут видеть вокруг себя умирание, болезнь и несчастье и не понимать, что мир отлично себя чувствует, что жизнь продолжится и после их смерти, что вовсе не "близок конец" - во всяком случае, общий.
Для верующего Христос - не просто разбил зеркало, так что можно видеть ближнего какой он есть. Христос тоже - невидимое зеркало, в которое виден невидимый Бог. Между этими двумя зеркалами идёт человек в поисках собственного лица - и находит.
Зеркало эгоизма отделяет и людей друг от друга, и людей от Бога. Поэтому люди не воспринимают Бога как самого Ближнего, поэтому противопоставляют - мол, любовь к Богу одно, любовь к ближнему другое. Ближе Бога - никого, включая меня самого.
Пока человек не осознал, что видит себя, а не других и Другого, человек слеп. Благословенно потрясение, когда мы понимаем, что безмерно одиноки - одиноки из-за того, что всматриваемся, желая увидеть лишь подобное себе, продолжающее наши мечты и желания, и не желая увидеть Иное. Это одиночество слепоты, и от этой слепоты надо просить исцеления. Не сможет увидеть ближнего тот, кто не осознал своей слепоты, своего одиночества, затерянности в мирке своего "я". Начинается прозрение с веры, и на вере стоит и любовь, и надежда. Увидеть невидимое - тогда увидим и людей вокруг себя. Поэтому первая молитва - "Верую!" Это именно молитва, а не констатация факта.
Верую - и помоги моему неверию. Помоги верить, что я - нуждаюсь в помощи, помоги верить, что есть Тот, кто уже мне помог, уже подобрал, уже доставил в гостиницу. Христос - вот милосердный самарянин. Он поместил меня в этот мир как нуждающегося - в гостиницу. Он заплатил за меня вперёд. Он - возвращается, это понятно, только бы нам в ожидании Его возвращения не предать Его, не превратить выздоровление себя в выздоровление своего эгоизма. Выздороветь - и видеть не "свой путь", а "наш путь", видеть, кто нуждается в нашей помощи, спрашивать не о том, "как мне спастись", а о том, как спастись всем и каждому.
1721 |