Оглавление книги
Ио 20 1 В
первый же [день] недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще
темно, и видит, что камень отвален от гроба.
Мк 16 9 Воскреснув рано в первый [день] недели, [Иисус] явился сперва Марии
Магдалине, из которой изгнал семь бесов. См. подробнее о проблеме Эпилога Евангелия от Марка.
№168 по согласованию
Фразы предыдущая - следующая.
Если бы сохранились только рассказы Матфея, Луки и Иоанна о Воскресении, не
было бы проблем. Первые двое рассказывают об этом событии так, Иоанн - иначе,
обычное противоречие очевидцев. Проблема в том, что у Марка соединены оба рассказа:
сперва Мария Магдалина и еще две женщина идут к гробнице, находят там ангела и
со страху теряют дар речи, потом рассказывается о том, что Иисус явился
отдельно Магдалине и она рассказала об этом ученикам. У Иоанна все более логично:
к гробнице приходит лишь Мария, потом она же зовет Петра и Иоанна, те заглядывают
в гробницу, но никого не видят и уходят, и тут Марии (и ей одной) сперва являются
два ангела, а затем и сам Иисус. Мышление человека устроено экономно, поэтому
очень трудно предположить, что было два видения ангелов - сперва один ангел трем
женщинам, потом два ангела только Магдалине. И почему Марк, рассказывая о явлении
Иисуса Магдалине, не упомянул о явлении ей же двух ангелов? Тем не менее, жизнь
всегда изобильнее мышления, которое склонно к схематизации, поэтому совершенно
возможно, что противоречия вызваны именно схематизацией. Это современный человек,
даже верующий, склонен к энциклопедичности, к собиранию и объединению максимума
информации. Поэтому кажется невероятным, чтобы Иоанн умолчал о видении трем женщинам
или Марк - о видении Марии. А они - могли. Они свидетельствовали о Воскресении,
а не о свидетелях Воскресения. И правильно: как бы тщательно они все ни описали,
это не было бы доказательством. Вечная жизнь - слишком драгоценный подарок, чтобы
нашлась коробка, в которую его можно упаковать. А доказательство - всегда упаковка
и никогда не содержимое.
20.6.2004
|