Проблема подлинности стихов 9-20 16 главы.
Объяснение о.А.Меня, 1985.
Критическая статья Деревенского (с иллюстрациями), 2010 и отзыв Кротова на неё, 2010.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ЭПИЛОГ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ МАРКА, заключительный раздел Мк (16:9-20).
Имеется в большинстве греч. *рукописей НЗ, в *Пешитте, *Итале
и *Вульгате, однако отсутствует в *Синайском, *Ватиканском и ряде
др. древних кодексов. О существовании в 4 в. таких кодексов без
Э.Е.М. свидетельствует *Евсевий Кесарийский (Вопросы к Марину. Migne.
РG, t. 22). Блж.*Иерониму был известен список Мк, в к-ром эпилог
(после ст.14) включает след. слова: «И они осознали свою вину, говоря:
сей век беззакония и неверия находится под властью сатаны, к-рый
не допускает, чтобы нечистыми устами принималась истина Божия; поэтому
открой теперь Твою истину» (Разговор против пелагиан, II, 15). Парижский
и Афонский кодексы 8 в. (L, Y), а также нек-рые др. греч. списки
Мк имеют иной вариант эпилога, состоящий всего из неск. строк: «Они
кратко сообщили Петру и бывшим с ним обо всем, что им было сказано.
Потом и Сам Иисус явился им и послал проповедовать от Востока до
Запада священную и бессмертную Весть о вечном спасении. Аминь».
И традиционный, и краткий вариант Э.Е.М. по стилю и языку отличаются
от прочего текста Евангелия. В частн., в них нет мн. выражений,
характерных для Мк, и, напротив, есть слова, к-рые в Мк не встречаются.
Проблему происхождения Э.Е.М. обычно решают двояко. Либо он был
написан самим евангелистом и в нек-рых списках утрачен; либо
Ев. от Марка по неизвестным причинам (быть может, из-за смерти апостола)
осталось незавершенным, а позднее, поскольку текст производил впечатление
неоконченного, к нему был добавлен эпилог (в одних списках краткий,
в других — пространный).
В любом случае Э.Е.М. является неотъемлемой частью боговдохновенного
библ. *канона, принятого Церковью. Учитывая свидетельство свт.*Иринея
Лионского (Против ересей, III, 10, 6) и *Папия (Евсевий. Церк. Ист.,
III, 39), необходимо признать, что канонич. вариант Э.Е.М. существовал
уже в 1-й пол. 2 в.
l Архим.*К а с с и а н (Безобразов), Ев. от Матфея и Марка, Париж,
1931; *М е щ е р с к и й Н.А., К датировке заключит. зачала
Ев. от Марка, ППС, 1986, №. 28 (91); *Р о з а н о в Н.П.,
О подлинности заключения к Ев. от Марка, ТБ, 1912, т. 9, с. 96;
*T a y l o r V., The Gospel According to St.Mark, L., 1966;
см. также соответствующие разделы в толкованиях на Мк, указанные
в ст.Евангелия.
|