Книга Вогюэ, 1993.
Его устав: гл. 22, анализ.
Бенедикт Нурсийский (р. в Нурсии в Умбрии ок. 480 - в Монте Кассино ок. 547). Он был послан в Рим учиться,
но сбежал от столичной суеты. Ему было, видимо, чуть менее двадцати лет, и известно, что его сестра-близнец
Схоластика еще раньше посвятила себя Богу. Бенедикт уехал недалеко, остановился в тридцати милях от Рима,
причем его сопровождала нянька, обязательная тогда для состоятельного и знатного юноши. Впрочем, он вскоре понял,
что хочет бежать вовсе не от столичной суеты, а от суеты вообще, даже от суеты тихой деревеньки, и он ушел в
горы один, пока не оказался в месте, которое теперь называется Субиако. Здесь на полтысячелетия ранее римский
император устроил искусственное озеро, запрудив реку Анио. Среди античных развалин Бенедикт наткнулся на монаха
Романа из монастыря неподалеку. Бенедикт рассказал ему о желании жить отшельником, и Роман показал ему подходящую
пещеру, где юноша и прожил три года. Хлеб ему приносил Роман - точнее, спускал на веревке со скалы. Через несколько
лет, правда, о пещере прознали и к отшельнику стали приходить люди посмотреть на того, кто борется с силами
зла. Монахи монастыря из Виковаро даже попросили его возглавить их общину, сменив умершего аббата. Бенедикт
отказывался, но монахи были настойчивы, и он все-таки согласился. В результате его даже пытались отравить: у
него были слишком строгие представления о монастырской жизни, которые общине не понравились. Бенедикт вернулся
в свою пещеру. Вокруг него собирались ученики, и постепенно в голове Бенедикта созрело решение, как организовать
монашескую жизнь. Он разбил учеников на двенадцать групп, каждая во главе со своим настоятелем поселилась отдельно,
но за Бенедиктом сохранился общий надзор за монастырями. Письменного устава не было, все просто подражали примеру
Бенедикта. Через некоторое время, однако, Бенедикт покинул Субиако и около 530 г. поселился на Монте Кассино
- горе Кассино, на самой границе области Кампании, с трех сторон окруженной узкими долинами, а с четвертой пологим
склоном уходящей к Средиземному морю. Некогда Монте Кассино отличалась плодородием, но земля запустела, превратилась
в болото, немногие оставшиеся обитатели были язычниками. Бенедикт начал с проповеди Евангелия, убедил местных
жителей разрушить храм Аполлона и построил две часовни. Постепенно здесь стали появляться и другие здание; так
возник самый знаменитый монастырь Западной Европы, разрушенный во время Второй мировой войны (когда уже тут
был только огромный музей). И сюда стали идти ученики. Он руководил ими, обогащенный опытом пребывания в Субиако,
который запечатлел в особом "Уставе", который лег в основу всего средневекового западного монашества;
устав этот и дисциплинировал сильные стороны личности, и уважал ее слабости. Доныне по всему миру разбросаны
монастыри бенедиктинцев, живущих по этому милосердному и упорядоченному чину. Доныне слова "бенедиктинский
труд" означают труд сосредоточенный, умный, тщательный. Доныне, как говорит пословица, благодаря своему
уставу святой Бенедикт "будучи мертв, вещает" - в отличие от тех, кто все успевает выболтать при жизни.
Бенедикт не был серым практиком и имел одно из самых необычных и глубоких в истории христианской мистики видений:
когда он молился перед распахнутым в ночь окном "весь мир словно собрался в один солнечный луч" ("omnis
etiam mundus velut sub uno solis radio collectus"). Очень схоже выражал свой мистический опыт Симеон Новый
Богослов: "Он излучает свет, как солнце, и я постигаю, что все создание содержится в нем" (с. 217).
Его похоронили в одной могиле с его сестрой-близнецом Схоластикой. Lindsay T.F. St. Benedict. 1950; Butler,
21.3. Память 21 марта. |