Православие. Казанская епархия
См. Татария.
Житие Гурия и Варсонофия Казанских.
1904, суд над укравшим
Казанскую икону.
Герман Казанский (1567)
Cм. о истории почитания Казанской иконы.
Еп. с 1988 Анастасий Меткин.
История о Казанском царстве (Казанский летописец). ПСРЛ, том XIX. 1903.
2 октября 1552 г. История о взятии Казани.
Овсянников А.П. Свадебные обряды жителей г. Казани. Казань, 1885. 35 с.
Лебедев Е.М. Спасский монастырь в Казани. Казань, 1895.
Казань:
Церковь Серафима Саровского.
2002. .Казань, Горки - 2, ул.Сафиуллина,7 тел.69-97-07, 69-97-17.
Проезд: тролл. 9,11,12,15; авт. 43,49,71,85 - ост. "Сафиуллина".
Богослужения совершаются ежедневно в 8.00 и 17.00. Хороший указатель
материалов по преп. Серафиму.
Католический
и очень активный сайт прихода Св. Креста
Алексея митрополита храм в поселке Алексеевское (респ. Татарстан). Сайт с 2001 г., неплох.
Официальный сайт епархии - адресок хорош: http://www.eparhia.ru.
Свящ. Вл. Трушков. 2002. Странный
сайт, но пустоват.
правосл. газета "Собрание". Свящ.
Серг. Титов.
В 1555 г. по указу царя Ивана Грозного при Московском митрополите
Макарии соборным определением была учреждена Казанская епархия,
на которую в сане архиепископа Казанского и Свияжского был назначен
игумен тверского Селижарова монастыря Гурий (Руготин), отправившийся
в Казань с архимандритами Варсонофием и Германом и "наказной памятью":
"в крещение неволею не приводить, обращаться с иноверцами кротко,
с умилением, жестокостей им не чинить, а при необходимости освобождать
их от суда воевод и наместников". В иерархическом отношении Казанская
епархия, относившаяся к Московской митрополии, заняла среди восточно-русских
епархий третье место после Москвы (митрополии) и Новгорода (архиепископии).
Однако имперские управленческие практики давали о себе знать,
и метод насилия в отношении "иноверцев" применялся довольно широко.
Территориально Казанскую епархию составили: на юге-западе - до
реки Суры - Нагорная сторона (Козьмодемьянск, Васильсурск, Чебоксары,
Цивильск, Свияжск, Тетюши) и Луговая сторона (Санчурск, Царевококшайск);
на северо-западе - все земли до р. Ветлуги; часть Вятских земель
до середины течения р.Вятки, которые с 1658 года отходят к новоустроенной
Вятской епархии; на востоке - земли Казанского, Астраханского, отчасти,
Сибирского царств (с 1586 г. вошла Уфа и Бирск); на юге - земли
Астраханского царства до Терского городка на р.Терек, которые с
1602 года отходят к новообразованной Астраханской епархии. К 1917
г. территория Казанской епархии ограничивалась пределами Казанской
губернии.
Архиепископы, носившие титул Казанские и Свияжские (с 1556 по
1602 гг. - Казанские и Астраханские, с 1799 по 1832 гг. - Казанские
и Сибирские), управляли Казанской епархией до 1589 г., когда Казанская
архиепископия была преобразована в митрополию. Первым митрополитом
стал святой Гермоген, впоследствии - Патриарх Московский и всея
Руси. Именно св.Гермогену принадлежит заслуга составления описания
чудесного обретения Казанской иконы Божией Матери (в чем он сам
участвовал) и чудес от этой иконы. Именно св.Гермоген, в бытность
свою Казанским митрополитом, обрел в 1595 г. мощи Казанских святителей
Гурия и Варсонофия и добился прославления их в лике общероссийских
святых.
Казанская икона Божией Матери была обретена 8 июля 1579 г. (при
архиепископе Иеремии) десятилетней девочкой Матреной. Новообретенная
икона крестным ходом была перенесена в храм священником Ермолаем
(ставшим впоследствии св.Патриархом Гермогеном) и очень скоро
через этот образ были явлены многочисленные чудотворения.
Подлинник иконы находился до июня 1904 г. в Казанском Богородицком
монастыре, откуда неким Чайкиным была похищена. Но и доныне неизвестна
судьба чудотворной иконы. Следствию не удалось доказать факт уничтожения
иконы, кроме того, некоторые историки предполагают, что был похищен
список, а подлинник был еще в 1612 г. отправлен в Москву.
После св.Гермогена Казанскую кафедру возглавил митрополит Ефрем,
пославший в 1612 г. ополчению Минина и князя Пожарского список
с Казанской иконы Божией Матери. Именно этой иконе впоследствии
приписывалось чудесное избавление Москвы от поляков (память этого
события совершается в Русской Православной Церкви 22 октября ст.ст.
(4 ноября н.ст.). Митрополиту Ефрему в 1613 г. принадлежала вся
полнота Патриаршей роли. Именно он в 1613 г. венчал на царство
Михаила Феодоровича Романова, первого из Дома Романовых; подпись
митрополита Ефрема стоит первой под Уложенной грамотой. Ныне мощи
митрополита Ефрема, обретенные в 1955 г., почивают в особой раке
в Нижнем храме Петропавловского собора.
С 1732 г. Казанской епархией управляли архиепископы, а с 1738
г. по 1762 г. - даже епископы (известный излишней ревностью в
насаждении христианства епископ Лука (Канашевич) и епископ Гавриил
(Кременецкий)). После миссионерских трудов Казанских первосвятителей
процесс христианизации Казанского края почти прекратился, и только
митрополит Тихон (Воинов), пребывавший на Казанской кафедре с
1699 по 1724 гг., продолжил эту деятельность: с 1701 по 1795 гг.
добровольно крестились 3683 черемиса, для новокрещенных было открыто
7 церквей и инородческая школа. Много потрудился на ниве духовной
миссии иеромонах Алексий Раифский, позже - настоятель Свияжского
Успенского монастыря. В 1718 г. была открыта школа для детей духовенства,
преобразованная в 1732 г. в Казанскую духовную семинарию. За время
существования новокрещенской конторы (1731-1764 гг.) было крещено
406792 инородца, всего же к началу 19 в. в Казанской епархии насчитывалось
575 тысяч крещенных чуваш, мордвы, черемис, татар и вотяков. Частично,
это об'ясняется правительственными льготами, которые привлекали
иноверцев ко крещению. Насильственные же меры, бывшие большей
частью частной инициативой отдельных архиереев, приводили только
к массовым отпадениям от христианства.
С 1744 г., после церковной реформы Петра I, Казанский архиерейский
приказ преобразовался в Казанскую духовную консисторию. По штатам
1764 г. Казанская епархия была причислена ко 2-му классу. Штатных
монастырей в Казанской епархии стало 11: один - первого класса
(Свияжский Успенский мужской монастырь), два - второго класса
(Спасо-Преображенский мужской и Казанский Богородицкий женский),
восемь - третьего класса; другие монастыри были оставлены заштатными
(то есть существовали без казенных дотаций, только на епархиальные
средства). В 1782 г. в Казанской епархии насчитывалось 1117 церквей
(для сравнения: Московская епархия имела только 814 церквей).
Казанская духовная семинария трудами архиепископа Амвросия (Подобедова),
находившегося на Казанской кафедре с 1785 по 1799 гг., была поставлена
столь высоко, что в 1797 г. она была возведена в достоинство академии
(с 1818 по 1842 гг. временно существовала в статусе семинарии).
При архиепископе Амвросии (Протасове) (1816-1826) было открыто
Казанское отделение Библейского общества для переводов Священного
Писания на местные языки. В 1914 г. на татарский язык был переведен
Новый Завет, в 1819 г. - первая из корпуса ветхозаветных книг
(Бытие). С 11 апреля 1830 г. при архиепископе Филарете (Амфитеатрове)
(1828-1836), ставшем впоследствии Киевским митрополитом, была
учреждена особая инородческая миссия. В 1847 г. при Казанской
духовной академии открывается переводческий комитет, в 1854 г.
- три миссионерских отделения. Для поддержки миссионерского образования
4 октября 1867 г. было учреждено православное братство святителя
Гурия.
Именно в это время развивается деятельность известного миссионера
и переводчика, "апостола Казанских инородцев" Н.И.Ильминского,
трудами которого были открыты: Центральная крещено-татарская школа
(1864 г.) и Инородческая семинария (1872 г.). Помимо перечисленных
духовно-учебных заведений Казанской епархии, были следующие: двухгодичные
миссионерские курсы (с 1889 г.) при Спасо-Преображенском монастыре;
Казанское (с 1818 г.), Чебоксарское (с 1818 г.) и Чистопольское
(с 1829 г.) мужские духовные училища; женское училище духовного
ведомства (с 1852 г.) для дочерей священнослужителей Казанской,
Вятской и Пермской епархий; епархиальное женское училище с сиротским
приютом (с 1889 г.).
При архиепископе Григории (Постникове) (1848-1856) в фонды Казанской
духовной академии поступает древняя библиотека Соловецкого монастыря,
в 1851 г. учреждается "Православный Собеседник", вокруг которого
впоследствии сплотилась целая плеяда известных ученых: историки
Е.А.Будрин, Ф.А.Курганов, А.А.Царевский, П.А.Юнгеров, Л.И.Писарев,
В.А.Керенский, А.П.Щапов, правовед И.С.Бердников, этнографы, ориенталисты
и миссионеры Н.Ф.Катанов, М.А.Машанов, Н.И.Ильминский, протоиерей
Евфимий Малов, философ В.И.Несмелов и др. Газета "Известия по
Казанской епархии" существовала с 1867 по 1919 гг., "Церковно-общественная
жизнь" - с 1905 по 1907 гг. Расцвету духовного образования способствовало
ректорство с 1805 по 1900 гг. епископа Антония (Храповицкого),
будущего первоиерарха Русской Православной Церкви за границей.
Помимо названных журналов, в Казани в разное время издавались:
еженедельник "Церковно-общественная жизнь", "Миссионерский противомусульманский
сборник", "Миссионерское обозрение".
Казанскому архиепископу (или митрополиту) в управлении епархией
помогали викарные епископы. Первым возникло Свияжское викариатство
в 1799 г. (но в 1822 г. было отменено), затем возникло Чистопольское
(в 1899 г.), Чебоксарское (в 1853 г.), Мамадышское (в 1907 г.).
Все викарные епископы проживали в Казани: Чистопольский был ректором
академии, Чебоксарский -настоятелем Кизического монастыря, Мамадышский
- Спасо-Преображенского. Административно каждый из 12 уездов Казанской
губернии делился на несколько благочиний (от 2 до 5) приходских
церквей. Отдельно существовало 3 благочиния монастыря. Все благочиния
входили в благочинный совет при Казанском архиерее. В 1909 г.
православных в Казанской епархии насчитывалось 1546844 человека,
церквей соборных - 18, приходских - 636, домовых - 37, всего -
739. Часовен начитывалось 336. Духовенства: протоиереев - 33,
священников - 770, диаконов - 279, псаломщиков - 770, церковно-приходских
попечительств - 609; церковных школ: двухклассных - 7, одноклассных
- 470, школ грамоты - 225. Всего церковных школ было 589, учащихся
в них - 27983. В Казани действовало 5 мужских и 2 женских монастыря.
К периоду 1917 г. в Казанской епархии насчитывалось: церквей
- 794, монастырей - 27, часовен - 419; духовенства белого (женатого)
- 4554 человека, черного (монашествующих): монахинь - 202, монахов
- 1601. Единоверческого духовенства - 26 человек. С мая 1917 по
1918 гг. Казанская духовная консистория преобразуется в Епархиальный
совет, а затем - в епархиальное управление. После издания декрета
Советской власти об отделения Церкви от государства начинается
отчуждение монастырских и церковных земель, закрытие домовых,
а затем и приходских церквей, репрессии духовенства (уже в 1918
г. было расстреляно 32 священнослужителя). Были реквизированы:
свечный завод, здания духовных учебных заведений, последнее из
которых, где размещалась Казанская духовная академия, было закрыто
в 1921 году.
С сентября 1918 г. - момента ухода с белочехами митрополита
Иакова (Пятницкого), пребывавшего на Казанской кафедре с 1910
г., и до апреля 1920 г., когда был назначен митрополит Кирилл
(Смирнов), Казанской епархией временно управлял епископ Чистопольский
Анатолий (Грисюк). С августа 1922 г. митрополит Кирилл - в постоянных
ссылках, и Казанской епархией управляли: епископ Иоасаф (Удалов),
епископ (с 1929 г. - архиепископ Казанский и Свияжский) Афанасий
(Малинин), не имевшие, впрочем, Епархиального управления. Одновременно
с 1923 г. в результате обновленческого раскола, инспирированного
светской властью, в Казани возникает обновленческое Епархиальное
управление во главе с обновленческим архиереем, также носившим
титул "Казанский и Свияжский". С 1938 г. обновленческое Епархиальное
управление было ликвидировано. За период с 1920 по 1938 гг. в
Казанской епархии в качестве правящих и викарных архиереев побывало
около 20 человек, что об'ясняется частыми перемещениями и арестами
епископата. Возникшая путаница об'ясняется не только имевшими
место в это время обновленческим, григорианским и пр. расколами,
но и изменениями границ епархии. С 1924 г. от Казанской епархии
отошла Марийская область (позже вновь вошедшая в ее состав), а
затем и Чувашская.
Большинство монастырей епархии было ликвидировано в 1928 г.,
массовые репрессии духовенства пришлись на 1918, 1922, 1931-33,
1936-38 годы.
После 1938 г. Казанской епархией управлял архиепископ Андрей
(Комаров); в течение 10 лет кафедральным собором была единственная
действовавшая в Казани церковь Ярославских чудотворцев (на Арском
кладбище). Начиная с 1938 г. и по настоящее время епархия управлялась
одним архиереем без викарных епископов.
В годы Великой Отечественной войны верующие епархии пожертвовали
значительные денежные суммы на нужды армии. В 1947 г. при архиепископе
Гермогене (Кожине) кафедральным собором стал Николо-Покровский
храм. Среди послевоенных Казанских иерархов следует особо отметить
очень почитавшегося верующими архиепископа Сергия (Королева),
бывшего епископа Пражского, вернувшегося в 1950 г. из эмиграции
и занимавшего Казанскую кафедру в течение двух лет (1950-1952).
Другим уважаемым иерархом послевоенного периода стал архиепископ
Михаил (Воскресенский), известный тем, что вместе с еще шестью
иерархами подписал в 1961 г. известное письмо архиепископа Гермогена
(Голубева) с требованием пересмотра Положения об Управлении Русской
Православной Церкви (принятого под давлением светских властей)
и проведения церковных реформ.
С 1989 г. Казанской епархией управляет епископ (с 1996 г. -
архиепископ) Анастасий (в миру - Александр Михайлович Меткин),
носящий, после выделения 11 июня 1993 г. из состава Казанской
епархии новоучрежденной Марийской, титул Казанского и Татарстанского.
В Казани действовало два храма до 1989 г., когда епархии был
возвращен Петропавловский собор. В 1991 г. был возвращен Раифский
монастырь, в 1994 г. - Варваринская и Софийская церкви Казани,
в 1996 г. - Макарьевский монастырь, Тихвинская церковь (переданная
крещено-татарской общине), в 1997 г. - Пятницкая церковь (переданная
чувашской общине), Седмиозерная пустынь, Свияжский Успенский монастырь,
Евдокиинская церковь. Подобный же процесс постепенного возвращения
некогда насильно отчуждаемых храмов наблюдается по всей республике.
В сентябре 1997 г. открыто Казанское духовное училище, которое
предполагается в скором времени преобразовать в духовную семинарию.
С 1996 г. существует Набережно-Челнинский филиал Московского Свято-Тихоновского
богословского института; в существующих воскресных школах традиционно
большое внимание уделяется воспитанию детей.
С 1993 г. в Набережных Челнах выходит ежемесячная епархиальная
газета "Благая весть", преобразованная в 1995 г. в "Казанские
епархиальные ведомости".
На 1 января 1997 г. в Республике Татарстан зарегистрировано
168 религиозных общества Русской Православной Церкви Московской
Патриархии. На территории республики действует пять благочиний
(с центрами в Набережных Челнах, Елабуге, Чистополе, Арске, Пестрецах)
и пять монастырей: четыре мужских - Раифский, Иоанно-Предтеченский
(Казань), Свято-Вознесенский Макарьевский (под Свияжском), Свияжский
Успенский; один женский - Богородицкий в Елабуге.
В период с 31 августа по 2 сентября 1997 г. Казанскую епархию
посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который побывал
в храмах Казани, встречался с мусульманским духовенством и Президентом
Татарстана М.Ш.Шаймиевым.
Благодарим А.В.Журавского за предоставленный
материал.
Статья опубликована в Справочнике "Религиозные объединения Республики
Татарстан" (издание Совета по делам религий при Кабинете
министров РТ, Казань, 1997).
|