Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

ДЕЗЕРТИРЫ В КЛЕТКЕ

 

ПРАВОСЛАВИЗАЦИЯ

 

СТО ЛЕТ СВЯТОТАТСТВА

Вообще, к сожалению, где преизобилует благодать, там преизобилует грех, и нигде нет столько дряни, как вокруг Матери Божией. Иконы её – военные талисманы. В Варшаве русские превратили костёл св. Лаврентия в церковь во имя Владимирской иконы Богоматери, потому что в день празднования этой иконе была взята Варшава в 1831 г.

История Казанской иконы Божией Матери недлинна. В 1579 году ее провозгласил чудотворной священник Ермолай, будущий патриарх Гермоген. Казань тогда была недавно завоевана, новая святыня в сознании русских людей утверждала, что завоевание это одобрено свыше. Икона неизменно пребывала в женском монастыре в Казани. Отсюда ее в ночь на 29 июня 1904 года и украли.

Часть алмазов и жемчугов с иконы была найдена в выдолбленной ножке стола в квартире 32-летнего жителя Казани Чайкина. Найденное оценили в 80 тысяч рублей, а всего на окладе было на 250 тысяч рублей украшений. На вопрос, где остальные ценности, Чайкин, усмехнувшись, заявил: «Ищите их в карманах тех, кто производил обыск». Впечатление обвиняемый производил сильное, у него находили «огненный взор» как у Емельяна Пугачева и верили, что такой «способен посягнуть на любую святыню» .

Суд назначил адвокатом (бесплатным) 23-летнего Георгия Густавовича Тельберг-фон-Телхайм, сына обрусевшего шведа. В результате одна из газет сообщила: «Известный еврей Шальберг нанялся за сто тысяч рублей защищать гнусного святотатца; вся христианская адвокатура возмущена очередной еврейской наглостью». Тельберг вспоминал: «Будучи от рождения христианином, и притом очень кротким, я прямо испугался, не вызову ли я волны еврейских погромов».

Сирота, профессиональный вор, а потом профессиональный же скупщик краденого, Чайкин свою вину не признал, адвокат с юношеской искренностью напирал на «среда заела». Суд дал Чайкину двенадцать лет каторги, его жене за соучастие – четыре. Через полтора года Чайкин бежал с каторги, но вскоре был опять пойман – во время грабежа церкви в Ярославле. (Тельберг стал кадетом, в правительстве Колчака был министром юстиции, но слетел за избыточное правосознание; его сын Владимир стал знаменитым американским фотографом под именем Вэл Тельберг).

* * *

Многие не верили заявлению Чайкина, что он просто спалил икону, хотя психологически это вполне возможно: продать столь известную святыню было невозможно, хранить – опасно и ненужно. Впрочем, Казанская была не единственной чтимой богородичной иконой в тогдашней России. Почитание икон имело ярко выраженный региональный и сословный характер. В наши дни упадок культуры повлек за собой возвращение к ситуации, когда человек чтит не столько икону, сколько возможную выгоду для себя. Крестьянин выбирает икону «Спорительница хлебов», студент – «Прибавление ума».

Казанскую икону выбирают за ее военно-политические качества. Четко сформулировал это Вадим Лебедев, весной 2000 г. первый (и сразу в двух газетах) поднявший шум вокруг Казанской: он припомнил и 1613 год, когда список с Казанской возил с собою князь Пожарский, и Полтавское сражение, и Кутузова, и даже оборону Москвы в 1941 году: якобы «по приказу Сталина самолет с образом Божьей Матери несколько раз облетал вокруг города».

Александр Королев сразу после дефолта писал: «Благодаря Казанской иконе Божией Матери Русь сумела покончить со «смутным временем» и выйти на новый этап своей истории. … Люди горячо молились за Отечество, за то, чтобы скорее миновало нынешнее смутное время».

Летом 2000 г. В.В.Путин приехал на освящение часовни во имя Казанской иконы около МВД. Настоятелем часовни назначили свящ. Дмитрия Медведева, учившегося в одном институте с Путиным (на курс старше). По странному совпадению, с Путиным Медведев был в одном стройотряде и отозвался о президенте так: «Он всегда был корректный и справедливый. Одно то, что он пошел в КГБ и защищал интересы государства, говорит, что он человек достойный. Он ведет очень правильную политику. В демократию в нашей стране играть опасно». На вопрос журналиста, как священник относится к гибели тысяч мирных жителей Чечни, настоятель спокойно ответил: «Любой здравомыслящий человек понимает, что без решительных мер навести порядок невозможно».

В более православном стиле тогда же сформулировал это квазимистическое отношение к власти М.Соколов, бичуя либералов за неуважение к Казанской: «Отчего при самомалейшем уповании на Божье заступничество за Россию вас так ужасно, неудержимо корежит? До сих пор существовала только одна категория существ, при словах «Да воскреснет Бог, и да расточатся враги Его» [Соколов цитирует неверно, правильно: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его» - прим. Я.К.] испытывавшая нестерпимую боль, заставляющую забывать о всяком политесе». Бесов-либералов, Соколов сравнил с «шишами» ( «шишами» назывались борцы за независимость Белоруссии начала XVII в., но отнюдь не участники Смуты) и провозгласил: «Отношение к этим ватагам шишей как к грязи – это еще очень мягкое отношение».

* * *

После того, как Казанская икона оказалась столь интимно связанной с В.В.Путиным и его политикой, поднялась политическая шумиха вокруг ее возвращения. Спустя четыре месяца после освящения часовни президент Татарии Шаймиев через мэра Казани передает Папе послание с просьбой вернуть икону. Тогда впервые Патриархия заговорила о Казанской, обвинив Папу в шантаже: мол, если хочет отдать, так пусть это делает безо всяких условий. Патриарх заявил, что Папа, может быть, потребует в обмен на Казанскую построить в Казани католический собор . 22 ноября 2000 г. Патриарх встречается с Шаймиевым и высказывает мысль о том, чтобы «все святыни, которые были вывезены из России за рубеж, постепенно возвращались».

Главный редактор «Православной энциклопедии» Сергей Кравец заявил в июне 2002 г., что «Ватикан не подпускает к ней экспертов. Ученым не предоставляется даже фотография реликвии».

За два года до этого заявления Наталья Чугреева, сотрудница музея им. Рублева, занимающая историей списков Казанской, попросила и получила в Ватикане обмеры иконы, качественную цветную фотографию, данные ренгенографии, и сделала вывод: икона точно не подлинная, хотя бы потому, что размером намного меньше (31,12 см. высотой, 26,49 см. шириной), а судя по письму – середина XVIII века.

Таким образом, в Ватикане находится не подлинная Казанская икона (видимо, все-таки погибшая в 1904 г.), а одна из многочисленных ее копий, неизвестно как попавшая на Запад к 1928 г. Она сменила двух владельцев, и абсолютно законно была приобретена католиками в 1970 г. через антикварных дилеров. Икона, видимо, принадлежала и до революции частному лицу, так что Русская Церковь как организация не имеет никаких прав на нее. Нынешние драгоценные камни на иконе – не дореволюционные, а были пожертвованы православными США в 1960-е годы, когда образ был передан на хранение в Американскую Церковь.

Мэр Казани Камил Исхаков заявил, что достиг с Папой «предварительной договоренности» о возвращении иконы. Это был обычный советский новояз, на которым отсутствие договоренности, наспех сочиненная в угоду начальству фантазия называется «предварительной договоренностью». Новояз, однако, опасен не тем, что искажает реальность, а тем, что рано или поздно надо что-то делать с реальностью, которая не желает жить по законам искажающего. И чем упрямее придерживаются выдумки о «договоренности», тем упрямее тычут пальцем в Папу Римского: мол, вот кто виноват! А возвращение иконы вписали отдельным пунктом в утвержденную Кремлем программе по празднованию 1000-летия Казани.

Легко себе представить, какая антикатолическая истерия развернется, когда Папа не выполнит программу казанского мэра, о существовании которой, скорее всего, и не подозревает. Уже сейчас спикер Патриархии Всеволод Чаплин позволил себе утверждать, что «икона незаконно находится за пределами России, и вернуть ее – долг каждого честного человека».

«Честно» было бы признать, что в Ватикане находится не подлинная Казанская икона. «Честно» было бы предложить Папе (точнее, греко-католикам, которые в 1970-м году купили икону у антиквара) возместить из своих личных средств стоимость образа, если уж он так дорог некоторым, не самым бедным, персонажам современной российской политической сцены. «Честно» было бы не утверждать, что Папа чего-то требует в обмен на возвращение иконы. Но многие уже слишком привыкли любую ситуацию видеть как отношения злокозненного «шантажиста-террориста» и «благородной жертвы, вынужденной обороняться».

Основная масса православных, слава Богу, абсолютно не интересуется судьбой Казанской иконы. Фундаменталисты более почитают самого Ивана Грозного за взятие Казани и требуют его причисления к лику святых, а большинство православных просто молятся перед тысячами икон, чудотворных и обычных, подлинных и «списков» – от Владимирской до Феодоровской. Слабость политиканов от православия в том, что они угрожают и лгут, а сила православия в том, что оно прославляет, благодарит и благословляет.


Карташев: С тех пор появился русский праздник иконе Казанской Божией Матери 22-го октября. В Казани чудотворная икона, как известно в 1902 г., была преступно украдена и уничтожена. Это было зловещим предзнаменованием русского поражения со стороны нехристианской Азии.

*

Папа Римский попал в так называемые «номенклатурные ножницы», которые позволяют отрезать любые нити, связывающие людей с реальной жизнью. В течение последних пяти лет представители ОВЦС утверждали, что икона Казанской БМ подлинная, а потому нет смысла Папе ехать в Россию, Папа обязан ее вернуть безо всяких предварительных условий, и еще быть благодарным, что его не посадили в обезьянник за скупку краденого – вот если приедет, так вдруг…. При этом представители ОВЦС совершенно сознательно лгали, ибо специалисты Рублевского музея еще в конце 1990-х давно установили, что икона, хранящаяся в Ватикане, не является той, первоначальной Казанской. Но тут в бой перешла казанская коммунистическая номенклатура, ныне с зеленоватым оттенком исламизма, и стала усердно зазывать к себе Папу вместе с Казанской иконой. Известен ведь старый православный принцип: лучше чалма, чем тиара, лучше быть поддаными мусульман, чем католиков. Так ведь и мусульмане, видимо, рассуждают также: лучше дружить с далеким и совершенно непритязательным верховным католическим архимуфтием, это немножечко уравновесит притязания своих, местных православных архимуфтиев. Тут как раз и случай подвернулся: Папа собрался лететь в Татарию и начались неофициальные переговоры о его промежуточном, кратком, визите в Казань, только чтобы отдать икону и подзаправиться. Тут ОВЦС встрепенулся, словно золотой петушок, и стал утверждать прямо противоположное тому, что утверждал ранее: икона не подлинная, а потому нет смысла Папе ехать в Россию и ее вручать. «Никада ничаво» нет смысла предлагать России, потому что, во-первых, нам ничего не нужно, у России все есть и больше, и больше, и святее, чем у других, а во-вторых, все хорошее заведомо российское и это нужно просто вернуть и не грешить. Cамое комическое при этом, что теперь ОВЦС (и многие газеты) утверждают, что это Папа назвал Казанскую икону – подлинной, хотя чего не было – того не было. Сами придумываем глупости, сами их экспортируем, потом сами над ними ржем.


МОСКВА - ВТОРАЯ КАЗАНЬ

Сигара иногда может быть просто сигарой, а имя иногда может быть просто именем. Не всякое посвящение храма имеет какой-то особый или хотя бы глубинный смысл. В 1990-е годы по военным городком, по штабам понастроили десятки церквей (за казенный счет, разумеется) - все в честь Александра Невского или Георгия Победоносца. Тут все ясно. Иное дело с посвящением часовни МВД Казанской иконе Божией Матери.

Что Москва - третий Рим, это в шестнадцатом веке была случайная и маргинальная идея. Объявили эту идею главной для древней Руси спустя два века после того, как древняя Русь кончилась. России петровская, имитирующая западные формы, предпочла забыть то, что действительно воодушевляло Ивана Грозного: право быть столицей царства Москве пришлось завоевывать не у итальянцев, а у татар. Риму мы дани не платили, а Казанскому царству - плачивали, и хана своим царем - считали. Ивану Грозному мало было "венчаться на царство" - царство надо было отобрать у своего бывшего повелителя. Именно поэтому поход на Казань был так важен.

Ситуация повторилась в наши дни. Социализм в России кончился, нормальная жизнь не началась, и в образовавшееся пространство ринулось средневековье - пованивающее, как и подобает восставшему из могилы. Именно средневековая душа не понимает выборов и сделала все, чтобы превратить выборы в фикцию. Воцарение Путина, как и воцарение Ивана Грозного, как и воцарение Ельцина, было не совсем законным и требовало войны. Для Ельцина такой мини-войной стал путч 1991 года, для Путина - Чечня. Один "победил" коммунизм, другой победил "терроризм" (закавычивать, когда речь идет о современной российской действительности, можно каждое слово, но это неудобочитаемо).

Право на трон доказывается с мечом в руке. Нынешней Казани повезло, что нашелся Грозный - символ мощной враждебной силы. Конечно, статьи и речи о том, что без бомбежек Грозного уже давно ваххабиты победно маршировали бы по Красной площади, кажутся несколько преувеличенными. Но это не наглая милитаристская пропаганда, это искренняя мифологизация жизни.

Воскресшая архаика воскресила и почитание Казанской иконы. Правильнее было бы называть эту икону анти-казанской, ведь ее почитание было призвано дать отпор "казанцам", мусульманам. После пожара в Казани 23 июня 1579 года православные оказались перед необходимостью объяснить, за что их Бог наказал - и открытие иконы стало таким объяснением. Конечно, с современной точки зрения, да и с точки зрения мусульман любого времени, это вовсе не объяснение, но средневековое сознание не рассуждало, а чувствовало. Пусть сгорел русский квартал Казани, но чудесным образом из земли - более того, из-под печи - появляется Богородица. Различия между иконой и изображенными на иконе эта психология не знает. Более того: икона была открыта, потому что Богородица явилась десятилетней Матроне "страшным огненным образом, лучи испущая огнены". Пожар из наказания Божия превращался в часть явления грозной святыни.

Выкапывание иконы было организовано казанским священником Ермолаем, который радостно отмечал, что народ так радовался чуду, так жаждал приложиться к иконе, что началась страшная давка, "инии же по главам инех ходяща". Современный журналист, тем более архиерей, предпочел бы умолчать о такой невоспитанности. Девочку, нашедшую икону, постригли в монахини вместе с матерью, на месте их сгоревшего дома построили монастырь - на деньги из Москвы. Царь и позднее поощрял почитание Казанской, но за пределы русских в Татарии оно не выходило. Когда летом 1611 года ополчение из Казани принесло в Москву список чудотворной, войско Заруцкого встретило ее насмешками: не наша святыня. Но 22 октября, в день штурма Китай-города, первой была взята башня Китай-города именно тем отрядом, у которого была Казанская. С этого начался ее культ в Москве, подкрепленный тем, что 22 октября 1648 года у царя Алексея Михайловича родился сын Дмитрий, ныне благополучно всеми забытый.

Если Владимирская икона - защитница, то Казанская - нападающая. Поэтому не случаен Казанский собор в Петербурге (тут хранился список иконы, привезенный около 1710 года из Москвы) - может, кто-то забыл, но все-таки Петербург есть плод завоевания, агрессии. И Казанская у Кутузова была не случайно, напоминая (скорее всего, подсознательно), что война с Наполеоном идет не из-за Москвы, а из-за Парижа, ради торжества законности над корсиканским бандитом. Так что посвящение милицейской часовни Казанской выдает, вполне возможно, намерение власти покорить обывателя, отбившегося от рук. Зачистить - в том смысле, в каком осенняя Казанская была праздничным воспоминанием о том, как "очистилось Московское государство". Есть власти, для которых все подданные - грязь.

К чести русского народа, Владимирская чтилась больше Казанской. Может быть, поэтому именно Казанская и стала жертвой грабежа в 1904 году. Конечно, возмущенных криков было много, но они были тем истошнее, что исходили от крайне правых, бывших и тогда крайне немногочисленными. Черносотенцы кричали, что "известный еврей Шальберг нанялся за сто тысяч рублей защищать гнусного святотатца; вся христианская адвокатура возмущена очередной еврейской наглостью". На самом деле, преступника защищал потомок давно обрусевших шведов Георгий Тельберг, защищал бесплатно, по назначению суда. Тельберг в своих воспоминаниях о процессе зафиксировал характерные слухи, ходившие в простонародье: икона якобы "сама" ушла, или ее тайно увезли к царю, известному своим благочестием. Сама вышла, сама и ушла, царь дал, царь и взял. Было в этих слухах какое-то лениво-любопытное безразличие к иконе. Не надо думать, что культ Казанской был создан народом - он был создан элитой. Выкопавший икону священник был плодовитым публицистом, политиком, добился у царя разрешения заковывать в кандалы татар, которые отступили от принятого было христианства, и позволение "вконец извести" мечети. Мечети извести, правда, не удалось, но патриархом священник этот стал - под именем Ермогена, в 1606 году.

Очень возможно, что Ермолай-Ермоген преувеличивал, когда писал, что при открытии иконы люди ходили друг у друга по головам. Преувеличения свойственны мифологическому сознанию, потому что, когда не описываешь реальность, а навязываешь ей свои объяснения, поневоле пускаешь петуха. Так и в наши дни пишущая элита берет ноту превысокую: якобы московский, питерский и казанский списки иконы охраняли Россию с запада, севера и востока (Вадим Лебедев, Юлия Демянкова, Новая газета, 27.4.2000). Якобы после дефолта на Казанскую особенно "горячо молились за Отечество, за то, чтобы скорее миновало нынешнее смутное время" (А.Королев, Труд, 5.11.1998). Кто забыл: после падения рубля номенклатура страшно перепугалась месяца на три, решив, что и Ельцин пропал, наступило безвластие, и надо срочно делить шкуру.

Апофеозом стало волнение: Казанская нашлась у самого Папы Римского, и надо ее срочно возвращать, вот будет преважное событие для всего христианского мира (та же "Новая газета"). А в чем важность-то? Вера в русское мессианство, дай ответ! Нет ответа... Если уж кто в Богородицу верует, тот и без Казанской верует, а кто лишь с Казанской верует, тому Богородица и не нужна. К тому же быстро выяснилось, что у Папы находится список Казанской, принадлежавший Александре Мельгуновой, основательнице Дивеевского монастыря. Святыня не хуже других, между прочим, но главное не в этом.

Если уж почитать Казанскую, то как в Средневековье, когда не придавали большого значения тому, с какой именно иконой - подлинной или списком - имеют дело. Нынешнее Средневековье куда более материалистично и механично, оно хочет мифа, но лепит его коряво и не до конца. Что ж, это дает возможность надеяться, что и насаждение культа Казанской иконы, равно как и пропаганда всевозможных святых змееборцев и меченосцев, окажется недолговечным и уступит место нормальной жизни, в которой есть место и неверию, и суеверию, и вере, - только не агрессивному мифотворчеству.

*

*

Горцы Восточной Грузии жили крайне бедно, постоянно обиваясь от захватчиков с севера. В результате кражи - не у своих, у чужаков - стали восприниматься как подвиг. Н.Джалабадзе писала:

"В Пшави и Хевсурети разные божества содействовали своим подопечным в набегах и в воровстве. Такими являлись Хахматский св. Георгий, «Шатилис Гвтисмшобели» (Шатильская Богородица), «Мтаварангелози Микиели» (Архангел Микаел) ... Хотя вышеназванные святые суть христианского происхождения, однако их нельзя считать типичными христианскими божествами, культами христианского происхождения, т. к. они представляют собой покровителей разбойников — похитителей стад".

Подобное явление может шокировать лишь до тех пор, пока не вспомнится, что любая война есть тот же разбой. Казанская икона Богоматери такая же покровительница разбойников, как Шатилис Гвтисмшобели, только хевсуры присваивали пару овец, а русские - пару соседних стран. Грузинские историки считали, что такое освящение воровства - признак поверхностной христианизации. Русские историки при случае им объяснят, как они ошибаются.

*

4 октября Русская Православная Церковь празднует день Казанской иконы Богоматери. Судьба Казанской иконы трагична или, точнее, драматична, поскольку речь идет все-таки не о человеке, а о вещи. Подлинная «Казанская» была украдена в 1903 году, вор был найден и заявил, что просто спалил икону в печке. Поверить в это многие люди отказываются до сих пор. Некоторые даже точно указывают, что «Казанская» попала к Папе Римскому. На самом деле, у главы католической церкви находится одна из многочисленных копий Казанской, изготовленная в девятнадцатом веке. Таких копий огромное количество на Руси, и святости в них не больше чем в любой другой иконе. Впрочем, и не меньше – все-таки икона не просто доска с краской, как человек не просто двуногое с амбицией. Осенняя Казанская – это воспоминание о начале освобождения Москвы войсками князя Пожарского и гражданина Минина в октябре 1612 года. Даже взятие Казани – и то не празднуют. Собор, поставленный в честь «казанского взятья» на Красной площади и вряд ли случайно напоминающий воинскую десницу в боевой перчатке, привязали к памяти совсем мирного человека, юродивого, Василия Блаженного, «Казанской» же стала церковь Пожарского на противоположном конце площади. Значит, по-христиански для русского человека - не завоевание другого праздновать, а освобождение себя. Тогда, в октябре 1612 года, русские люди ведь оказались в совершенно парадоксальном положении: они брали штурмом, словно чужой город, собственную столицу. Может, именно тогда родилось выражение «сирота казанская», когда русский человек вдруг почувствовал, каково это -- быть побежденным, каково было татарам, когда Иван Грозный взял Казань. И даже до сего дня сохраняется таинственная связь: Казань татарам вернули, но как-то не совсем так, как они бы хотели, а в результате и с собственной столицей у русского народа отношения сложные, - вроде бы и своя столица, а отчуждение-то чувствуется, да и ни в одном другом русском городе на улице прописку у прохожих не проверяют. Так что еще есть, есть о чем перед Казанской иконой Богу молиться, есть чего чаять. Князья в лице князя Пожарского уже Казанскую икону почтили. Дело за Гражданином – с большой буквы.

*

Сергей Кравец, главред "Православной энциклопедии", на конференции в Казани заявил, что Казанская икона (подлинник) - в Ватикане. "Ватикан не подпускает к ней экспертов. Ученым не предоставляется даже фотография реликвии. Попытки узнать американскую часть истории иконы успехом не увенчались" (Российская газета, 25.6.2002). Между прочим, об истории ватиканского списка подробно написала Ольга Седакова (Новая газета, 27.4.2000), секрета в этой истории нет, это икона из Бородинского монастыря. Как решается грамотный человек выступать с такими заявлениями, равно как и ставить под сомнение факт гибели подлинной Казанской? Непонятно.

Во время нацистского шествия 4 ноября 2005 г. "в первом ряду шёл Егор Холмогоров, председатель Русского общественного движения. В руках он держал икону Казанской Божьей Матери" (Боброва О. и др. Фашизм прошёл // Новая газета. - 7.11.2005). Через две недели Холмогоров выступал на "богословской" конференции, посвящённой эсхатологии, наряду с митрополитами, почитаемым в России греческим теологом Яннарасом и пр. Один из репортёров с восторгом отметил, что это "настоящая" конференция, уровень растёт, семьдесят докладчиков. Так инфантильный человек восхищается, если ему удалось самостоятельно купить билет на поезд - хотя едет он, возможно, в неверном направлении.

Чугреева о московской иконе Казанской, 2000.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова