Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы.
МОНОТЕИЗМ
См.: Библия, Бог.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
МОНОТЕИЗМ (от греч. mТnoj, один, JeТj, Бог) БИБЛЕЙСКИЙ, учение
Свящ. Писания об абсолютном единстве личного, сверхприродного Божества,
Творца и Промыслителя.
Первобытный М. В Библии нет определ. указания на М. как первонач.
форму религии, но это может быть выведено из косвенных свидетельств.
Первые главы Кн. Бытия говорят только об отношении людей к единому
Творцу и не упоминают о почитании ими языч. богов. Согласно ап.
Павлу, народы, «познавши Бога» через Его творение, своевольно отвратились
от Него (Рим 1:21). Это можно истолковать в том смысле, что М. был
древнейшей или одной из древнейших форм богопочитания, позднее утраченной.
В 19 в. попытки науч. и филос. обоснования такой концепции мы находим
у *Шеллинга, Вл.*Соловьева, англ. историка Эндрю Лонга (1844-1912)
и нем. индолога Леопольда Шрёдера (1851-1920). Возражения против
возможности М. у первобытных людей выдвигали сторонники *исторического
эволюционизма. Мыслители и ученые этого направления считали, что
религия возникла в грубых примитивных формах (анимизм, фетишизм
и т.д.) и только в высокоразвитых обществах достигла стадии М. Однако
исследования 20 в., проведенные среди народов, находящихся на низшей
ступени цивилизации, показали, что понятие о верховном Существе
присутствует и в верованиях «первобытных племен». Основной материал
по этому вопросу был собран школой австр. ученого, католич. свящ.
Вильгельма Шмидта (1868-1954), ред. журн. «Человек» («Anthropos»)
и составителя обобщающего труда «Происхождение идеи Бога».
Элементы М. во внебибл. мире. Мн. верования *Древнего Востока и
*античности так или иначе приближались к идее М. Как правило, рядом
с верховным Божеством помещали пантеон второстеп. богов (Египет,
Двуречье, Финикия, Греция). В Ханаане их называли *«сынами божьими»,
поскольку они считались детьми гл. бога Эла (Эля). В Индии единое
Божество понималось в духе пантеизма (Упанишады) и как безличное
Сверхбытие (буддизм). К инд. монистич. концепциям был близок греч.
философский М. Наибольшее сходство с библ. М. имели религия Эхнатона
(см. ст. Амарнский период) и учение Заратустры (см. ст. Маздеизм).
Однако Эхнатон отождествлял Божество с физическим Солнцем, а маздеизм
вскоре после Заратустры превратился в типично дуалистическую доктрину.
Т.о., библ. *Откровение о Творце и Промыслителе остается уникальным.
Библ. М. домоисеева времени. Ветхозав. религия, хотя и не развивалась
по закону прямолин. эволюции, прошла ряд ступеней, на к-рых полнота
единобожия раскрывалась постепенно. Школа *Велльгаузена считала,
что до переселения в Ханаан израильтяне были язычниками и чтили
многих богов, к-рые потом превратились в образы *патриархов. Новейшие
исследования не подтвердили эту т. зр. (см. ст.: Брайт; Олбрайт;
Патриархи; Пятикнижие). Авраам покинул отечество и порвал со своим
племенем амореев-язычников именно потому, что был призван Богом
(Быт 12:1; Ис Нав 24:2-3). В этот период Бог воспринимался преимущ.
как Покровитель избранной Им родовой группы. О других богах нет
речи; что бы о них ни думали, почитался лишь один Творец неба и
земли.
Моисеев М. содержит недвусмысленный и строгий запрет политеизма
(Исх 20:3-5). Яхве есть единственный, перед Кем можно преклониться
и Кого должно любить в послушании и смирении (ср. Втор 6:4-5). В
то же время Моисеева религия признавала существование «элохим»,
или «элим» (букв. богов). Иногда в них видели сонм, окружающий небесный
престол Божий (Втор 33:2), а иногда они отождествлялись с богами
других народов (Исх 15:11; 18:11). Как в ту эпоху богословски осмыслялась
природа этих «элохим» в связи с абсолютным владычеством Божьим,
установить невозможно. Во всяком случаев, ведущие совр. экзегеты
не считают возможным отрицать единобожие Моисеевой религии. Брайт
в связи с этим пишет: «Другие боги, которым было отказано в участии
в творении, в какой-либо космической функции, во власти над событиями,
в почитании, были, следовательно, лишены всего того, что делало
их богами, превращались в ничто. Иначе говоря, они были лишены "божественности".
Хотя полное выражение монотеизма раскрывалось на протяжении многих
веков, в этом функциональном смысле Израиль с самого начала верил
только в одного Бога». По мнению *Олбрайта, Моисеев М. явился завершением
религ.-историч. процесса, происходившего на Ближнем Востоке.
От Моисея до пророков-писателей. Ветхозав. религия выдержала суровые
испытания, столкнувшись непосредственно с язычеством Ханаана. На
протяжении веков, в течение к-рых происходило смешение евреев с
коренным населением страны, многобожие оставалось опасным соблазном.
М. не раз оказывался под угрозой и заменялся синкретической религией,
где Яхве занимал место главы пантеона. Но духовные вожди народа
вели с этим непримиримую борьбу (прор. Илия) и в итоге библ. М.
побеждал. Правда, элохим стали по ханаанскому обычаю называть сынами
Божьими (Пс 28:1; ср. Иов 2:1), но их не считали детьми верховной
супружеской пары, как в Ханаане. Израиль не знал даже слова богиня.
Элохим, или сыны Божьи, были окончательно отождествлены с ангельскими
силами.
Библ. М. у *пророков-писателей приобретает форму предельно отчетливую.
Бог есть единств. Творец мира (Ис 42:5); никакого другого Божества
не существует (Ис 45:6-7). Боги народов — ничто, бездушные идолы
(Иер 10:5). С этого периода классич. форма библ. М. уже не претерпевала
изменений (см. ст. Этический
монотеизм). В нем лишь появились новые богосл. аспекты, связанные
с ипостасной тайной.
Библ. М. и ипостасная тайна. Бог явлен в ВЗ исключительно в Его
проявлениях по отношению к твари. Внутренняя тайна Божья остается
для человека абсолютно запредельной. Человек не может остаться живым,
если он соприкоснулся с тайной Божьего Существа (Ис 6:1-5). Это
— полная противоположность внебибл. *мистицизму, к-рый ищет слияния
человека с Божественным, но при этом человек теряет свое личностное
начало, растворяясь в безличном Абсолюте. «Христианство освобождает
человека от этих двух ограничений, открывая одновременно во всей
полноте личного Бога и Его природу» (В.Н.Лосский). Через Христа
человек становится причастным к внутрибожеств. Тайне. Однако еще
в ВЗ появляются первые предчувствия этой Тайны. Понятия о Духе Божьем,
о Его Премудрости, Слове и Славе приоткрывают завесу над абсолютностью
библейского М. и предваряет новозав. откровение о Триипостасной
природе Божественного Единства. Приобщение к этой Тайне служит не
просто для познания, но указывает на онтологич. божеств. основу
любви и единства в человеческом мире (Ин 17:21). См. ст. Тринитарное
учение.
l Архим.А л е к с и й (Соловьев), Ветхозав. учения о таинстве Пресв.
Троицы, ПрТСО, т.8, 1849; Б е л я е вА.Д., Идея единобожия в ВЗ,
ПО, 1879, № 2; *Б е р н ф е л ь дС., М., ЕЭ, т.11; прот.*Б о г о
л ю б о вН.М., Философия религии, К., ч.1, 1915; прот.*Б у т к е
в и чТ.И., Религия, ее сущность и происхождение, т. 1-2, Харьков,
1902, т.1-2; *В в е д е н с к и йА.И., Вера в Бога, ее происхождение
и основания, СПб., 1891; е г ож е, Религ. сознание язычества, т.1,
М., 1902; *Г и й еЖ., Бог, СББ; *Г у с е вА., Единобожие ветхозав.
религии как доказательство божеств. происхождения ее, ВиР, 1895,
№ 16, 17; И н о з е м ц е вА., Единобожие как первонач. форма религии,
М., 1881; *К у д р я в ц е в - П л а т о н о вВ.Д., О единобожии
как первонач. виде религии рода человеческого, ПрТСО, т.16, 1857;
Л а н гЭ., Мифология, пер. с франц., М., 1901; свящ.*Л е б е д е
в А.С., Ветхозав. вероучение во времена патриархов, вып. 1,
СПб., 1886; прот.М е н ьА., Элементы М. в дохрист. религиях и философии,
Загорск, 1968 (ркп. МДА); е г ож е, Истоки религии, Брюссель, 19812;
*Н и к о л ь с к и йН.М., Политеизм и М. в евр. религии, в его кн.:
Избранные произведения по истории религии, М., 1974 (т. зр. историч.
эволюционизма); О р н а т с к и йФ.С., Изложение и критич. разбор
взглядов М. Мюллера на религию, ее происхождение и развитие, Труды
КДА, 1887, № 1; *П о к р о в с к и йА.И., Критич. разбор эволюционной
теории первобытной религии, БВ, 1900, № 3; е г ож е, Библ. учение
о первобытной религии, Серг. Пос., 1901; *С о л о в ь е вВл., Мифологич.
процесс в древнем язычестве, Собр. соч., 2-е изд., т.1; *Х р и с
а н ф (Ретивцев), Религии древнего мира в их отношении к христианству,
т. 1-3, СПб., 1873-78; Ш р е д е рЛ., Сущность и начало религии,
Серг. Пос., 1909; *Я х о н т о в И.П., Изложение и разбор мнения
Э.Ренана о происхождении евр. единобожия, М., 1884; *A l b r i g
h tW.F., From the Stone Age to Christianity, Baltimore, 1957; D
a w s o nCh., Progress and Religion, Garden City (N.Y.), 1960; *D
e n t a nR., The Knowledge of God in Ancient Israel, N.Y., 1968;
E l i a d eM., Trait№ d’histoire des religions, P., 1959 (англ.
пер.: Patterns in Comparative Religion, 1958); *M cK e n z i eJ.L.,
Myth and Realities, L., 1963; R a d i nP., Monotheism among Primitive
Peoples, L., 1924; *R o w l e yH., The Faith of Israel, L., 1956;
S c h m i d tW., Der Ursprung der Gottesidee, Munster, 1926-55,
Bd.1-12; см. также ст. Богословие библейское.