ДИСПЕНСАЦИОНАЛИЗМ
См. о книге Халсел, 1994.
Cм. протестантизм. См. в истории
Церкви.
Грейс Халсел. Пророчество и политика: Секретный союз Израиля с правыми христианами
США. Чикаго: Лоуренс Хилл Пресс, 1986. - 210 с.
Grace Halsell. Prophecy and Politics. The Secret Alliance Between Israel and
the U.S. Christian Right. Chicago: Lawrence Hill Books, 1986.
Любопытная книга, которая могла бы стать утехой российскому антисемиту, ибо
она критикует про-сионистов среди американских баптистов (или, точнее, христианских
фундаменталистов). Нет большей утехи националисту чем подтверждение своих концепций
со стороны инородцев; создается видимость объективности. Они словно говорят: "Факты
— упрямая вещь, вот и Чемберлен, и Рид, и Халсел пишут то же, о чем мы в "Молодом
современнике антисемита" долдоним. Не верите нам — поверьте им". Но в книге Халселл,
действительно написанной как репортаж, без истерии, именно в силу репортажности
есть одна пикантнейшая деталь, делающая невозможным ее использование в России.
Итак, многие проповедники в США, основываясь на Библии, утверждают, что следует
помогать Израилю, ибо последняя битва между добром и злом состоится на территории
Израиля, в Армагеддоне. Что Армагеддон - крошечная долина, где в лучшем случае
могут подраться десять пьяных мужиков, буквалистов не волнует. Кого конкретно
они имеют в виду под злом? Говорит Джерри Фалвел (Falwell) (записи изданы в 1979
г.): "В 38 и 39 главах книги пророка Иезекииля мы читаем, что эта страна [которая
восстанет против Христа и нападет на Израиль с севера] называется Рош (Иез. 38,2).
Иезекииль упоминает два города Роши, называя их Мешех и Тубал [в синодальном переводе
- Фувал. - Я.К.]. Эти имена поразительно похожи на Москву и Тобольск [так!], —
эти два города сегодня являются крупнейшими в России" (С. 33-34). Далее Иезекииль,
оказывается, говорит о том, что союзниками России в борьбе с верующими будут Иран,
Эфиопия, Ливия, Восточная Европа (называемая Гомер) и казаки юга России (почему-то
их отождествляют с Тогармахом). Разумеется, Россия уже ненавидит евреев и Израиль.
В годы, когда звучали такие проповеди, все названные страны действительно были
союзниками России. Замечательно, что толкование такого рода не ново. Собственно,
слово Русь было заменено на Россию именно в Византии, где русов отождествили с
тем же самым Рош из Библии (византийцы, и не только они, как видим, считали, что
нет народа, который бы не упоминался в Библии). Диспенсациалисты (как зовут проповедников
этой теории) отождествляют Россию также с Гогом и Магогом, которые идут с севера.
Именно они повлияли на Рейгана, по мнению автора. Наконец-то мы узнаем, когда
именно Рейган назвал нас "империей зла" ("the focus of evil") - 8 марта 1983 года
(С. 48). Подарок, так сказать, матушке России к Женскому дню.
Возражения со стороны Халсел, надо признать, звучать неубедительно: она указывает,
что "Рашиа" - "английское слово", а о народе "рош" говорится на еврейском. Увы,
история показывает, что не только англичане додумались до такого отождествления.
Может быть, мы действительно - Гоги и Магоги?
Название "диспенсациолизм" происходит от английского "dispensation" — "эпоха",
в терминологии Хэла Линдси, автора книги "Конец великой планеты", тираж которой
составил 18 миллионов экземпляров, и в которой говорится о семи эпохах — "диспенсациях".
Последняя диспенсация и ознаменуется сражением сил добра и зла при Армагеддоне
(Мегиддо).
Диспенсациолизм распространяется в США в основном усилиями Сайруса Сколфилда,
автора популярной Комментированной Библии Сколфилда, в которой говорится, что
христиане должен приветствовать Армагеддон, потому что за ним последует вознесение
спасенных на небеса. Диспенсациолизм популярен особенно у телепроповедников (аудитория
которых в 1980 г. составляло 60 миллионов американцев). Среди них был и Джимми
Сваггерт, в перестройку отправившийся в Россию проповедовать Библию, оказывается,
гогам и магогам.
Халсел подчеркивает, что отнюдь не сумасшедшие богословы причина союза США
с Израилем. Христианские фундаменталисты с их миссионерским рвением - главные
враги иудейских фундаменталистов. И при этом они находятся сегодня в весьма мирных
отношениях и даже прямо говорят об этом, хотя ясно, что в конечном счете причин
враждовать у них больше. Самым парадоксальным является то, что христианские фундаменталисты
радеют о поддержке государства Израиль (и, соответственно, иудаизма), одновременно
выдавая с головой иудеям-фанатикам своих единоверцев, христиан, живущих в Израиле
(в результате, их становится все меньше и меньше).
Идеи диспенсациолистов (точнее, их манера обращения с Писанием) напоминают
слишком многих отечественных проповедников и литераторов. Достаточно напомнить
имена Феликса Карелина и Льва Регельсона из людей приличных и умных; имен же людей
далеко не столь приличных, просто изливающих свою злобу и антисемитизм в виде
комментариев к Библии, просто не счесть. Им полезно будет заметить, что не есть
и такая вероятность, что тех, кто считает себя народом-богоносцем, спутают с гогами
и магогами, пользуясь их же интеллектуальными орудиями. И, не приведи Господи,
поступят так, как с магогами поступать надлежит.
|