СКАНДИНАВИЯ
См. Европа, Швеция.
Общий очерк истории в академической "Всеобщей истории" 1960-х гг.: 1 тыс. - 12-15 вв.; 16-17; 18.
Карты: Скандинавcкие государства в XVI - первой половине XVII в.
Скандинавские государства в XVII в.
Скандинавские государства в XVIII в.
Славяне и скандинавы. М.: Прогресс, 1986. 412 с.
Древнерусские города в древнескандинавской письменности: Тексты. Перевод. Комментарий. М. : Наука, 1987. 206 c.
Норна у источника Судьбы: Сборник статей в честь Елены Александровны Мельниковой. М.: Индрик, 2001. 480 с.
Мельникова Е. А. Ольгъ/Олег Вещий. К истории имени и прозвища первого русского князя. Оп.: Ad fontem. У источника. Сб. ст. в честь С. М. Каштанова. – М.: 2005.
СКАНДИНАВСКАЯ БИБЛЕИСТИКА
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня - Библия.
СКАНДИНАВСКАЯ БИБЛЕИСТИКА, толкование и изучение Библии в скандинав.
странах (Дания, Норвегия, Швеция).
С.б. развивалась преимущ. в рамках протестантских конфессий. Хотя сканд. библеисты
17-18 вв. находились в сильной зависимости от нем. школ, в их работах очень рано
проявились черты своеобразия, к-рые и теперь отличают С.б. В частн., ее представители
оказались пионерами *сравнительно-религиозного изучения Библии. Так, П.Холм (ум.1688)
изучал параллели между Библией и *Кораном, И.Олдерман (ум.1697) исследовал связь
Библии с эллинистич. иудейством. В 1761 вышел труд Л.Пламберга (ум.1804), посвященный
сравнению Иак с произведениями античных авторов. Большое внимание в этот период
С.б. (преимущ. шведская) уделяла лингвистич. стороне Библии. И.Терсерус (ум.1678)
разрабатывал проект критич. комментированного издания Библии, в к-рое должны были
войти раввинистич. и святоотеч. толкования. Мистический, или скорее оккультный,
вид экзегетики был создан в 18 в. *Сведенборгом.
В нач. 19 в. С.б. развивалась в полемике с влиятельными нем. радикальными тенденциями.
Библеисты Упсальского ун-та, одного из крупнейших скандинавских центров богословия,
решительно выступили против крайностей *тюбингенской школы, хотя были и ученые,
к-рые частично принимали ее выводы (О.Мирбек, В.Рудин и др.).
Своеобразную позицию занял в вопросе толкования Библии датский философ Сёрен
Кьеркегор (1813-55). Отвергнув гегелевский *рационализм с его подчинением человека
общему, необходимому, историческому, он выдвинул на первый план переживание личности,
стоящей лицом к лицу с трагичностью бытия. Он подчеркивал, что Библия – не отвлеченная
книга, что она отражает внутреннюю драму человеческого существования («экзистенции»).
Бог открывается человеку, стоящему на грани отчаяния. В двух эссе «Страх и трепет»
и «Повторение», вышедших в 1843, Кьеркегор воспел двух «героев веры» Авраама и
Иова. Они не искали ответа в спекуляциях, а всем своим существом пережили опыт
отчаяния и в этом переживании обрели Бога. Для них Господь стоял по ту сторону
разума и этики. Только безоглядное стремление к Нему, готовность идти навстречу
неведомому открыли им истину, к-рую нельзя заключить в прокрустово ложе теории.
В 20 в. идеи Кьеркегора были возрождены и оказали большое влияние на *экзистенциалистскую
интерпретацию Библии.
Либерально-богословскую тенденцию в С.б. выражал шведский архиеп. Натан Сёдерблом
(1866-1931), к-рый в своем труде «Природа Откровения» (1903) солидаризировался
со взглядами *Гарнака. В то же время он был близок к концепциям католич. *«модернизма».
Наряду с субъективистскими и иррационалистич. тенденциями в С.б. наметился
большой интерес к социальному фону библ. учения. Датчанин *Буль выпустил один
из первых трудов на эту тему: «Социальные отношения израильтян» (1899; рус. пер.*Глаголева
А., СПб., 1912). Внимание к социальному *«жизненному контексту» библ. книг было
подкреплено влиянием на С.б. идей *Гункеля. Эти идеи питали также и сравнительно-религиозные
исследования. Феномен скандинавских *легенд, или саг, существовавших в долитературной,
устной форме, направил С.б. по особому руслу. Возникла тенденция рассматривать
Библию по аналогии с сагами. Уже С.Фрис (18б7-1914) из Упсалы начал резкую полемику
с *документарной теорией *Велльхаузена. Он и его сторонники (С.Линдер, *Педерсен
и др.) утверждали, что в *допленный период ВЗ как текст практически не существовал:
весь его корпус хранился в виде устной традиции и был записан лишь после *Плена
периода. Этот взгляд распространялся не только на *Пятикнижие, но и на книги пророков.
Более умеренную позицию занял *Мовинкель, к-рый, однако, тоже признавал ведущую
роль устной традиции. Под влиянием таких представителей С.б. как Мовинкель, Педерсен,
*Энгнелл, *Ринггрен, складывалась *ритуально-историческая школа, связывавшая *передачу
Слова Божьего с богослужебной традицией. Им же библ. наука обязана преодолением
старой либерально-протестантской антитезы «пророки-священники» (см. ст. Пророки,
п.7).
В области новозав. исследований значение устного *Предания подчеркивалось
*Рисенфельдом (1957) и *Герхардсоном (1961). Вопреки гипотезе *«истории форм»
школы, они утверждали, что апостольское Предание не было чем-то расплывчатым,
а представляло собой строго очерченную, устойчивую традицию, восходящую непосредственно
к Самому Иисусу Христу.
Широкий отклик имел труд шведского еп. Андреса Нигрена (p.1890) «Агапэ и Эрос»
(1930-36). В ней автор сравнил три религ. «мотивации»: в иудействе, эллинизме
и христианстве. Первое построено на послушании (номос, закон), второй – на стремлении
слиться с божеством (эрос), центральной же «мотивацией» христианства является
любовь (агапэ) к Богу и ближнему. Нигрену принадлежит также труд «Значение Библии
для Церкви» («The Significance of the Bible for the Church»).
Основные идеи С.б., касающиеся ВЗ, отражены во «Введении в Ветхий Завет» А.Бенцена,
изданном в Копенгагене в 1941 («Indledning til det Gambe Testamente», англ. пер.:
Introduction in the Old Testament, Copenhagen, 1948-49, v.1-2).
l Б ы х о в с к и й Б.Э., Кьеркегор, М., 1972 (там же указана библиогр.);
свящ. Т о л м а ч е в И., О состоянии Лютеранской Церкви в Швеции, ХЧ, 1861,
ч.II, отд.III; А n d е r s о n G.W., Some Aspects of the Upsala School of
the Old Testament Study, «Harvard Theological Review», 1950, № 43; Annuals of
Swedish Theological Institute, 1962-78, v.1-11; Faculty of Theology at Upsala
University, 1976; В е n t z е n А., Skandinavische Literatur zum Alten Testament,
«Theologische Runschau», 1948-49, № 17; М е r r i l l А., S р е n s е r
J., The «Upsala School» of biblical studies, «The Shelter of Elyon», 1984.
|