РАЗОЧАРОВАНИЕ, ПОСТЫЖЕНИЕ
См. катехизис.
Человек.
В Библии нередко уделяется место изображению чувства Р. Глубоко чувствительными
к жизненным Р. были древние Греки. Но, размышляя часто о печальной доле
ч-ка, они заботились прежде всего о том, чтобы с достоинством перенести
удары судьбы, не выражая во вне своего чувства. Подобная сдержанность не
характерна для Библии. В ней звучат во весь голос вопли Иова, четко слышатся
сарказмы Екклезиаста. Это - следствие различия темпераментов и культур,
различия между чувством меры Грека и страстностью Еврея. Но, в основном,
- это различие религиозной установки: в силу своей веры Израиль обладает
острым сознанием ценности всего творения, но также и сознанием его бренности;
ему свойственно болезненное восприятие всякой неудачи, с к-рой он никак
не может примириться, но в то же время и совершенная уверенность в окончательной
победе.
I. СТЫД, ЛОЖЬ И СУЕТНОСТЬ
В евр. словах, выражающих чувство Р., особенно выделяются два оттенка:
суетность предмета, в к-ром разочаровываются, и смущение того, кто обманулся.
1. Ложность всего суетного. - Еврей обладает глубокой потребностью
в устойчивости и чувствует ужас перед всем необоснованным и перед всякой
иллюзорной видимостью. Во лжи он осуждает быть может не столько ее бесчестность,
сколько выражаемое ею фундаментальное «ничто». Ложь, суетность, ничто -
привычные слова для обозначения тех, кто приносят Р., тех, кто ничего не
создает, «людей Велиала» (LXX переписали это выражение, не переводя его;
см Втор 13.13). Для изображения суетности наиболее часто даются образы
дуновения (гевел - «суета» Еккл), праха ('аюар), пустоты
(рик).
2. Стыд постыженного. - В мире, где вся жизнь проходит на глазах
людей, Р. неизбежно покрывает стыдом обманувшегося: положившийся на то,
что не заслуживает доверия, оказывается постыженным перед людьми. В этом
тяжкое испытание для гордости ч-ка, для его стремления быть признанным себе равными.
Поэтому самые обычные синонимы для определения Р. - слова стыд и
смущение, в особенности производные от корня буш. Слова Павла
«надежда не постыжает» (греч ού хαταισχύνει)
подчеркивают гордость, испытываемую апостолом при возвещении Евангелия
и Креста (Рим 5.5).
II. ВСЕ - РАЗОЧАРОВАНИЕ
Два вида опоры, на к-рые Израиль полагался, чтобы обеспечить свою судьбу,
приносят особенно глубокое Р.: великие державы и ложные боги, иначе говоря,
Египет и идолы. За блестящей внешностью Египта (наз. «Рахав бездельная»)
- одна лишь тщета и пустота (Ис 30.7), его сильные всадники - только плоть и Египтянин - только ч-к (Ис 31.1 слл; см Иер 2.37).
Египетская конница и воины все же реальные существа, а ложные боги просто
ничто и их идолы - ложь и бессилие. Поэтому их служители и их изготовители
обречены на посрамление (Иер 2.28; Ис 44.9 слл).
Но Екк. идет еще дальше и обобщает опыт Р.: «Под солнцем... все суета...
суета сует» повторяет он (1.2.14 и т.д.), столь разочарованный жизнью,
что вкладывает эти выражения в уста Соломона, Царя обладавшего в избытке
всеми дарами. При этом Екк. не презирает всех вещей мира сего; напротив,
он многого ожидал от них и отсюда его глубокая, но не безысходная горечь:
она учит все принимать от Бога, как хорошее, так и плохое (7.13 сл).
III. БОГ НИКОГДА НЕ РАЗОЧАРОВЫВАЕТ
Ч-к - источник Р. для ч-ка (Иер 17.5; Пс 117.8), но также и для Бога.
Виноградник, возделанный с любовью, принес только дикие ягоды (Ис 5.4).
Иисус, К-рый «знал, что в человеке» (Ин 2.25), испытал Р.: непризнанный
Своими сродниками (Мк 6. 3 сл), Он видел, как замыкаются сердца по мере
того, как Он хотел их тронуть (Мф 23.37 сл; Ин 12. 37-40), Он видел, как
бегут ученики, оставляя Его в тот момент, когда Он предавал Себя за них
(Мк 14.50).
Порою кажется, что и Сам Бог оставляет ч-ка, или что «рука Господня коротка»
(Числ 11.23). У Его самых верных служителей бывает искушение думать, что
их усилия напрасны и что Бог их предоставил самим себе. Илия просит смерти,
открыв, что он «не лучше отцов» своих (3 Цар 19.4). Иеремия доходит до
сомнения в крепости Божией: «Неужели Ты будешь для меня как бы обманчивым
источником, неверной водой?» (Иер 15.18, противопоставить Иер 2.13; Ис
58.11). Сам Иисус испытал предельную Богооставленность (Мк 15.34).
Утверждать, что только один Бог не постыжает, значит проникнуть глубже
внешнего поверхностного впечатления в сущность вещей. Это опыт веры, часто
переживаемый в ночи, обретенный ценою горестно пережитых Р. Эта основная
уверенность может укрепиться в ч-ке только через приобщение к спасению,
принесенному Иисусом Христом, К-рый, предавая дух Свой в руки Отца (Лк
23. 46), сохраняет верность Богу, кажущемуся отсутствующим
и безразличным. При поддержке такой веры ничто не может нас постыдить (см
Рим 8. 31-39), ибо Бог верен. Залогом этой верности, обеспечения против
всякого Р., является дар Его Сына, К-рым мы призваны и К-рым хранимы до
Его пришествия (1 Кор 1.9; 1 Фес 5.23 сл).
cм.: доверие - ложь II 1
|