КАЛЕНДАРЬ
Календы. Неделя.
Время.
Стили и стилизация: почему Московская Патриархия против нового стиля.
Важные события по дням года (исторический календарь).
популярно о православном К.: Ковальджи на "Радио Свобода", 2012.
Цензорин (3 в.), история календаря;
Евсевий о спорах вокруг даты празднования Пасхи
во 2 в.; в 3-м веке;
260 год: петуха ждём или Христа? Когда праздновать Пасху?
Кирик Новгородец о календаре, XII век;
Анафема на "новый" календарь Константинопольского патриарха, 1583;
история астрономии в древней Руси, Святский;
обсуждение календарного вопроса на соборе 1917 г.; на православном совещании 1948 года.
книжка Климишина о календаре;
очерк Эфромсона по истории К., 1984; анонимный очерк истории календаря,
составленный программистом довольно внятно; о расхождении стилей оч. хорошо Красильников;
О возможных причинах расхождений в календарных указаниях евангелистов Уваров, 2007.
Споры о календаре в 1930-е гг. на Новом Валааме, Шевченко, 2005.
Яшунский о старостильниках Греции, 2001;
краткий православный календарь, Мень,
1970; Ср. время; старостильники.
Апология ультра-старостильничества еп. Серафим Соболев;
Сайт с календарями на разные годы http://calendar.yuretz.ru, 2005.
21 января 1919 г. Послание Патриарха Тихона к Константинопольскому Патриарху Герману о переходе на новый календарный стиль.
1 октября 1923 г. Послание к православному народу о реформе календаря в Русской Православной Церкви.
8 ноября 1923 г. Распоряжение Патриарха Тихона об временном отложении постановления о введении в церковное употребление нового календарного стиля.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня -
КАЛЕНДАРИ БИБЛЕЙСКОЙ ЭПОХИ. В период ВЗ и НЗ не существовало единого
календаря. Поэтому изучение К.б.э. требует немалых усилий специалистов
разных областей и стало предметом особой науки. Уточнение *хронологии
свящ. истории тесно связано со способами времяисчисления, принятыми
у древних пророков.
Суточное времяисчисление в Иудее начиналось с вечера (ср.Быт 1:5),
что, по-видимому, было связано с древнейшим кочевым и пастушеским
образом жизни. Само слово «сутки» в Библии не встречается, за исключением
единств. выражения у ап.Павла (nucJ»meron, 2 Кор 11:25). Аналогом
его можно считать евр. идиому эрев вабокер (Дан 8:26). Продолжительность
часа не имела такой точности, как в нашем времяисчислении. Час считался
1/12 частью фактической длительности дня или ночи в соответствии
с восходом и заходом солнца, т.е. зависел от широты и времени года.
Когда был установлен 12-часовой день, неизвестно. Во всяком случае,
он был принят не позже евангельской эпохи (ср.Ин 11:9). Как и у
мн. народов, ночь и день в ВЗ делились на три «стражи», по 3 или
4 часа каждая — это был военный обычай, возникший из смены караула.
Из Евангелий явствует, что иудеи принимали римское деление ночи
на 4 стражи (ср.Мф 14:25). Трехчастное деление дня (ср.Пс 54:18)
соответствовало трем часам дневной молитвы. В бытовом словоупотреблении
«стражи» нередко назывались часами (1-й, 3-й, 6-й и 9-й), что отразилось
в евангельских сказаниях о Страстях и позднее — в церк. богослужении.
В связи с этим трудно установить, какое реальное время имеют в виду
евангелисты, говоря о часе 3-м и 6-м как о времени Распятия. Большинство
экзегетов считает, что ев.Иоанн (Ин 19:14) более точен. Его 6-й
час соответствует нашему полудню, т.к. римское времяисчисление охватывало
лишь половину суток: ночь или день. Прибором для измерения времени
были солнечные часы, изобретенные еще в 15 в. до н.э. в Египте,
а в Иудее о них известно с 8 в. до н.э. (4 Цар 20:9-11).
Недельное времяисчисление, в отличие от суточного, не ориентировалось
на природные циклы, а было искусственным. Хотя в ВЗ и существовало
деление месяца на декады (ср.Исх 12:3; Ис Нав 4:19; 4 Цар 25:1),
общепринятой была семидневная неделя с субботним днем покоя.
Само евр. слово шавуа, неделя, переводится как седмица. Специальных
названий для дней недели, видимо, не существовало: они обозначались
порядковыми номерами. Пятница называлась днем «приготовления» к
субботе (ср.Мк 15:42, син. пер. «пятница»). В христ. Церкви первый
день недели, в память о Воскресении, получил название «дня Господня»
или «дня воскресного».
Месячное времяисчисление в ВЗ имело неск. вариантов. Календарь
из Гезера (10 в. до н.э.) содержит 12 месяцев. Они не имеют названий
и тесно связаны с сельскохозяйств. работами (ХДВ, 1963, с.302).
Из ВЗ известен другой календарь *допленного периода. Библия приводит
названия его четырех месяцев: авив, зив, этаним, бул. Этот календарь
был солнечным. Год считался от урожая до урожая (Исх 23:16; 34:22).
С *Плена периода иудеи заимствовали лунно-солнечный календарь вавилонян
и их названия месяцев: нисан, ияр, сиван, таммуз, аб, элул, тишри,
мархешван, кислев, тебет, шеват, адар. При этом возникло два новолетия:
одно весеннее, а другое осеннее. Нек-рые общины (напр., *ессеи)
сохранили старый календарь. Начало месяца отсчитывалось от появления
молодой луны и было народным праздником «новомесячья». Тем не менее,
ввиду неточности астрономич.знаний и зависимости календаря от земледельч.
работ, продолжительность месяца часто менялась. Отсюда огромные
трудности в синхронизации древнего времяисчисления с современным.
Историческое времяисчисление. Библия не знает единой эры,
от к-рой велся бы счет лет. Чаще всего такого рода эрами являлись
важнейшие события прошлого (напр., исход из Египта; ср. 3 Цар 6:1),
а также годы правления израильских (4 Цар 17:1) или иноземных царей
(4 Цар 25:1; Лк 3:1). Даты правления иноземных царей можно уточнять
по внебибл. источникам, учитывая при этом, что египтяне считали
1-м годом царствования время от воцарения до следующего новолетия,
а вавилоняне — только от новолетия (промежуток до Нового года назывался
«началом царствования») (см. ст. Хронология библейская).
l *В и г у р у Ф., Руководство к чтению и изучению Библии, 19162;
Б и к е р м а н Э., Хронология Древнего мира, М., 1975; *Г л а г
о л е в А., Календарь библ.-евр. и иудейский, ПБЭ, т.8, с.1-7; *Е
л и з а р о в а М.М., Проблема календаря терапевтов, ППС, 1966,
№ 15 (78); З е л ь ц е р Д., Календарь, ЕЭ, т.9; архим.И е р о н
и м (Лаговский), Библ. археология, т.1, вып.1-2, СПб., 1883-84;
К л и м и ш и н И.А., Календарь и хронология, М., 19852; свящ.Л
е б е д е в Д., К истории времяисчисления у евреев, греков и римлян,
Пг., 1914; Л у р ь е И.А., Математич. теория евр. календаря, Могилев,
1887; П о к р о в с к и й А., Год библейский, ПБЭ, т.4, с.456-62;
Т р о и ц к и й И.Г., Библ. археология, СПб., 1913; Ц ы б у л ь
с к и й В.В., Календари и хронология стран мира, М., 1982; G o u
d o e v e r J., Biblical Calendars, Leiden, 1961.
|