ВИНО
Cр. виноградная лоза - алкоголизм. Cм. текстология НЗ;
Уотсон, 1992. Передача на "Радио Свобода", 2010.
Goodenough, Erwin. Jewish Symbols in the Greco-Roman Period. Vol. V. Fish, Bread, and Wine. New York: Pantheon Books, 1956.
Наряду с пшеницей и елеем, В. Святой Земли входит в состав повседневной пищи
(Втор 8.8; 11.14; 1 Пар 12.41); ему свойственно «веселить сердце человека» (Пс
103.15; Суд 9.13). Поэтому оно является одним из элементов мессианского пира,
но также, и прежде всего - Евхаристической вечери, на к-рой верующий черпает радость в самом ее источнике - в любви Христовой.
I. ВИНО В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
1. В обыденной жизни. - Приписывая Ною нахождение виноградной лозы и
указывая на неожиданное действие В. на него (Быт 9.20 сл), ягвистское предание
подчеркивает одновременно и благотворные и опасные свойства В. Будучи признаком
благосостояния (Быт 49.11 сл; Притч 3.10), В. является весьма ценным благом, делающим
жизнь приятной (Сир 32.7; 40.20), если его употреблять умеренно. Умеренность -
одно из проявлений внутреннего равновесия ч-ка, к-рое постоянно проповедуется
в кн. Мудр. Аксиома сына Сирахова: «Вино полезно для жизни человека, если будешь
пить его умеренно» (Сир 31.31)- самая яркая иллюстрация этого (ср 2 Макк 15.39).
В пастырских посланиях советы умеренности очень часты (1 Тим 3.3,8; Тит 2.3),
но употребление В. в надлежащих случаях даже советуется (1 Тим 5.23). Сам Иисус
вкушал В., не боясь осуждения (Мф 11.19 п). Ч-к, не придерживающийся умеренности,
подвергается различным опасностям. Пророки резко обличают знатных, любящих много
пить, потому что они забывают Бога и свою ответственность в отношении угнетаемого
и подстрекаемого ко злу народа (Ан 2.8; Ос 7.5; Ис 5.11 слл; 28.1; 56.12). Мудрые
обращают больше внимания на последствия этих излишеств для самого ч-ка: пьяница
обречен на бедность (Притч 21.17), ярость (Сир 31.35), разврат (Сир 19.2), несправедливость
в словах (Притч 23.30-35). Павел подчеркивает, что пьянство ведет к распутству
и вредит жизни Духа в хр-не (Еф 5.18).
2. В культовом обиходе. - Так как В. от Бога, как и все плоды земные,
оно употребляется в жертвоприношениях. Уже в древнем святилище Силома вино приносилось
в дар (1 Цар 1.24), чтобы во время жертвоприношений совершать предписанные возлияния
(Ос 9.4; Исх 29.40; Числ 15.5,10). В. входит в число начатков, к-рые полагаются
священникам (Втор 18.4; Числ 18.12; 2 Пар 31.5), и наконец оно является частью
НЗ-ого жертвоприношения, отменяющего предыдущий обряд. С другой стороны, в некоторых
случаях имеет место и религиозно-обоснованное воздержание от В. От священников
оно требуется во время исполнения их обязанностей, потому что последние требуют
полного самообладания, в особенности, чтобы учить Судить (Иез 44.21 слл; Лев 10,9 слл). Воздержание от вина
может также быть напоминанием о том времени, когда Израиль был лишен его в пустыне
и приближался к Богу, ведя суровую жизнь (Втор 29.5 сл). Много времени спустя,
после поселения в Ханаане, род Рехавитов (Иер 35.6-11) сохранял эту верность кочевому
образу жизни, при к-ром обходились без В. Подобно этому в назорействе (ср Ам 2.21)
существовал обычай аскетического характера воздерживаться от всякого плода виноградного
в знак посвящения Богу. Т. обр. еще до своего рождения был посвящен по воле Божией
Самсон (Суд 13.4 сл); аналогичен и случай с Самуилом (1 Цар 1.11) и Иоанном Крестителем
(Лк 1.15; ср 7.33). Узаконенное священническим кодексом назорейство могло также
приниматься как временный обет (Числ 6.2-20), что встречается еще и в иудео-христианской
общине (ср Деян 21.23 сл). Наконец, верующие часто призывались к воздержанию от
В. во избежание опасности компромисса с язычеством: об этом свидетельствует иудаизм
в послепленный период (Дан 1.18; ср Иф 10.5). Воздержание нек-рых хр-н вероятно
проистекает из стремления к аскетической жизни (1 Тим 5.23); но ап. Павел напоминает,
что этот аскетизм должен руководствоваться осторожностью и любовью (Рим 14.21;
ср 1 Кор 10.31).
II. СИМВОЛИКА ВИНА
1. В обычном смысле В. символизирует все, что приносит отраду в жизни: дружбу
(Сир 9.13), ч-ческую любовь (Песн 1.3; 4.10) и вообще всю земную радость
с ее двойственностью (Екк 10.19; Зах 10.7; Иф 12.13; Иов 1.18). Поэтому оно
может вызвать и представление о нездоровом опьянении в идолопоклоннических культах (Иер 51.7; Откр 18.3) и о счастьи
последователя Премудрости (Притч 9.2).
2. С религиозной точки зрения символика В. включается в эсхатологический контекст.
а) В ВЗ, объявляя великие наказания оскорбляющему Его народу, Бог говорит о
лишении его В. (Ам 5.11; Мих 6.15; Соф 1.13; Втор 28.39). Тогда остается пить
только В. гнева Божия, чашу ярости (Ис 51.17; ср Откр 14.8; 16.19).
Счастье же, обещанное Богом Его верным, часто выражается в образе большого количества
В., как, напр., в утешительных пророчествах (Ам 9.14; Ос 2.22; Иер 31.12; Ис 25.6;
Иоил 2.19; Зах 9.17).
б) В НЗ «новое вино» является символом мессианских времен. Иисус говорит, что
новый Завет, заключенный в Его лице, есть новое В., разрывающее ветхие мехи (Мк
2.22 п). Та же мысль выявляется в повествовании ев. Иоанна о браке в Кане: брачное
В., то доброе вино, к-рое «доселе ожидалось», есть дар Христовой любви, знак радости,
к-рая осуществляется пришествием Мессии (Ин 2.10; ср 4.23; 5.25). Выражение «новое
вино» есть и у Мф 26.29, в описании эсхатологической Вечери, уготованной Иисусом
для верных в Царстве Отца Его: это и есть завершение мессианских времен. Упоминание
о В. носит не только символический характер: оно приводится и в рассказе об установлении
Евхаристии. Прежде чем пить новое В. в Царстве Отца, хр-н питается на протяжении
всей своей жизни В., ставшим пролитою кровью Его Господа (ср 1 Кор 10.16).
Следовательно, употребление В. - для хр-на не только повод к благодарению (Кол
3.17; ср2.20слл), но и напоминание о Жертве, являющейся источником спасения и
вечной радости (1 Кор 11.25 сл).
DS
Cр.: виноградник - гнев Б ВЗ I 1, НЗ I 1
III 2 - голод и жажда ВЗ 1 б - Евхаристия - Ной I - опьянение
- радость ВЗ I - сбор винограда - трапеза - чаша
|