СТЕФАН КАПРИО
См. персоналии XXI в.
В апреле 2002 года выслан из России - первый из католический священников, потом
выслали еще шестерых и одного епископа.
О совместной молитве христиан разных конфессий, 2008; О кино, 2000.
5 апреля 2000 г. задержан милицией
- см. фельетон.
См. об А. Солдатове,
клеветавшем на Каприо.
Интервью с настоятелем прихода св. розария во Владимире оп.: Свет
Евангелия. - 1 янв. 2000 г. - С. 7.
-
Отец Стефано, Вы один из первых священников, которые приехали в
начале перестройки в Россию...
- Да, постоянно я стал жить и работать в Москве действительно с
1989 года, однако, начиная года примерно с 82-го, я приезжал сюда
или как студент, или как турист - на несколько дней, на месяц. В
ту пору я еще учился в Риме, в "Руссикуме" и в Восточном институте,
где изучал историю и традиции Восточных Церквей. Конечно, в то время
трудно было представить, что когда-нибудь я буду жить в России.
Но советские годы сменило время перестройки, и в 1989 году один
мой друг, итальянский предприниматель, открыл совместное предприятие
в Москве и. пригласил меня в гости.
Так я стал жить и работать здесь. Сначала - в итальянском посольстве,
где занимался вопросами взаимоотношений между Москвой и Ватиканом,
а также проблемами итальянской общины и итальянской школы в Москве.
А 1 декабря 1989 года в Риме прошла встреча Папы и президента СССР
Михаила Горбачева, на которой они приняли решение об установлении
дипломатических отношений. Чуть позже начал свою деятельность в
Москве Апостольский нунций, который и "эксплуатировал" меня немножко
в качестве неофициального секретаря. Затем, когда уже был назначен
Апостольским администратором архиепископ Тадеуш Кондрусевич, я стал
помогать и ему.
- Когда Вы стали настоятелем прихода?
- С 1992 года я приезжал во Владимир, где курировал восстановление
храма. А летом следующего года был назначен настоятелем прихода.
В 1991 году в Москве был создан Колледж католической теологии св.
Фомы Аквинского, где я преподаю до сих пор. Одновременно я остаюсь
советником Администратуры и выполняю разного рода другие официальные
и полуофициальные функции. В частности, с 1993 года мне поручили
попечительство над строительством больницы в Москве,
Помимо работы во Владимире я занимался также организацией приходов
в Нижнем Новгороде, Иванове. В скором времени мы собираемся открыть
приход в Ярославле,
- Вас не тяготят условия жизни и работы в России?
- Нет, мне никогда не было здесь трудно. Хотя, на первый взгляд,
жизнь в России кажется сложнее, чем на Западе. Но священники меньше
обращают на это внимание, потому что священник по своему призванию
- это человек, который не ищет удобств. Кроме того, я всегда хотел
попасть именно в эту страну.
Интерес к России, как и у многих на Западе, возник у меня из чтения
русской литературы, классиков. Прежде всего - это Достоевский и
Толстой. В юности ближе был Достоевский. В своих произведениях он
открывал Христа в самих противоречиях жизни, когда в мире зла вдруг
неожиданно проявляется добро,
С Толстым иначе. Я находил мудрость в его стремлении к гармонии,
к решению моральных и духовных вопросов на самом высшем уровне.
Очарование русскими традициями стало основой моего дальнейшего выбора
в изучении истории и культуры Восточной и, в частности, Русской
Церкви. Кроме того, повлиял на меня еще один священник - о. Романо
Скальфи, который руководит в Милане фондом "Христианская Россия",
сыгравшим очень важную роль в моем духовном воспитании. Я еще до
окончания духовной семинарии в Милане переехал в Рим, где начал
еще более углубленно изучать традиции Русской Церкви и других Восточных
Церквей. Все это я изучал для того, чтобы преподавать богословие
в Италии. Но пути Господни неисповедимы.
После 11 лет жизни в России считаю эту страну своей второй родиной.
Я даже не испытываю по возвращении в Италию каких-то особых чувств.
Для меня так же естественно быть России, как и в Италии. Ну а поскольку
я в Италии давно не живу и не работаю, то сегодня я предпочел бы
остаться в России. Просто хочется довести до конца все то, чем я
здесь начал заниматься!
- Как рано Вы почувствовали в себе призвание к священству?
- Я стал священником довольно обычным для молодого итальянского
католика образом. Некоторое время я учился у салезианцев, участвовал
в молодежном христианском движении "Коммунионе е либерационе" и
еще в школьные годы стал думать о священническом призвании. Конечно,
не все мальчики в Италии становятся священниками. Например, мой
старший брат тоже хотел избрать эту дорогу, однако не решился. Три
младшие сестры также живут светской жизнью. А вот родители очень
гордятся тем, что я стал священником, стараются помогать мне в моей
работе, но только жалеют, что я нахожусь так далеко.
- Чем занимаются Ваши родители?
- Моя мама - филолог, преподаватель итальянского языка, а папа
- врач. Сейчас он уже на пенсии, но активно занимается общественной
деятельностью и помогает мне в организации благотворительной помощи
для России.
- Как Вы считаете, какое место занимает сегодня Католическая
Церковь в России?
- Наша Церковь получила здесь определенный статус. На сегодняшний
день мы еще не знаем точно, сколько католиков в России, но знаем,
что число приходов почти достигло своего предела. Разумеется, приходы
еще будут открываться, но примерно 200-250 приходов - реальное число.
Католическая Церковь в России не будет большой, но она будет живой
и полезной для всех других христиан, в том числе и православных.
Когда я приехал в Россию, здесь не было напряжения между христианами.
Ситуация очень быстро испортилась и, наверное, главная причина заключается
все-таки в изменении политической атмосферы. В советские годы в
России так же, как и сегодня, боялись агрессии западных стран, но
как нечто далекое и нереальное. Тогда Православная Церковь старалась
навести какие-то мосты с Западом. После распада СССР политика России,
на мой взгляд, стала более агрессивной, появились националистические
настроения. В некотором смысле это, наверное, оправдано, но, с другой
стороны, лично для меня - странно. Потому, что люди, которые были
хорошо расположены к западным христианам, вдруг стали распространять
теории, что все беды России происходят от Запада и от других религий,
конфессий. Правда, во Владимире за все 7 лет у меня не было ни одного
конфликта с представителями Православной Церкви - ни с иерархами,
ни со священниками или мирянами.
Быть может, у меня были моменты излишнего рвения, излишнего энтузиазма
при восстановлении католических храмов, что могло задевать чувствительность
православных братьев. Но никогда не было попыток (а в этом нас тоже
обвиняют) уговорить кого-либо перейти в католичество, особенно из
числа православных.
- Но в России, тем не менее, всегда была достаточно заметна
и другая тенденция внутри православия. В наше время ее олицетворением
был о. Александр Мень. Вы, кажется, были хорошо
знакомы с ним?
- Да. Отец Александр - это действительно вершина влияния православия
на общество. Я с ним много и часто общался. Позиция о. Александра
была укоренена в истинно христианском чаянии единства. Для него
не было преград между католиками, протестантами, православными.
К сожалению, позиция Александра Меня не стала господствующей в Православной
Церкви, и такая позиция сегодня не очень реальна - преграды все
равно существуют. Наверное, пока стоит отставить в сторону проповеди
о единстве, но при этом продолжать искать и делать реальные шаги
к сотрудничеству и взаимоуважению между Церквами.
- Вы являетесь настоятелем во Владимире уже семь лет - как,
на Ваш взгляд, изменился приход за это время?
- В 1993 году, когда храм только открыли, прихожан было всего 10-15
человек. Сегодня по воскресеньям в церкви не найти свободного места.
Приходят, конечно, и те, кого прежде всего интересует итальянский
язык или, скажем, западная культура. Но многие от такого чисто светского
интереса доросли до действительно глубоко верующих людей.
И еще вот о чем я хотел бы в этой связи сказать. Настоятель прихода
- это человек, который должен быть, в первую очередь, отцом для
всех прихожан. А я стал настоятелем в достаточно молодом возрасте
и в этом смысле только-только начинаю приближаться к тому образу
настоятеля, который можно считать устоявшимся - это священник среднего
или старшего возраста, имеющий определенный жизненный и духовный
опыт. И все-таки, хороший настоятель, прежде всего, должен отличаться
не столько отцовским возрастом, сколько духом, и являть собой пример
благочестивой жизни.
Вообще священство - это действительно призвание. Но в то же время
для его реализации необходима хорошая подготовка. Это долгие годы
труда и ученичества. Структура Церкви такова, что священник постоянно
продолжает свое воспитание и образование, еще и потому, что пастырская
деятельность подразумевают высокую степень универсализма: священник
должен быть хорошим организатором, администратором, психологом и
т. д. Я, например, думал, что больше гожусь для преподавания, и
никак не ожидал, что когда-нибудь стану настоятелем,
Но в этом служении мне очень помогает архиепископ Тадеуш Кондрусевич,
за что ему особая благодарность.
Вопросы задавала Светлана Деменева
См.
|